Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-1180/2021
05 апреля 2021 года
Мотивированное решение изготовлено судом на основании ходатайства административного органа в соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Шестак Ж.Г.
рассмотрел в порядке упрощенного производства дело по заявлению открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, 107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д.2)
к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН 1092721005717, ИНН 2721170387, место нахождения: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Петра Комарова, д. 6)
об оспаривании постановления от 19.01.2021 № ТБ-ЖТ-19/01/2021/06БЛГ о назначении административного наказания.
Сущность дела: открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице Забайкальской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» (далее – ОАО «РЖД», заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с жалобой на постановление Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу (далее – УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора, Управление Ространснадзора, административный орган) от 19.01.2021 № ТБ-ЖТ-19/01/2021/06БЛГ, которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 11.15.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Определением суда от 03.02.2021 жалоба принята к рассмотрению в порядке упрощённого производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее ? АПК РФ).
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о принятии жалобы, возбуждении производства по делу и о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.
25.02.2021 от административного органа в арбитражный суд поступили материалы административного производства и отзыв с возражениями относительно удовлетворения заявленных требований.
От заявителя поступило ходатайство от 12.03.2021 о приостановлении производства по делу до рассмотрения дела № А73-398/2021.
Суд не усмотрел оснований для приостановления производства по делу.
Арбитражным судом Хабаровского края на основании статьи 229 АПК РФ принято решение путем подписания резолютивной части решения от 31.03.2021, которая была размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
01.04.2021 от административного органа поступило ходатайство об изготовлении мотивированного решения. Поскольку заявление подано в установленный статьёй 229 АПК РФ срок, суд счёл необходимым изготовить мотивированное решение по делу № А73-1180/2021.
Изучив материалы дела, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество «Российские железные дороги», расположенное по адресу: 107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, 2, зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером 1037739877295, ИНН 7708503727.
В период с 30.11.2020 по 25.12.2020 должностными лицами УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора на основании распоряжения от 07.09.2020 №429-р проведена внеплановая документарная проверка в отношении открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации по обеспечению транспортной безопасности на железнодорожных станциях: Свободный, Михайло-Чесноковская, Усть-Пера, Селеткан, Ледяная и Шимановская Белогорского центра организации работы железнодорожных станций – структурного подразделения Дирекции управления движением на Восточном полигоне – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД».
В ходе проверки установлен факт неисполнения обществом Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020№1633 (далее – Требования), а именно: в нарушение пп. «б» п. 9 Требований не обеспечено воспрепятствование проникновению в зону транспортной безопасности и на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры нарушителя, пытающегося совершить акт незаконного вмешательства, в том числе подготовленного нарушителя.
Результаты проверки зафиксированы соответствующим актом от 25.12.2020 № ТБ-ЖТ-25/12/2020/429-В.
Извещением от 25.12.2020 ОАО «РЖД» уведомлено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении по ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ (11.01.2021 в 10-15 по адресу: г. Благовещенск, ул. Амурская, д. 154) по факту правонарушения, совершенного 25.12.2020 на железнодорожной станции Шимановская, расположенной по адресу: Амурская область, Шимановский район, г. Шимановск, ул. Первомайская, д. 15. Извещение получено 25.12.2020 представителем ОАО «РЖД» Гора Г.А., действующим по доверенности от 16.10.2020 № ДВП-25/Д.
Извещение о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 25.12.2020 (на 11.01.2021 в 10-15 по адресу: г. Благовещенск, ул. Амурская, д. 154) получено 25.12.2020 представителем ОАО «РЖД» Гора Г.А., действующим по доверенности от 16.10.2020 № ДВП-25/Д.
11.01.2021 государственным инспектором отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора Вилль Д.Е., в отсутствии представителя общества, составлен протокол № ТБ-ЖТ-11/01/2021/06БЛГ об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
Рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 19.01.2021 в 10-15 по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ул. Амурская, д. 154, каб. 102.
19.01.2021 в 10 час. 15 мин. вышеуказанным должностным лицом УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, в присутствии представителя общества Гора Г.А., действующего по доверенности от 16.10.2020 № ДВП-25/Д, вынесено постановление №ТБ-ЖТ-19/01/2021/06БЛГ, которым ОАО «РЖД» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1. КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании его законности.
