Именем Российской Федерации
г. Хабаровск № дела А73-11927/2007-63
29.02.2008г.
Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 21.02.2008г. В полном объеме решение вынесено 29.02.2008г.
Арбитражный суд в составе: председательствующего судьи Шапошниковой В.А.,
С участием секретаря судебного заседания Синякиной Ю.В., ведущей протокол судебного заседания
рассмотрел в заседании суда дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Строймашсервис»
к Хабаровской таможне
с участием третьего лица: ФГУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по ДВФО»
о признании недействительными решения от 20.07.2007г. № 10703000/200707/11, требования об уплате таможенных платежей № 91 от 11.09.2007г.
в заседании приняли участие:
от заявителя: не явились
от ответчика: ФИО1 – доверенность от 06.08.2007г. № 05-26/351, ФИО2 – доверенность от 18.12.2007г. № 05-24/12225
от третьего лица: ФИО3 – доверенность от 18.02.2008г. № 36
Сущность спора: Общество с ограниченной ответственностью «Строймашсервис» обратилось в суд с заявлением о признании недействительным и отмене решения Хабаровской таможни от 20.07.2007г. № 10703000/20070/11, которым признано не соответствующим требованиям законодательства РФ и отменено решение Хабаровского таможенного поста Хабаровской таможни о подтверждении заявленных ООО «Строймашсервис» в ГТД № 10703050/270207/0001506 сведений о кодах товаров №№ 1,2,3,4,5, 6,7,8,9,10, согласно которым указанные товары подлежат классификации в товарной подсубпозиции 8704239104 ТН ВЭД России. Кроме этого просит признать требование № 91 от 11.09.2007г. об уплате таможенных платежей в сумме 530 743,90 руб., пени 35 657,14 руб. недействительным и не подлежащим исполнению.
В судебное заседание представитель заявителя не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, о причине неявки не сообщил.
В силу ст.156 АПК РФ суд признает причину неявки представителя неуважительной и полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель Хабаровской таможни в судебном заседании заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
Представитель ФГУ «ЦЛАТИ по ДВФО» в судебном заседании пояснил, что при декларировании товаров Обществу необходимо было руководствоваться протоколами сертификационных испытаний.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
ООО «Строймашсервис» из КНР ввезены на таможенную территорию Российской Федерации грузовые автомобили марки «FOTONAUMAN», модели BJ3251DLPJB-1, 2006 года выпуска, оборудованные дизельными двигателями модели WD-615-50.
В графе 33 ГТД № 10703050/270207/0001506 (далее ГТД 1506) указанные автомобили заявлены под № 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10 в товарной подсубпозиции 8 704 23 910 4 ТН ВЭД России (ставка таможенной пошлины 5%).
Решением Хабаровского таможенного поста Хабаровской таможни от 28.02.2007г. подтверждены заявленные Обществом в ГТД 1506 сведения о коде товаров № 1-10 в части классификации в товарной подсубпозиции 8 704 23 910 4 ТН ВЭД России.
06.04.2007г. в Хабаровскую таможню поступило письмо Дальневосточного таможенного управления № 47-26/3755 от 05.04.2007г., согласно которому Хабаровской таможне было предложено провести таможенный контроль после выпуска в отношении товаров, задекларированных ООО «Строймашсервис» на предмет выявления возможного недостоверного заявления сведений в ГТД с целью занижения ООО «Строймашсервис» размера таможенных платежей.
В ходе проверки, осуществленной Хабаровской таможней в порядке ведомственного контроля, Хабаровской таможней было установлено, что Обществом заявлены недостоверные сведения о содержании вредных веществ в выхлопных газах.
Хабаровской таможней было принято решение от 20.07.2007г. № 10703000/200707/11, которым признано не соответствующим требованиям законодательства РФ и отменено решение Хабаровского таможенного поста Хабаровской таможни о подтверждении заявленных ООО «Строймашсервис» в ГТД № 10703050/270207/0001506 сведений о кодах товаров №№ 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.
25.09.2007г. Хабаровской таможней были приняты классификационные решения, в соответствии с которыми было принято решение о классификации товаров, задекларированных Обществом, по коду ТН ВЭД России – 8704 23 910 9 (ставка таможенной пошлины 10%).
