АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-1139/2013
07 мая 2013 года
Арбитражный суд Хабаровского края в составе А.Г. Калашникова, при ведении протокола судебного заседания секретарем А.А. Ульяновой с использованием средств аудиозаписи,
рассмотрел в судебном заседании заявление Федерального государственного унитарного предприятия «Главное управление специального строительства по территории Дальневосточного Федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства» о признании незаконным и отмене постановления Межрайонного отдела Управления Федеральной миграционной службы по Сахалинской области от 30.01.2013 № 841
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: ФИО1 по доверенности от 08.02.2013г. № 4/48, ФИО2 доверенность от 14.01.2013 № 4/15.
от административного органа: не явился.
В судебном заседании объявлялся перерыв в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с 29.04.2013 по 07.05.2013.
Сущность дела: Федеральное государственное унитарное предприятие «Главное управление специального строительства по территории Дальневосточного Федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства» (далее – заявитель, ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонного отдела Управления Федеральной миграционной службы по Сахалинской области от 30.01.2013 № 841 о привлечении к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В судебном заседании представитель заявителя настаивал на заявленных требованиях, считает, что оснований для привлечения к ответственности не имелось.
Административный орган в своем отзыве считает постановление законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
28 августа 2012 года при проведении внеплановой выездной проверки места пребывания иностранных граждан в аэропорту пгт Ноглики, было установлено, что с объекта «Обустройство Киринского газоконденсатного месторождения» в аэропорт Ноглики на машине КАМАЗ 43114 (вахта) госномер А 306 НХ 27, водителем ФИО3, было доставлено 23 гражданина Узбекистана, незаконно находящиеся на территории РФ.
Определением от 29.10.2012 назначено время и место составления протокола. Согласно ответа от 27.11.2012 № 64/7-3865 ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» извещено о времени и месте составления протокола.
28.11.2013 Межрайонным отделом Управления Федеральной миграционной службы по Сахалинской области в отношении ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» составлен протокол об административном правонарушении № 841 по признакам правонарушения предусмотренного частью 3 статьи 18.9 КоАП РФ.
Определение от 10.01.2013 назначено время и место рассмотрения дела, ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» для участия в рассмотрении дела направило представителя ФИО1 по доверенности № 4/389 от 28.12.2012.
30.01.2013 Межрайонным отделом Управления Федеральной миграционной службы по Сахалинской области по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении вынесено постановление № 841, которым ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьей 18.9 КоАП РФ, назначен штраф в размере 1 000 000 (один миллион) рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании его законности.
Исследовав и дав оценку имеющимся в материалах дела доказательствам, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Предоставление жилого помещения или транспортного средства либо оказание иных услуг иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящимся в Российской Федерации с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда через ее территорию, является административным нарушением предусмотренным частью 3 статьи 18.9 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Постановлением Межрайонного отдела Управления Федеральной миграционной службы по Сахалинской области от 30.01.2013 № 841, ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» привлечено к административной ответственности за создание условий для незаконного пребывания на территории РФ и передвижения иностранных граждан, незаконно находящихся на территории РФ.
Согласно статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 4 статьи 210 АПК РФ установлено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Материалы административного дела не содержат доказательств создания ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» условий для незаконного пребывания иностранных граждан на территории РФ.
Межрайонным отделом Управления Федеральной миграционной службы по Сахалинской области установлена лишь перевозка водителем ФИО3, работающим в ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» 23 граждан Узбекистана, незаконно находящиеся на территории РФ.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» имело возможность для соблюдения правил и норм, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с частью 1 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Согласно примечания к статье 18.9 КоАП РФ в случае нарушения приглашающей или принимающей стороной либо должностным лицом юридического лица, обеспечивающего обслуживание иностранного гражданина или лица без гражданства либо выполняющего обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в Российской Федерации или транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, их проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы в отношении двух и более приглашенных либо принимаемых иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.
Как следует из постановления Межрайонного отдела Управления Федеральной миграционной службы по Сахалинской области от 30.01.2013 № 841, основанием привлечения ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» к административной ответственности является создание условий для незаконного пребывания на территории РФ и передвижения иностранных граждан, незаконно находящихся на территории РФ в количестве 23 человек.
То есть административный орган обязан был составить 23 протокола об административном правонарушении и рассмотреть 23 административных дела с вынесением отдельного постановления по каждому гражданину Узбекистана незаконно находящегося на территории РФ, применив санкцию части 3 статьи 18.9 КоАП РФ от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Далее, согласно части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Санкцией части 3 статьи 18.9 КоАП РФ предусматрен размер штрафа для юридических лиц от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей, то есть, установлен дифференцированный по размеру штраф, определены его минимальный и максимальный пределы, что позволяет применять эту меру наказания с учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения правонарушителя, а также обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность (статьи 4.1 и 4.2 КоАП РФ).
Из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2003 N 349-О следует, что наделение судов правом назначать наказания ниже низшего предела, установленного законом, возможно только путем внесения соответствующих изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, что является прерогативой законодателя.
В соответствие с пунктом 21 Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 «О некоторых вопросах связанных с введением в действие кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», статьей 4.2 КоАП определены обстоятельства, смягчающие административную ответственность и подлежащие учету при назначении административного наказания. При применении данной нормы и определении конкретного размера штрафа судам необходимо исходить из того, что в силу частей 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса размер штрафа не может быть установлен ниже предела, предусмотренного соответствующей статьей КоАП РФ.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что КоАП РФ не предусматривает возможность назначение наказания ниже или выше установленных пределов.
В нарушение приведенных выше разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Конституционного Суда Российской Федерации, Межрайонным отделом Управления Федеральной миграционной службы по Сахалинской области в постановлении от 30.01.2013 № 841 неправомерно назначил штраф в размере 1 000 000 (одного миллиона) рублей.
Согласно части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения.
С учетом изложенного постановление Межрайонного отдела Управления Федеральной миграционной службы по Сахалинской области от 30.01.2013 № 841 о привлечении ФГУП ГУСС «Дальспецстрой» к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 18.9 КоАП РФ, незаконно и подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 167-170, 207-211 АПК РФ, статьей 30.7 КоАП РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Требования ФГУП ГУСС «Дальспецстрой», удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Межрайонного отдела Управления Федеральной миграционной службы по Сахалинской области от 30.01.2013 № 841.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Калашников А.Г.