ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-11838/2011 от 14.12.2011 АС Хабаровского края




 АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
 Именем Российской Федерации


Р Е Ш Е Н И Е


  г. Хабаровск № дела А73-11838/2011

«19» декабря 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 14.12.2011 г.

Полный текст решения изготовлен 19.12.2011 г.


  Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Н.Л.Коваленко

при ведении протокола судебного заседания секретарем Н.А.Костенко,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Профи-Центр»

об установлении факта, имеющего юридическое значение,

заинтересованное лицо: Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Хабаровскому краю,

при участии:

от заявителя – Новиков Е.В. (директор); Пойлов А.М. по доверенности от 07.10.2010;

от заинтересованного лица – Романовская М.Н. по доверенности № 575/в от 16.02.2011 г.

Общество с ограниченной ответственностью «Профи-Центр» обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение, - несоответствия уведомления об аннулировании лицензии от 15.07.2011 № э/1-2296 и сопроводительного письма к нему от 15.07.2011 № э/1-2297 статусу официальных документов.

Определением от 19.10.2011 в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Хабаровскому краю (далее по тексту – УФСБ России по Хабаровскому краю).

В судебном заседании представители заявители поддержали заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в заявлении. Указали, что постановление об аннулировании лицензии обжаловано Обществом в суд, судебный акт не вступил в законную силу.

Представитель заинтересованного лица не согласилось с заявленными Обществом требованиями по основаниям, изложенным в письменном отзыве. При этом указала, что удовлетворение либо отказ в удовлетворении заявления об установлении юридического факта несоответствия документов статусу официальных не порождает юридически значимых последствий для заявителя.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ

Управлением ФСБ России по Хабаровскому краю на основании пункта 12 Положения о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.04.1995 № 333, принято решение об аннулировании лицензии ООО «Профи-Центр» на право работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, регистрационный номер ХК/1233 от 16.07.2010.

Решение составлено в форме постановления, которое 12.07.2011 утверждено врио начальника Управления Симоновым Д.В. и ему присвоен регистрационный номер 6019/1.

В соответствии с пунктом 12 Положения о лицензировании в случае принятия решения об аннулировании лицензии уполномоченным органом лицензиату направляется уведомление.

Директором предприятия малого бизнеса ООО «Профи-Центр», в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, были получены от УФСБ России по Хабаровскому краю следующие документы: Уведомление от 15.07.2011 № э/1-22976 об аннулировании лицензии № ХК/1233; сопроводительный документ от 15.07.2011 г. № э/1-2297 о направлении уведомления об аннулировании лицензии № ХК/1234. ба документа содержат печатный текст.

По мнению заявителя, представленные из официального государственного органа указанные выше документы не могут быть признаны официальными и приниматься к исполнению субъектом предпринимательской деятельности, так как не отвечают требованиям нормативных актов: 1) Государственному стандарту РФ ГОСТ Р 6.30-2003 (п.3.22); 2) Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти (Приказ Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 08.11.2005 № 536, зарегистрированный в Минюсте 27.01.2006 № 7418), приказу директора ФСБ России от 18.09.2008 № 464 «Об утверждении Регламента ФСБ РФ».

Установление факта несоответствия указанных документов статусу официальных обусловлено необходимостью признания их не отвечающими требованиям указанных выше нормативных актов, то есть исполненными ненадлежащим образом и соответственно не подлежащими исполнению.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящим заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение.

Изучив материалы дела, принимая во внимание пояснения представителей заявителя, заинтересованного лица, суд не нашел оснований для удовлетворения заявления исходя из следующего.

В адрес ООО «Профи-Центр» в установленных порядке и сроки направлено уведомление № э/1-2296 от 15.07.2011 об аннулировании лицензии, в котором содержалось властное волеизъявление лицензирующего органа вернуть лицензию и принять меры к информированию всех заинтересованных лиц о ее аннулировании.

Из пояснений заинтересованного лица следует, что данное уведомление подписано заместителем начальника СЭБ УФСБ России по Хабаровскому краю Синевым А.В.

Сопроводительный документ к уведомлению датирован 15.07.2011 № Э/1-227 и также подписан заместителем начальника СЭБ УФСБ России по Хабаровскому краю Синевым А.В., который вправе подписывать рассматриваемое уведомление об аннулировании лицензии и сопроводительный документ к нему.

Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти (Приказ Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 08.11.2005 № 536, зарегистрированный в Минюсте 27.01.2006 № 7418), на которую ссылается заявитель, утратила силу в связи с изданием Приказа Минкультуры РФ от 11.05.2010 № 260, вступившего в силу 21.06.2010.

В соответствии с частью 2 ст.11 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в федеральных органах исполнительной власти документирование информации осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 15.06.2009 № 477 утверждены Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, которые устанавливают единый порядок делопроизводства для всех федеральных органов исполнительной власти. Правила делопроизводства и документооборота, установленные иными государственными органами, органами местного самоуправления в пределах их компетенции, должны соответствовать требованиям, установленным указанным Правилам (ч.2 статьи 11 указанного Федерального закона).

