Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-11911/2014
08 декабря 2014 года
Резолютивная часть решения объявлена 04 декабря 2014 года.
Арбитражный суд в составе судьи Л.А. Збарацкой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.М. Усовой
рассмотрев в заседании суда дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Теплоэнергетик р.п. Переяславка» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, 682965, Хабаровский край, район имени Лазо, <...>)
к муниципальному району имени Лазо Хабаровского края в лице администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, 682965, Хабаровский край, район имени Лазо, <...>)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, относительно предмета спора Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
о взыскании 12 696 071 руб. 67 коп.
при участии в судебном заседании:
при участии в судебном заседании:
от истца – ФИО1, директора, приказ от 02.07.2014 № 113, ФИО2, действующего по доверенности от 24.09.2014 № 245, ФИО3, действующей по доверенности от 24.11.2014 № 381/1, ФИО4, действующего по доверенности от 26.11.2014 б/н,
от ответчика – ФИО5, действующей по доверенности от 26.09.2014 № 26.09.14, ФИО6, действующей по доверенности от 02.04.2013 б/н (после перерыва),
от третьего лица – ФИО7, действующей по доверенности от 08.09.2014 № 1-07/9623 (до перерыва).
Общество с ограниченной ответственностью «Теплоэнергетик р.п. Переяславка» обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к администрации муниципального района имени Лазо о взыскании 12 696 071 руб. 67 коп., составляющих убытки за период с января по апрель 2014 года.
Судом было принято уменьшение размера иска до 8 781 791 руб. 67 коп. в связи с частичной оплатой.
Представитель истца уточнил наименование ответчика муниципальный район имени Лазо Хабаровского края в лице Администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края.
Уточнения наименования ответчика судом принято.
В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представитель заявил ходатайство об уточнении исковых требований, просит взыскать убытки в размере 9 571 982 руб. 20 коп.
Суд принимает уточнение исковых требований в размере 9 571 982 руб. 20 коп., так как данное распорядительное действие в отношении предмета иска закону не противоречит, прав других лиц не нарушает.
Истец, как следует из искового заявлении и объяснений представителей в судебном заседании, просит исковые требования удовлетворить, в качестве обстоятельств, на которых основаны исковые требования указывает на возникновение убытков, образовавшихся в результате того, что Постановлением Губернатора Хабаровского края от 12.09.2013 № 80 установлен предельный максимальный тариф на тепловую энергию в 2014 году, размер которого является ниже экономически обоснованного тарифа утвержденного Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края.
Ответчик, как следует из отзыва и объяснений представителей в судебном заседании, исковые требования не признал, в обоснование указал, что не доказан факт противоправности действий (бездействия), размер убытков не подтвержден, поскольку истец не подтвердил объем тепловой энергии, поставленной потребителям по максимально предельному тарифу. По вине истца были увеличены расходы и не получены доходы, что привело к увеличению размера убытков. При осуществлении добросовестной хозяйственной деятельности истец должен был понести расходы на топливо в спорный период в размере 12 060 059 руб. 57 коп., вместе с тем общество с ограниченной ответственностью «Теплоэнергетик р.п. Переяславка» в форме № 22-ЖКХ за период с января по июнь 2014 года указал расходы на топливо в размере 15 563 300 руб.
При получении субвенции в размере 12 716 190 руб. у истца образуется прибыль в размере 7 256 490 руб., тогда как в тарифе предусмотрена прибыль в размере 400 000 руб. Действительный размер убытков истца исходя из суммы доходов по данным формы № 22-ЖКХ и понесенных расходов составляет 1 963 470 руб. Администрация муниципального района имени Лазо Хабаровского края перечислила субвенции поставщикам топлива в размере 4 319 280 руб., переплата субвенции истцу составила 2 355 810 руб.
Представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края указала на перечисление Администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края субвенции по возмещению теплоснабжающим организациям убытков, связанным с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию, в размере 98 863 328 руб. 81 коп., представила платежные поручения.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании 27 ноября 2014 года был объявлен перерыв до 04 декабря 2014 в 14 часов 30 минут.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Теплоэнергетик р.п. Переяславка» является ресурсоснабжающей организацией поселков Сита, ФИО8, ФИО9, Сидима, Переяславка и села Георгиевка муниципального района имени Лазо Хабаровского края и отпускало тепловую энергию на нужды отопления указанных населённых пунктов с января по апрель 2014 года.
Постановлением Губернатора Хабаровского края от 12.09.2013 № 80 «О предельных максимальных тарифах на тепловую энергию на 2014 год» установлены на период с января по 30 июня 2014 года предельные максимальные тарифы на тепловую энергию, учитываемые при определении размера платы населения за оказываемую услугу, в размере 1972,14 руб./Гкал без учета НДС, 2327,13 руб./Гкал с учетом НДС.
Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 27.12.2013 № 41/31«Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей общества с ограниченной ответственностью «Теплоэнергетик р.п. Переяславка» в с. Георгиевка муниципального района имени Лазо на 2014 год» установлен тариф на тепловую энергию для потребителей общества с ограниченной ответственностью «Теплоэнергетик р.п. Переяславка» в с. Георгиевка муниципального района имени Лазо на период с 01.01.2014 по 30.06.2014 в размере 3435,18 руб.
Постановление Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 11.12.2013 № 36/14 «Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей общества с ограниченной ответственностью «Теплоэнергетик р.п. Переяславка» в муниципальном районе имени Лазо на 2014 год» установлен тариф на тепловую энергию в размере 3447,85 руб. на период с 01.01.2014 по 30.06.2014 для потребителей в поселках Сита, ФИО8, ФИО9, Сидима, Переяславка муниципального района имени Лазо Хабаровского края.
Истец за период с январь-апрельт 2014 года недополучил полную стоимость отпущенной тепловой энергии в связи с разницей между предельным тарифом на тепловую энергию, установленным Постановлением Губернатора Хабаровского края, и тарифами на тепловую энергию, установленными Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края для общества с ограниченной ответственностью «Теплоэнергетик р.п. Переяславка».
Учитывая представленные доказательства, суд признал иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» одним из общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения является обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29.03.2011 № 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа теплоснабжения населения.
В соответствии с подпунктами 55, 67 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществление контроля за их применением, в том числе в сфере теплоснабжения согласно ФЗ «О теплоснабжении» относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств соответствующих бюджетов.
Вопросы возмещения разницы в тарифах на территории Хабаровского края регламентированы нормами Закона Хабаровского края от 24.11.2004 № 222 «О возмещении организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения» (далее – Закон Хабаровского края № 222), Закона Хабаровского края от 31.10.2007 № 150 «О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению» (далее – Закон Хабаровского края № 150), постановлением Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 № 35-пр (далее - Постановление № 35-пр) и утвержденными им Порядком расчета возмещения убытков организациям от применения регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению (далее - Порядок возмещения убытков) и Правилами предоставления местным бюджетам субвенций из краевого бюджета на возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению (далее - Правила предоставления субвенций).
В соответствии со статьей 2 Закона Хабаровского края от 24.11.2004 № 222 «О возмещении организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения» возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, производится в случае, если установленный экономически обоснованный тариф превышает установленный предельный максимальный тариф.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона Хабаровского края № 222 возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, является расходным обязательством края.
Пунктом 1 статьи 4 Закона Хабаровского края № 222 предусмотрено, что
определение размера возмещения убытков осуществляется с учетом экономически обоснованного тарифа, предельного максимального тарифа, норматива потребления тепловой энергии на отопление, отапливаемой площади жилищного фонда, норматива расхода тепловой энергии на горячее водоснабжение, численности населения, потребляющего горячую воду.
В соответствии с пунктом 2.1.1 Порядка возмещения убытков (в применимой к отношениям сторон редакции) расчет плановой суммы возмещения убытков организации от применения регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению для отопления, производится по формуле, учитывающей показатели: Pgf - отапливаемая площадь жилищного фонда (кв. м) по состоянию на 01 января текущего года и Nt - норматив потребления тепловой энергии на отопление, утвержденный нормативным правовым актом Правительства Хабаровского края по соответствующему городскому округу (поселению) на отопительный период (Гкал/1 кв. м общей площади жилого помещения).
Пунктом 3.1.1 Порядка возмещения убытков предусмотрено, что расчет фактической суммы возмещения убытков от применения регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению для отопления, производится по формуле: (Te – Tp)хOt, где: Te - установленный экономически обоснованный тариф на тепловую энергию (рублей за 1 Гкал без НДС); Tp - предельный максимальный тариф на тепловую энергию для населения, установленный на текущий год (рублей за 1 Гкал без НДС); Ot - количество тепловой энергии, отпущенной населению на отопление (Гкал).
Согласно пункту 12 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э, определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета, а также в соответствии с настоящими Методическими указаниями. Расходы, включаемые в необходимую валовую выручку, формируются в том числе с учетом выполнения программ регулируемой организации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В случае если по итогам расчетного периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности выявлены необоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность за счет поступлений от регулируемой деятельности, органы регулирования обязаны принять решение об исключении этих расходов из суммы расходов, учитываемых при установлении тарифов на следующий расчетный период регулирования.
В статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного прав, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а так же неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.
Исходя из анализа данной правовой нормы, для наступления гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков необходимо наличие следующих обязательных условий: наличие убытков; противоправное поведение лица, причинившего убытки; причинная связь между противоправными действиями лица, причинившего убытки, и убытками, размер убытков, обстоятельства, подтверждающие принятие мер к предотвращению или уменьшению убытков, доказанность существования всех этих условий, факт вины лица, противоправно причинившего убытки (в необходимых случаях).
