ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-11632/2011 от 28.12.2011 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск Дело № А73-11632/2011

«28» декабря 2011 года

Арбитражный суд Хабаровского края в составе А.Г. Калашникова, при ведении протокола судебного заседания секретарем Н.П. Москалюк,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ЗАО «Смена Трейдинг» о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю № 17-1550/11 от 21.09.2011,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 доверенность от 05.04.2011.

от административного органа: ФИО2 доверенность от 11.01.2011.

Судебное заседание арбитражного суда первой инстанции проведено в соответствии с положениями статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса РФ путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Пятого Арбитражного апелляционного суда.

Сущность спора:   Закрытое акционерное общество «Смена Трейдинг» (далее – общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 21.09.2011 № 17-1550/11 Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю по делу об административном правонарушении (далее – Управление, административный орган), которым общество привлечено к административной ответственности по статье 10.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 5000 (пяти тысяч) рублей.

В заседании суда представитель общества на требованиях, изложенных в заявлении, настаивал в полном объеме.

Административный орган в судебном заседании, с требованиями заявителя не согласился. Считает, что факт административного правонарушения подтвержден материалами дела.

Суд установил:

27.07.2011 на пограничной станции Гродеково ДВЖД по адресу: РФ, <...>, при проведении документарного контроля экспортируемого в КНР подкарантинного груза (пиловочник ели, пихты), загруженного в ж/д вагон №№ 56310436, 55430482, 56493570, 55217533 отправлением ст. ФИО3-ФИО4. ЖД, должностным лицом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору было обнаружено, что в фитосанитарных сертификатах, сопровождающих карантинный груз, в ж/д вагон №№ 56310436, 55430482, 56493570, 55217533, наименование породы лесоматериалов не соответствует наименованию породы лесоматериалов, указанных в других товаросопроводительных документах, а именно: в фитосанитарных сертификатах №№ 156270705130711014, 156270705130711015, 156270705130711016, 156270705130711018, на подкарантинный груз в ж/д вагонах №№ 56310436, 55430482, 56493570, 55217533 указана порода лесоматериалов- пиловочник ели (Sprusesawlog). В товаротранспортных накладных АЖ 085358, АЖ 085359, АЖ 085356, АЖ 085357 и побревенных спецификациях на ж/д вагоны №№ 56310436, 55430482, 56493570, 55217533 указано, что в каждом из вагонов кроме пиловочника ели находится также пиловочник пихты.

Грузоотправитель подкарантинного груза: ЗАО «Смена Трейдинг», РФ, <...>. Грузополучатель: Суйфэньхэское торгово-экономическое ООО «Линьтай», КНР, г. Суйфэньхэ.

Таким образом, было выявлено несоответствие породы пиломатериалов, указанной в товаротранспортных накладных, спецификациях и в фитосанитарных сертификатах.

На основании изложенного административный орган пришел к выводу, что, отправив с территории РФ партии подкарантийного груза (пиловочник ели, пихты), в сопровождении фитосанитарных сертификатов на пиловочник ели, ЗАО «Смена Трейдинг» нарушило статью 8 Федерального Закона от 15.07.2000г. № 99-ФЗ «О карантине растений», в соответствии с которой каждая партия подкарантийного груза, вывозимого с территории РФ, сопровождается фитосанитарным сертификатом, выданным в соответствии с международным договором РФ.

Фитосанитарные сертификаты на партии подкарантийного груза в ж/д вагонах №№ 56310436, 55430482, 56493570, 55217533 – пиловочник ели, пихты в момент проведения документарного контроля 27.07.2011 отсутствовали, к проездным документам были приложены фитосанитарные сертификаты на партии пиловочника ели.

Таким образом, 27.07.2011 в результате проведенного документарного контроля экспортируемых в КНР лесоматериалов, должностным лицом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору было установлено, что ЗАО «Смена Трейдинг» вывозило с территории Российской Федерации в КНР четыре партии пиловочника ели, пихты, загруженные в ж/д вагоны №№ 56310436, 55430482, 56493570, 55217533, не предоставив фитосанитарные сертификаты на указанные партии подкарантийного груза.

25.08.2011 государственным инспектором Уссурийского отдела по ветеринарному и фитосанитарному надзору в отсутствии представителей ЗАО «Смена Трейдинг», при надлежащем уведомлении по установленному факту составлен в отношении общества протокол № 17-1550/11 по признакам административного правонарушения предусмотренного статьей 10.2 КоАП РФ.

21.09.2011 г. старшим государственным инспектором Уссурийского отдела по ветеринарному и фитосанитарному надзору ФИО5 в отсутствии представителей общества при надлежащем уведомлении по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении вынесено постановление № 17-1550/11, которым ЗАО «Смена Трейдинг» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 10.2 КоАП РФ, назначен штраф в размере 5 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Выслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 10.2 КоАП РФ, нарушение порядка ввоза на территорию Российской Федерации и в свободные от карантинных объектов зоны, вывоза с территории Российской Федерации и из карантинных фитосанитарных зон подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) – является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Статьей 2 Федерального закона от 15.07.2000 № 99-ФЗ «О карантине растений» (далее – Федеральный закон «О карантине растений») установлены основные термины, а именно:

карантин растений - правовой режим, предусматривающий систему мер по охране растений и продукции растительного происхождения от карантинных объектов на территории Российской Федерации;