На основании принятых решений в соответствии со ст.348, 350 Таможенного кодекса РФ, было выставлено требование № 91 от 11.09.2007г. об уплате таможенных платежей.
Заявитель не согласен с принятыми Хабаровской таможней решениями и требованием об уплате таможенных платежей и обжаловал их в судебном порядке.
В соответствии со статьей 123 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) товары подлежат декларированию при их перемещении через таможенную границу.
Согласно пункту 1 статьи 124 ТК РФ декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным настоящим Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведениях, необходимых для таможенных целей.
На основании статьи 40 ТК РФ товары при их декларировании таможенным органом подлежат классификации, то есть в отношении товаров определяется классификационный код по ТН ВЭД. В случае установления нарушения правил классификации товаров при их декларировании таможенный орган вправе самостоятельно осуществить классификацию товаров.
В соответствии с правилом 1 Основных правил интерпретации ТН ВЭД классификация товаров осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам.
Правило 6 Основных правил интерпретации ТН ВЭД устанавливает, что классификация товаров в субпозициях товарных позиций осуществляется в соответствии с текстами субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям.
Таможенным тарифом Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 N 718 «Таможенный тариф Российской Федерации», к товарной позиции к товарной позиции 8704 ТН ВЭД отнесены моторные транспортные средства для перевозки грузов.
Указанная позиция подразделяется на ряд подсубпозиций, в том числе 8704 23 910 4 - соответствующие техническим требованиям по содержанию вредных веществ в выхлопных газах: оксидов углерода - не более 2 г/кВт.ч; углеводородов - не более 0,66 г/кВт.ч; оксидов азота - не более 5 г/кВт.ч (таможенная пошлина 5%); 8704 23 910 9 – прочие (таможенная пошлина 10%).
В соответствии с пунктами 11, 12, 2 технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ», утвержденного постановлением Правительства РФ № 609 от 12.10.2005г., соответствие автомобильной техники и установленных на ней двигателей требованиям регламента удостоверяет сообщение, касающееся официального утверждения типа транспортного средства и (или) двигателя, предусмотренное Правилами ЕЭК ООН, или сертификат соответствия, выдаваемый в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Технический регламент устанавливает требования к выбросам вредных (загрязняющих) веществ автомобильной техникой, оборудованной двигателями внутреннего сгорания.
Порядок подтверждения соответствия автомобильной техники и установленных на ней двигателей требованиям регламента определен Правилами ЕЭК ООН.
В соответствии с п. 6.6 Постановления Государственного комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации механических транспортных средств от 01.04.1998 г. № 19 «О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов», сертификация механических транспортных средств и запасных частей в общем случае предусматривает:
- определение путем проведения испытаний соответствия образца продукции требованиям нормативных документов;
- проверку производства сертифицируемой продукции на наличие условий, обеспечивающих стабильный уровень характеристик и показателей, подтверждаемых сертификационными испытаниями;
- признание имеющихся у заявителя сообщений, касающихся официального утверждения по типу конструкции транспортного средства, сертификатов соответствия и других документов, подтверждающих соответствие продукции требованиям, предъявляемым при сертификации, полученных в других региональных или национальных системах сертификации;
- выдачу сообщения, касающегося официального утверждения по типу конструкции или сертификата соответствия, а также выдачу одобрения типа транспортного средства;
- инспекционный контроль за соответствием выпускаемой продукции требованиям, предъявляемым при сертификации.
Согласно данному Постановлению, под одобрением типа транспортного средства понимается процедура, посредством которой после проведения необходимых проверок, проведенных в соответствии с принципами Женевского Соглашения 1958 года, заявляется, что транспортное средство отвечает перечню требований по безопасности и охране окружающей среды, обязательных при сертификации транспортных средств в России, и в результате которой выдается одноименный документ.
Выпуск новых автотранспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8701, 8702, 8703, 8704, 8705, 8706 00 ТН ВЭД России, осуществляется на основании «одобрения типа транспортных средств», выдаваемых органами, аккредитованными Ростехрегулированием.
