ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-11282/2021 от 20.09.2021 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск дело № А73-11282/2021

04 октября 2021 года

Решение в виде резолютивной части принято 20 сентября 2021 года.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи О.П. Медведевой,

рассмотрел в порядке упрощенного производства дело по иску акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 107078, <...>; Дальневосточный филиал ОАО «ФПК»: 680021, <...>)

к обществу с ограниченной ответственностью «Риквест-Сервис» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 107023, <...>, этаж 1, пом. 30, оф. 301)

о взыскании штрафа в размере 5 000 руб.

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество «Федеральная пассажирская компания» (далее – АО «ФПК», истец) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Риквест-Сервис» (далее - ООО «Риквест-Сервис», ответчик) о взыскании штрафа в сумме 5 000 руб. за ненадлежащее исполнение условий договора № ФПК-18-216 от 14.06.2018 г. в размере 5 000 руб.

Определением суда от 26.07.2021 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны извещены надлежащим образом о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.

Ответчиком представлен отзыв на исковое заявление, в котором с требованиями истца не согласился, в иске просил отказать в полном объеме.

Ответчиком также заявлено ходатайство о рассмотрении дела по общим правилам искового производства, ввиду того, что заявленные истцом требования имеют спорный характер, ответчик имеет активную позицию при участии в деле. Отсутствие возможности высказаться в судебном заседании, представлять доказательства, по мнению ответчика, приведет к ущемлению его прав.

Истец представил возражения на заявленное ответчиком ходатайство о переходе к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.

В соответствии с частью 5 статьи 227 АПК РФ суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства или по правилам административного судопроизводства, если в ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства удовлетворено ходатайство третьего лица о вступлении в дело, принят встречный иск, который не может быть рассмотрен по правилам, установленным настоящей главой, либо если суд, в том числе по ходатайству одной из сторон, пришел к выводу о том, что: порядок упрощенного производства может привести к разглашению государственной тайны; необходимо выяснить дополнительные обстоятельства или исследовать дополнительные доказательства, а также провести осмотр и исследование доказательств по месту их нахождения, назначить экспертизу или заслушать свидетельские показания; заявленное требование связано с иными требованиями, в том числе к другим лицам, или судебным актом, принятым по данному делу, могут быть нарушены права и законные интересы других лиц.

Исследовав материалы дела, доводы заявленных требований и возражений сторон, суд пришел к выводу о достаточности и полноте представленных сторонами доказательств, оснований для перехода к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, установленных частью 5 статьи 227 АПК РФ, не установлено.

На основании изложенного, ходатайство ответчика оставлено без удовлетворения.

Истцом представлены возражения на отзыв ответчика.

20.09.2021 г. арбитражным судом в соответствии с частью 1 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принято решение в виде резолютивной части, которое размещено на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно решению в виде резолютивной части от 20.09.2021 г. исковые требования удовлетворены в полном объеме.

23.09.2021 г. ответчик обратился в суд с заявлением о составлении мотивированного решения по настоящему делу.

На основании абзаца третьего части 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом изготовлено мотивированное решение.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

14.06.2018 между АО «ФПК» (далее - Заказчик) и ООО «Риквэст-Сервис» (далее - Исполнитель) заключен договор № ФПК-18-216 на оказание услуг по стирке белья и сухой химической чистке (далее - договор).

Пунктом 2.1. договора предусмотрено, что Исполнитель обязуется оказывать слуги по укомплектованию СМИ вагонов поездов по заявкам структурных подразделений Дальневосточного филиала АО «ФПК» в соответствии с условиями настоящего договора (далее - услуги), а Заказчик-принимать и оплачивать надлежаще оказанные услуги в порядке, предусмотренном настоящим договором.

Исполнитель обязуется оказывать услуги в том числе, в соответствии с требование ли Регламентов (далее - Регламент взаимодействия).

