ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-11974/16 от 06.12.2016 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                                дело № А73-11974/2016

06 декабря 2016 года

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи А.Г. Калашникова, при ведении протокола судебного заседания секретарем О.И. Вершининой с использованием средств аудиозаписи,

рассмотрел дело по заявлению открытого акционерного общества «Промсвязь» (ОГРН – 1022701189081, ИНН – 2702010370, адрес: 680030, г. Хабаровск, ул. Павловича, д.13) о признании незаконным и отмене постановления отделения по Хабаровскому краю Главного управления Центрального банка Российской Федерации от 09.08.2016г. № 59-10-35-25-ЮЛ-16-4315 о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ в виде штрафа в размере 355 000 руб.,

в судебное заседание явились:

от заявителя: Коженкова А.А. дов. от 01.09.2016

от административного органа: Смирнов А.А. дов. № 28 от 09.04.2015.

Сущность дела: открытое акционерное общество «Промсвязь» (далее – ОАО «Промсвязь», заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с требованием о признании незаконным и отмене постановления отделения по Хабаровскому краю Главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее – административный орган, Отделение) от 09.08.2016г. № 59-10-35-25-ЮЛ-16-4315, которым общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 355 000 рублей.

Представитель общества в судебном заседании поддержала заявленные требования.

Представитель административного органа считает постановление законным и обоснованным.

Изучив материалы дела, суд

У С Т А Н О В И Л:

На основании обращения Гуляева В.П. о нарушении ОАО «Промсвязь» требований законодательства Российской Федерации, касающихся раскрытия информации на финансовых рынках, установлено нарушение ОАО «Промсвязь» сроков и порядка раскрытия информации на странице в сети Интернет.

Уведомление о составлении протокола об административном правонарушении от 21.06.2016 № С59-10-3-5/18768 направлено в адрес ОАО «Промсвязь» телеграфом и получено адресатом 23.06.2016.

07.07.2016 Управлением Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Дальневосточном федеральном округе Центрального банка Российской Федерации в отношении ОАО «Промсвязь» составлен протокол № 59-10-35-25-ЮЛ-16-4315/1020-1 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ.

Согласно уведомлению о вручении почтовой корреспонденции, копия протокола об административном правонарушении от 07.07.2016 № 59-10-35-25-ЮЛ-16-4315/1020-1 ОАО «Промсвязь» получена 18.07.2016.

Протокол и материалы дела направлены для рассмотрения в Отделение по Хабаровскому краю Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации.

Вызов для участия в рассмотрении дела об административном правонарушении, направленный телеграфом 01.08.2016 (о назначении рассмотрения дела на 09.08.2016), в адрес Общества: 680030, г. Хабаровск, ул. Павловича, д. 13 указанному в ЕГРЮЛ, получен ОАО «Промсвязь» 02.08.2016 (уведомление телеграфом о вручении от 03.08.2016).

Постановлением Отделения по Хабаровскому краю Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации ОАО «Промсвязь» привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 15.19 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 355 000 рублей.

Несогласие заявителя с постановлением административного органа послужило основанием для обращения в арбитражный суд.

В соответствие со статьей 30 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», под раскрытием информации на рынке ценных бумаг понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение.

Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию.

В соответствии со статьей 92 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» на публичное акционерное общество возложена обязанность раскрывать, в том числе, годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, а также иные сведения, определяемые Банком России. Непубличное общество с числом акционеров более пятидесяти обязано раскрывать годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о ценных бумагах для раскрытия информации на рынке ценных бумаг.

Обязательное раскрытие информации обществом, включая непубличное акционерное общество, в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены Банком России.

Состав, порядок и сроки обязательного раскрытия информации акционерным обществом регулируется Положением Банка России от 30.12.2014 № 454-П о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (далее - Положение № 454-П).

В соответствии с пунктом 71.1 Положения № 454-П акционерные общества обязаны раскрывать информацию в форме годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности:

-путем опубликования ее текста на странице в сети «Интернет», в срок не позднее трех дней с даты ее составления, но не позднее трех дней с даты истечения установленного законодательством Российской Федерации срока предоставления обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, а в случае, если годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту,- не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, выражающего в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности,

-в составе ежеквартального отчета акционерного общества - эмитента за первый квартал в соответствии с разделом IV Положения № 454-П, если акционерное общество -эмитент в соответствии с указанным Положением обязано раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета (в силу пункта ИЛ Положения № 454-П, текст ежеквартального отчета должен быть опубликован эмитентом на странице в сети Интернет в срок не позднее 45 дней с даты окончания соответствующего квартала).

