ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-11633/2011 от 14.12.2011 АС Хабаровского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ 

Именем Российской Федерации 

Р Е Ш Е Н И Е

Дело №А-73-11633/2011

г. Хабаровск

21 декабря 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 14.12.2011 г., полный текст мотивированного решения изготовлен 21.12.2011 г.

Арбитражный суд Хабаровского края

в составе судьи Зверевой А. В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой М. Н.

с использованием системы видеоконференцсвязи

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Закрытого акционерного общества «Смена Трейдинг»

об оспаривании постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю по делу об административном правонарушении № 17-1557/11 от 22.09.2011г,

при участии:

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 05.04.2011 г;

от административного органа – ФИО2 по доверенности от 11.01.2011 г.

Сущность спора: Закрытое акционерное общество «Смена Трейдинг» (далее – Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 30.03.2011 г. № 17-391/11 Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю по делу об административном правонарушении (далее – Управление, административный орган), которым Общество привлечено к административной ответственности по статье 10.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В заседании суда представитель Общества на требованиях, изложенных в заявлении настаивал в полном объеме.

Административный орган в судебном заседании, с требованиями заявителя не согласился. Считает, что факт административного правонарушения подтвержден материалами дела.

Суд установил:

28.07.2011 г. в 19 час. 00 мин, на пограничной станции Гродеково по адресу: РФ, <...>, при проведении документарного контроля экспортируемого в КНР подкарантинного груза (лесоматериалов), загруженного в ж/д вагон № 66398686, отправлением ст. ФИО3 ЖД, должностным лицом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору было обнаружено, что сведения об объеме лесоматериалов в фитосанитарном сертификате № 156271607200711002, сопровождавшем подкарантинный груз, меньше объема лесоматериалов, указанном в товарной накладной AM 0324307 и спецификации на вагон № 66398686. Грузоотправитель подкарантинного груза: ЗАО «Смена Трейдинг», РФ, <...>. Грузополучатель: Суйфэньхэское торгово-экономическое ООО «Линьтай», КНР, г. Суйфэньхэ.

А именно: в фитосанитарном сертификате № 156271607200711002. сопровождавшем подкарантинный груз в ж/д вагоне № 66398686, указан объем подкарантинного груза 70 куб.м, а в товарной накладной
AM 032437 и спецификации указан объем с корой - 81,27 куб.м,

Таким образом, было установлено, что фитосанитарный сертификат содержал недостоверные сведения об объеме подкарантинного груза.

На основании изложенного административный орган пришел к выводу, что, отправив на экспорт в КНР партию подкарантинного груза (лесоматериалов) объемом 81.27 куб.м в вагоне № 66398686, сопроводив его фитосанитарным сертификатом, в котором указан объем 70 куб.м, ЗАО «Смена Трейдинг» нарушило статью 8 Федерального Закона от 15.07.2000г. № 99-ФЗ «О карантине растений». Фитосанитарный сертификат № 156271607200711002 был выдан на партию лесоматериалов объемом 70 куб.м, в то время как в вагоне № 66398686 находилась партия лесоматериалов объемом 81,27 куб.м.

Фитосанитарный сертификат на партию подкарантинного груза объемом 81,27 куб.м находящейся в вагоне № 66398686 не был предоставлен.

При подготовке товаросопроводительных документов для отправки в КНР подкарантинного груза в ж/д вагоне № 66398686, ЗАО «Смена Трейдинг» не обеспечило соответствие сведений об объеме отправляемого на экспорт груза, указанного в товарной накладной, ж/д спецификации и в фитосанитарном сертификате.

Таким образом, 28.07.2011г. в 19 час. 00 мин, в результате проведенного документарного контроля экспортируемых в КНР лесоматериалов, должностным лицом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору было установлено, что ЗАО «Смена Трейдинг» вывозило с территории Российской Федерации в КНР партию подкарантинного груза объемом 81,27 куб.м, загруженную в вагоне № 66398686, не предоставив фитосанитарный сертификат на указанную партию подкарантинного груза.

26.08.2011 г. государственным инспектором Уссурийского отдела по ветеринарному и фитосанитарному надзору в отсутствии представителей ЗАО «Смена Трейдинг», при надлежащем уведомлении по установленному факту составлен в отношении Общества протокол № 17-1557/11 по признакам административного правонарушения предусмотренного статьей 10.2 КоАП РФ.

23.09.2011 г. старшим государственным инспектором Уссурийского отдела по ветеринарному и фитосанитарному надзору ФИО4 в отсутствии представителей Общества при надлежащем уведомлении по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении вынесено постановление № 17-1557/11, которым ЗАО «Смена Трейдинг» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 10.2 КоАП РФ, назначен штраф в размере 5 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Выслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, выслушав показания свидетелей, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 10.2 КоАП РФ, . нарушение порядка ввоза на территорию Российской Федерации и в свободные от карантинных объектов зоны, вывоза с территории Российской Федерации и из карантинных фитосанитарных зон подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) – является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.07.2000 N 99-ФЗ "О карантине растений" (далее – Федеральный закон «О карантине растений»), карантин растений - правовой режим, предусматривающий систему мер по охране растений и продукции растительного происхождения от карантинных объектов на территории Российской Федерации;