Согласно пункту 1.3 Регламента взаимодействия Исполнителя и филиала Заказчика и структурных подразделений филиала Заказчика при оказании услуг, согласованного с Исполнителем в порядке, предусмотренном настоящим договором (пункт 2.2, 2.2.15 Договора), знание и выполнение его требований является обязанностью сторон договора и работников организаций, привлеченных сторонами договора для выполнения обязанностей по договору. Нарушение требований Регламента влечёт за собой ответственность в соответствии с условиями Договора и действующим законодательством РФ.

Раздел 6 договора устанавливает обязанности сторон.

Пунктом 6.1.1 договора предусмотрено, что Исполнитель обязуется оказывать услуги качественно и своевременно в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, нормативных актов МПС России, Минтранса России, локальных актов ОАО «РЖД» и АО «ФПК», государственных и отраслевых стандартов, а также условиями настоящего договора.

Пунктом 6.1.3.2 договора установлено, что упаковка комплектов постельного белья и пледов производится в упаковочные одноразовые пакеты.

Пунктом 4.3 СТО ФПК 1.21.002-2019 «Стандарт оснащенности вагонов ОАО «ФПК». Требования к оснащенности пассажирских вагонов съемным мягким имуществом», утвержденного распоряжением ОАО «ФПК» от 132.03.2019 г. № 221р предусмотрено, что комплект постельного белья должен быть упакован в индивидуальные прозрачные перфорированные закрытые пакеты одноразового использования размером не менее 43 х 32 см с оформлением лицевой стороны в соответствии с приложением Б к настоящему Стандарту.

Пунктом 6.4.1 договора установлено, что Заказчик вправе в любое время проверять ход и качество услуг, оказываемых Исполнителем.

Пунктом 8.1 Регламента взаимодействия установлено, что комплекты постельного белья выдаются пассажирам или для застила в запечатанных прозрачных пакетах. Перед выдачей комплекта представитель Заказчика должен по внешнему виду комплекта определить его полную укомплектованность. Для этого предметы постельного белья укладываются Исполнителем в пакет таким образом, что бы было возможно определить комплектность без вскрытия пакета.

В силу пункта 5.7 договора, Заказчик по окончании оказания услуг по соответствующему (каждому) составу поезда во время, установленное Графиком подготовки составов в рейс, до отправки поезда в рейс вправе проверять качество оказания услуг в порядке, предусмотренном Регламентом взаимодействия.

В случае обнаружения факта оказания Услуг ненадлежащего качества, выявленные недостатки указываются в акте о недостатках. До окончания работы ПДК Исполнитель обязан устранить все выявленные Заказчиком недостатки собственными силами. После устранения указанных в акте о недостатках недостатков соответствующая запись делается в акте о недостатках.

В случае уклонения ответственного работника Исполнителя от подписания акта о недостатках или неявки ответственного работника Исполнителя для подписания акта о недостатках, Заказчик подписывает акт о недостатках в одностороннем порядке, и такой акт будет иметь юридическую силу.

Заказчик также вправе проверять качество оказания Услуг в пути следования.

При выявлении факта оказания Услуг ненадлежащего качества, представителями Заказчика в пути следования составляется акт о недостатках, по форме, предусмотренной локальными актами Заказчика или ОАО «РЖД» для соответствующего случая. По прибытию поезда в пункт формирования (оборота) такой акт вместе с имуществом предоставляется Исполнителю для подписания и принятия мер по устранению недостатков.

В случае уклонения ответственного работника Исполнителя от подписания акта или неявки ответственного работника Исполнителя для подписания акта, Заказчик подписывает акт в одностороннем порядке, и такой акт будет иметь юридическую силу.

В соответствии с пунктом 5.13 приемка Заказчиком услуг не лишает Заказчика права ссылаться на недостатки услуг, фактически обнаруженные после их приемки.

В соответствии с пунктом 8.3 Регламента взаимодействия, в случае обнаружения нарушений, установленных реестром (предложение №3), а также иных недостатков, не указанных в приложении №3, представитель Заказчика составляет акт о недостатках СМИ (приложение №6), который подписывается проводником 1 начальником поезда (или старшим проводником прицепных вагонов).