В соответствии с пунктом 71.3 Положения № 454-П годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества должна состоять из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним. В случае если годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна раскрываться вместе с аудиторским заключением, выражающим в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности.

В случае, если эмитент не раскрывает какую-либо информацию, раскрытие которой требуется в соответствии с законодательном Российской Федерации и Положением № 454-П, эмитент должен указать основание, в силу которого такая информация эмитентом не раскрывается (пункт 2.13 Положения № 454-П).

Учитывая, что в соответствии с пунктом 12.2 Положения № 454-П эмитенты, на которых в соответствии с Положением № 454-П распространяется обязанность раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета, обязаны осуществлять раскрытие информации в форме сообщений о существенных фактах, то основания не раскрытия информации, предусмотренной Положением № 454-П, могут быть указаны в сообщении о существенном факте, опубликование которого предусмотрено пунктом 12.7.52 Положения № 454-П.

При этом, согласно пункту 13.1 Положения № 454-П раскрытие информации в форме сообщения о существенном факте должно осуществляться путем опубликования сообщения о существенном факте в следующие сроки с момента наступления существенного факта:

в ленте новостей - не позднее одного дня;

на странице в сети Интернет - не позднее двух дней.

Планом приватизации федерального государственного предприятия Хабаровского завода «Промсвязь» при преобразовании в ОАО «Промсвязь» предусматривалось отчуждение акций, в том числе, на специализированном чековом и денежном аукционах, т.е. неограниченному кругу лиц. Таким образом, ОАО «Промсвязь» является эмитентом, на которого распространяется обязанность осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета и форме сообщений о существенных фактах.

По результатам мониторинга страницы в сети интернет установлено, что ОАО «Промсвязь» не раскрыта в сети интернет годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2015 г. вместе с аудиторским заключением. В составе ежеквартального отчета за 1 квартал 2016, опубликованного ОАО «Промсвязь» в сети Интернет 16.05.2016 годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2015 г. вместе с аудиторским заключением также не раскрыта.

Из документов и пояснений, представленных ОАО «Промсвязь» следует, что договор на оказание аудиторских услуг, заключенный между обществом и ООО «Фирма «Аудит-экспертиза» от 26.11.2015, предусматривает срок оказания аудиторских услуг с 18.05.2016 по 18.06.2016.

До вступления в силу (14.03.2016) Указания Банка России от 16.12.2015 г. N 3899-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 30 декабря 2014 года N 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг», пунктом 71.4 Положения № 454-П предусматривалось, что раскрытие годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляется путем «опубликования ее текста на странице в сети Интернет в срок не позднее трех дней с даты ее составления, а в случае, если она подлежала обязательному аудиту, - не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения». С 14.03.2016 для акционерных обществ установлена обязанность раскрывать годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность вместе с аудиторским заключением «с даты составления аудиторского заключения».

Учитывая, что договор на проведение обязательного аудита заключен между Обществом и ООО «Фирма «Аудит-экспертиза» до 14.03.2016 и предусматривает представление аудиторского заключения за 2015 г. позднее 04.04.2016, в соответствии с пунктом 2.13 Положение № 454-П у ОАО «Промсвязь» возникла обязанность указать основания, в силу которого годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2015 год вместе с аудиторским заключением не была раскрыта.

Пунктом 12.7.52 главой 65 Положения № 454-П предусмотрена обязанность эмитента раскрывать сведения, отличные от иных сведений, указанных в других главах Положения № 454-П, которые, по мнению эмитента, оказывают существенное влияние на стоимость его ценных бумаг. Указанные сведения подлежат раскрытию в форме сообщения о существенном факте.

В соответствии с пунктом 65.3 Положения № 454-П моментом наступления данного существенного факта является, в том числе, дата наступления соответствующего события (совершения действий) оказывающее, по мнению эмитента, существенное влияние на стоимость его эмиссионных ценных бумаг.

