Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск № дела А73-11394/2008
Резолютивная часть решения объявлена 29 декабря 2008 года.
Мотивированное решение изготовлено 31 декабря 2008 года.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе:
судьи Копыловой Н.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Агаповой В.С.
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Межрегионального территориального управления технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Дальневосточному федеральному округу
к Обществу с ограниченной ответственностью «Производственное предприятие «Краснореченское»
о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 680 704,48 руб.
при участии:
от заявителя – главный специалист отдела правового обеспечения ФИО1 по доверенности от 09.012008 г. № 1;
от общества – эколог ФИО2 по доверенности от 27.11.2008 г. б/н, эколог ФИО3 по доверенности от 05.11.2008 г. б/н.
В судебном заседании в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ объявлялся перерыв с 26.12.08 г. до 29.12.08 г.
Предмет спора.
Межрегиональное территориальное управление технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Дальневосточному федеральному округу (далее – заявитель, МТУ Ростехнадзора по ДФО), обратилось в арбитражный суд к Обществу с ограниченной ответственностью «Производственное предприятие «Краснореченское» (далее – Общество, ООО «ПП «Краснореченское») с заявлением о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 680 704,48 руб. за периоды 2, 3, 4 кварталы 2007 г., 1 квартал 2008 г.
В ходе рассмотрения дела в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ судом принято уменьшение заявленных требований до суммы 65 350,07 руб.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал уточненное заявление, указав, что у Общества отсутствовало разрешение на сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, выбросы в атмосферный воздух, не были установлены лимиты на размещение отходов производства и потребления, в связи с чем оплата за негативное воздействие на окружающую среду должна производиться в 5-кратном размере.
Представители Общества против требований возразили по доводам, изложенным в отзыве, пояснив, что оплата за негативное воздействие произведена полностью по фактическим объемам сбросов и выбросов, размещенных отходов; повышающий 5-ти кратный коэффициент не должен применяться, так как в спорные периоды отсутствовала Методика по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты; отсутствие разрешений на сбросы в водные объекты, выбросы в атмосферный воздух и утвержденных лимитов на размещение отходов вызвано сложными переходными процессами, связанными с образованием предприятия (Общество в качестве юридического лица зарегистрировано 28.03.2007 г.); сбор исходной документации, получение разрешений и лимитов занимает длительный период времени; сверхнормативного загрязнения окружающей среды, причинения ущерба окружающей среде в спорные периоды не допущено.
Судом установлено.
ООО «ПП «Краснореченское» являясь плательщиком платы за загрязнение окружающей среды, подало в органы Ростехнадзора расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2, 3, 4 кварталы 2007 г., 1 квартал 2008 г., согласно которым общая сумма сборов за указанные периоды составила 709 608 руб.
06.06.2008 г. (исх. № 124) Общество обратилось в МТУ Ростехнадзора по ДФО с просьбой выдать акт сверки расчетов по плате за негативное воздействие на окружающую среду.
В материалы дела представлен двусторонне подписанный сторонами акт сверки расчетов по плате за негативное воздействие на окружающую среду за период с 01.04.2007 г. по 20.04.2008 г., согласно которому, по данным МТУ Ростехнадзора по ДФО, сумма начислений составляет 709 608 руб. (с учетом представленных Обществом расчетов), оплата произведена в сумме 28 903,52 руб., задолженность – 680 704,48 руб.; по данным Общества, сумма начислений должна составлять 29 039,11 руб., оплата произведена в сумме 28 903,52 руб., задолженность – 135,59 руб.
Письмом от 25.07.2008 г. № 13-46/4684 МТУ Ростехнадзора по ДФО сообщило Обществу, что в акте сверки данные плательщика не соответствуют представленным расчетам, и предложило ООО «ПП «Краснореченское» оплатить задолженность в срок до 20.08.2008 г.
Поскольку оплата в установленный срок не была Обществом произведена, МТУ Ростехнадзора по ДФО обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с ООО «ПП «Краснореченское» задолженности за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 680 704, 48 руб.
В ходе рассмотрения дела ООО «ПП «Краснореченнское» в органы Ростехнадзора были поданы уточненные расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду, в которых указаны суммы начислений в пределах допустимых нормативов и установленных лимитов.
По результатам проверки уточненных расчетов, проведенной по предложению суда, МТУ Ростехнадзора в ДФО произвело пересчет платы с учетом повышающих коэффициентов и снизило размер предъявленных в суд требований до 65 350,07 руб.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, суд признал заявление подлежащим оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
ООО «ПП «Краснореченское», зарегистрированное в качестве юридического лица и внесенное в Единый государственный реестр юридических лиц 28.03.2007 г., в результате своей деятельности в спорном периоде оказывало негативное воздействие на окружающую среду посредством сбросов в водные объекты, выбросов в атмосферный воздух, размещения отходов, в связи с чем являлось плательщиком платы за загрязнение окружающей среды
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области окружающей среды; обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной деятельности в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, а также платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 1 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 г. № 632 (далее – Порядок…), взимание платы предусмотрено за выброс вредных веществ в атмосферу, сброс загрязняющих веществ в водные объекты, размещение отходов.
