ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-11555/12 от 27.02.2013 АС Хабаровского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                                дело № А73-11555/2012

28 февраля 2013 года

Резолютивная часть судебного акта объявлена 27 февраля 2013 года.

Арбитражный суд в составе судьи Медведевой О.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Игнатовой И.А.

рассмотрел в заседании суда дело по иску открытого акционерного общества «Экспресс Приморья» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ИНН <***>, ОГРН <***>), Хабаровскому краю в лице Министерства финансов Хабаровского края (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о взыскании убытков

Третьи лица: Министерство образования и науки Хабаровского края, Федеральное агентство железнодорожного транспорта

при участии:

от истца: ФИО1, доверенность от 23.07.2012 № 13

от Минфина Хабаровского края: ФИО2, доверенность № 19-07/7

от Министерства образования и науки Хабаровского края: ФИО3, доверенность № 111 от 14.06.2012, Хант Т.Н., доверенность № 158 от 21.11.2012

от Минфина Российской Федерации: ФИО4, доверенность от 16.01.2013 (до перерыва), после перерыва представитель не явился

Открытое акционерное общество «Экспресс Приморья» обратилось в арбитражный суд с иском к Хабаровскому краю в лице Правительства Хабаровского края о взыскании 760 624 руб. убытков в виде потерь в доходах, образовавшихся в результате предоставления истцом льгот по тарифам на проезд обучающихся железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в 2011 году.

Судом в порядке статьи 49 АПК РФ в судебном заседании 31.10.2012 принято уточнение исковых требований, согласно которому истец снизил сумму иска до 317 150 рублей.

В судебном заседании 14.02.2013 истцом заявлено ходатайство о возмещении судебных издержек на оплату проезда представителя истца в размере 16 347,80 рублей.

Определениями суда от 31.10.2012, 22.11.2012 по ходатайству истца в качестве соответчиков привлечены Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации и Хабаровский край в лице Министерства финансов Хабаровского края; Правительство Хабаровского края из числа ответчиков и лиц, участвующих в деле, исключено; к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство образования и науки Хабаровского края, Федеральное агентство железнодорожного транспорта.

Министерство финансов Российской Федерации, Федеральное агентство железнодорожного транспорта, уведомленные надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. В письменном отзыве и ранее в судебных заседаниях ответчик выражал несогласие с заявленными требованиями, ссылаясь на то, что надлежащим ответчиком является Хабаровский край, поскольку Федеральный закон № 357-ФЗ, Постановление Правительства РФ № 1163 содержат рекомендации субъектам предусмотреть в своих нормативных актах данную льготу, в то время как сама льгота предусмотрена нормативным актом Хабаровского края, в силу чего именно субъект должен отвечать по данным обязательствам. Федеральным агентством железнодорожного транспорта даны пояснения суду в письменном виде о невозможности отнесения денежных средств, выделенных из федерального бюджета на компенсацию потерь от предоставления данных льгот в 2012 году, на сложившийся долг за 2011 год.

Ответчик Министерство финансов Хабаровского края в возражениях указывает, что надлежащим ответчиком в части финансирования субъектом данных льгот (5%) является Министерство образования и науки Хабаровского края как распорядитель денежных средств в этой части.

Представители Министерства образования и науки Хабаровского края пояснили, что оплата оказанных услуг по договору произошла не в полном объеме в связи с недофинансированием из федерального бюджета. Факт оказания услуг и неоплату в уточненном размере не оспаривает.

В судебном заседании в соответствии со статьей 163 АПК РФ объявлялись перерывы с 14.02.2013 по 21.02.2013 и с 21.02.2013 по 27.02.2013, о чем лица, участвующие в деле, извещены публично путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Арбитражного суда Хабаровского края.

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:   

Как следует из материалов дела, 05.08.2011 между ОАО «Экспресс Приморья» (Исполнитель) и Министерством образования и науки Хабаровского края (Заказчик) во исполнение Федерального закона от 13.12.2010 № 357-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 № 1163, Постановления Правительства Хабаровского края от 14.05.2010 № 124-пр заключен договор № 217Д (далее – договор).

Предметом договора является предоставление Исполнителю в 2011 году субсидий, выделяемых из краевого бюджета, в том числе за счет субсидий из федерального бюджета, на ежемесячную компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате установления льготы по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений старше 7 лет, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении (пункт 1.1. договора).

Согласно пункту 1.2. договора субсидия предоставляется в размере объема потерь в доходах Исполнителя, определяемого как разность между доходами Исполнителя, возникающими в случае применения установленных тарифов, и доходами Исполнителя, полученными в результате предоставления обучающимся льготы по тарифам.