Исследовав и оценив, с позиций статьи 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, изучив доводы участвующих в деле лиц, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объектом данного административного правонарушения являются отношения в области обеспечения транспортной безопасности, под которой понимается реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
Объективная сторона административного правонарушения выражается в нарушении требований по обеспечению транспортной безопасности, содержащихся в Федеральном законе от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Закон о транспортной безопасности, Закон № 16-ФЗ), а также в транспортных кодексах и приказах Минтранса России применительно к различным видам транспорта.
Согласно части 10 статьи 1 Закона № 16-ФЗ, транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о транспортной безопасности, целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства (далее - АНВ).
Подпунктами 5 и 9 пункта 1 статьи 1 названного Закона установлено, что объектами транспортной инфраструктуры являются технологические комплексы, включающие в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты системы связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование; субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
В соответствии со статьей 4 Закона № 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее - ОТИ и ТС) возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Под субъектами транспортной инфраструктуры, в соответствии с частью 9 статьи 1 Закона о транспортной безопасности, понимаются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Согласно материалам дела, железнодорожная станция Шимановская Белогорского центра организации работы железнодорожных станций внесена Федеральным агентством железнодорожного транспорта в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта за № ЖСУ 601319 от 29.12.2012 и ей присвоена вторая категория.
Следовательно, в силу статьи 1 Закона о транспортной безопасности железнодорожная станция Шимановская является объектом транспортной инфраструктуры, а ОАО «РЖД», как владелец объекта транспортной инфраструктуры, является субъектом транспортной инфраструктуры.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона о транспортной безопасности, требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 12 Закона № 16-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1633 утверждены «Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта» (далее – Требования по обеспечению транспортной безопасности, Требования).
Требования по обеспечению транспортной безопасности применяются в отношении следующих объектов транспортной инфраструктуры, не отнесенных в соответствии с частью 5 статьи 6 Федерального закона «О транспортной безопасности» к объектам транспортной инфраструктуры, не подлежащим категорированию: железнодорожные вокзалы и станции; железнодорожные тоннели, мосты, эстакады; участки железнодорожных путей, а также обеспечивающие функционирование транспортного комплекса в части железнодорожного транспорта здания, сооружения и помещения для обслуживания пассажиров и транспортных средств, погрузки, разгрузки и хранения грузов повышенной опасности и (или) опасных грузов, на перевозку которых требуется специальное разрешение, являющиеся объектами транспортной инфраструктуры, определяемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О транспортной безопасности».
Согласно пп. «б» п. 9 Требований субъект транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры II категории (железнодорожные вокзалы, железнодорожные станции, на которых осуществляется обслуживание пассажиров, пассажирские железнодорожные остановочные пункты) дополнительно к требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящего документа, обязан воспрепятствовать проникновению в зону транспортной безопасности и на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры нарушителя, пытающегося совершить акт незаконного вмешательства, в том числе подготовленного нарушителя.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в ходе проверочных мероприятий административным органом установлен факт нарушения обществом пп. «б» п. 9 Требований по обеспечению транспортной безопасности, что послужило основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, о чем вынесено оспариваемое постановление от 19.01.2021 № ТБ-ЖТ-19/01/2021/06БЛГ.
Факт административного правонарушения, совершенного обществом, подтверждается материалами административного дела №ТБ-ЖТ-19/01/2021/06БЛГ. Доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства, заявителем не представлено.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
С учетом положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, суд считает доказанной вину юридического лица в совершении вменяемого ему административного правонарушения, поскольку у общества имелась реальная возможность для соблюдения требований действующего законодательства в области обеспечения требований транспортной безопасности, но им не было принято всех зависящих от него мер, направленных на предотвращение совершения административного правонарушения. Заявителем не представлено доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению юридическим лицом правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
Таким образом, административный орган пришёл к правильному и обоснованному выводу о доказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
Вместе с тем, оспариваемое постановление подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в период с 30.11.2020 по 25.12.2020 должностными лицами УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора на основании распоряжения от 07.09.2020 №429-р проведена внеплановая документарная проверка в отношении открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации по обеспечению транспортной безопасности на железнодорожных станциях: Свободный, Михайло-Чесноковская, Усть-Пера, Селеткан, Ледяная и Шимановская Белогорского центра организации работы железнодорожных станций – структурного подразделения Дирекции управления движением на Восточном полигоне – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД».
