ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-11662/10 от 02.11.2010 АС Хабаровского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Хабаровск № дела А73-11662/2010

«08» ноября 2010 г.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 02.11.2010. Мотивированное решение изготовлено в полном объеме 08.11.2010

Арбитражный суд в составе: судьи  Леонова Д.В.

при ведении протокола судебного заседания  помощником судьи Лазаревой И.В.

рассмотрев в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции заявление Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю

о  признании недействительными решений об отказе в государственной регистрации права собственности от 13.05.2010 № 01/057/2010-775, от 02.06.2010 № 01/057/2010-773, от 05.07.2010 № 01/072/2010-512, от 28.07.2010 № 01/093/2010-689, от 28.07.2010 № 01/093/2010-690, от 28.07.2010 № 01/093/2010-691 и обязании зарегистрировать право собственности Российской Федерации на объекты недвижимого имущества

и ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока для обращения в арбитражный суд

при участии в судебном заседании:

от ТУ ФАУГИ в Хабаровском крае – ФИО1, представитель по доверенности от 03.09.2010 № 52юр/545/14782

от Управления Росреестра – Пак В.С., представитель по доверенности от 13.11.2009

Установил:

  Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае (далее – заявитель, Территориальное управление Росимущества) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю (далее – Управление Росреестра) в порядке статьи 198 АПК РФ со следующими требованиями:

1) признать недействительными решения Управления Росреестра от 13.05.2010 № 01/057/2010-775, от 02.06.2010 № 01/057/2010-773, от 05.07.2010 № 01/072/2010-512, от 28.07.2010 № 01/093/2010-689, от 28.07.2010 № 01/093/2010-690, от 28.07.2010 № 01/093/2010-691 об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объекты недвижимого имущества:

- «линия связи кабельная», расположенная по адресу: <...> ФБУ ИК-12;

- «забор вокруг зоны», расположенный по адресу: <...> ФБУ ИК-12;

- «наружная тепловая сеть лит. XIX», расположенная по адресу: <...> от котельной, расположенной по адресу: ул. Петра Черкасова, 12-в вдоль улицы Петра Черкасова, до ФБУ ИК-12;

- «сеть канализации», расположенная по адресу: <...> ФБУ ИК-12»;

- «водопроводная сеть», расположенная по адресу: <...> ФБУ ИК-12»;

- «сеть теплоснабжения», расположенная по адресу: <...> ФБУ ИК-12.

2) обязать Управление Росреестра осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на перечисленные объекты недвижимого имущества.

Одновременно Территориальным управлением Росимущества заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решений Управления Росреестра от 13.05.2010 № 01/057/2010-775, от 02.06.2010 № 01/057/2010-773 об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объекты недвижимого имущества.

Доводы заявителя обоснованы тем, что решения об отказе в государственной регистрации прав противоречат положениям Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о государственной регистрации) и нормам Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс).

В предварительном судебном заседании представитель заявителя настаивал на удовлетворении заявленных требований.

Представитель Управления Росреестра в предварительном судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, считая отказ в государственной регистрации права собственности законным и обоснованным.

С согласия представителей лиц, участвующих в деле, суд завершил предварительное судебное заседание и начал рассмотрение дела в первой инстанции (п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству»).

В ходе судебного разбирательства представитель Территориального управления Росимущества полностью поддержал доводы и требования, указанные в заявлении.

Представитель Управления Росреестра в судебном заседании отклонила доводы и требования заявителя, ссылаясь на то, что оспариваемое решение государственного регистратора соответствует и не противоречит законодательству Российской Федерации (статьям 130, 131 Гражданского кодекса); наличие технического (кадастрового) паспорта не является доказательством отнесения объекта к недвижимому имуществу.

В судебном заседании, в порядке ст.163 АПК РФ, объявлялся перерыв с 26.10.2010 до 15-30 час. 02.11.2010.