В соответствии с пунктом 2.1. договора Исполнитель предоставляет обучающимся в период с 1 января по 15 июня и с 1 сентября по 31 декабря 2011 года включительно льготу по тарифам на проезд железнодорожным транспортом общего пользования в поездах пригородного сообщения в виде 50-ти процентной скидки от действующего тарифа при оплате проезда на железнодорожных станциях, находящихся на территории Хабаровского края, независимо от места проживания обучающихся и нахождения образовательного учреждения, а также от прохождения маршрута поездки по территориям других субъектов Российской Федерации.

Льгота по тарифам предоставляется при оформлении разовых билетов до выбранной станции (зоны) назначения в день осуществления поездки для проезда во всех категориях пригородных поездов.

Пунктом 2.1.2. договора предусмотрена обязанность Исполнителя для получения компенсации предоставлять Заказчику ежемесячно в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, следующие документы: отчет о потерях в доходах организации по форме согласно приложению № 1 к договору, счет, счет-фактуру на компенсацию потерь в доходах.

Во исполнение условий договора истец при перевозке пассажиров в период с 01.01.2011 по 31.12.2011 предоставлял обучающимся льготы по тарифам в виде 50% скидки от действующего тарифа.

В целях получения компенсации выпадающих доходов, возникших в связи с предоставлением льгот обучающимся, ОАО «Экспресс Приморья» в соответствии с порядком предоставления компенсации, установленным договором, направляло в адрес Министерства образования и науки Хабаровского края счета-фактуры № 16 от 31.01.2011, № 144 от 28.02.2011, № 532 от 31.03.2011,  № 331 от 30.04.2011, № 477 от 31.05.2011, № 439 от 30.06.2011, № 618 от 30.09.2011, № 837 от 31.10.2011, № 919 от 30.11.2011, № 1022 от 31.12.2011 на общую сумму 5 840 304 руб. с приложением подтверждающих предоставление льгот документов.

Выставленные ОАО «Экспресс Приморья» в адрес Министерства образования и науки Хабаровского края счета-фактуры оплачены частично в сумме 5 523 154 руб., в связи с чем у истца возникли убытки в размере 317 150 рублей.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования, арбитражный суд руководствуется следующим.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 № 1163 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта в связи с принятием субъектами Российской Федерации решений об установлении льгот по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении (далее – Правила).

Пунктом 2 Постановления от 27.12.2010 № 1163 рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации принять нормативные акты, устанавливающие льготы по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений старше 7 лет, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении.

Согласно пункту 2 Правил субсидия бюджету субъекта Российской Федерации предоставляется при выполнении следующих условий:

а) наличие законодательного и (или) иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предоставляющего обучающимся льготы по тарифам на проезд железнодорожным транспортом общего пользования в поездах пригородного сообщения в виде 50-процентной скидки от действующего тарифа при оплате проезда на территории субъекта Российской Федерации и устанавливающего порядок ежемесячной компенсации организациям железнодорожного транспорта потерь в доходах, возникающих в результате установления указанных льгот;

б) заключение договора (соглашения) с организациями ж/д транспорта о предоставлении субсидии.

в) наличие средств в бюджете субъекта Российской Федерации на исполнение расходного обязательства, источником финансового обеспечения которого является субсидия;

г)  обязательство субъекта Российской Федерации по обеспечению соответствия значений показателей, устанавливаемых нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, значению показателя результативности предоставления субсидии, установленного соглашением между Федеральным агентством железнодорожного транспорта и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии.

Пунктом 7 Правил уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации за счет субсидии из федерального бюджета установлен в размере 95 процентов расходного обязательства.

В соответствии с Федеральным законом от 13.12.2010 № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» и указанной рекомендацией Правительством Хабаровского края принято Постановление от 14.05.2010 № 124-пр «Об организации льготного проезда обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении» (далее – Постановление № 124-пр).

Министерство образования и науки края определено главным распорядителем средств по компенсации организациям ж/д транспорта потерь в доходах от предоставления льгот.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2011 № 532 было также утверждено распределение субсидий, предоставляемых в 2011 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта в связи с принятием субъектами Российской Федерации решений об установлении льгот по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении

Так, Хабаровскому краю на компенсацию части потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта, возникших в результате предоставления льготного проезда обучающимся, было предусмотрено 4 825,7 тыс. рублей.