Согласно пункту 6 Правил бланки федерального органа исполнительной власти разрабатываются на основе углового или продольного варианта расположения реквизитов. При подготовке документов в федеральном органе исполнительной власти используются электронные шаблоны бланков документов. При этом, такое понятие как «гербовые бланки» указанные Правила не содержат, требования к порядку их учета и нумерации не устанавливают.

В силу пункта 9 Правил реквизитами документов, создаваемых в процессе деятельности федерального органа исполнительной власти, являются, в том числе должность лица – автора документа, подпись должностного лица. Состав реквизитов документа определяется его видом и назначением (пункт 10 Правил).

Согласно разделу 1 ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» данный стандарт распространяется на организационно-распорядительные документы, относящиеся к Унифицированной системе организационно-распорядительной документации – постановления, распоряжения, приказы, решения, протокол, акты, письма, включенные в ОК 011-93 «Общероссийский классификатор управленческой документации». Требования стандарта являются рекомендуемыми.

При этом, в «Общероссийский классификатор управленческой документации» такие документы, как уведомление административных органов по вопросам лицензирования, не включены.

Положением о лицензировании, равно как и Административным регламентом ФСБ РФ по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, утвержденным приказом ФСБ России от 27.02.2009 № 75, также не установлены требования к оформлению уведомления об аннулировании лицензии, не определен перечень должностных лиц, имеющих право на подписание такого уведомления.

Право подписания указанных в заявлении Общества документов определяется на основании полномочий должностных лиц Управления ФСБ.

Уведомление об аннулировании лицензии и сопроводительный документ направлены ООО «Профи-Центр» фельдъегерской службой, в установленный срок.

Доводы заявителя о том, что в случае отказа в признании уведомления об аннулировании лицензии и сопроводительного документа к нему несоответствия статусу официальных документов для ООО «Профи-Центр» наступят негативные последствия в сфере предпринимательской деятельности, связанные с необходимостью вернуть лицензию, что, в свою очередь, повлечет прекращение деятельности юридического лица, суд нашел несостоятельными.

Статьей 8 ГК РФ предусмотрены основания возникновения гражданских прав и обязанностей. В частности пунктом 3 предусмотрено их возникновение вследствие судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.

Статьей 218 АПК РФ определено, что арбитражный суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и иной экономической деятельности, примерный перечень которых указан в части 2 статьи 218 АПК РФ.

При этом, согласно Информационного письма ВАС РФ №76 от 17.02.2004 года «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение» заявитель должен доказать, что факт, об установлении которого заявлено требование, порождает юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и отсутствует возможность получить или восстановить удостоверяющие факт документы, что при разрешении заявления об установлении факта отсутствует спор о праве.

Юридические факты - это факты (фактические обстоятельства), имеющие, согласно закону, юридическое значение в качестве правового основания (условия), необходимого для реализации нормы права, с которыми норма права связывает наступление указанных в ней юридических последствий.

Уведомление, полученное ООО «Профи-Центр» 15.07.2011, содержит в себе обязательное для лицензиата требование в соответствии с пунктом 12 Положения в 10-дневный срок с момента его получения возвратить лицензию в УФСБ России по Хабаровскому краю и уведомить заинтересованных лиц об ее аннулировании.

Приостановление действия уведомления об аннулировании лицензии и связанных с ним правовых последствий в случае его обжалования действующим в рассматриваемой сфере законодательством не предусмотрено.

Таким образом, юридические последствия в сфере предпринимательской деятельности, связанные с необходимостью вернуть лицензию, уже наступили для заявителя 25.07.2011.

Кроме того, направление уведомления об аннулировании лицензии является следствием вынесенного Управлением ФСБ России по Хабаровскому краю решения в форме постановления, которое утверждено 12.07.2011 и ему присвоен регистрационный номер 6019/1. Указанное постановление обжаловано ООО «Профи-Центр» в суд, о чем указали лица, участвующие в деле, в ходе своих пояснений в судебном заседании. В случае вступления данного постановления в законную силу ООО «Профи-Центр» будет обязан его исполнить путем возврата лицензии в связи с аннулированием последней.

Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований.

Рассмотрев данное заявление и оценив представленные доказательства по правилам ст.71 АПК РФ, арбитражный суд к пришел к выводу, что заявитель не представил доказательств того, что установление факта несоответствия уведомления об аннулировании лицензии и сопроводительного документа к нему статусу официальных порождает юридически значимые последствия для заявителя в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности.

В связи с изложенным, заявление ООО «Профи-Центр» не подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст.110 АПК РФ расходы по государственной пошлины в связи с отказом в удовлетворении заявления относятся на заявителя, при этом учитывается, что ООО «Профи-Центр» при обращении в суд государственная пошлина уплачена в установленном законом порядке и размере.

Руководствуясь статьями 222, 167-171, 176 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Заявление общества с ограниченной ответственностью «Профи-Центр» об установлении факта, имеющего юридическое значение, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края.


Судья Н.Л.Коваленко