В соответствии с бюджетным законодательством платежи за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду являются источником формирования средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Функции администраторов указанных видов платежей возложены на Федеральную службу по технологическому и экологическому надзору и ее территориальные органы.
Согласно ч. 4 ст. 23, ст. 24 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ст. 11, ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 3 Инструкции об организации выдачи разрешений на сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 10.07.2006 г. № 675, выбросы, сбросы, размещение отходов допускаются на основании выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды разрешений, которыми природопользователям устанавливаются нормативы, а также лимиты негативного воздействия.
Пунктом 2 Порядка…, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 г. № 632, установлено два вида базовых нормативов платы: за негативное воздействие в пределах допустимых нормативов; за выбросы, сбросы, размещение отходов в пределах установленных лимитов.
Ставки платы по данным нормативам и лимитам установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 г. № 344.
Дифференцированные ставки платы, согласно п. 2 Порядка…, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 г. № 632, определяются умножением массы загрязняющего вещества на базовый норматив платы (в пределах нормативов или лимитов, в зависимости от вида разрешения) и на коэффициенты, учитывающие экологические факторы.
Пунктом 6 Порядка…, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 г. № 632, установлено, что в случае отсутствия у природопользователя разрешения на выброс, сброс, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхнормативная. В этом случае платежи за загрязнение определяются в соответствии с пунктом 5 Порядка…, согласно которому плата за сверхлимитное загрязнение окружающей среды рассчитывается с применением 5-кратного повышающего коэффициента к нормативам платы за загрязнение в пределах лимитов.
Согласно представленному МТУ Ростехнадзора по ДФО расчету суммы требований, произведенному с учетом уточненных расчетов ООО «ПП «Краснореченское», пересчет суммы платы за сбросы в водные объекты произведен заявителем с учетом 5-ти кратного повышающего коэффициента против первоначально заявленного 25-ти кратного коэффициента; расчет платы за размещение отходов и выбросы в атмосферный воздух передвижными источниками произведен с 5-ти кратным повышающим коэффициентом; плата за выбросы в атмосферный воздух стационарными источниками рассчитана в 25-ти кратном размере.
В расчете МТУ Ростехнадзора по ДФО учтены суммы оплат Общества за 2-4 кварталы 2007 г. – 26 558,52 руб., за 1 квартал 2008 г. – 2 345 руб., всего за спорные периоды – 28 903,52 руб.
По уточненным расчетам Общества суммы начислений в пределах допустимых нормативов и установленных лимитов должны составлять за 2-4 кварталы 2007 г. – 10 946,38 руб., за 1 квартал 2008 г. – 1 397,14 руб., всего за спорные периоды – 12 343,52 руб.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон по делу, проверив представленные расчеты, суд приходит к выводам о необоснованности требований заявителя в части применения 5-кратного повышающего коэффициента в отношении платы за сбросы в водные источники за 2, 3 кв. 2007 г. и 25-кратного повышающего коэффициента в отношении платы за выбросы в атмосферный воздух от стационарного объекта за 4 кв. 2007 г. и 1 кв. 2008 г. и правомерности требований о 5-кратном увеличении платы за размещение отходов производства.
В части платы за сбросы в водные объекты.
Пунктом 3 Инструкции об организации выдачи разрешений на сбросы загрязняющих веществ (водные объекты), утвержденной приказом Ростехнадзора от 10.072006 г. № 675 (зарегистрировано в Минюсте РФ 10.11.2006 г. № 8461) установлено, что для принятия решения о выдаче разрешения на сброс территориальные органы Ростехнадзора рассматривают представляемые заявителем документы и материалы, в том числе утвержденные в установленном порядке нормативы ПДС и/или лимиты на сбросы для каждого выпуска сточных и (или) дренажных вод (подпункт «г»).
В свою очередь порядок утверждения нормативов ПДС, необходимых для получения разрешения на сброс, также урегулирован соответствующими нормативными актами.
В силу положения абзаца 2 пункта 3 статьи 19 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации 23.07.2007 г. издано постановление № 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей», пунктом 1 которого установлено, что нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору на основании предложений водопользователей, подготовленных в соответствии с нормативами допустимого воздействия на водные объекты, разработанными в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 881 «О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты».
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 23.07.2007 г. № 469 предписано Министерству природных ресурсов Российской Федерации утвердить в 3-месячный срок по согласованию с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору методику разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей.
Приказом МПР РФ от 17.12.2007 г. № 333 утверждена Методика разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей. Данный приказ зарегистрирован в Минюсте РФ 21.02.2008 г. за № 11198 и опубликован 2.06.2008 г.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.05.1996 г. № 763 датой начала действия Методики является 13.06.2008 г. (по истечении десяти дней со дня опубликования).