Законом Хабаровского края от 08.12.2010 № 57 «О краевом бюджете на 2011 год» на эти цели в бюджете Хабаровского края были предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 253,98 тыс. рублей.

Министерством образования и науки края и Федеральным агент­ством железнодорожного транспорта было заключено соглашение от 14.09.2011 № 227Д о предоставлении в 2011 году субсидии федерального бюджета бюджету Хабаровского края на компенсацию части потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта, осуществляющих перевозки по льготным тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, уча­щихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профес­сионального, среднего профессионального и высшего профессионального образо­вания железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сооб­щении. К указанному Соглашению 27.12.2011 было заключено дополнительное соглашение, предусматривающее увеличение в 2011 году объема субсидий из федерального бюджета в бюджет Хабаровского края.

Таким образом, договором, Соглашением было установлено, что объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение исполнения расходных обя­зательств Хабаровского края по предоставлению льготного проезда обучающимся на железнодорожном транспорте пригородного сообщения, предусмотренный за­коном Хабаровского края от 08.12.2010 № 57 «О краевом бюджете на 2011 год» составляет 5 079,680тыс. рублей. Источниками финансового обеспечения расходных обязательств являются средства Хабаровского края - 253,980 тыс. рублей, и субсидия федерального бюджета - 4825,7 тыс. рублей.

В силу части 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статьи 16, 1069 ГК РФ).

В случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы (статья 1071 ГК РФ).

В соответствии с отчетами перевозчика о потерях в доходах и платежными поручениями в 2011 году потери в доходах ОАО «Экспресс Приморья», образовавшиеся в результате предоставления в январе - июне, сентябре - декабре 2011 года льготного проезда обучающимся, составили 5 840 304 руб., из которых Министерством образования  и науки Хабаровского края, с учетом субсидий из федерального бюджета, компенсировано 5 523 154 руб.

Согласно данным отчетов о потерях в доходах, представленных истцом, потери ОАО «Экспресс Приморья» в ноябре 2011 года составили 682 223 руб., из них компенсировано 566 037 руб. (в том числе из федерального бюджета – 537 739,14 руб. (95%) и из краевого бюджета – 28 297,86 руб. (5%)), не компенсированы потери в размере 116 186 руб. Потери ОАО «Экспресс Приморья» в декабре 2011 года составили 644 438 руб., из них компенсировано 443 474 руб. (в том числе из федерального бюджета – 421 300 руб. (95%) и из краевого бюджета – 22 174 руб. (5%)), не компенсированы потери в размере 200 964 руб. Всего не компенсировано 317 150 рублей.

Заявленная ко взысканию сумма подтверждаются следующими документами: отчетами о потерях в доходах, справками о количестве отправленных пассажиров льготной категории, счетами-фактурами на сумму оказанных услуг по перевозке обучающихся за 2011 год.

Документов, свидетельствующих о компенсации указанных льготError! Hyperlink reference not valid. в заявленной сумме из федерального и краевого бюджетов в соответствии с установленным уровнем расходных обязательств – 95% и 5% соответственно, Министерством финансов российской Федерации и Министерством финансов Хабаровского края не представлено.

При таких обстоятельствах, учитывая, что Российская Федерация и Хабаровский край, установив льготу по тарифам на проезд обучающихся, и предусмотрев уровень финансирования из федерального бюджета в размере 95 %, тем самым приняли на себя обязанность возмещения расходов по предоставлению указанных льготError! Hyperlink reference not valid.за счет средств федерального (95%) и краевого (5%) бюджетов, но реализацию льгот в полном объеме не обеспечили, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований за счет казны Российской Федерации и казны Хабаровского края согласно установленному пункту 7 Правил уровню софинансирования расходного обязательства.

Таким образом, в пользу истца подлежат взысканию с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации убытки в размере 301 288,80 руб., что составляет 95% от некомпенсированных потерь в доходах истца, и с Хабаровского края в лице Министерства финансов Хабаровского края за счет казны Хабаровского края – в размере 15 861,20 руб., составляющих 5% потерь истца в доходах, возникших в связи с предоставлением льгот.

