ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-11199/18 от 02.10.2018 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск дело № А73-11199/2018

03 октября 2018 года

Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 02.10.2018. В полном объеме решение вынесено 03.10.2018.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Шапошниковой В.А.,

с участием секретаря судебного заседания Вершининой О.И., ведущей протокол судебного заседания,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края

к Хабаровской краевой организации общественной организации «Союз архитекторов России» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о взыскании финансовых санкций в сумме 500 рублей,

а также ходатайство о восстановлении срока

В заседании приняли участие:

от УПФ РФ – не явились

от ХК ООО «САР» - ФИО1 – председатель правления, личность установлена по паспорту гражданина РФ.

Суд установил: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края (далее – УПФР РФ в г. Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края, Управление, орган Пенсионного фонда, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Хабаровской краевой организации общественной организации «Союз Архитекторов России» (далее – ХК ООО «САР», общественная организация, ответчик) финансовых санкций в размере 500 рублей, наложенных решением наложенного решением от 18.10.2017 037S19170007260 «О привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.

Представитель ответчика в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

В силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

В отсутствие возражений со стороны лиц, участвующих в деле, по правилам части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд завершил предварительное судебное заседание и рассмотрел дело в судебном заседании в суде первой инстанции.

Управлением заявлено ходатайство о восстановлении срока на обращение в суд с заявлением о взыскании финансовых санкций.

С 01.01.2017 правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

На дату обращения в суд правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой регулируются Налоговым кодексом Российской Федерации, пунктом 3 статьи 46 которого предусмотрено, что налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Как следует из материалов дела, в установленный законом срок орган Пенсионного Фонда обратился в арбитражный суд за взысканием с ответчика финансовых санкций.

Арбитражным судом Хабаровского края 18.05.2018 по делу № А73-7733/2018 выдан судебный приказ. В связи с поступившими от ХК ООО «САР» возражениями относительно исполнения судебного приказа определением от 07.06.2018 судебный приказ отменен, разъяснено, что заявленное взыскателем требование может быть предъявлено в порядке производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.

С иском о взыскании финансовых санкций Управление обратилось 10.07.2018.

Суд признает причину пропуска срока на обращение в арбитражный суд уважительной, срок – подлежащим восстановлению.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с пунктом 2.2. статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя и отчество;

3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п «Сведения о застрахованных лицах».

ХК ООО «САР» в адрес Управления представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июль 2017 года (тип формы «исходная») 19 августа 2017 года, то есть, с нарушением установленных сроков.

По результатам камеральной проверки выявлено нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования за июль 2017 года в отношении 1 застрахованного лица, о чем 18.09.2017 составлен акт № 037S18170006501.

Акт направлен в адрес страхователя 19.09.2017.

По результатам проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений о застрахованных лицах, предусмотренных пунктом 2.2. статьи 11 Закона № 27-ФЗ в отсутствие должника, извещенного надлежащим образом, принято решение от 18.10.2017 № 037S19170007260 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 4 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в виде применения финансовых санкций в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.

В форме СВЗ-М за июль 2017 года страхователем представлены сведения на 1 застрахованное лицо.

Решением от 18.10.2018 страхователь привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 500 руб.

11.11.2017 в адрес общественной организации направлено требование от 11.11.2017 № 037S01170187281 об уплате штрафа в добровольном порядке.

В требовании установлен срок оплаты штрафа – до 29.11.2017.

В установленный срок должник штраф не уплатил, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании финансовых санкций.

В связи с отменой определением от 07.06.2018 по делу № А73-7733/2018 судебного приказа, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

В соответствии со статьей 1 Закона № 27-ФЗ:

застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, включая лиц, занятых на рабочем месте, дающем в соответствии с законодательством Российской Федерации право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, за которых уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

страхователи - юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения; международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации (в отношении застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"); семейные (родовые) общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, осуществляющие традиционную хозяйственную деятельность; крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы. В целях настоящего Федерального закона органы службы занятости в отношении безработных, а также организации, в которых лица, осужденные к лишению свободы, привлекаются к труду, приравнены к понятию "страхователь".