подкарантинная продукция (подкарантинный материал, подкарантинный груз) - растение, продукция растительного происхождения, тара, упаковка, почва либо другие организм, объект или материал, которые могут стать носителями вредных организмов или способствовать распространению вредных организмов;

партия подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) - количество однородной подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), находящейся в одном месте или находящейся в одном месте и предназначенной для отправки одним транспортным средством в один пункт назначения одному получателю;

Как установлено статьей 8 Федерального закона «О Карантине растений», ввоз в свободные от карантинных объектов зоны, вывоз из карантинных фитосанитарных зон и перевозки подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), произведенной на территории Российской Федерации, в случаях, предусмотренных правилами и нормами обеспечения карантина растений, разрешаются, если на такую подкарантинную продукцию (подкарантинный материал, подкарантинный груз) имеется выданный в установленном законодательством Российской Федерации порядке органом государственного надзора карантинный сертификат, удостоверяющий соответствие подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) требованиям правил и норм обеспечения карантина растений.

Каждая партия подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), ввозимой на территорию Российской Федерации или вывозимой с территории Российской Федерации, сопровождается фитосанитарным сертификатом, выданным в соответствии с международным договором Российской Федерации.

Материалами дела подтверждается, что в качестве доказательства обследования подкарантинного материала и признания его свободным от карантинных вредных организмов, Обществом представлен фитосанитарный сертификат № 156271607200711002, выданный на партию лесоматериалов объемом 70 куб.м. При этом, в товарной накладной
AM 032437 и спецификации указан объем с корой - 81,27 куб.м.

Между тем, из приведенных выше нормоположений следует сделать вывод, что весь объем экспортируемых лесоматериалов в объеме 81,27 куб.м. (с корой) является однородной подкарантинной продукцией, которая находилась в одном железнодорожном вагоне N 66398686, предназначалась для отправки одним транспортным средством в один пункт назначения - г.Суйфэньхэ, КНР, одному получателю – Суйфэньхэское торгово-экономическое ООО «Линьтай»", следовательно, количество лесоматериалов, превышающее 70 куб.м., указанный в фитосанитарном сертификате, не может быть признано отдельной партией подкарантинного груза, в отношении которого требуется представление отдельного фитосанитарного сертификата, удостоверяющего его соответствие требованиям правил и норм обеспечения карантина растений.

Исходя из вышеизложенного, указанные лесоматериалы является частью одной партии экспортируемой продукции, не обладающей признаками самостоятельной партии товара.

Довод административного органа о вывозе всей подкарантийной партии при отсутствии фитосанитарного сертификата отклоняется судом как необоснованный. В обосновании данного вывода административный орган указывает на недействительность фитосанитарного сертификата № 156271607200711002, ввиду наличия в данном сертификате не соответствующих действительности сведений (объем лесоматериалов), со ссылкой на Международный стандарт "Руководство по фитосанитарным сертификатам" (пункт 1.4.1).

Между тем, фитосанитарный сертификат выдан уполномоченным органом на указанную в нем подкарантинную продукцию, предназначен ЗАО «Смена Трейдинг». Сведений противоречивых либо ложных фитосанитарный сертификат не содержат. Иное не установлено материалами дела.

Суду не представлены доказательства фактического вывоза товарной партии отличной от той, в отношении которой имеется документальное подтверждение соответствия фитосанитарным правилам, не имеется также доказательств погрузки в железнодорожный вагон дополнительных лесоматериалов, после прохождения фитосанитарного контроля. Таким образом, не имеется доказательств, что часть вывозимой продукции не была представлена для санитарного контроля, либо, что в вышеуказанный вагон погружена иная, не прошедшая фитосанитарный контроль, товарная партия.

Следует также отметить, что факт нарушения был выявлен путем сравнения сведений в фитосанитарном сертификате № 156271607200711002 (на партию лесоматериалов объемом 70 куб.м) ,и в товарной накладной AM 032437, а также спецификации (где указан объем лесоматериалов 81,27 куб.м.), при этом объем фактически вывезенных лесоматериалов не устанавливался. При таких обстоятельствах невозможно сделать вывод о том, в каком из указанных документов, заявленные Обществом сведения, не соответствуют действительности (в фитосанитарном сертификате либо в товарной накладной). Следовательно, также невозможно сделать однозначный вывод о фактическом превышении объема вывезенных лесоматериалов, по сравнению со сведениями, указанными в фитосанитарном сертификате.

Согласно, части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность

В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Положения статей 65, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливают правила, согласно которым обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Поскольку административным органом не представлены доказательства события правонарушения и вины Общества в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 10.2 КоАП РФ, следует признать, что событие данного правонарушения и вина Общества в совершении указанного правонарушения не нашла своего подтверждения в судебном заседании и, следовательно, в действиях Общества отсутствует состав вышеуказанного административного правонарушения.

Отсутствие события административного правонарушение является основанием для признания незаконным и отмене постановления административного органа

При таких обстоятельствах, оспариваемые постановления административного органа подлежат признанию незаконными и отмене в полном объеме.

Исходя из вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.167-170, 176, 207-211 АПК РФ, ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Требования Закрытого акционерного общества «Смена Трейдинг» удовлетворить.

Постановление Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю по делу об административном правонарушении № 17-1557/11, которым заявитель привлечен к административной ответственности по статье 10.2 КоАП РФ признать незаконным и отменить полностью.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в десятидневный срок с момента принятия решения (изготовления в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья А. В. Зверева