ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-11364/2023 от 28.11.2023 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск дело № А73-11364/2023

05 декабря 2023 года

Резолютивная часть решения 28.11.2023.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Калашникова А.Г., при ведении протокола секретарем Вершининой О.И.,

рассмотрел дело по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения «Хабаровский авиационно-спасательный центр МЧС России» (ОГРН <***> ИНН <***>) о признании недействительным представления Хабаровской транспортной прокуратуры от 02.06.2023 № 2-02-2023/Прдп351-23 об устранении нарушений

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не явился,

от Хабаровской транспортной прокуратуры: ФИО1, служебное удостоверение ТО № 299039,

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Хабаровский авиационно-спасательный центр МЧС России» (далее - заявитель, ФГБУ «Хабаровский АСЦ МЧС России», учреждение) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным представления Хабаровской транспортной прокуратуры от 02.06.2023 № 2-02-2023/Прдп351-23 об устранении нарушений.

Заявитель явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, ходатайством от 23.11.2023 за № ИВ-261-1668 просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Представитель прокуратуры с требованиями заявителя не согласился по основаниям, изложенным в отзыве и дополнении к отзыву.

Дело рассмотрено в отсутствие не явившегося лица по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

По материалам дела судом установлены следующие существенные для разрешения спора обстоятельства.

Хабаровской транспортной прокуратурой по поручению Дальневосточной транспортной прокуратуры проведена проверка исполнения КГБУЗ «Хабаровский территориальный центр медицины катастроф» (далее - КГБУЗ «ХТЦМК») требований федерального законодательства при выполнении авиационных работ для оказания экстренной, специализированной медицинской помощи (санитарная авиация) в рамках реализации федерального проекта «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи», входящего в состав национального проекта «Здравоохранение».

Проверкой установлено, что в период с января по май 2023 года учреждением осуществлялись авиационные работы в рамках исполнения государственного контракта, заключенного между КГБУЗ «Хабаровский территориальный центр медицины катастроф» и АО «Ютэйр-Вертолетные услуги», на выполнение в 2023 году авиационных работ в целях оказания медицинской помощи на территории Хабаровского края.

Государственный контракт заключен в рамках реализации федерального проекта «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи», входящего в состав национального проекта «Здравоохранение».

В ходе проверки установлено, что ФГБУ «Хабаровский АСЦ МЧС России», как субъект государственной авиации специального назначения, в рамках вышеуказанной государственной программы неправомерно выполнял авиационные работы на воздушных судах государственной авиации, что влечет нарушение порядка целевого использования федерального бюджета, недостижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи».

В рамках исполнения Государственного контракта ФГБУ «Хабаровский АСЦ МЧС России» в интересах АО «Ютэйр-Вертолетные услуги» выполнило авиационные работы с целью оказания медицинской помощи на территории Хабаровского края по 7 заявкам заказчика - КГБУЗ «ХТЦМК»:

- заявка от 09.02.2023 № 63 на полет по маршруту «Хабаровск-Высокогорный-Хабаровск»;

- заявка от 07.02.2023 № 56 на полет по маршруту «Хабаровск-Николаевск-на-Амуре-Хабаровск»;

- заявка от 08.02.2023 № 60 на полет по маршруту «Хабаровск-Комсомольск-на-Амуре-Троицкое-Хабаровск»;

- заявка от 12.02.2023 № 71 на полет по маршруту «Хабаровск-Ванино-Хабаровск»;

- заявка от 21.02.2023 № 85 на полет по маршруту «Хабаровск-Николаевск-на-Амуре - Херпучи-Комсомольск-на-Амуре-Хабаровск»;

- заявка от 06.03.2023 № 113 на полет по маршруту «Хабаровск-Иннокентьевский-Совгавань(Май-Гатка) -Хабаровск»;

- заявка от 07.03.2023 № 115 на полет по маршруту «Хабаровск-Чегдомын-Хабаровск».

За выполнение указанных авиационных работ произведена оплата за счет федерального бюджета в пользу ФГБУ «Хабаровский АСЦ МЧС России» в размере 10 466 550 руб.