Рассмотрев заявленное ходатайство о восстановлении срока на обращение в суд о признании недействительными решений Управления Росреестра от 13.05.2010 № 01/057/2010-775, от 02.06.2010 № 01/057/2010-773, и проанализировав приведенные Территориальным управлением Росимущества в его обоснование причины, суд считает его не подлежащим удовлетворению в связи со следующим.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 данной статьи предусмотрено, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Согласно имеющимся в материалах дела распискам в получении документов на государственную регистрацию от 05.05.2010, оформленным Управлением Росреестра, датой окончания срока регистрации права собственности Российской Федерации на объекты: «забор вокруг зоны», «линия связи кабельная» является 04.06.2010.

Решения об отказе в государственной регистрации по данным объектам приняты Управлением Росреестра 13.05.2010 (решение № 01/057/2010-775) и 02.06.2010 (решение № 01/057/2010-773).

Документы, представленные на государственную регистрацию по спорным объектам, были выданы по окончании срока регистрации Управлением Росреестра заявителю 09.06.2010 (объект – «забор вокруг зоны») и 02.06.2010 (объект – «линия связи кабельная»).

Таким образом, срок на подачу заявления в арбитражный суд по оспариванию решений № 01/057/2010-775 от 13.05.2010, № 01/057/2010-773 от 02.06.2010 следует исчислять с 02.06.2010 и 09.06.2010.

С заявлением о признании недействительными решений Управления Росреестра № 01/057/2010-775 от 13.05.2010, № 01/057/2010-773 от 02.06.2010 заявитель обратился в арбитражный суд согласно штампу входящей корреспонденции - 04.10.2010, то есть за пределами срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Обосновывая уважительность причин пропуска срока на обжалование решений Управления Росреестра, заявитель указывает, что ФБУ «Исправительная колония № 12» самостоятельно обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением № 27/43-5641 от 13.07.2010 об обжаловании отказов Управления Росреестра № 01/057/2010-775 от 13.05.2010, № 01/057/2010-773 от 02.06.2010. Определением Арбитражного суда Хабаровского края от 09.08.2010 по делу № А73-7940/2010 заявление ФБУ «Исправительная колония № 12» возвращено в связи с неисполнением определения от 16.07.2010 об оставлении заявления без движения.

09.09.2010 представителем от имени Территориального управления Росимущества в Хабаровском крае в Арбитражный суд Хабаровского края подано заявление № 6851 от 06.09.2010 об обжаловании отказов Управления Росреестра № 01/057/2010-775 от 13.05.2010, № 01/057/2010-773 от 02.06.2010. Определением от 04.10.2010 по делу № А73-10591/2010 Арбитражным судом Хабаровского края заявление Территориального управления Росимущества в Хабаровском крае оставлено без рассмотрения в связи с отсутствием подтверждения полномочий представителя на подписание заявления.

Именно с этими обстоятельствами заявитель связывает причины пропуска срока и считает их уважительными.

Между тем, уважительными причинами пропуска срока могут быть признаны только такие причины, которые объективно, вне зависимости от воли лица, препятствовали ему обратиться в суд в установленный процессуальный срок.

В данном случае, названные заявителем обстоятельства не могли являться препятствием для обжалования ненормативных правовых актов в установленный срок, поскольку, во-первых, обращение ФБУ «Исправительная колония № 12» в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением об оспаривании решений Управления Росреестра не связано с возможностью обращения в арбитражный суд собственника имущества – Российской Федерации в лице Территориального управления Росимущества в Хабаровском крае; во-вторых, по состоянию на 09.09.2010, то есть на момент предъявления первоначального заявления Территориальным управлением Росимущества в Хабаровском крае об оспаривании решений Управления Росреестра, срок обращения в суд с заявлением о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации от 13.05.2010 № 01/057/2010-775 истек 02.09.2010, заявление о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации от 02.06.2010 № 01/057/2010-773 предъявлено в суд в последний день истечения срока.

Вынесение судом определения об оставлении заявления без рассмотрения в силу отсутствия подтверждения полномочий представителя на подписание заявления также не может являться уважительной причиной пропуска срока на обращение в суд.

Иных причин пропуска срока, которые могли быть признаны уважительными, заявителем не названы и по материалам дела судом не установлены.

Таким образом, учитывая в совокупности обстоятельства пропуска срока, а также его продолжительность, арбитражный суд не находит оснований для восстановления пропущенного срока для обжалования решений Управления Росреестра от 13.05.2010 № 01/057/2010-775, от 02.06.2010 № 01/057/2010-773, в связи с чем, требования Территориального управления Росимущества в данной части не подлежат удовлетворению.