Из материалов дела следует, что в адрес вагонного участка Хабаровск поступила жалоба пассажира ФИО1, проезжавшей в поезде № 113 сообщением «Тихоокеанская – Хабаровск» место 25 вагон № 16, о том, что полученный ею комплект белья имеет дефекты – дырки в простыне, пятна на полотенце, при вскрытии замененного комплекта были также обнаружены дефекты – дырки в наволочке и простыне. В третьем комплекте также выявлены дефекты – дырки на постельном белье, ржавчина. Таким образом, пришлось заменить 3 комплекта белья.

По данному факту составлен акт ФМУ-73 от 31.08.2020.

Начальником пассажирского поезда резерва проводников пассажирских вагонов ФИО2 представлена объяснительная на имя начальника вагонного участка Хабаровск ФИО3

По факту жалобы пассажира 24.09.2020 было проведено совместное с ответчиком совещание, в ходе проведения которого, факты, указанные пассажиром, подтвердились.

В соответствии с пунктом 7.3 договора, в случае поступления Заказчику обоснованных (подтвержденных результатами разбора в филиале АО «ФПК» или его структурном подразделении с обязательным привлечением представителя Исполнителя) жалоб от пассажиров в связи с ненадлежащим оказанием Исполнителем услуг, Заказчик вправе потребовать, а Исполнитель обязан уплатить заказчику штраф в размере 5 000 рублей за каждую обоснованную жалобу.

01.04.2021 в адрес ответчика направлена претензия №3736/ФПКФ ДВОСТ с требованием об уплате штрафа.

В ответ на претензию в письме от 17.05.2021 №318 ответчик претензию не признал, сославшись на отсутствие протокола разбора по обращению пассажира.

Поскольку претензия ответчиком оставлена без удовлетворения, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.

Оценив доказательства, представленные в материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

В силу пункта 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 ГК РФ).

Пунктом 1 статьи 329 ГК РФ установлено, что исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой.

В соответствии с пунктом 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

В соответствии с условиями договора ответчик принял на себя обязательства оказывать услуги качественно и своевременно.

Пунктом 7.3 договора предусмотрено, что в случае поступления Заказчику обоснованных (подтвержденных результатами разбора в филиале АО «ФПК» или его структурном подразделении с обязательным привлечением представителя Исполнителя) жалоб от пассажиров в связи с ненадлежащим оказанием Исполнителем услуг, Заказчик вправе потребовать, а Исполнитель обязан уплатить Заказчику штраф в размере 5 000 (пять тысяч) рублей за каждую обоснованную жалобу, а также возместить все убытки Заказчика, в том числе возместить суммы компенсаций, выплаченные Заказчиком пассажирам в связи с ненадлежащим оказанием услуг Исполнителем.

Факт ненадлежащего исполнения ответчиком условий договора, выразившийся в предоставлении комплектов постельного белья с дефектами, подтверждается материалами дела: жалобой пассажира, актом от 31.08.2020, объяснительной от 01.09.2020, протоколом совещания от 24.09.2020.

За допущенное нарушение ответчику начислен штраф в сумме 5000 руб.

В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Доводы ответчика, изложенные в отзыве, не могут быть приняты судом во внимание по следующим обстоятельствам.

Основанием для выставления штрафа ООО «Риквэст-Сервис» послужила жалоба пассажира и составленный по данному факту акт ФМУ-73 № б/н от 31.08.2020.

Порядок проверки качества оказания исполнителем услуг определен в пункте 5.7 договора, в соответствии с которым заказчик по окончании оказания услуг по соответствующему составу поезда во время, установленное графиком подготовки составов в рейс, до отправки поезда в рейс вправе проверять качество оказания услуг в порядке, предусмотренном Регламентом взаимодействия.

В соответствии с пунктом 7.6 Регламента взаимодействия, представитель Исполнителя принимает участие в работе постоянно - действующей комиссии (далее - ПДК) Заказчика.