По мнению транспортной прокуратуры ФГБУ «Хабаровский АСЦ МЧС России», как субъект государственной авиации специального назначения, в рамках вышеуказанной государственной программы неправомерно выполнял авиационные работы на воздушных судах государственной авиации, (в отсутствие сертификата эксплуатанта), что влечет нарушение порядка целевого использования федерального бюджета, недостижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи».

02.06.2023 Хабаровской транспортной прокуратурой в адрес ФГБУ «Хабаровский АСЦ МЧС России» вынесено представление № 2-02-2023/Прдп351-23 об устранении нарушений законодательства о безопасности полетов при выполнении авиационных работ для оказания медицинской помощи, в том числе в рамках реализации национального проекта «Здравоохранение».

ФГБУ «Хабаровский АСЦ МЧС России», не согласившись с представлением, обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Статьей 20 Воздушного кодекса РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ (далее - ВК РФ) определено, что авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную авиацию.

Дифференцированное правовое регулирование вопросов осуществления деятельности указанных видов авиации в соответствии ВК РФ осуществляется соответствующими различными уполномоченными органами в области соответствующего вида авиации.

ФГБУ «Хабаровский АСЦ МЧС России» входит в структуру МЧС России, относится к государственной авиации.

Воздушное законодательство Российской Федерации в силу пункта 1 статьи 2 ВК РФ состоит из данного Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В силу пункта 4 статьи 61 ВК РФ использование юридическим лицом воздушного судна в целях, определенных для государственной авиации и (или) экспериментальной авиации, а также использование легкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения либо сверхлегкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения не влечет за собой обязанность получения юридическим лицом сертификата (свидетельства) эксплуатанта или эквивалентного этому сертификату (свидетельству) документа.

Из статьи 2, абзаца 3 пункта 1 статьи 22, пункта 4 статьи 61 ВК РФ, следует, что юридическое лицо вправе использовать воздушное судно без получения сертификата эксплуатанта только при использовании воздушного судна в целях, определенных для государственной авиации. При этом в силу пункта 2 статьи 2, статьи 22 ВК РФ законодатель допускает использование государственной авиации в коммерческих целях в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

На основании пункта 2 статьи 22 ВК РФ использование государственной авиации в коммерческих целях осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ, при этом порядок использования государственной и экспериментальной авиации в коммерческих целях регламентирован Постановлением Правительства РФ от 30.07.1999 № 862 «Об использовании государственной и экспериментальной авиации в коммерческих целях» (далее – Постановление № 862).

Указанным постановлением федеральным органам исполнительной власти, в ведении которых находятся государственные воздушные суда, разрешено использовать их для нерегулярных коммерческих перевозок пассажиров при соблюдении предусмотренных для гражданской авиации требований воздушного законодательства РФ; нерегулярных перевозок грузов за плату по ценам, согласованным с Федеральной службой воздушного транспорта России.

При этом, непосредственный объем и характер требований воздушного законодательства РФ, предусмотренных для гражданской авиации, соблюдение которого отнесено к задачам использования государственных воздушных судов при осуществлении нерегулярных коммерческих перевозок, отмеченным постановлением № 862 не раскрыт, изменения статуса и вида соответствующей авиации постановлением не предусмотрено.

В соответствии с пунктом 2 статьи 25 ВК РФ организация деятельности в области государственной авиации и оперативное управление этой деятельностью осуществляются соответствующими уполномоченными органами, имеющими подразделения государственной авиации.

ФГБУ «Хабаровский АСЦ МЧС России» является структурным подразделением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Анализ положений Федеральных авиационных правил «Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил. Порядок приостановления действия, введения ограничений в действие и аннулирования документа, подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил», утвержденных приказом Минтранса России от 12.01.2022 № 10, свидетельствует, что указанными правилами не предусматривается возможность получения сертификата эксплуатанта предприятием, использующим воздушные судна в целях, определенных для государственной авиации, а также требований для лицензирования деятельности воздушных судов государственной авиации.

Воздушные суда ФГБУ «Хабаровский авиационно-спасательный центр МЧС России» не относятся к гражданской авиации, требования об обязательной сертификации не распространяются на данную организацию.