Рассмотрев заявленные требования о признании недействительными решений Управления Росреестра от 05.07.2010 № 01/072/2010-512, от 28.07.2010 №01/093/2010-689, от 28.07.2010 № 01/093/2010-690, от 28.07.2010 № 01/093/2010-691 об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объекты недвижимого имущества: «наружная тепловая сеть лит. XIX»; «сеть канализации»; «водопроводная сеть», «сеть теплоснабжения» и обязании Управления Росреестра осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на перечисленные объекты недвижимого имущества, арбитражный суд по материалам дела и объяснениям представителей участвующих в деле лиц установил следующие обстоятельства.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю с заявлениями от 28.06.2010 и от 19.07.2010 о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на:

1) наружную тепловую сеть, лит. XIX, адрес:<...> от котельной, расположенной по адресу: ул. Петра Черкасова, 12-в вдоль улицы Петра Черкасова, до ФБУ ИК-12;

2) сеть теплоснабжения, адрес: <...> ФБУ ИК-12;

3) сеть канализации, адрес: <...> ФБУ ИК-12;

4) водопроводную сеть, адрес: <...> ФБУ ИК-12.

Решениями, изложенными в письмах от 05.07.2010 № 01/072/2010-512, от 28.07.2010 № 01/093/2010-689, от 28.07.2010 № 01/093/2010-690, от 28.07.2010 № 01/093/2010-691 Управление Росреестра отказало Территориальному управлению Росимущества в государственной регистрации прав.

Согласно указанным решениям, при проведении правовой экспертизы представленных документов регистрирующим органом установлено, что объекты, право на которые просит зарегистрировать заявитель, не являются недвижимым имуществом, в связи с чем, право на такое имущество не подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Не согласившись с решениями Управления Росреестра, Территориальное управление Росимущества обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Рассмотрев доводы заявителя, исследовав материалы дела и выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд считает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

По объектам: «наружная тепловая сеть, лит. XIX», расположенная по адресу: <...> от котельной, расположенной по адресу: ул. Петра Черкасова, 12-в вдоль улицы Петра Черкасова, до ФБУ ИК-12; «сеть теплоснабжения», адрес: <...> ФБУ ИК-12.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ Закона о государственной регистрации, государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.

Согласно пункту 5 статьи 131 Гражданского кодекса, пункту 5 статьи 2, пункту 3 статьи 20 Закона о государственной регистрации заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав. Кроме того, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Основания отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Закона о государственной регистрации.

Согласно абзацам 4, 8, 9, 10 пункта 1 названной статьи в государственной регистрации прав может быть отказано, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества; правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие Закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие Закона сделки с объектом недвижимого имущества; не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом для государственной регистрации прав.

В данном случае, отказывая заявителю в регистрации права собственности регистрирующий орган пришел к выводу, что «наружная тепловая сеть», лит. XIX, протяженностью 277,6 п.м., расположенная по адресу: <...> от котельной, расположенной по адресу: ул. Петра Черкасова, 12-в вдоль улицы Петра Черкасова, до ФБУ ИК-12, а также «сеть теплоснабжения», расположенная по адресу: <...> ФБУ ИК-12 не являются объектами недвижимости, поскольку представляют собой мобильные сборно-разборные сооружения, состоящие из отдельных элементов, соединенных в конструктивную систему на месте эксплуатации, и у них, якобы, отсутствует прочная связь с землей и существует возможность перемещения сети без несоразмерного причинения ущерба их назначению.

В обоснование такого вывода государственный регистратор приводит в решениях об отказе от 05.07.2010 № 01/072/2010-512 и от 28.07.2010 № 01/093/2010-691 понятие «тепловая сеть» со ссылкой на Приказ Госстроя РФ от 13.12.2000 № 285 «Об утверждении типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения».

Вместе с тем согласно абзацам 3, 4 пункта 1 статьи 13 Закона о государственной регистрации, в ходе проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество производятся правовая экспертиза документов, представленных на государственную регистрацию, и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества.