Регламентом, в пункте 6.7, установлено, что после передачи в вагон последнего по счету предмета СМИ представитель Исполнителя заходит в тамбур вагона и ждет, пока представитель Заказчика вскроет мешки, пересчитает и осмотрит СМИ, в том числе пересчитает и осмотрит комплекты постельного белья и иное СМИ на предмет соответствия их категории оснащенности, наличия недовложения или некачественной обработки без повреждения упаковки, подпишет три экземпляра накладной формы № ФИУ-20. Заказчик обязан произвести осмотр СМИ и вправе не принимать СМИ с недостатками.

При этом, комплекты постельного белья осматриваются представителем Заказчика без повреждения упаковки, имея возможность определить соответствие комплектов белья исключительно по внешнему виду сверху.

Ссылка ответчика на ненадлежащую приемку-передачу имущества (комплектов постельного белья СМИ), что отражено в накладных, подписание которых осуществляется после приемки комплектов белья, судом отклонена.

Указание на недостатки СМИ, установленные в процессе работы ПДК (до принятия имущества Заказчиком по накладной Формы ФМУ-20) при подписании накладной представителем Заказчика и представителем Исполнителя не требуется. Условиями Договора, Регламента взаимодействия данные действия не предусмотрены.

Пунктом 4.2 Регламента взаимодействия на ответчика возложена обязанность по укомплектованию СМИ спальных пассажирских вагонов, доставке предметов СМИ в вагоны, профилактической обработке (стирке, химической чистке, дезинфекции) СМИ в соответствии с требованиями нормативны документов, комплектации постельного белья и упаковка комплектов в пакеты из прозрачной полиэтиленовой пленки с логотипом, технические характеристиками, согласованными с Заказчиком.

Таким образом, профилактическая обработка, упаковка производится именно ответчиком. Ответчик несет ответственность за качество данных услуг и как следствие за отсутствие каких-либо повреждений, пятен на предметах СМИ в уже запечатанном комплекте постельного белья.

Пунктом 6.1.3.2 договора установлено, что упаковка комплектов постельного белья и пледов производится в упаковочные одноразовые пакеты.

Пунктом 4.3 СТО ФПК 1.21.002-2019 «Стандарт оснащенности вагонов ОАО «ФПК». Требования к оснащенности пассажирских вагонов съемным мягким и имуществом», утвержденного распоряжением ОАО «ФПК» от 132.03.2019 г. № 221р предусмотрено, что комплект постельного белья должен быть упакован в индивидуальные прозрачные перфорированные закрытые пакеты одноразового использования размером не менее 43 х 32 см с оформлением лицевой стороны в соответствии с приложением Б к настоящему Стандарту.

Согласно пункту 8.1 Регламента взаимодействия, комплекты постельного белья выдаются пассажирам или для застила в запечатанных прозрачных пакетах.

Ответчик не отрицает, что все комплекты постельного белья, в которых пассажиром обнаружены недостатки предметов СМИ - пятна, дыры, были в запечатанном виде, из чего следует, что образоваться они могли только на этапе обработки или упаковки.

Доводы ответчика о том, что все нарушения могли быть установлены еще при приемке СМИ в вагоне, не состоятельны, поскольку изначально все комплекты постельного белья должны поставляться Заказчику в надлежащем виде.

Положениями договора и Регламента взаимодействия оговорены действия сторон как при выявлении недостатков при ПДК, так и при выявлении недостатков СМИ в пути следования пассажирского поезда.

В настоящем случае, недостатки выявлены 31.08.2020 в пути следования пассажирского поезда № 113 сообщением «Тихоокеанская - Хабаровск» в вагоне №16 пассажиром ФИО1 при вскрытии предоставленных трех комплектов белья.

Ответчиком не оспаривается тот факт, что все комплекты были вскрыты пассажиром перед застилом, так как предметы СМИ были упакованы в запечатанный полиэтиленовый пакет.