подкарантинная продукция (подкарантинный материал, подкарантинный груз) - растение, продукция растительного происхождения, тара, упаковка, почва либо другие организм, объект или материал, которые могут стать носителями вредных организмов или способствовать распространению вредных организмов;

партия подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) - количество однородной подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), находящейся в одном месте или находящейся в одном месте и предназначенной для отправки одним транспортным средством в один пункт назначения одному получателю;

Как установлено статьей 8 Федерального закона «О карантине растений», ввоз в свободные от карантинных объектов зоны, вывоз из карантинных фитосанитарных зон и перевозки подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), произведенной на территории Российской Федерации, в случаях, предусмотренных правилами и нормами обеспечения карантина растений, разрешаются, если на такую подкарантинную продукцию (подкарантинный материал, подкарантинный груз) имеется выданный в установленном законодательством Российской Федерации порядке органом государственного надзора карантинный сертификат, удостоверяющий соответствие подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) требованиям правил и норм обеспечения карантина растений.

Каждая партия подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), ввозимой на территорию Российской Федерации или вывозимой с территории Российской Федерации, сопровождается фитосанитарным сертификатом, выданным в соответствии с международным договором Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что в фитосанитарных сертификатах №№ 156270705130711014, 156270705130711015, 156270705130711016, 156270705130711018, на подкарантинный груз в ж/д вагонах №№ 56310436, 55430482, 56493570, 55217533 указана порода лесоматериалов - пиловочник ели (Sprusesawlog). В товаротранспортных накладных АЖ 085358, АЖ 085359, АЖ 085356, АЖ 085357 и побревенных спецификациях на ж/д вагоны №№ 56310436, 55430482, 56493570, 55217533 указано, что в каждом из вагонов кроме пиловочника ели находится также пиловочник пихты.

Таким образом, административным органом было выявлено несоответствие породы пиломатериалов, указанной в товаротранспортных накладных, спецификациях и в фитосанитарных сертификатах, к проездным документам были приложены фитосанитарные сертификаты на пиловочник ели. ЗАО «Смена Трейдинг» вывозило с территории Российской Федерации в КНР четыре партии пиловочника ели, пихты, загруженные в ж/д вагоны №№ 56310436, 55430482, 56493570, 55217533, не предоставив фитосанитарные сертификаты на указанные партии подкарантийного груза.

Между тем, из приведенных выше нормоположений следует сделать вывод, что весь объем экспортируемых лесоматериалов, загруженных в ж/д вагоны №№ 56310436, 55430482, 56493570, 55217533 является однородной подкарантинной продукцией, которая предназначалась для отправки одним транспортным средством в один пункт назначения – г. Суйфэньхэ, КНР, одному получателю – Суйфэньхэское торгово-экономическое ООО «Линьтай», следовательно, пиловочник пихты находящийся в /д вагонах №№ 56310436, 55430482, 56493570, 55217533 и не указанный в фитосанитарных сертификатах, не может быть признан отдельной партией подкарантинного груза, в отношении которого требуется представление отдельного фитосанитарного сертификата, удостоверяющего его соответствие требованиям правил и норм обеспечения карантина растений.

Исходя из вышеизложенного, указанные лесоматериалы является частью одной партии экспортируемой продукции, не обладающей признаками самостоятельной партии товара.

Довод административного органа о вывозе всей подкарантийной партии при отсутствии фитосанитарного сертификата отклоняется судом как необоснованный. В обосновании данного вывода административный орган указывает на недействительность фитосанитарных сертификатов №№  156270705130711014, 156270705130711015, 156270705130711016, 156270705130711018,  ввиду наличия в данном сертификате не соответствующих действительности сведений (породы лесоматериалов), со ссылкой на Международный стандарт «Руководство по фитосанитарным сертификатам» (пункт 1.4.1).

Фитосанитарные сертификаты №№ 156270705130711014, 156270705130711015, 156270705130711016, 156270705130711018 выданы уполномоченным органом на указанную в нем подкарантинную продукцию, предназначены ЗАО «Смена Трейдинг». Сведений противоречивых либо ложных фитосанитарные сертификаты не содержат. Иное не установлено материалами дела.

Суду не представлены доказательства фактического вывоза товарной партии отличной от той, в отношении которой имеется документальное подтверждение соответствия фитосанитарным правилам, не имеется также доказательств погрузки в железнодорожный вагон дополнительных лесоматериалов, после прохождения фитосанитарного контроля. Таким образом, не имеется доказательств, что часть вывозимой продукции не была представлена для санитарного контроля, либо, что в вышеуказанный вагон погружена иная, не прошедшая фитосанитарный контроль, товарная партия.

Согласно, части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность

В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Положения статей 65, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливают правила, согласно которым обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Поскольку административным органом не представлены доказательства события правонарушения и вины общества в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 10.2 КоАП РФ, следует признать, что событие данного правонарушения и вина общества в совершении указанного правонарушения не нашла своего подтверждения в судебном заседании и, следовательно, в действиях общества отсутствует состав вышеуказанного административного правонарушения.

Отсутствие события административного правонарушение является основанием для признания незаконным и отмене постановления административного органа

При таких обстоятельствах, оспариваемое постановление административного органа подлежит признанию незаконным и отмене в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.167-170, 176, 207-211 АПК РФ, ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Требования Закрытого акционерного общества «Смена Трейдинг» удовлетворить.

Постановление Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю по делу об административном правонарушении № 17-1550/11 от 21.09.2011, признать незаконным и отменить.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в десятидневный срок с момента принятия решения (изготовления в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья А.Г. Калашников