С целью подтверждения соблюдения запретов и ограничений, установленных действующим законодательством, ООО «Строймашсервис» при декларировании товаров по ГТД 1506, представило в Хабаровский таможенный пост Хабаровской таможни одобрение типа транспортного средства № РОСС CN.АЯ04.Е00711 на грузовой автомобиль марки «FOTONAUMAN», модели BJ3251DLPJB-1, выданное органом по сертификации продукции машиностроения ВНИИНМАШ, основанием для выдачи которого, подтверждающим соблюдение Технического регламента, послужил сертификат соответствия № CN.АЯ04.В15586. Согласно сертификату соответствия № РОСС CN.АЯ04.В15586 основанием для выдачи данного сертификата послужили протоколы испытаний №№: 1038/SI/24-03/R/327-06; 1038/SI/24-03/R/325-06; 1038/SI/49-02В/R/328-06; 1038/SI/49-02В/R/326-06 от 14.08.2006г., выданные Испытательным центром механических транспортных средств, запасных частей и принадлежностей (ИЦ НИЦИАМТ).
В качестве документа, подтверждающего сведения о содержании вредных веществ в выхлопных газах, заявленных в ГТД № 1506, ООО «Строймашсервис» представило в Хабаровский таможенный пост Хабаровской таможни заключение эксперта ООО «Эксперт & Консалтинг ТПП Читинской области» № 015-02-07 от 22.02.2007г., основанием для выдачи которого послужил факт соответствия автотранспортных средств ГОСТу Р 41.49-99.
К таможенному оформлению предъявлены товары – грузовые автомобили марки «FOTONAUMAN», модели BJ3251DLPJB-1, 2006 года выпуска, оборудованные дизельными двигателями модели WD-615-50, содержанием вредных веществ в выхлопных газах:
- оксидов углерода (СО) – менее 2 г/кВт.ч;
- углеводорода (СН) – менее 0,66 г/кВт.ч;
- оксидов азота (NОх) – менее 5 г/кВт.ч.
В процессе проведения отделом таможенной инспекции Хабаровской таможни таможенного контроля в форме проверки документов и сведений в отношении товаров, задекларированных ООО «Строймашсервис», на основании письма ИЦ НИЦИАМТ № 11-6/21-629 от 03.05.2007г., протоколов испытаний №№ 1038/SI/24-03/R/327-06; 1038/SI/24-03/R/325-06; 1038/SI/49-02В/R/328-06; 1038/SI/49-02В/R/326-06, письма фонда «Центр сертификации» № 148-07/ф от 02.07.2007г., ОС «ПРОММАШ» № 203/1-465 от 24.06.2007г., было установлено, что заказчиком получения одобрения типа транспортного средства №№ РОСС СN.АЯ04.Е00711, РОСС СN.АЯ04.Е00712 и сертификата соответствия № РОСС СN.АЯ04.В15586 являлось ООО «Строймашсервис», которое также являлось заказчиком для получения протоколов испытаний, выданных ИЦ НИЦИАМТ. Все названные документы по окончании испытаний были переданы в распоряжение ООО «Строймашсервис».
Согласно протоколу испытаний № 1038/SI/49-02В/R/328-06 грузовые автомобили марки «FOTONAUMAN» модели BJ3251DLPJB-1, оборудованные дизельными двигателями модели WD-615-50, объемом 9726 см3, имеют следующие показатели содержания вредных веществ в выхлопных газах:
- оксидов углерода (СО) – 0,65 г/кВт.ч;
- углеводорода (СН) – 0,24 г/кВт.ч;
- оксидов азота (NОх) – 6,96 г/кВт.ч.
Данным характеристикам соответствует код товаров ТН ВЭД России – для грузового автомобиля марки «FOTONAUMAN» - 8704 23 9109.
Таким образом, в процессе проведения таможенного контроля в отношении товаров, заявленных Обществом, было установлено, что Обществом заявлены недостоверные сведения о содержании вредных веществ в выхлопных газах, в связи с чем Хабаровской таможней были приняты классификационные решения о классификации товаров, задекларированных Обществом - грузовые автомобили марки «FOTONAUMAN» - код ТН ВЭД России 8704 23 910 9.
В судебном заседании установлено, что ООО «Строймашсервис» на момент подачи ГТД № 1506 имело в своем распоряжении достоверные сведения о величине вредных веществ в выхлопных газах, установленной в ходе сертификационных испытаний, проведенных при оформлении сертификата соответствия № РОСС СN.АЯ04.В15586.
