ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-12002/15 от 22.10.2015 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                                дело № А73-12002/2015

22 октября 2015 года

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи А.Г. Калашникова,

рассмотрел в порядке упрощенного производства дело по заявлению Управления министерства внутренних дел по г. Хабаровску о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Частная охранная организация «Навигатор» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Сущность дела: Управление министерства внутренних дел по г. Хабаровску обратилось в суд с заявлением, в котором просит привлечь общество с ограниченной ответственностью «Частная охранная организация «Навигатор» (далее – ООО «ЧОО «Навигатор», общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

В соответствии с положениями статей 226-228 АПК РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.

От административного органа дополнительные доказательства в материалы дела не поступили.

Представители ООО «ЧОО «Навигатор» направили суду возражения на заявление, согласно которого с требованиями не согласны, просят производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств послуживших основанием для привлечения к административной ответственности.

Судом определением от 30.09.2015 отказано в ходатайстве общества о приостановлении производства по делу.

Обществом заявлено ходатайство о вызове в суд в качестве свидетелей ФИО1, ФИО2, ФИО3 Судом ходатайство отклонено, материалы административного дела содержат достаточно документов для принятия законного и обоснованного решения.

Изучив материалы дела, судом установлено следующее.

В соответствии с распоряжением УМВД России по Хабаровскому краю № 25/1244 от 10.07.2015г. была проведена плановая документальная, выездная проверки ООО ЧОО «Навигатор» в период с 27.07.2015г. по 20.08.2015г. (лицензия № 506- КР от 19.12.2007г., юридический адрес: <...>).

В ходе проверки были установлены нарушения положений Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» № 2487-1 от 11.03.1992 г.

20.08.2015 инспектором ОЛРР УМВД России по г. Хабаровску, с участием законного представителя общества ФИО4, в отношении ООО ЧОО «Навигатор» составлен протокол об административном правонарушении серии 27 ХК № 0134472 по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Согласно части 3 статьи 23.1 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, совершённых юридическими лицами рассматриваются арбитражными судами, в связи с чем, административный орган обратился в суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП, осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) является административным правонарушением и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Согласно статье 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ  «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании):

 лицензирование - деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования;

 лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа;

 лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности;

 лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования;

В силу части 4 статьи 1 указанного Федерального закона, особенности лицензирования, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления и возобновления действия лицензии, могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими осуществление следующих видов деятельности, включая частную детективную (сыскную) деятельность и частную охранную деятельность.

Согласно пункта 32 части 1 статьи 12 Закон о лицензировании частная охранная деятельность подлежит лицензированию.

Статья 1 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон о частной детективной и охранной деятельности) определяет понятие частной детективной и охранной деятельности, как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

Согласно части 3 статьи 3 Закона о частной детективной и охранной деятельности, в целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг: защита жизни и здоровья граждан; охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктов 7 настоящей части.

В соответствии со статьей 11 Закона о частной детективной и охранной деятельности, оказание услуг, перечисленных в части третьей статьи 3 настоящего Закона, разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную органами внутренних дел.

Правовой статус частного охранника определяется статьей 11.1 Закона о частной детективной и охранной деятельности, право на приобретение правового статуса частного охранника предоставляется гражданам, прошедшим профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника и сдавшим квалификационный экзамен, и подтверждается удостоверением частного охранника. Порядок сдачи квалификационного экзамена и выдачи удостоверения частного охранника устанавливается Правительством Российской Федерации. Частный охранник работает по трудовому договору с частной охранной организацией, и его трудовая деятельность регулируется трудовым законодательством и настоящим Законом. Частный охранник в соответствии с полученной квалификацией пользуется предусмотренными настоящим Законом правами только в период выполнения трудовой функции в качестве работника частной охранной организации. Удостоверение частного охранника выдается сроком на пять лет. Срок действия удостоверения частного охранника может продлеваться в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Продление срока действия удостоверения частного охранника осуществляется только после повышения квалификации в образовательных учреждениях. Удостоверение частного охранника аннулируется в случае: окончания срока действия удостоверения частного охранника, добровольного отказа от такого удостоверения либо смерти гражданина, которому было выдано такое удостоверение.

Согласно статьи 12 закона о частной детективной и охранной деятельности обязательным требованием является наличие у работников частной охранной организации, осуществляющих охранные услуги, личной карточки охранника, выданной органами внутренних дел в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел.

В соответствии со статьей 12.1 Закона о частной детективной и охранной деятельности частные охранники при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов обязаны предъявлять по требованию сотрудников правоохранительных органов, других граждан удостоверение частного охранника.