Основанием для начисления суммы штрафа решением от 18.10.2018 № 037S9170007260 послужил факт несвоевременного представления отчетности по форме СЗВ-М за июль 2017 года.

Хабаровская краевая организация общественной организации «Союз Архитекторов России» является некоммерческой организацией.

В своей деятельности ХК ООО «САР» руководствуется Федеральным законом Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Закон № 82-ФЗ) и Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ).

Согласно статье 3 Закона N 82-ФЗ право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений.

Статьями 4, 5 Закона N 82-ФЗ закреплено, что под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения.

Особенности, связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией отдельных видов общественных объединений - профессиональных союзов, благотворительных и других видов общественных объединений, - могут регулироваться специальными законами, принимаемыми в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Общественные объединения могут создаваться в одной из перечисленных в статье 7 Закона N 82-ФЗ организационно-правовых форм, в частности, в форме общественной организации, под которой понимается основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан (статья 8 Закона N 82-ФЗ).

Статьей 6 Закона N 82-ФЗ закреплено правовое положение членов и участников общественного объединения. Так, членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения.

Участниками общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, выразившие поддержку целям данного объединения и (или) его конкретным акциям, принимающие участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия, если иное не предусмотрено уставом.

То есть для членства в общественном объединении необходимо оформление индивидуального заявления или иного документа, для участия в общественном объединении не требуется обязательное оформление в общественном объединении.

Абзацем четвертым статьи 17 Закона N 82-ФЗ закреплено, что на работников аппаратов общественных объединений, работающих по найму, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и законодательство Российской Федерации о социальном страховании.

По смыслу указанной нормы в совокупности с приведенными выше положениями Закона N 82-ФЗ нормы трудового законодательства распространяются на лиц, работающих в общественных объединениях по найму (трудовому договору).

Пенсионным фондом Российской Федерации в письме от 13.07.2016 № ЛЧ-08-26/9856 разъяснено, что вопрос о необходимости представления общественными объединениями, являющимися страхователями по обязательному пенсионному страхованию отчетности по форме СЗВ-М, зависит от факта наличия или отсутствия трудовых или гражданско-правовых отношений между общественными объединениями и их правовых отношений между общественными объединениями и их участниками, основанными на трудовых или гражданско-правовых договорах на выплаты, по которым начисляются и уплачиваются в ПФР страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. В случае отсутствия такого оформления отношений представление отчетности по форме СЗВ-М за таких лиц общественными объединениями не осуществляется.

Как установлено в судебном заседании, в ХК ООО «САР» отсутствуют лица, с которыми были бы заключены трудовые или гражданско-правовые договоры. Председатель Правления общественной организации ФИО1 суду пояснил, что он является пенсионером и осуществляет свою деятельность в ХК ООО «САР» на общественных началах.

Управлением не представлено суду доказательств в опровержение указанных фактов.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что у ХК ООО «САР» отсутствовала обязанность по представлению отчетности по форме СВЗ-М за июль 2017 года, следовательно, представление такой отчетности с нарушением установленных законом сроков не влечет ответственность, предусмотренную частью 4 статьи 17 Закона № 27-ФЗ.

У органа Пенсионного фонда не имелось правовых оснований для принятия решения от 18.10.2017 № 037S19170007260 о наложении на ХК ООО «САР» финансовых санкций, а также для направления требования от 11.11.2017 № 037S01170187281.

Заявленные требования о взыскании финансовых санкций, основанные на решении от 18.10.2017 № 037S19170007260, являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Восстановить Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края срок для подачи заявления о взыскании финансовых санкций.

В удовлетворении заявленных Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края требований о взыскании с Хабаровской краевой организации общественной организации «Союз архитекторов России» штрафа в сумме 500 рублей, наложенного решением от 18.10.2017 037S19170007260 «О привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья В.А. Шапошникова