В связи с изложенным, суд делает вывод о том, что к деятельности ФГБУ «Хабаровский АСЦ МЧС России» отсутствует обязательное требование по получению сертификата эксплуатанта для осуществления деятельности по перевозке пассажиров и грузов воздушными судами государственной авиации.

Также правовой вывод, согласно которому необходимость наличия лицензий на осуществление деятельности по перевозке воздушным транспортом пассажиров и грузов с использованием воздушных судов государственной и экспериментальной авиации при реализации постановления Правительства РФ от 30.07.1999 № 862 отсутствует, применительно к сложившейся ситуации объема правового регулирования использования государственной и экспериментальной авиации и в коммерческих целях, прямо закреплен в Постановлении Верховного Суда РФ от 19.01.2018 № 58-АД17-19.

Указанное обстоятельство равным образом исключает как возможность привлечения к ответственности за осуществления соответствующей деятельности без лицензии (сертификата эксплуатанта), так и основания требовать предоставления данной лицензии (сертификата), в том числе в рамках выполнения авиационных работ, ввиду отсутствия необходимости ее получения.

В силу пункта 333 Федеральные авиационные правила производства полетов государственной авиации, утвержденных Приказом Министра обороны РФ от 24.09.2004 за № 275 к авиационно-спасательным работам на воздушных судах государственной авиации относятся: поиск и обнаружение потерпевших бедствие; наведение наземных поисково-спасательных сил на объекты поиска; десантирование спасательных групп и грузов парашютным, беспарашютным и посадочным способами; эвакуация пострадавших из районов (объектов) бедствий на суше и с водной поверхности.

К специальным авиационным работам относятся: тушение пожаров; ведение воздушной, инженерной, радиационной, химической, пожарной разведки и мониторинга местности; обработка заданных объектов химическими и биологическими препаратами; авиационно-монтажные и демонтажные работы; ликвидация ледовых заторов в естественных и искусственных водоемах (пункт 334 Федеральных авиационных правил).

Вышеуказанные цели выполнения полетов государственной авиации определены как задачи авиации МЧС России установленные пунктами 3.1, 3.2. Порядка организации (несения) дежурств экипажей и воздушных судов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного приказом МЧС России от 13.10.2020 № 765.

Пунктом 4 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» установлено, что бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно пункта 2.3 Устава ФГБУ «Хабаровский АСЦ МЧС России» учреждение в установленном порядке осуществляет по договорам с юридическими и физическими лицами, сверх заданий, установленных МЧС России на возмездной основе основные виды деятельности в соответствии с целями, для которых оно создано, предусмотренные пунктом 2.2.2. настоящего Устава.

Устав в пункте 2.2.2 прямо закрепляет положение об осуществлении учреждением полетов на договорной основе.

Довод на наличие в уставе ФГБУ «Хабаровский АСЦ МЧС России» ссылок на выполнение работ в соответствии с действующими лицензиями (п. 2.2.8, 2.8) не могут быть истолкованы помимо обязательности деятельности в соответствии с уже имеющимися правомерно полученными лицензиями, а также в противоречие выявленному обстоятельству отсутствия нормативного закрепления порядка и основания получения свидетельства эксплуатанта воздушного судна, лицензии, применительно к виду соответствующему виду авиации (государственная), к которому относится «Хабаровский АСЦ МЧС России».

Таким образом, перед подразделениями государственной авиации уполномоченными органами поставлены задачи, которые формально сходны с целями, которые определяют полеты гражданских воздушных судов как-авиационные работы, а довод, содержащийся в Представлении, о том что, указанные задачи не являются задачами государственной авиации не соответствует нормативным документам.

Довод прокуратуры изложенный в возражениях от 20.10.2023 об использовании государственной авиации при исполнении авиационных работ в нарушение принципов бюджетного законодательства, не находит своего документального подтверждения.

В связи с чем, требования заявителя подлежат удовлетворению, а оспариваемое представление Хабаровской транспортной прокуратуры от 02.06.2023 № 2-02-2023/Прдп351-23 признается недействительным.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на заявителя и не взыскиваются в связи с её уплатой обществом при обращении в суд.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать недействительным представление Хабаровской транспортной прокуратуры Дальневосточной транспортной прокуратуры от 02.06.2023 № 2-02-2023/Прдп351-23.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья А.Г. Калашников