ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-11325/12 от 14.11.2012 АС Хабаровского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск дело № А73-11325/2012

21 ноября 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 14 ноября 2012 года. Полный текст решения изготовлен 20 ноября 2012 года

Арбитражный суд Хабаровского края в составе: судьи Стёпиной С.Д.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём Задоя А.А.

рассмотрев в заседании суда дело по заявлению Федерального государственного казенного учреждения "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Приморскому краю"

к Федеральному казенному учреждению "Федеральное управление автомобильных дорог "Дальний Восток" Федерального дорожного агентства

о признании незаконным бездействия

в судебном заседании приняли участие:

от заявителя - Шелков С.В., по доверенности №21/703/31/8388 от 02.10.2012г., юрисконсульт;

от ФКУ «Дальуправтодор» - Грицко Е.В., по доверенности №1 от 10.01.2012г., начальник юридического отдела

установил: Федеральное государственное казенное учреждение "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Приморскому краю" обратилось в арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Федеральному казенному учреждению "Федеральное управление автомобильных дорог "Дальний Восток" Федерального дорожного агентства о признании незаконным решения начальника ФКУ «Дальуправтодор» об отказе в выдаче разрешения на перевозку крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов по дорогам общего пользования Российской Федерации; обязании начальника ФКУ «Дальуправтодор», на основании ранее поданного заявления, выдать Пограничному управлению разрешение на перевозку крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов по дорогам общего пользования Российской Федерации.

В судебном заседании заявитель, в соответствии со статьей 49 АПК РФ, уточнил требования, просит признать незаконным бездействие ФКУ «Дальуправтодор» по отказу в выдаче разрешения на перевозку крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов по дорогам общего пользования ФГКУ "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Приморскому краю" без уплаты государственной пошлины в соответствии с п.п.4 п.1 статьи 333.35 НК РФ.

Обязать ФКУ «Дальуправтодор» на основании ранее поданного заявления выдать ФГКУ "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Приморскому краю» разрешение на перевозку крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов по дорогам общего пользования Российской Федерации без уплаты государственной пошлины.

Уточнения судом приняты.

Заявитель в судебном заседании требования поддержал, настаивает на их удовлетворении. Кроме того, ходатайствует о восстановлении срока на подачу заявления в порядке ч.4 ст. 198 АПК РФ.

Представитель ФКУ «Дальуправтодор» в судебном заседании требования отклонил по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Рассмотрев материалы дела, суд установил.

28.04.2012г. Федеральное государственное казенное учреждение «Пограничное управление ФСБ России по Приморскому краю» обратилось к Федеральному казенному учреждению «Федеральное управление автомобильных дорог «Дальний восток» Федерального дорожного агентства» за получением разрешения на перевозку крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов по дорогам общего пользования Российской Федерации.

Письмом от 02.05.2012г. №131 ФКУ «Дальуправтодор» отказано в выдаче разрешения по причине отсутствия в представленном комплекте документов оплаты государственной пошлины.

Не согласившись с отказом ФКУ «Дальуправтодор» в выдаче разрешения на перевозку крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов по дорогам общего пользования, заявитель обжаловал его, обратившись в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда, гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

В адрес заявителя ФКУ «Дальуправтодор» было направлено письмо (исх. № 11/1662 от 11.05.2012 г.) из текста которого следовало, что ФКУ «Дальуправтодор» обратилось с запросом в Министерство финансов Российской Федерации, а также в Федеральное дорожное агентство по вопросу выдачи разрешения Пограничному управлению для перевозки крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов по дорогам общего пользования Российской Федерации без уплаты государственной пошлины.

Желая урегулировать спорную ситуацию во внесудебном порядке, Пограничное управление не направило в установленный срок заявления в суд на обжалование действий ФКУ «Дальуправтодор» поскольку, согласно письма отсутствовала информация с мотивированным отказом либо разрешением на перевозку крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов по дорогам общего пользования Российской Федерации без уплаты государственной пошлины из Министерства финансов Российской Федерации и Федерального дорожного агентства. До настоящего времени у управления отсутствует информация о том, принято ли решение на выдачу вышеуказанного разрешения.