Пунктом 32 Методических указаний по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Приказом Минюста Российской Федерации от 01.07.2002 № 184, при правовой экспертизе документов, проверке законности сделки, юридической силы правоустанавливающих документов устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, проверяется действительность поданных заявителем документов, наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также устанавливается отсутствие других оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации прав.

Общий порядок отнесения объектов и сооружений к недвижимому имуществу, установления существования такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, установлен Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Этим же Законом определены и соответствующие органы, осуществляющие такие полномочия – органы кадастрового учета, которые одновременно ведут и кадастровый учет недвижимого имущества.

Как следует из материалов дела, орган кадастрового учета – Хабаровское краевое государственное унитарное предприятие технической инвентаризации и оценки недвижимости установил, что «наружная тепловая сеть лит. XIX», протяженностью 277,6 п.м., расположенная по адресу: <...> от котельной, расположенной по адресу: ул. Петра Черкасова, 12-в вдоль улицы Петра Черкасова, до ФБУ ИК-12, 1981 года постройки, а также «сеть теплоснабжения», расположенная по адресу: <...> ФБУ ИК-12 являются объектами недвижимого имущества и им присвоен инвентарный учетный номер № 4.

В подтверждение указанных обстоятельств правообладателю недвижимости выданы соответствующие кадастровые паспорта сооружения, а также справки об отсутствии регистрации прав и имеющихся ограничениях на объект недвижимого имущества.

Таким образом, в силу указанных правовых норм, при наличии документов органа кадастрового учета Управление Росреестра не вправе самостоятельно определять (либо) относить различные объекты к движимому или недвижимому имуществу. В связи с этим, доводы Управления Росреестра о том, что именно на него возложена обязанность установления отнесения спорного объекта к недвижимости подлежат отклонению.

Также подлежат отклонению доводы Управления Росреестра о том, что наружная тепловая сеть и сеть теплоснабжения в отсутствие доказательств прочной связи с землей не могут быть признаны объектами недвижимости.

Из положений статей 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса следует, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса), а также предприятие в целом как имущественный комплекс (пункт 1 статьи 132 Гражданского кодекса).

Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94, утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26.12.1994 № 359, к подразделу "Сооружения" относятся инженерно - строительные объекты, назначением которых является создание условий, необходимых для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, не связанных с изменением предмета труда, или для осуществления различных непроизводственных функций. Объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое.

К сооружениям также относятся: законченные функциональные устройства для передачи энергии и информации, такие как линии электропередачи, теплоцентрали, трубопроводы различного назначения, радиорелейные линии, кабельные линии связи, специализированные сооружения систем связи, а также ряд аналогичных объектов со всеми сопутствующими комплексами инженерных сооружений.

Согласно Приказу Госстроя РФ от 13.12.2000 № 285 «Об утверждении типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения»,тепловая сеть представляет собой совокупность устройств, предназначенных для передачи и распределения тепловой энергии потребителям.

Из материалов дела следует, что спорные объекты: наружная тепловая сеть, протяженностью 277,6 метров, расположенная по адресу: <...> от котельной, расположенной по адресу: ул. Петра Черкасова, 12-в вдоль улицы Петра Черкасова, до ФБУ ИК-12, а также сеть теплоснабжения по адресу: <...> ФБУ ИК-12 отвечают всем признакам сооружения, указанным в Общероссийском классификаторе основных фондов ОК 013-94, утвержденном постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26.12.1994 № 359.

При этом в случае демонтажа спорных объектов и их перемещения, дальнейшее их функционирование в качестве тепловой сети, сети теплоснабжения невозможно. А именно возможность причинения ущерба не самому объекту, а его назначению является основным критерием при оценке его как объекта недвижимого имущества.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что «наружная тепловая сеть», лит. XIX, протяженностью 277,6 метров, расположенная по адресу: <...> от котельной, расположенной по адресу: ул. Петра Черкасова, 12-в вдоль улицы Петра Черкасова, до ФБУ ИК-12, а также «сеть теплоснабжения», расположенная по адресу: <...> ФБУ ИК-12, являются объектами недвижимости, в связи с чем, право собственности на данные объекты, о государственной регистрации которого просил заявитель, является правом, подлежащим государственной регистрации.

