ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-11296/18 от 06.09.2018 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск дело № А73-11296/2018

07 сентября 2018 года

Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 06.09.2018. В полном объеме решение вынесено 07.09.2018.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Шапошниковой В.А.

с участием помощника судьи Воробьевой А.С., ведущей протокол судебного заседания,

рассмотрел в заседании суда дело по заявлению Администрации города Хабаровска

к Комитету регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края

о признании недействительным предписания от 04.05.2018 № П2018-02-0270

В заседании приняли участие:

от заявителя – ФИО1 – представитель по доверенности от 03.08.2018 № 1.1.29-201

от ответчика – не явились

Суд установил: Администрация города Хабаровска (далее – Администрация, заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Комитета регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (далее – Комитет, ответчик) от 04.05.2018 № П2018-02-0270.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель Комитета в судебное заседание не явился, в своем письменном отзыве просил отказать в удовлетворении заявленных требований.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

По обращению гражданина (рег. № С-1497ж от 05.03.2018) на основании мотивированного представления о проведении внеплановой проверки по результатам мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении видов государственного контроля (надзора), распоряжения от 12.04.2018 № 857-р Управлением регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края проведена внеплановая проверка Администрации города Хабаровска по вопросу исполнения Администрацией нормативных правовых актов Российской Федерации и Хабаровского края при решении вопросов местного значения по признанию многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Проведение проверки согласовано с прокуратурой Хабаровского края, что подтверждается решением первого заместителя прокурора края В.А. Волкова о согласовании проведения внеплановой проверки от 13.04.2018 № 7-362-2018

По результатам проверки Управлением выявлены нарушения части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), пункта 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. № 47 (далее – Положение № 47) выразившиеся в том, что принятое Администрацией решение об отселении граждан, проживающих в многоквартирном доме по адресу: <...> (далее – МКД, аварийный дом), в срок до 2025 года не отвечает критериям разумности и противоречит приведенным положениям нормативно-правовых актов.

Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 04.05.2018 № П2018-02-0270.

Администрации выдано предписание от 04.05.2018 № П2018-02-0270, согласно которому необходимо устранить нарушения части 10 статьи 32 ЖК РФ, пункта 49 Положения № 47, путем принятия срочных мер по расселению граждан, проживающих в аварийном доме. Установлен срок исполнения предписания - 15.07.2018.

Не согласившись с выданным предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о его обжаловании

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Частью 2 статьи 77 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) предусмотрено, что государственные органы, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, включая территориальные органы федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют в пределах своей компетенции контроль (надзор) за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований и иных муниципальных нормативных правовых актов при решении ими вопросов местного значения и осуществления полномочий по решению указанных вопросов и иных полномочий, закрепленных за ними в соответствии с федеральными законами, уставами муниципальных образований, а также в соответствии с федеральными законами, уставами муниципальных образований, а также за соответствием муниципальных правовых актов, требованиям Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 3.1.2.10. Положения об управлении регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края, утвержденным Постановлением Правительства Хабаровского края от 16.10.2012 № 371-пр (далее – Положение) Управление уполномочено на проведение регионального государственного жилищного надзора.

Из пункта 1.5.1 Административного регламента исполнения управлением регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора следует, что региональный государственный жилищный надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности.

Согласно пункту 3.2 Положения к отношениям, связанным с организацией и проведением проверок органов государственной власти, органов местного самоуправления и граждан, применяются положения настоящего Порядка и принятого в соответствии с ним административного регламента, утвержденного уполномоченным органом, с учетом особенностей, установленных статьей 77 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

При выявлении в результате проведенной проверки нарушений выдает предписание для устранения допущенных нарушений (пункт 3.1.4. Положения).

Таким образом, суд полагает обоснованными доводы Управления о том, что проверка Администрации города Хабаровска проведена в соответствии с нормами Закона № 131-ФЗ.

Из диспозиции части 2 статьи 77 Закона № 131-ФЗ следует, что условием проведения внеплановой проверки является нарушение законодательства Российской Федерации, влекущие возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а равно массовые нарушения прав граждан.