Кроме того, Хабаровской таможней также представлены сведения о том, что ООО «Строймашсервис» в 2006 году осуществляло в Новосибирской таможне декларирование таких же 10 грузовых автомобилей. При этом ООО «Строймашсервис» предоставлялись одобрение типа транспортного средства № РОСС СN.АЯ04.Е00711, выданное ОС «Проммаш», и товару был присвоен код ТН ВЭД России 8704 23 9109 (ставка таможенной пошлины 10%).
С учетом изложенных обстоятельств суд считает, что решение Хабаровской таможни от 20.07.2007г., соответствует требованиям закона, является обоснованным и не подлежит отмене.
Требование № 91 от 11.09.2007г. об уплате таможенных платежей, выставленное на основании принятого таможней решения, также не подлежит отмене.
Суд не принимает во внимание ссылку заявителя на заключения эксперта ООО « Эксперт & Консалтинг ТПП Читинской области» № 015-02-07 от 22.02.2007г. по следующим основаниям.
При выдаче заключений фактических замеров вредных веществ в выхлопных газах не производились, выводы о содержании вредных веществ сделаны на основании ГОСТ Р 41.49-99, который с 2003 года не действует и заменен на ГОСТ Р 41.49-2003.
Согласно письму эксперта ООО «Эксперт & Консалтинг ТПП Читинской области» от 13.06.2007г. проверка транспортных средств проводилась экспертом методом экстраполяции. Заявитель утверждает, что и ГОСТом Р 41.49-2003 предусмотрена возможность определения выбросов вредных веществ методом экстраполяции.
В соответствии с ГОСТом, стороны Соглашения, заключенного в Женеве в 1958 году, применяющие Правила определения выбросов вредных веществ, должны Секретариату ООН сообщить наименования и адреса технических служб, уполномоченных проводить испытания.
ООО « Эксперт & Консалтинг ТПП Читинской области» не указано в списке таких организаций, следовательно, не имело права на проведение данных испытаний.
Из содержания заключения следует, что экспертом был произведен осмотр транспортных средств, указание на применение какого-либо оборудования отсутствует, также отсутствуют и результаты замеров, расчетные формулы и другие сведения, которые бы позволили увидеть источник полученных выводов.
Выводы эксперта о содержании в выхлопных газах транспортных средств оксидов углерода (СО) менее 2 г/кВт.ч, углеводорода (СН) – менее 0,66 г/кВт.ч, оксида азота (NОх) – менее 5 г/кВт.ч не соответствуют положениям названных выше ГОСТов.
В соответствии с письмом Федерального агентства по техническому регулированию и метроконтролю № 140-24/1149 в Едином реестре аккредитованных организаций данные об аккредитации ООО « Эксперт & Консалтинг ТПП Читинской области» отсутствуют.
Заключение ООО « Эксперт & Консалтинг ТПП Читинской области» было выдано на основании произведенных инструментальных замеров проб отработавших газов.
В соответствии с требованиями ГОСТа Р 41.49-2003 количество вредных веществ и вредных частиц в выбросах, предоставленных для испытания дизельных двигателей, должно быть определено в испытаниях ЕSС и ЕLR.
Согласно заключению ВНИИНМАШ от 27.06.2007г. № 203/1-528 и от 07.08.2007г. № 203/1-567:
1.Результаты, полученные при экспертизе и исследованиях по содержанию вредных веществ в отработавших газах автомобилей с использованием циклов, отличных от циклов ЕSС, ЕLR и ЕТС, не будут подтверждать соответствие Правилам ЕЭК ООН № 49.
2.При экспертизе и исследованиях по содержанию вредных веществ в отработавших газах автомобилей в соответствии с Правилами ЕЭК ООН № 49 должны использоваться средства измерений (испытательное оборудование), отвечающее требованиям Правил ЕЭК ООН.
Указанные в протоколах испытаний средства измерений не могут быть использованы для подтверждения соответствия двигателя автомобиля требованиям Правил ЕЭК ООН № 49.
В связи с изложенным суд считает, что Хабаровской таможней правомерно был сделан вывод о том, что сведения о величине заявленных декларантом ООО «Строймашсервис» выбросов вредных веществ в выхлопных газах транспортных средств при таможенном оформлении, не подтверждены документально, так как результаты по содержанию вредных веществ отработавших газов транспортных средств были получены ООО «Эксперт & Консалтинг ТПП Читинской области» с использованием циклов, отличных от циклов ЕSС, ЕLR и ЕТС, а, следовательно, не являются основанием для классификации грузовых автомобилей марки «FOTONAUMAN» в подсубпозиции 8704 23 910 4.