В соответствии с пункта 5.7 Договора, при выявлении факта оказания Услуг ненадлежащего качества, представителями Заказчика в пути следования составляется акт о недостатках, по форме предусмотренной Договором. По прибытию поезда в пункт формирования (оборота) такой акт вместе с имуществом предоставляется Исполнителю для подписания и принятия мер по устранению недостатков. В случае уклонения ответственного работника Исполнителя от подписания акта или неявки ответственного работника исполнителя для подписания акта, Заказчик подписывает акт в одностороннем порядке, и такой акт будет иметь юридическую силу.

В силу пункта 8.3 Регламента взаимодействия, в случае обнаружения нарушений, установленных реестром (предложение №3), а также иных недостатков, не указанных в приложении №3, представитель Заказчика составляет акт о недостатках СМИ (приложение №6), который подписывается проводником и начальником поезда (или старшим проводником прицепных вагонов).

По факту обращения пассажира, 24.09.2020 было проведено совместное с ответчиком совещание, что подтверждается представленным в материалы дела протоколом. В ходе проведения, которого, факты, указанные пассажиром, подтвердились.

Пункт 7.3 Договора предусматривает, что при поступлении Заказчику обоснованных жалоб от пассажиров в связи с ненадлежащим оказанием Исполнителем услуг, проводится разбор в филиале АО «ФПК» или его структурном подразделении с обязательным привлечением представителя Исполнителя.

24.09.2020 в Вагонном участке Хабаровск у начальника участка прошло совещание по обращению пассажира, в котором принимал участие и работник ответчика, директор филиала ООО «Риквэст-Сервис».

В ходе проведения совещания были рассмотрены обращение пассажира, объяснения начальника пассажирского поезда, проводника пассажирского вагона, заслушано мнение представителя ответчика, изучены представленные документы, составленные в соответствии с условиями договора.

При этом было установлено, что выявленные дефекты были обнаружены при развороте постельного белья, тем самым выявить замечания без вскрытия упаковки не представлялось возможным.

Факт проведения совещания и присутствие на нем своего работника, ответчиком не оспаривается.

Наличие при экипировке вагона комплектов постельного белья в остатке не свидетельствует о каких-либо нарушениях со стороны истца, поскольку комплекты постельного белья находились в запечатанном виде, доступа загрязняющих веществ, колюще-режущих предметов к предметам СМИ в комплектах не было, в ходе ПДК все комплекты осматривались, факта нарушения упаковки при хранении в вагоне в остатке выявлено не было.

Не указание в акте ФМУ-73 размера пятен, дыр, а также их присутствие на конкретных предметах не опровергает факта их наличия.

Ответчик также ссылается на уменьшение стоимости услуг в сентябре 2020 г., при этом каких-либо доказательств не представляет. Таким образом, данное утверждение является необоснованным.

Наличие перфорации пакета, в который упакован комплект белья, необходим для воздухообмена, а дефекты были обнаружены на постельном белье только при развороте предметов, следовательно, дефекты могли образоваться только вследствие некачественной обработки.

Личность пассажира ФИО1, являющейся работником АО «ФПК», не имеет правового значения, поскольку пассажир транспортного средства и представитель юридического лица являются носителями различных прав и обязанностей.

ООО Риквэст-Сервис» является собственником имущества, поставляемого в вагоны истца, следовательно, обязанность по предоставлению чистого, качественного, отвечающего требованиям СТО ФПК и санитарным нормам имущества, целиком лежит на ответчике.

На основании вышеизложенного, приведенные ответчиком в отзыве доводы не опровергли правовую позицию истца, в связи с чем, требования истца подлежат удовлетворению.

В порядке статьи 110 АПК РФ расходы истца по государственной пошлине возлагаются на ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Риквест-Сервис» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>) штраф за ненадлежащее исполнение условий договора № ФПК-18-216 от 14.06.2018 г. в размере 5 000 руб., государственную пошлину в сумме 2 000 руб.

Решение вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья О.П. Медведева