АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-11913/2013
07 февраля 2014 года
Резолютивная часть решения суда оглашена 31.01.2014г.
Арбитражный суд в составе председательствующего судьи Бутковского А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Игнатовой И.А.
рассмотрел в заседании суда дело по иску ТСЖ «Соната»
к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Востокрегионжилье», ФГКУ «Специальное ТУИО» Минобороны России
о взыскании 601717,70руб.
при участии
от истца: ФИО1 дов. от 29.05.2013г., ФИО2 дов. от 15.01.201г.
от Минобороны: ФИО3 дов. от 23.05.2013г. №3578А
представители ФГКУ «Востокрегионжилье», ФГКУ «Специальное ТУИО» Минобороны в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения в порядке ст.121-123 АПК уведомлены надлежащим образом, согласно ст.156 АПК дело рассмотрено в отсутствие представителей данных лиц.
ТСЖ «Соната» (далее –– истец, ТСЖ) обратилось в арбитражный суд к ФГКУ «Востокрегионжилье», ФГКУ «Специальное ТУИО» Минобороны России, Министерству обороны Российской Федерации (далее –– М-ны России) с иском о взыскании с ФГКУ «Востокрегионжилье», ФГКУ «Специальное ТУИО» Минобороны России 601717,70руб. задолженности по оплате за содержание нижеперечисленных квартир в многоквартирных жилых домах по адресам <...>, 8Б, за периоды с 28-29.05.2012г. по дату передачи квартир нанимателям. В порядке субсидиарной ответственности в случае недостатка у указанных соответчиков средств просит взыскать заявленную сумму с Минобороны России.
В порядке ст.49 АПК судом принят отказ от иска в части требований к ФГКУ «Востокрегионжилье».
Требования к иным соответчикам как основному и субсидиарному должникам истцом поддержаны по основаниям, изложенным в отзыве, даны пояснения по расчетам сумм затрат на содержание помещений.
Представитель Минобороны возразила против иска в соответствии с доводами отзыва. Возражений против арифметической правильности расчета истца не привела.
ФГКУ «Востокрегионжилье», ФГКУ «Специальное ТУИО» Минобороны России отзывы не представили, представители в судебные заседания не являлись.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 29.01.2014г. по 31.01.2014г. О перерыве, о времени и месте продолжения судебного заседания стороны, представители которых отсутствовали в судебном заседании, уведомлены публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет».
Заслушав представителей истца и Минобороны, исследовав материалы дела, суд,
УСТАНОВИЛ
Из материалов дела следует, что ТСЖ осуществляет управление общим имуществом многоквартирных домов № 8, № 8 «А», № 8 «Б» по улице Вахова А.А. в городе Хабаровске (далее –– МКД).
После ввода в эксплуатацию МКД ряд квартир были переданы от застройщика в пользу Минобороны (акт приема-передачи от 22.04.2011г.). Ключи от указанных квартир были переданы от застройщика в пользу ФГКУ «Востокрегионжилье» по акту приема-передачи от 08.07.2011г.
В соответствии с выписками из ЕГРП нижеперечисленные квартиры в указанных МКД принадлежат Российской Федерации в лице Минобороны на праве собственности и с 28-29.05.2012г. закреплены в оперативном управлении ФГКУ «Специальное ТУИО» Минобороны:
- в доме № 8 по ул. Вахова А.А. –– квартиры № 12, 43, 67, 68, 73, 81, 85, 97, 105, 108, 112, 128, 141, 144, 160, 169, 176, 189, 192, 197, 201, 212, 216, 221, 233, 240, 244, 249, 253, 260. Всего 30 квартир;
- в доме № 8А по ул. Вахова А.А. –– квартиры № 92, 105, 116, 129, 140, 233, 238, 262. Всего 8 квартиры;
- в доме № 8Б по ул. Вахова А.А. –– квартиры № 18, 25, 30, 48, 54, 73, 77, 84, 88, 93, 97, 104, 108, 116, 120, 121, 140, 141, 158, 159, 200. Всего 21 квартира.
В период с мая 2012г. по январь 2013г. все указанные квартиры постепенно были переданы в социальный наем либо в собственность граждан. До передачи квартир гражданам расходы на обслуживание общего имущества МКД не возмещались (задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг за предыдущий к 28-29.05.2012г. период взыскана с Минобороны вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Хабаровского края от 07.03.2013г. по делу №А73-15490/2012).
С учетом передачи квартир от Минобороны в оперативное управление ФГКУ «Специальное ТУИО» Минобороны иск заявлен к ФГКУ «Специальное ТУИО» Минобороны как основному должнику и Минобороны как собственнику, несущему субсидиарную ответственность по долгам казенного учреждения.
В части требований к ФГКУ «Востокрегионжилье» судом принят отказ от иска, производство по делу в соответствующей части подлежит прекращению.