Учитывая, что годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность Общества за 2015 год вместе с аудиторским заключением подлежит опубликованию в сети интернет не позднее 04.04.2016, сообщение о существенном факте - «сведения, оказывающие, по мнению эмитента, существенное влияние на стоимость его эмиссионных ценных бумаг», содержащее основания не раскрытия указанной информации, должно быть опубликовано ОАО «Промсвязь»:

-в сети интернет не позднее 06.04.2016,

-в ленте новостей не позднее 05.04.2016.

Административная ответственность за нераскрытие или нарушение эмитентом, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными правовыми актами, предусмотрена частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В нарушение пунктов 2.13, 13.1 и 65.3 Положения № 454-П сообщение о существенном факте - «сведения, оказывающие, по мнению эмитента, существенное влияние на стоимость его эмиссионных ценных бумаг», содержащее информацию относительно оснований не раскрытия годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности ОАО «Промсвязь» за 2015 год вместе с аудиторский заключением, раскрыто обществом в сети интернет - 06.05.2016, то есть позднее двух дней, предусмотренных для раскрытия информация в сети Интернет с момента наступления указанного события.

Таким образом, нарушив сроки раскрытия сообщения о существенном факте - сведения, оказывающие, по мнению эмитента, существенное влияние на стоимость его эмиссионных ценных бумаг, содержащего информацию относительно оснований не раскрытия годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности Общества за 2015 год вместе с аудиторский заключением, в сети интернет и в ленте новостей, ОАО «Промсвязь» совершило административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств не возможности соблюдения ОАО «Промсвязь» правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а равно принятия обществом всех зависящих от него мер по их соблюдению в материалах дела отсутствуют.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о наличии вины ОАО «Промсвязь» в совершении вменяемого административного правонарушения, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ.

По мнению суда, административным органом правомерно применены положения статей 3.2, 4.1 КоАП РФ и с учетом тяжелого финансового положения применена санкция в виде штрафа в размере 355 000 рублей.

Рассматривая вопрос о возможности применения положений статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности совершенного административного правонарушения, суд приходит к следующему.

Статьей 2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» предусмотрено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Малозначительность является оценочной категорией, которая определяется судом по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Применение положений статьи 2.9 КоАП РФ об административных правонарушениях является не обязанностью, а правом суда.

Суд, исходя из характера вменяемого ОАО «Промсвязь» правонарушения и обстоятельств его совершения, не находит оснований для квалификации совершенного обществом административного правонарушения в качестве малозначительного и освобождения его от административной ответственности.

Совершенное заявителем правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок в сфере представления и раскрытия информации на финансовых рынках. Доказательств, подтверждающих наличие исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения, обществом не представлено. Приведенные в заявлении обстоятельства о малозначительности совершенного обществом правонарушения не свидетельствуют.

Кроме того, следует отметить, что состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ, является формальным, следовательно, существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении субъекта предпринимательской деятельности к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. Отсутствие последствий и дальнейшее устранение допущенного нарушения сами по себе не являются основаниями для признания правонарушения малозначительным.

На основании изложенного, доводы заявления о наличии оснований для применения в рассматриваемом случае положений статьи 2.9 КоАП РФ судом отклоняются.

Нарушение процессуальных прав заявителя в процессе привлечения его к административной ответственности, как и нарушений процедуры и порядка привлечения общества к административной ответственности суд не усматривает.

Ранее ОАО «Промсвязь» постановлением от 10.03.2016 № 06АП-3666/2016 привлекалось к административной ответственности по части 2 статьи 15.19 КоАП РФ, что является обстоятельством, отягчающим административную ответственность.

С учетом изложенного, оснований для признания незаконным и отмене оспариваемого постановления не имеется.

Руководствуясь статьями 167-170, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 30.7 КоАП РФ,  арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований открытого акционерного общества «Промсвязь» о признании незаконным и отмене постановления отделения по Хабаровскому краю Главного управления Центрального банка Российской Федерации от 09.08.2016г. № 59-10-35-25-ЮЛ-16-4315, отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной  инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья                                                                                А.Г. Калашников