По объекту: «сеть канализации», расположенная по адресу: <...> ФБУ ИК-12.

Отказывая заявителю в регистрации права собственности, регистрирующий орган пришел к выводу, что сеть канализации не является объектом недвижимости, поскольку представляют собой мобильное сборно-разборное сооружение, состоящее из отдельных элементов, соединенных в конструктивную систему на месте эксплуатации, и у него, якобы, отсутствует прочная связь с землей и существует возможность перемещения сети без несоразмерного причинения ущерба их назначению.

В обоснование такого вывода государственный регистратор приводит в решении об отказе от 28.07.2010 № 01/093/2010-689 понятие «канализационная сеть» со ссылкой на Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167.

Из определений, приведенных в Правилах пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 года № 167, а также ГОСТе 25150-82 "Канализация. Термины и определения", следует, что канализационная сеть представляет собой систему трубопроводов, коллекторов, каналов и сооружений на них для сбора и отведения сточных вод. Канализационная сеть прокладывается по определенным правилам в соответствии со СНиПами и ГОСТами.

Как следует из материалов дела, орган кадастрового учета – Хабаровское краевое государственное унитарное предприятие технической инвентаризации и оценки недвижимости установил, что «сеть канализации» по адресу: <...> ФБУ ИК-12, 1981 года постройки, является объектом недвижимого имущества, которому присвоен инвентарный учетный номер № 4. В подтверждение этого обстоятельства правообладателю недвижимости выдан соответствующий кадастровый паспорт сооружения, а также справка об отсутствии регистрации прав и имеющихся ограничениях на объект недвижимого имущества.

По своим характеристикам объект - «сеть канализации» по адресу: <...> ФБУ ИК-12 отвечает всем признакам сооружения, указанным в Общероссийском классификаторе основных фондов ОК 013-94, утвержденном постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26.12.1994 № 359.

Данный объект неразрывно связан с землей,кроме того, возможность его перемещения без причинения ущерба целевому назначению - функционированию как сети канализации отсутствует. А именно возможность причинения ущерба не самому объекту, а его назначению является основным критерием при оценке его как объекта недвижимого имущества.

Регистрирующим органом в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено доказательств того, что сеть канализации не является объектом недвижимости.

На основании изложенного, приведенных выше правовых норм, а также в силу положений пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса, суд приходит к выводу о том, что «сеть канализации» по адресу: <...> ФБУ ИК-12, является объектом недвижимости, в связи с чем, право собственности, о государственной регистрации которого просил заявитель, является правом, подлежащим государственной регистрации.

По объекту: «водопроводная сеть» по адресу: <...> ФБУ ИК-12.

Отказывая заявителю в регистрации права собственности, регистрирующий орган пришел к выводу, что «водопроводная сеть» по адресу: <...> ФБУ ИК-12 не является объектом недвижимости, поскольку представляет собой мобильное сборно-разборное сооружение, состоящее из отдельных элементов, соединенных в конструктивную систему на месте эксплуатации, и у нее, якобы, отсутствует прочная связь с землей и существует возможность перемещения сети без несоразмерного причинения ущерба ее назначению.

В обоснование такого вывода государственный регистратор приводит в решении об отказе понятие «водопроводная сеть (водоснабжение)» со ссылкой на Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167.

Из материалов дела следует, что орган кадастрового учета – Хабаровское краевое государственное унитарное предприятие технической инвентаризации и оценки недвижимости установил, что «водопроводная сеть», расположенная по адресу: <...> ФБУ ИК-12, 1981 года постройки, является объектом недвижимого имущества и ему присвоен инвентарный учетный номер № 4. В подтверждение этого обстоятельства правообладателю недвижимости выдан соответствующий кадастровый паспорт сооружения, а также справка об отсутствии регистрации прав и имеющихся ограничениях на объект недвижимого имущества.

По своим характеристикам объект - «водопроводная сеть» по адресу: <...> ФБУ ИК-12 отвечает всем признакам сооружения, указанным в Общероссийском классификаторе основных фондов ОК 013-94, утвержденном постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26.12.1994 № 359.