В ходе проверки установлен факт неисполнения обществом Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020№1633 (далее – Требования), а именно: в нарушение пп. «б» п. 9 Требований на всех вышеперечисленных железнодорожных станциях не обеспечено воспрепятствование проникновению в зону транспортной безопасности и на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры нарушителя, пытающегося совершить акт незаконного вмешательства, в том числе подготовленного нарушителя.
Результаты проверки зафиксированы в одном акте от 25.12.2020 №ТБ-ЖТ-25/12/2020/429-В.
По установленным проверкой фактам Управлением Ространснадзора в отношении ОАО «РЖД» по каждой железнодорожной станции составлены протоколы об административном правонарушении от 11.01.2021 № ТБ-ЖТ-11/01/2021/01БЛГ, № ТБ-ЖТ-11/01/2021/02БЛГ, № ТБ-ЖТ-11/01/2021/03БЛГ, № ТБ-ЖТ-11/01/2021/04БЛГ, № ТБ-ЖТ-11/01/2021/05БЛГ, № ТБ-ЖТ-11/01/2021/06БЛГ, по результатам рассмотрения которых вынесены постановления от 19.01.2021 № ТБ-ЖТ-19/01/2021/01БЛГ, № ТБ-ЖТ-19/01/2021/02БЛГ, № ТБ-ЖТ-19/01/2021/03БЛГ, № ТБ-ЖТ-19/01/2021/04БЛГ, № ТБ-ЖТ-19/01/2021/05БЛГ, № ТБ-ЖТ-19/01/2021/06БЛГ о привлечении ОАО «РЖД» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей по каждому постановлению.
Вместе с тем, согласно части 5 статьи 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
В рассматриваемом случае, на основании одного распоряжения УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора от 07.09.2020 №429-р проведена проверка в отношении одного юридического лица – ОАО «РЖД», в результате проведения которой в один и тот же период с 30.11.2020 по 25.12.2020 на объектах транспортной инфраструктуры (железнодорожных станциях, указанных в распоряжении) выявлено нарушение п.п. «б» пункта 9 Требований по обеспечению транспортной безопасности. Вмененные заявителю правонарушения образованы одними фактическими обстоятельствами, вытекают из одного действия (бездействия), имеют одни признаки объективной стороны состава правонарушения, выявлены в рамках одной проверки и зафиксированы одним актом от 25.12.2020 №ТБ-ЖТ-25/12/2020/429-В.
Таким образом, при указанных выше обстоятельствах суд приходит к выводу, что нарушение п.п. «б» пункта 9 Требований по обеспечению транспортной безопасности, допущенное одним юридическим лицом – ОАО «РЖД» по месту нахождения шести железнодорожных станций, является единым противоправным деянием и образует один состав правонарушения.
Следовательно, в нарушение части 5 статьи 4.1 КоАП РФ общество неоднократно было привлечено к административной ответственности за одно и то же нарушение, в связи с чем оспариваемое в рамках настоящего дела постановление УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора от 19.01.2021 № ТБ-ЖТ-19/01/2021/06БЛГ, вынесенное позже постановления от 19.01.2021 № ТБ-ЖТ-19/01/2021/01БЛГ, является незаконным и подлежит отмене в полном объеме.
Руководствуясь статьями 143, 144, 210, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве», арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Ходатайство ОАО «РЖД» о приостановлении производства по делу оставить без удовлетворения.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному Федеральному округу от 19.01.2021 № ТБ-ЖТ-19/01/2021/06БЛГ о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, вынесенное в отношении открытого акционерного общества «Российские железные дороги».
Арбитражный суд составляет мотивированное решение по заявлению лица, участвующего в деле, которое может быть подано в течение пяти дней со дня размещения настоящего решения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда – со дня принятия решения в полном объеме.
Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции – Арбитражный суд Дальневосточного округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.
Решение вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае составления мотивированного решения арбитражного суда решение вступает в законную силу по истечении срока, установленного для подачи апелляционной жалобы. В случае подачи апелляционной жалобы решение арбитражного суда первой инстанции, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Судья Ж.Г. Шестак