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Истцом произведен расчет субвенции на возмещение убытков в размере 12 696 115 руб. 40 коп., связанных с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию, исходя из разницы между установленным экономически обоснованным тарифом на тепловую энергию и предельным максимальным тарифом на тепловую энергию для населения, количества тепловой энергии, отпущенной населению на отопление.
В подтверждение площади отапливаемых помещений истец представил технические паспорта, справку об отапливаемой площади.
Ответчик частично возместил убытки за спорный период в размере 3 057 000 руб. платежными поручениями от 12.09.2014 № 768432 на сумму 1 000 000 руб., от 14.08.2014 № 513197 на сумму 150 000 руб., от 18.08.2014 № 534322 на сумму 280 000 руб., от 09.07.2014 № 187564 на сумму 150 000 руб., от 25.07.2014 № 334946 на сумму 1 477 000 руб. Истец указал, что имеет перед ответчиком задолженность в размере 67 133 руб.
Сумма в размере 375 000 руб., перечисленная Администрацией муниципального района имени Лазо Хабаровского края ООО «РосПромТрейд» по платежному поручению от 06.11.2014 № 359396, не принимается в качестве возмещения убытков, поскольку оплачена за период с октября 2014.
01.10.2013 между истцом (доверитель) и Администрацией муниципального района имени Лазо Хабаровского края (Администрация) заключен договор поручения б/н, в соответствии с которым доверитель поручает, а Администрация берет на себя обязательство от имени и за счет доверителя организовать поставку топлива для нужд доверителя. Согласно пункту 5.12 договор действует до 31.08.2014.
Обществом с ограниченной ответственностью «Теплоэнергетик р.п. Переяславка» Администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края была выдана доверенность от 01.10.2013 б/н сроком до 31.08.2014 с полномочием осуществлять перечисление средств, поступивших от организации по сбору платежей, администрации, Министерства финансов Хабаровского края, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, и других источников, поставщикам, ООО «Межрайтопливо», и другим организациям, услуги которых необходимы для доставки топлива от пунктов отгрузки до склада предприятия.
На момент осуществления платежа в размере 375 000 руб. срок договора поручения от 01.10.2013 б/н истек, срок действия доверенности от 01.10.2013 б/н истек.
Истцу не возмещены убытки в размере 9 571 982 руб. 20 коп.
Факт перечисления Министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края субвенции по возмещению теплоснабжающим организациям убытков, связанным с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию, в размере 98 863 328 руб. 81 коп. подтверждается платежными поручениями от 20.01.2014 № 6988141, от 04.02.2014 № 16593, от 05.03.2014 № 282114, от 24.07.2014 № 321787, от 20.08.2014 № 560778, от 25.08.2014 № 594086, от 09.09.2014 № 735856, от 10.09.2014 № 748041.
Муниципальный район имени Лазо Хабаровского края в лице администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края обязан компенсировать истцу сумму убытков полном объеме.
В соответствии со ст.65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание заявленных требований.
Доводы ответчика о том, что по вине истца были увеличены расходы и не получены доходы, что привело к увеличению размера убытков, о необходимой сумме расходов на топливо в спорный период в размере 12 060 059 руб. 57 коп., при получении субвенции в размере 12 716 190 руб. у истца образуется прибыль в размере 7 256 490 руб., о действительном размере убытков в размере 1 963 470 руб. судом не принимаются, поскольку Порядком возмещения убытков предусмотрен расчет фактической суммы возмещения убытков по установленной формуле, экономически обоснованные тарифы утверждены Постановлениями Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края.
Дав оценку, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленным доказательствам, суд установил наличие вышеуказанных условий, необходимых для наступления гражданско-правовой ответственности ответчика в форме возмещения реального ущерба.
Исковые требования о взыскании реального ущерба с муниципального района имени Лазо Хабаровского края в лице администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края подлежат удовлетворению в размере 9 571 982 руб. 20 коп. за счет казны муниципального района имени Лазо Хабаровского края.
Истцу была предоставлена отсрочка уплаты госпошлины, ответчик от уплаты государственной пошлины освобожден.
В пункте 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 48 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражном суде» разъяснено, что в случае, если ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины, а истцу, в пользу которого принят судебный акт, которым заканчивается рассмотрение спора по существу, была предоставлена отсрочка ее уплаты и государственная пошлина истцом не уплачена, государственная пошлина не взыскивается с ответчика, поскольку отсутствуют основания для ее взыскания в федеральный бюджет.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л
Иск удовлетворить.
Взыскать с муниципального района имени Лазо Хабаровского края в лице администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, 682965, Хабаровский край, район имени Лазо, <...>) за счет казны муниципального района имени Лазо Хабаровского края в пользу общества с ограниченной ответственностью «Теплоэнергетик р.п. Переяславка» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, 682965, Хабаровский край, район имени Лазо, <...>) реальный ущерб в размере 9 571 982 руб. 20 коп.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Л.А. Збарацкая