Плата за сбросы в водные объекты ООО «ПП Краснореченское» с учетом 5-кратного повышающего коэффициента доначислена и предъявлена к взысканию за период 2 и 3 кварталы 2007 года, то есть в за период времени, в котором вышеназванная Методика разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей не действовала.
Кроме того в период 2, 3 кварталы 2007 г. не были введены в действие Методические указания по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты, разработанные в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 г. № 881«О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты».
Данные Методические указания, утвержденные Приказом МПР РФ от 12.12.2007 г. № 328, зарегистрированные в Минюсте РФ 23.01.2008 г. № 10974, опубликованные в Российской газете 22.03.2008 г. № 62, начали действовать 02.04.2008 г.
Таким образом, в период спорных правоотношений (2, 3 кварталы 2007 г.) отсутствовали надлежащим образом утвержденные Методика разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей (начало действия – 13.06.2008 г.) и Методические указания по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты (начало действия – 02.04.2008 г.).
Суд считает, что отсутствие у ООО «ПП «Краснореченское» нормативов допустимых сбросов в водные объекты в период 2, 3 кварталы 2007 г. обусловлено не виной Общества, а отсутствием утвержденных в установленном порядке Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей и Методических указаний по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что плата за сбросы в водные объекты за 2 квартал 2007 г. должна составлять 3 651,76 руб., за 3 квартал 2007 г. – 5 627,77 руб., то есть в однократном размере от объема сброшенных в водный объект загрязняющих веществ и микроорганизмов. Общая сумма платы за сбросы в водные объекты составит – 9 279,53 руб.
В части платы за размещение отходов суд с учетом требований пунктов 5, 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 г. № 632, считает правомерным определение данной платы с учетом повышающего коэффициента, поскольку у ООО «ПП «Красноренское» в спорных периодах отсутствуют утвержденные в установленном порядке лимиты на размещение отходов, за выдачей разрешения на размещение отходов Общество на дату рассмотрения дела судом в органы Ростехнадзора не обращалось.
Размер платы за размещение отходов производства с учетом 5-кратного повышающего коэффициента составит: 2 кв.2007 г. – 1 778,79 руб., 3 кв.2007 г. – 2 543,86 руб., 4 кв. 2007 г. – 0 руб., 1 кв.2008 г. – 1 820,01 руб., всего – 6 142,66 руб.
В части платы за выбросы в атмосферный воздух от передвижных источников спор между сторонами отсутствует, данные платежи за 2 кв.2007 г. составляют 5,98 руб., за 3 кв.2008 г. – 19,14 руб., всего – 25,12 руб.
В части платы за выбросы в атмосферный воздух от стационарного объекта.
Согласно представленному расчету, требованиям МТУ Ростехнадзора по ДФО, плата ООО «ПП «Краснореченское» за выбросы в атмосферный воздух от стационарного объекта (котельной) должна составлять за 4 кв. 2007 г. – 22 415,30 руб., за 1 кв. 2008 г. – 19 245,86 руб., всего – 74 661,16 руб. Плата определена с учетом 25-кратного повышающего коэффициента.
Общество не согласно с применение повышающего 25-кратного коэффициента, в возражениях указывает, что за разрешением на данные выбросы обратилось в октябре 2007 г.
Факт обращения ООО «ПП «Краснореченское» за выдачей квот на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, для разработки нормативных документов по источнику выбросов – котельной в материалах дела подтверждается копией данного обращения с отметкой МТУ Ростехнадзора по ДФО о получении 29.10.2007 г.
Также в материалах дела представлено разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух № 0129/07, выданное ООО «ПП «Краснореченское» 01.07.2008 г.
Учитывая, что Общество за выдачей квот на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух обратилось в первом месяце 4 квартала 2007 г., суд считает, что оплата за данные выбросы должна быть произведена в однократном размере, которая составит за 4 кв.2007 г. – 896,61 руб., за 1 кв.2008 г. – 769,83 руб., всего – 1 666,44 руб.
Кроме того суд учитывает длительность периода подготовки разрешительных документов и рассмотрения вопросов о выдаче разрешений, а также то обстоятельство, что материалы дела не содержат доказательств тому, что Обществом допущено сверхлимитное загрязнение атмосферного воздуха стационарным объектом.
Таким образом, подлежащая уплате общая сумма платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 2, 3, 4 кварталы 2007 г., 1 квартал 2008 г. должна составлять: за сбросы в водные объекты – 9 279,53 руб., за размещение отходов – 6 142,66 руб., за выбросы в атмосферный воздух передвижными источниками – 25,12 руб., за выбросы в атмосферный воздух стационарным объектом – 1 666, 44 руб., всего – 17 113,75 руб., в то время как общая сумма оплат за указанные периоды составила большую сумму, а именно – 28 903,52 руб. Следовательно, у ООО «ПП «Краснореченское» отсутствует задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2, 3, 4 кварталы 2007 г., 1 квартал 2008 г., в связи с чем оснований для удовлетворения заявления по данному делу не имеется.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
заявление оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд, в двухмесячный срок после вступления в законную силу – в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Н.Л.Копылова