Данный объект неразрывно связан с землей,кроме того, возможность его перемещения без причинения ущерба целевому назначению - функционированию как сети канализации отсутствует. А именно возможность причинения ущерба не самому объекту, а его назначению является основным критерием при оценке его как объекта недвижимого имущества.

Регистрирующим органом в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено доказательств того, что водопроводная сеть не является объектом недвижимости.

На основании изложенного, приведенных выше правовых норм, а также в силу положений пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса, суд приходит к выводу о том, что «водопроводная сеть» по адресу: <...> ФБУ ИК-12, является объектом недвижимости, в связи с чем, право собственности, о государственной регистрации которого просил заявитель, является правом, подлежащим государственной регистрации.

С учетом установленных обстоятельств, у Управления Росреестра по Хабаровскому краю отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации права собственности на спорные объекты.

Отказы в государственной регистрации права собственности на спорные объекты нарушают права Территориального управления Росимущества в Хабаровском крае как представителя правообладателя федерального имущества.

На основании изложенного, решения Управления Росреестра от 05.07.2010 № 01/072/2010-512, от 28.07.2010 № 01/093/2010-689, от 28.07.2010 № 01/093/2010-690, от 28.07.2010 № 01/093/2010-691 об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объекты недвижимого имущества: «наружная тепловая сеть лит. XIX»; «сеть канализации»; «водопроводная сеть», «сеть теплоснабжения», подлежат признанию недействительными.

В целях устранения допущенных ответчиком нарушений прав и законных интересов Территориального управления Росимущества как представителя правообладателя, арбитражный суд в соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным обязать Управление Росреестра зарегистрировать за Российской Федерацией право собственности на указанные объекты недвижимого имущества.

В остальной части заявленные требования в связи с отказом в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления в арбитражный суд, не подлежат удовлетворению.

Вопрос о государственной пошлине за рассмотрение спора в арбитражном суде первой инстанции не рассматривался, поскольку как заявитель, так и ответчик от уплаты государственной пошлины освобождены на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 170-176, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Хабаровского края

Р Е Ш И Л:

Отказать Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу в арбитражный суд заявления о признании недействительными решений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю от 13.05.2010 № 01/057/2010-775, от 02.06.2010 №01/057/2010-773 и обязании осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на объекты недвижимого имущества: «линия связи кабельная», расположенная по адресу: <...> ФБУ ИК-12; «забор вокруг зоны», расположенный по адресу: <...> ФБУ ИК-12.

Отказать Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае в удовлетворении требований о признании недействительными решений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю от 13.05.2010 № 01/057/2010-775, от 02.06.2010 №01/057/2010-773 и обязании осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на объекты недвижимого имущества: «линия связи кабельная», расположенная по адресу: <...> ФБУ ИК-12; «забор вокруг зоны», расположенный по адресу: <...> ФБУ ИК-12.

В остальной части заявленные Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае требования удовлетворить.

Признать недействительными решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю от 05.07.2010 № 01/072/2010-512, от 28.07.2010 № 01/093/2010-689, от 28.07.2010 № 01/093/2010-690, от 28.07.2010 № 01/093/2010-691 об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объекты недвижимого имущества: «наружная тепловая сеть», лит. XIX, адрес: <...> от котельной, расположенной по адресу: ул. Петра Черкасова, 12-в вдоль улицы Петра Черкасова, до ФБУ ИК-12; «сеть теплоснабжения», адрес: <...> ФБУ ИК-12; «сеть канализации», адрес: <...> ФБУ ИК-12; «водопроводная сеть», адрес: <...> ФБУ ИК-12.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краюзарегистрировать за Российской Федерацией право собственности на объекты недвижимого имущества: «наружная тепловая сеть», лит. XIX, адрес: <...> от котельной, расположенной по адресу: ул. Петра Черкасова, 12-в вдоль улицы Петра Черкасова, до ФБУ ИК-12; «сеть теплоснабжения», адрес: <...> ФБУ ИК-12; «сеть канализации», адрес: <...> ФБУ ИК-12; «водопроводная сеть», адрес: <...> ФБУ ИК-12.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение – Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья Д.В. Леонов