Суд считает изложенное уважительной причиной для восстановления срока на подачу заявления в арбитражный суд.

Статьей 10 Конституции Российской Федерации определено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Конституции Российской Федерации Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

Статья 78 Конституции Российской Федерации определяет, что федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

В целях формирования эффективной структуры федеральных органов исполнительной власти, в соответствии со статьей 112 Конституции Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 21.05.2012г. № 636 утверждена структура федеральных органов исполнительной власти, в которую включена, в том числе Федеральная служба безопасности Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 11.08.2003г. № 960 «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации» утверждено Положение о Федеральной службе безопасности РФ и Структура органов Федеральной службы безопасности.

На основании пунктов 1 и 5 Положения о Федеральной службе безопасности РФ эта служба является федеральным органом исполнительной власти, в состав которой включены территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках, пограничные органы, другие органы безопасности, подразделения и организации, необходимые для реализации задач, возложенных федеральным законодательством на органы безопасности.

В силу статьи 1 Федерального закона от 03.04.1995г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности Российской Федерации» Федеральная служба безопасности - единая централизованная система органов федеральной службы безопасности.

Управление федеральной службой безопасности осуществляется руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности через указанный федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы.

Статьей 2 Закона № 40-ФЗ определен перечень органов федеральной службы безопасности, согласно которого территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках, пограничные органы и другие органы безопасности являются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности и находятся в его прямом подчинении.

Согласно Уставу учреждения, представленному в материалы дела, Федеральное государственноеказенное учреждение «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Приморскому краю» входит в структуру органов федеральной службы безопасности и создано в соответствии с Положением о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 августа 2003г. № 960.

Заявитель входит в структуру органов федеральной службы безопасности.

Задачи учреждения составляют организация и осуществление защиты и охраны определенного участка границы Российской Федерации, экономических и иных законных интересов государства в пределах приграничной территории.

Учреждение обеспечивает организацию и осуществление боевого, технического, материального, финансового, медицинского, информационного, правового и других видов обеспечения объектов пограничного управления.

Учредителем и собственником имущества пограничного управления является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя и собственника пограничного управления осуществляет Федеральная служба безопасности России.

Разрешение на перевозку крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов по дорогам общего пользования Российской Федерации необходимо Пограничному управлению для достижения целей, указанных в разделе II Устава.

Статьей 105 АПК РФ установлено, что льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Подпунктом 111 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ определено, что за выдачу специального разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозки (за исключением транспортного средства, осуществляющего международные автомобильные перевозки) тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов уплачивается государственная пошлина в размере 1000 рублей.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.35 Налогового кодекса РФ освобождаются от уплаты государственной пошлины федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных главой 25.3 «Государственная пошлина» НК РФ, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 124 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ.

Данное положение распространяется на органы, входящие в систему (структуру) органов государственной власти или местного самоуправления, и означает освобождение их от уплаты государственной пошлины за совершение любых юридически значимых действий.

Положения подпункта 4 пункта 1 статьи 333.35 НК РФ распространяются на органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации, в том числе пограничные органы, как органы государственной власти.

Суд признаёт заявленные требования Федерального государственного казенного учреждения "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Приморскому краю" подлежащими удовлетворению.

Судебные расходы по уплате государственной пошлине в сумме 2000 руб. на основании статьи 110 АПК РФ подлежат взысканию с ответчика в пользу заявителя.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Требования удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Дальний Восток" Федерального дорожного агентства по отказу в выдаче разрешения на перевозку крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов по дорогам общего пользования Федеральному государственному казенному учреждению "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Приморскому краю".

Обязать Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Дальний Восток" Федерального дорожного агентства на основании ранее поданного заявления выдать Федеральному государственному казенному учреждению "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Приморскому краю» разрешение на перевозку крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов по дорогам общего пользования Российской Федерации.

Взыскать с Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Дальний Восток" Федерального дорожного агентства в пользу Федерального государственного казенного учреждения "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Приморскому краю" судебные расходы в виде госпошлины сумме 2 000 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.

Судья С.Д. Стёпина