Статьей 19 Закона о частной детективной и охранной деятельности предусмотрено, что частная детективная и охранная деятельность засчитывается в общий трудовой стаж и стаж для назначения пособий по государственному социальному страхованию при условии уплаты взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и в Фонд государственного социального страхования Российской Федерации. Граждане, занимающиеся частной охранной деятельностью, подлежат страхованию на случай гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья в связи с оказанием ими охранных услуг в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанное страхование граждан, занимающихся частной охранной деятельностью, осуществляется за счет средств соответствующей охранной организации и включается в состав ее затрат.

Постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 N 498 утверждено Положение о лицензировании частной охранной деятельности, (далее – Положение).

В силу пункта 1 настоящее Положение в соответствии с частью второй статьи 11.2 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» устанавливает порядок лицензирования частной охранной деятельности, осуществляемой организациями, специально учрежденными для оказания услуг, предусмотренных частью третьей статьи 3 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», а также перечень лицензионных требований и условий по каждому виду охранных услуг.

Согласно подпункта «г» пункта 3 Положения, одним из лицензионных требований и условий при осуществлении услуг по защите жизни и здоровья граждан, а также по охране объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 части третьей статьи 3 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», является: соблюдение лицензиатом требований, предусмотренных статьей 11, частью третьей статьи 11.4, частями первой, второй, третьей, седьмой и восьмой статьи 12 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

Таким образом, наличие у работников лицензиата, осуществляющих охранные функции, удостоверение частного охранника, личной карточки, является лицензионным условием при осуществлении охранной деятельности, нарушение которого влечет административную ответственность, предусмотренную частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, кроме того граждане, занимающиеся частной охранной деятельностью, должны быть застрахованы на случай гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья.

Как следует из материалов дела УМВД была проведена плановая документальная, выездная проверки ООО ЧОО «Навигатор» в период с 27.07.2015г. по 20.08.2015г., в ходе проверки в деятельности ООО «ЧОО Навигатор» были  выявлены следующие нарушения.

06.08.2015 была проведена проверка объекта КГБУЗ «Детская городская клиническая больница № 9» (<...>). Охранник ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ г.р. оказывала охранные услуги на данном объекте с нарушением установленных законом требований, а именно отсутствовала личная карточка охранника. На охранника ФИО2 был составлен административный протокол по ч. 4 ст. 20.16 КоАП РФ.

Из пояснений ФИО2 изложенных в протоколе от 06.08.2015 следует, что она является охранником ООО «ЧОО «Навигатор», заступила на пост КГБУЗ «Детская городская клиническая больница № 9», документы на личную карточку сдала ФИО5

Отсутствие личной карточки у охранника ФИО2 следует и из пояснений работников больницы ФИО6 и ФИО7

10.08.2015 была проведена проверка объекта СК «Центр развития баскетбола» (г. Хабаровск, ФИО8 4Б). Охранник ФИО1 являясь охранникам ООО ЧОО «Навигатор» оказывал   охранные   услуги   на   данном   объекте   с   нарушением установленных законом требований, на момент проверки отсутствовало, удостоверение частного охранника, выданное органом внутренних дел в установленном порядке. На охранника ФИО1 был составлен административный протокол по ч. 4 ст. 20.16 КоАП РФ.

Доводы общества о том, что ФИО1 не является работником ООО «ЧОО «Навигатор», на объект охраны не выставлялся, ни с кем лично не знаком, судом не принимается, поскольку, как следует из пояснений ФИО1 оставленных в протоколе от 10.08.2015 № 1334457 составленного в отношение ФИО1, он проходит стажировку в должности охранника в ООО «ЧОО «Навигатор», осуществляет охрану объекта СК «Центр развития баскетбола», действующего удостоверения частного охранника не имеет.

11.08.2015г. проверен объект - КГБУЗ «Хабаровский дом-
интернат для престарелых и инвалидов № 1» (г. Хабаровск,
ул. Гагарина, 1 ж). В ходе проверки установлено, что объект
охраняется двумя охранниками ООО ЧОО «Навигатор», круглосуточно. Охранники ФИО9, ФИО10 имеют удостоверение и личные карточки. В ходе документарной проверки установлено, что ФИО9, ФИО10 не застрахованы на случай гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья, в связи с оказания ими охранных услуг.

11.08.2015г. проверен объект МАУ «Дирекция спортивных сооружений г. Хабаровска» стадион Заря (<...>). В ходе проверки установлено, что объект охраняется двумя охранниками ООО ЧОО «Навигатор», круглосуточно. Охранники ФИО11, ФИО12 имеют удостоверение и личные карточки. В ходе документарной проверки установлено, что ФИО11, ФИО12 не застрахованы на случай гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья, в связи с оказания ими охранных услуг.

Из пояснений ООО «ЧОО «Навигатор» следует, что дополнительное соглашение о страховании сотрудников направлено только 17.08.2015, то есть через 6 дней после проведения проверки.