Довод представителя Министерстваhttp://court-dc3:8070/20a?doc&nd=831762373&nh=0&ssect=1&c=+%E4%EE%F5%EE%E4%E0%F5+%EF%F0%EE%E5%E7%E4+%EB%FC%E3%EE%F2%E0+%EC%E8%ED%E8%F1%F2%E5%F0%F1%F2%E2%EE+%F4%E8%ED%E0%ED%F1%EE%E2 - C80#C80 финансов Хабаровского края о том, что в качестве ответчика от имени Хабаровского края должно выступать Министерство образования и науки Хабаровского края в связи с тем, что в соответствии с Положением о министерстве образования и науки Хабаровского края, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 22.01.2011 № 21-пр, министерство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств краевого бюджета, предусмотренных на реализацию полномочий в установленных сферах деятельности (п. 3.27 Положения), и со ссылкой на пункты 4. и 5 постановления № 124-пр, которым министерство образования и науки края определено, как уполномоченный орган исполнительной власти на осуществление взаимодействия с Федеральным агентством железнодорожного транспорта по вопросам предоставления и использования субсидий из федерального бюджета Хабаровскому краю на компенсацию потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта и главным распорядителем средств краевого бюджета по компенсации организациям ж/д транспорта потерь в доходах, возникающих в результате установления льготы, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета судом отклоняется в силу положений статьи 1071 ГК РФ и пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

По вопросу распределения судебных расходов, в том числе заявленных истцом судебных издержек на оплату проезда представителя в размере 16 347,80 руб., суд приходит к следующему.

Согласно статье 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Порядок распределения судебных расходов между лицами, участвующими в деле, установлен статьей 110 АПК РФ. В силу части 1 данной статьи судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Перечень таких расходов, определенный в статье 106 АПК РФ, не является исчерпывающим и предусматривает возможность взыскания, в том числе не указанных в данной статье расходов, понесенных лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

Согласно статье 112 АПК РФ вопросы распределения судебных расходов разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.

В соответствии с позицией, изложенной в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 05.12.2007 № 121 «Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвоката и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах», расходы на проезд и проживание названных лиц в связи с судебным процессом подлежат возмещению как судебные расходы стороны по делу.

При этом лицо, требующее возмещения расходов на оплату услуг представителя, доказывает их размер и факт выплаты, другая сторона вправе доказывать их чрезмерность.

Истцом заявлены судебные расходы, связанные с выездом представителя к месту проведения судебного заседания в размере 16 347,80 руб., в обоснование представлены железнодорожные билеты по маршруту Владивосток - Хабаровск, командировочные удостоверения.

Даты судебных заседаний (в том числе предварительного) 31.10.2012, 22.11.2012, 18.12.2012, 17.01.2013 соответствуют датам прибытия и убытия представителя ФИО1 Участие представителя ФИО1 в судебных заседаниях отражен в протоколах судебных заседаний и определениях суда.

Учитывая, что факт несения истцом судебных  расходов по настоящему делу в размере 16 347,80 руб. подтверждается документально, и ответчиками не представлено доказательств их чрезмерности, суд считает возможным взыскать судебные издержки в заявленном размере.

В соответствии с пунктом 3 статьи 333.22 НК РФ, регламентирующей особенности уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные суды, положения названной статьи применяются с учетом статьи 333.35 и 333.37 НК РФ.

Согласно пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 № 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.

Освобождение указанных органов от уплаты государственной пошлины на основании пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ не влияет на порядок распределения судебных расходов, установленный ч. 1 ст. 110 АПК РФ.

В соответствии с п. 47 ст. 2 и п. 1 с. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" с 01.01.2007 признан утратившим силу п. 5 ст. 333.40 НК РФ, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов, возврат истцу уплаченной государственной пошлины производился из бюджета. Таким образом, с 01.01.2007 подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 АПК РФ, и уплаченная истцом государственная пошлина в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа как со стороны по делу.

С учетом изложенного, с ответчиков в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина (исходя из уточненного размера требований) и судебные издержки на оплату проезда представителя пропорционально удовлетворенным с каждого из ответчика требованиям.

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 333.22, 333.40 НК РФ сумма государственной пошлины, пропорциональная уменьшенному размеру исковых требований, возвращается истцу из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу открытого акционерного общества «Экспресс Приморья» 301 288 руб. 80 коп. убытков, судебные издержки в сумме 15 530 руб. 41 коп., расходы по государственной пошлине в размере 8 875 руб. 75 коп.

Взыскать с Хабаровского края в лице Министерства финансов Хабаровского края за счет казны Хабаровского края в пользу открытого акционерного общества «Экспресс Приморья» 15 861 руб. 20 коп. убытков, судебные издержки в сумме 817 руб. 39 коп., расходы по государственной пошлине в размере 467 руб. 25 коп.

Возвратить открытому акционерному обществу «Экспресс Приморья» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 8 869 руб. 48 коп., оплаченную по платежному поручению № 1382 от 23.08.2012.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья                                                                    О.В. Медведева