Также суд считает, что вывод ООО «Строймашсервис» о трактовке правила 1 интерпретации ТН ВЭД неверен. Классификация автомобилей в ТН ВЭД не привязана напрямую к экологическому классу автомобиля, но при этом классификация их зависит от соответствия техническим требованиям по содержанию вредных веществ в выхлопных газах. В случае если автомобиль с установленным на него двигателем соответствует таким техническим требованиям по содержанию вредных веществ в выхлопных газах, как содержание оксидов углерода не более 2г/кВт.ч, углеводородов на более 0,66 г/кВт.ч, оксидов азота не более 5 г/кВт.ч, он имеет один классификационный код, в случае если содержание вредных веществ в выхлопных газах иное, соответственно, ему присваивается другой классификационный код согласно ТН ВЭД России.
Кроме того, в соответствии с письмом ФГУП «ЦЛАТИ по ДВФО» от 22.10.2007г. № 910-01 ни одно предприятие в РФ не в состоянии производить замеры на пунктах таможенного контроля, данные испытания по вышеуказанному ГОСТу проводятся на территории предприятия изготовителя.
Также суд не принимает во внимание ссылку заявителя на заключение судебно-технической экспертизы от 15.01.2008г., проведенной филиалом ФГУ «ЦЛАТИ по ДВФО» «ЦЛАТИ по Амурской области» на основании определения арбитражного суда Амурской области от 31.10.2007г.
В соответствии со ст.64 АПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 31.05.2001г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме. Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
В названном заключении эксперта дана оценка применения технической документации ГОСТ Р 41.49-99 и ГОСТ 41.49-2003, а также указано какими нормативными правовыми актами следует руководствоваться при определении нормативов выбросов вредных веществ. В заключении не содержатся выводы эксперта о содержании вредных веществ в выбросах ввезенных автомобилей, при проведении судебно-технической экспертизы не проводились сертификационные испытания, необходимые для определения экологического класса автотранспортного средства.
Ответы на вопросы, указанные в заключении судебного эксперта, не носят технического характера, требующего специальные познания. Документы, на которых основано заключение эксперта, имеют справочно-информационный характер и не могут служить доказательством по настоящему делу.
Кроме того, в пункте 3.4 заключения судебного эксперта содержится оценка на предмет соответствия значений содержания вредных веществ в выхлопных газах предъявленных к осмотру транспортных средств в заключении эксперта ФИО4 (ООО «Эксперт & Консалтинг ТПП Читинской области») предельным значениям выбросов вредных веществ, предусмотренных Специальным Техническим Регламентом «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации вредных (загрязняющих) веществ», утвержденным Постановлением Правительства РФ № 609 от 02.10.2005г. То есть судебным экспертом осуществлена оценка заключения эксперта ООО «Эксперт & Консалтинг ТПП Читинской области» на предмет его соответствия нормативному правовому акту.
Указанная оценка не носит технического характера, требующего специальные познания, является не научно-технической, а правовой оценкой. Оценка доказательств на предмет соответствия их действующему законодательству возложена на суд, а не на экспертные учреждения.
С учетом изложенного, требования заявителя являются необоснованными и не подлежат удовлетворению, в связи с чем в соответствии со ст.ст.110-112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит удовлетворению ходатайство представителя ООО «Строймашсервис» о включении в состав судебных расходов, расходов на оплату юридических услуг представителей в сумме 22 200 руб., а также расходов на оплату проезда представителя в сумме 12 103 руб., расходов на проживание в сумме 4 627 руб., всего 38 930 руб.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь ст. ст. 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований ООО «Строймашсервис» о признании недействительными решения Хабаровской таможни от 20.07.2007г. № 10703000/200707/11, требования об уплате таможенных платежей № 91 от 11.09.2007г. отказать.
В удовлетворении ходатайства ООО «Строймашсервис» о взыскании судебных расходов в сумме 38 930 руб. отказать.
Решение может быть обжаловано в Шестой арбитражный апелляционный суд в месячный срок, а также в кассационном порядке в течение двух месяцев по вступлении в законную силу.
Судья В.А.Шапошникова