Исковые требования, предъявленные к ФГКУ «Специальное ТУИО» Минобороны и Минобороны, суд считает подлежащими удовлетворению.
На основании ст.210 ГК собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно части 1 ст.36 ЖК собственникам помещений в МКД принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в МКД, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
В соответствии с частью 1 ст.37 ЖК доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
В силу части 1 ст.39 ЖК, п.28 «Правил содержания общего имущества в МКД», утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. №491 (далее –– Правила), собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества путем внесения платы за содержание и ремонт помещения в МКД.
В рассматриваемом случае, исходя из положений статей 296, 298 ГК и по смыслу положений статей 210, 290 ГК, ст.36, 39 ЖК передача квартир в оперативное управление ФГКУ «Специальное ТУИО» Минобороны влечет и передачу казенному учреждению обязанностей по содержанию данного имущества.
В соответствии с частью 1 ст.1102 ГК лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Неисполнение обязанностей по содержанию имущества влечет возникновение обязательства из соответствующего неосновательного обогащения обязанного лица.
Исходя из положений ст.1105 ГК, размер неосновательного обогащения определяется на основании стоимости неосновательно сбереженного имущества на момент его сбережения.
Согласно части 2 ст.39 ЖК доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Согласно п.29 Правил расходы за содержание и ремонт помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, и водоснабжения, водоотведения, обоснованные расходы на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
В силу п.31 Правил размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами ТСЖ, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами ТСЖ, определяются органами управления ТСЖ на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
Представленными истцом доказательствами подтверждаются затраты на содержание общего имущества вышеуказанных МКД, а также на оплату коммунальных услуг.
Расчеты платы за жилье и коммунальные услуги с мая 2012г. по январь 2013г. произведены истцом исходя из установленной ставки за техобслуживание 24,99руб./кв.м. и платы за капремонт 0,11руб./кв.м. (протокол общего собрания ТСЖ №1 от 01.03.2011г.), снятых показаний счетчиков эл/энергии, ГВС и ХВС на дату передачи квартир гражданам, исходя из общего количества потребления ГВС и ХВС по квартире (для водоотведения), доли тепла, приходящегося на квартиру исходя из отношения ее площади к общей площади помещений в МКД (для квартир, переданных уже в отопительный период).
Расчеты истца по существу соответчиками не оспорены, признаются судом верными. Потребление электроэнергии, ГВС и ХВС в квартирах до их фактического заселения истец объясняет проживанием в квартирах неустановленных лиц, чему собственник квартир должен был воспрепятствовать. Доказательства иных показаний счетчиков, потребления заявленных объемов эл/энергии, ГВС, ХВС иными лицами суду в соответствии с частью 2 ст.9, ст.65 АПК сторонами не представлены. Поэтому суд исходит из того, что соответствующие расходы должно нести ФГКУ «Специальное ТУИО» Минобороны как обладатель права оперативного управления на квартиры (в заявленный период) и основной должник по обязательству оплаты содержания жилья.
Иск о взыскании задолженности по рассматриваемому обязательству из неосновательного обогащения к данному ответчику заявлен обоснованно.
Обоснованными суд считает и требования к Минобороны как субсидиарному должнику.
В силу абзаца третьего части 2 ст.120 ГК в действующей редакции казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
В силу п.1 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006г. №23 согласно подпункту 2 части 3 ст.158 БК от имени Российской Федерации в суде по искам, предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.
В силу подпункта 31 п.10 «Положения о Министерстве обороны Российской Федерации», утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 №1082, Министр обороны Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий.
Согласно приложению 8 к Федеральному закону от 30.11.2011г. №371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» (далее –– Закон о бюджете), Минобороны является распорядителем расходов на обеспечение деятельности подведомственных учреждений.
В силу п.4 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006г. №21 при удовлетворении судом иска кредитора о взыскании задолженности учреждения, предъявленного одновременно к учреждению и субсидиарному должнику, в резолютивной части решения следует указать на взыскание суммы задолженности с учреждения (основного должника), а при недостаточности денежных средств учреждения - с собственника его имущества (субсидиарного должника).
В соответствии со ст.110 АПК уплаченная истцом государственная пошлина подлежит взысканию в его пользу с ФГКУ «Специальное ТУИО» Минобороны и Минобороны.
Руководствуясь статьями 150, 167-170, 176, 184-188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с ФГКУ «Специальное ТУИО» Минобороны России (ОГРН <***>), а при недостаточности средств с Российской Федерации в лице Минобороны России (ОГРН <***>) за счет средств казны Российской Федерации в пользу ТСЖ «Соната» (ОГРН <***>) 601717,70руб. задолженности по оплате за жилые помещения и коммунальные услуги, а также расходы по уплаченной государственной пошлине на сумму 15034,35руб.
Прекратить производству по иску к ФГКУ «Востокрегионжилье» (ОГРН <***>).
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья А.В.Бутковский