ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-1178/2011 от 31.03.2011 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск Дело № А73-1178/2011

«31» марта 2011 года

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи А.Г. Калашникова, при ведении протокола судебного заседания секретарем Н.П. Москалюк,

рассмотрел в заседании суда дело по заявлениюЗакрытого акционерного общества «Де-Кастрилес» о признании незаконным постановления Министерства природных ресурсов Хабаровского края № 71-ю от 21.01.2011

третье лицо: Прокуратура Ульчского района Хабаровского края

При участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1 дов. от 11.01.2011 № Ю-16/01

от административного органа – ФИО2 дов. от 28.05.2009 № 6.3.28-6699; ФИО3 дов. от 02.02.2011 от 07-17/328.

от прокуратуры: не явился.

Сущность дела:   Закрытое акционерное общество «Де-Кастрилес» (далее ЗАО «Де-Кастрилес», Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления Министерства природных ресурсов Хабаровского края № 71-ю от 21.01.2011, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 800 000 рублей.

В судебном заседании представитель Общества на удовлетворении заявленных требований настаивал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель административного органа с заявленными требованиями не согласился по основаниям, изложенным в отзыве.

Прокуратура своего представителя в судебное заседание не направила.

СУД УСТАНОВИЛ:

ЗАО «Де-Кастрилес» зарегистрировано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Хабаровскому краю за основным государственным регистрационным номером 1102705000485, ИНН <***>.

Согласно Уставу ЗАО «Де-Кастрилес» общество создано путем преобразования ООО «Де-Кастрилес». Общество является правопреемником ООО «Де-Кастрилес» по правам и обязанностям ООО «Де-Кастрилес», перешедшим к Обществу в соответствии с передаточным актом (п.1.3.; п. 1.4.).

На основании обращения председателя Совета органа общественной самодеятельности п. Де-Кастри «Надежда» ФИО4, прокуратурой Ульчского района проведена проверка соблюдения ЗАО «Де-Кастрилес» условий недропользования на территории Де-Кастринского сельского поселения Ульчского муниципального района Хабаровского края.

06.12.2010 в отношение ЗАО «Де-Кастрилес» прокурором Ульчского района Хабаровского края возбуждено производство об административном правонарушении.

21.01.2011 заместителем главного государственного инспектора Хабаровского края по геологическому контролю в присутствии представителя Общества вынесено постановление № 71-ю о привлечении ЗАО «Де-Кастрилес» к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 800 000 рублей.

Несогласие Общества с указанным постановлением явилось основанием для обращения с заявлением в суд.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав и дав оценку, в порядке статьи 71 АПК РФ, имеющимся в материалах дела доказательствам, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Частью 1 статьи 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что за пользование недрами без лицензии на пользование недрами предусмотрено наложение административного штрафа на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

Согласно частям 6,7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет, в том числе, законность и обоснованность оспариваемого решения, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

Согласно части 2 статья 28.4 КоАП РФ о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление.

Из положений статьи 28.2 КоАП РФ следует, что составление протокола об административном правонарушении в отношении юридического лица должно осуществляться в присутствии его законного представителя.

В соответствии с частью 2 статьи 25.4 КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

Как указано в пункте 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2007 № 46 «О внесении дополнений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», указанный в части 2 статьи 25.4. КоАП РФ перечень законных представителей юридического лица является закрытым. В связи с этим судам необходимо учитывать, что представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, в том числе руководитель его филиала или подразделения, законным представителем не является. Поэтому его извещение не может рассматриваться как извещение законного представителя. КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.

Как установлено в ходе судебного разбирательства и следует из материалов дела постановление о возбуждении дела об административном правонарушении было составлено в отсутствие законного представителя ЗАО «Де-Кастрилес» с участием исполнительного директора ФИО5

Вместе с тем, вышеуказанное лицо в силу части 2 статьи 25.4 КоАП РФ законным представителем юридического лица не является. Кроме того, доверенность от 26.07.2010 № Ю-2/07 выданная на имя ФИО5, является общей и не содержит указаний на полномочия данного лица по участию в конкретном административном деле.

Иных доказательств надлежащего извещения законного представителя ЗАО «Де-Кастрилес» о времени и месте составления постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и обеспечения ему возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ, административным органом в соответствии с требованием части 4 статьи 210 АПК РФ не представлено.

При изложенных выше обстоятельствах суд приходит к выводу о несоответствии закону постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 06.12.2010, в связи с чем данное постановление не может использоваться судом в качестве доказательства по делу.

При изложенных выше обстоятельствах суд приходит к выводу о нарушении административным органом процессуального порядка привлечения лица к административной ответственности. Несоблюдение такого порядка органами, уполномоченными привлекать субъектов к административной ответственности, нарушает право привлекаемого лица на защиту.

Поскольку установленный законом порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание, то несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.

С учетом установленных судом обстоятельств, требования ЗАО «Де-Кастрилес» подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 207-211 АПК РФ, статьей 30.7. КоАП РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Требования ЗАО «Де-Кастрилес» удовлетворить.

Постановление Министерства природных ресурсов Хабаровского края № 71-ю от 21.01.2011, признать незаконным и отменить.

Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья А.Г. Калашников