Из представленных в дело документов судом установлено, что основанием для начала административного действия, а именно издания распоряжения о проведении внеплановой проверки, послужили сведения о наличии в действиях Администрации нарушений норм жилищного законодательства и прав граждан, изложенное в письменном обращении гражданина.

Проведение проверки согласовано с прокуратурой Хабаровского края, что подтверждается решением первого заместителя прокурора края В.А. Волкова о согласовании проведения внеплановой проверки от 13.04.2018 № 7-362-2018.

Таким образом, суд соглашается с доводами Управления о проведении проверки заявителя при наличии законных на то оснований, предметом которой являлось исполнение обязанностей органа местного самоуправления по вопросам, отнесенным законом к компетенции данного органа.

Как следует из материалов дела, межведомственной комиссией по рассмотрению вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, созданной в соответствии с распоряжением мэра города Хабаровска от 26.02.2016 № 566, составлено заключение от 31.05.2016 № 391 о выявлении оснований для признания многоквартирного дома № 24 по ул. Зои Космодемьянской в г. Хабаровске аварийным и подлежащим реконструкции.

Постановлением Администрации города Хабаровска от 13.07.2016 № 2455 указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим реконструкции, установлен срок отселения жильцов на время проведения реконструкции дома в жилые помещения маневренного фонда - до 2025 года.

Администрация в обоснование заявленных требований указывает на отсутствие нормативно установленного срока отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Как указал в судебном заседании представитель заявителя, установление такого срока отнесено к полномочиям администрации. Администрация приняла постановление от 13.07.2016 № 2455, определив срок отселения жильцов, вследствие чего заявителем соблюдены нормы жилищного законодательства и Положения № 47.

Суд полагает приведенные доводы Администрации подлежащими отклонению, а выводы Управления о необходимости принятия срочных мер по отселению граждан обоснованными ввиду следующего.

В соответствии с частью 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

Согласно пункту 49 Положения № 47 на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Из анализа совокупности приведённых норм следует, что к полномочиям органа местного самоуправления относится решение вопроса по отселению физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, такой срок должен быть разумным.

Суд полагает обоснованными доводы Управления о том, что с учетом степени износа дома (72%) и указанных в заключении ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае нарушений требований СанПиН 2.1.2.2645-10, СанПиН 42-128-4690-88 срок отселения жильцов из аварийного дома до 2025 года не может быть признан разумным.

При этом доказательств невозможности приятия Администрацией мер по отселению жильцов из аварийного дома в более короткий срок заявителем в материалы дела не представлено.

Отсутствие в законе срока, в течение которого необходимо провести отселение физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ, не может освобождать орган местного самоуправления от исполнения возложенной на него обязанности в разумный срок.

Доводы заявителя о несоответствии предписания критериям реальной исполнимости и конкретности, ввиду отсутствия указаний на конкретные мероприятия, которые необходимо выполнить Администрации для устранения выявленных нарушений, судом отклоняются.

Выбор конкретного способа устранения нарушений, в случае их выявления, предоставлен заявителю, что не свидетельствует о незаконности предписания, не нарушает права и законные интересы Администрации, поскольку предоставляет последнему возможность самостоятельно избрать для себя способы устранения допущенных нарушений.

Доводы заявителя о том, что предписание выдано лицу, которое не существует – администрации городского округа «Город Хабаровск», а, следовательно, не подлежит исполнению Администрацией города Хабаровска, судом отклоняются.

Из совокупности имеющихся документов с очевидностью следует, что предписание от 04.05.2018 № П2018-02-0270 выдано в адрес Администрации города Хабаровска. Указание в предписании органа - администрация городского округа «Город Хабаровск» фактически является технической ошибкой или опечаткой. О том, что предписание адресовано именно Администрации города Хабаровска у заявителя не вызывало сомнений, что подтверждается фактом его обращения с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.

Нарушений процедуры проведения проверки, повлекших безусловное основание для признания оспариваемого предписания недействительным, судом в ходе рассмотрения дела не установлено.

Частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания обжалуемого предписания недействительным. Требования заявителя являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований Администрации города Хабаровска о признании недействительным предписания Комитета регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края от 04.05.2018 № П2018-02-0270 отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объёме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу, если решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья В.А. Шапошникова