11.08.2015г. проведена проверка объекта КГБУЗ «Городская поликлиника № 8», (<...>). В ходе проверки установлено, охранник ООО ЧОО «Навигатор» ФИО3 оказывала охранные услуги с нарушением установленных законном требований, а именно отсутствовала личная карточка охранника, На охранника гр. ФИО3 был составлен административный протокол по ч. 4 ст. 20.16 КоАП РФ. Так же ФИО3 была не застрахована на случай гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья, в связи с оказания ими охранных услуг.

Из пояснений ФИО3 оставленных в протоколе от 11.08.2015 следует, что личную карточку не успела оформить.

Кроме того отсутствуют уведомления за 2015г. о начале оказания охранных услуг органа внутренних дел выдавший лицензию на осуществление частной охранной деятельности но следующим контрактам:

- КГБУ «Городская поликлиника № 7» адрес объекта <...> (Большой Аэродром) 42;

- КГБУЗ «Городская поликлиника № 11», адрес объекта <...> Иртышская, 11;

- КГБУЗ «Хабаровский дом-интернат для престарелых и инвалидов № 1», адрес <...>;

- КГБУ «Дирекция спортивных сооружений Хабаровского края»   адрес
объекта: <...>

что является нарушением ст. 11 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О
частной детективной и охранной деятельности в РФ., п. 2 правил уведомления частной охранной организацией ОВД о начале и об окончании оказания охранных услуг, изменении состава учредителей (участников), утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.06.2011г. № 498 «О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности».

В соответствие с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина обществавыражается в осуществлении деятельности, указанной в лицензии, с нарушением лицензионных требований и условий, в непринятии всех зависящих от общества мер по контролю за соблюдением требований и условий, предусмотренных лицензией. При этом у общества имелась реальная возможность обеспечить выполнение вышеуказанных требований, чем причинен вред установленному законом порядку осуществления предпринимательской деятельности.

Ходатайство ООО ЧОО «Навигатор» об исключении протокола об административном правонарушении из числа доказательств судом отклоняется. Так общество указывает, что протокол был составлен заранее, директору общества ФИО4 небыли разъяснены права, в протоколе отсутствуют сведения относящиеся к событию административного правонарушения, а так же сведения касающиеся объективной стороны правонарушения, протокол не читаем, о времени и месте составления протокола законный представитель общества не извещался.

В соответствие с пунктами 2, 3, 4 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

При составлении протокола об административном правонарушении ХК № 0134472 присутствовал директор общества ФИО4, в графе «объяснения лица, в отношение которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении» указал собственноручно, что с протоколом не согласен. Директор общества ФИО4 имел возможность дать объяснения и замечания по содержанию протокола, однако своим правом не воспользовался.

Директору общества ФИО4 разъяснены права и обязанности, предусмотренные настоящим КоАП РФ, о чем в соответствующей графе имеется подпись.

Довод о том, что протокол не содержит сведений относящихся к событию административного правонарушения, а так же сведения касающиеся объективной стороны правонарушения, судом не принимается, в протоколе изложено событие административного правонарушения в полном объеме, Протокол читаем, представленная копия протокола ООО «ЧОО «Навигатор» так же читаема, в связи с чем в этой части доводы общества так же не принимаются.

Не принимается общества о нарушении УМВД при  проведении проверки Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Проверка проводилась на основании распоряжения от 10.07.2015 № 25/1244. Должностное лицо, проводившее проверку непосредственно обнаружило достаточные данные, указывающих на наличие события административного правонарушения, в связи с чем 20.08.2015 составлен акт проверки.

Доводы общества о том, что Прокуратурой Хабаровского края в действиях лиц, проводивших проверку, выявлены нарушения законодательства, к данному делу отношения не имеют. В рамках дела А73-12980/2015 данным доводам будет дана надлежащая правовая оценка.

Факт административного правонарушения и вина ООО «ЧОО «Навигатор» установлены судом и подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами.

Порядок, сроки привлечения Общества к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.

Обстоятельств, смягчающих, отягчающих административную ответственность, судом по материалам дела не установлено.

Суд, считает возможным применить к правонарушителю административное наказание в виде минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией части 3 статьи 14.1. КоАП РФ.

Порядок, сроки привлечения к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ. Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания правонарушения малозначительным, исходя из обстоятельств совершения административного правонарушения, судом не усматривается.

Административный штраф подлежит уплате не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам: УФК по Хабаровскому краю (УМВД России по г. Хабаровску), расчетный счет <***>, ИНН <***>, КПП 272301001, БИК 040813001 ОКТМО 08701000 ГРКЦ ГУ Банка РОССИИ по Хабаровскому краю, КБК 18811690040040000140.

Руководствуясь статьей 23.1 КоАП РФ, ст. ст. 167-170, 202-206 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Частная охранная организация «Навигатор», находящееся по адресу: <...>, (<...>) зарегистрированное за основным государственным регистрационным номером 1072723008555, ИНН <***>, привлечь к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 рублей в доход федерального бюджета.

Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срокасо дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной  инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья                                                                                   А.Г. Калашников