г. Хабаровск Дело № А73-12026/2007-74АП
03 марта 2008 года
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи И.А. Мильчиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем И.Н. Зараменских,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Открытого акционерного общества «Хабаровский завод отопительного оборудования»
об оспаривании постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе от 08.10.2007 № А/30467-F/07-136
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя – юрисконсульт ФИО1 по доверенности от 14.01.2008 № 14;
от административного органа – ФИО2 по доверенности от 22.12.2007 № 36
Сущность дела: Открытое акционерное общество «Хабаровский завод отопительного оборудования» (далее – ОАО «Хабаровский завод отопительного оборудования», Общество) обратилось в арбитражный суд с уточненным требованием отменить постановление Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе (далее – РО ФСФР в ДФО, административный орган) от 08.10.2007 № А/30467-F/07-136 о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 15.19. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 40000 рублей.
Срок на обжалование оспариваемого постановления судом восстановлен в соответствии со статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) по ходатайству Общества.
В судебном заседании представитель ОАО «Хабаровский завод отопительного оборудования» на требованиях настаивала. Считает, что в бездействии юридического лица отсутствовал состав вменяемого правонарушения, поэтому оснований для привлечения к административной ответственности не имелось. У Общества отсутствует информация об аффилированных лицах Общества, вследствие чего невозможно раскрыть такую информацию и представить соответствующую отчетность в уполномоченный орган. Считает возможным применить в рассматриваемой ситуации положения статьи 2.9. КоАП РФ.
Представитель РО ФСФР в ДФО с заявленным требованием не согласилась. Считает оспариваемое постановление законным и обоснованным, поскольку факт вменяемого правонарушения и вина юридического лица подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) объявлялся перерыв с 26.02.2008 по 03.03.2008.
Судом по материалам дела установлено следующее.
12.09.2007 в отношении ОАО «Хабаровский завод отопительного оборудования» было возбуждено дело об административном правонарушении № А/30467-F/07-136 по факту не представления в регистрирующий орган не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг за 2 квартал 2007 года, не опубликования текста ежеквартального отчета в сети Интернет и не представления в регистрирующий орган списка аффилированных лиц Общества за 2 квартал 2007 года.
По факту нарушения эмитентом порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг составлен протокол об административном правонарушении.
08.10.2007 руководителем РО ФСФР в ДФО рассмотрено дело об административном правонарушении № А/30467-F/07-136, по результатам вынесено постановление, которым ОАО «Хабаровский завод отопительного оборудования» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19. КоАП РФ, назначен административный штраф в размере 40000 рублей.
Несогласие Общества с указанным постановлением явилось основанием для обращения в арбитражный суд.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав и дав, в порядке статьи 71 АПК РФ, оценку установленным по делу обстоятельствам, суд считает заявленное требование не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение.
Данной статьей также установлено, что в случае регистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан осуществлять раскрытие информации в форме:
ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг (ежеквартальный отчет);
сообщения о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента эмиссионных ценных бумаг (сообщения о существенных фактах).
Ежеквартальный отчет представляется в регистрирующий орган не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала.
Состав, порядок и сроки раскрытия информации, а также представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Пункт 5.1. Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовым рынкам России от 10.10.2006 № 06-117/пз-н (далее – Положение), устанавливает, что обязанность осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета в порядке, предусмотренном настоящим Положением, распространяется, в том числе на эмитентов, являющихся акционерными обществами, созданными при приватизации государственных и (или) муниципальных предприятий (их по подразделений), в соответствии с планом приватизации, утвержденным в установленном порядке и являвшимся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций такого эмитента, если указанный план приватизации предусматривал возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям либо неограниченному кругу лиц.
На основании пункта 8.1.1. Положения открытое акционерное общество помимо иной информации, предусмотренной Положением о раскрытии информации, обязано раскрывать сведения об аффилированных лицах акционерного общества. Согласно пункту 8.1.2. Положения, обязанность по раскрытию сведений об аффилированных лицах для открытых акционерных обществ возникает с даты государственной регистрации акционерного общества.
Судом установлено, что ОАО «Хабаровский завод отопительного оборудования» создано в соответствии с Законом РФ от 03.07.1991 № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» и Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» в результате приватизации государственного предприятия «Хабаровский завод отопительного оборудования» и зарегистрировано Постановлением Главы администрации гор. Хабаровска от 22.12.1992 № 1221/4.
Согласно пункту 14 раздела 1 «Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа», утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества», план приватизации предприятия, утвержденный соответствующим комитетом по управлению имуществом, является проспектом эмиссии его акций.
План приватизации Хабаровского завода отопительного оборудования, утвержденный приказом Комитета по управлению государственным имуществом Хабаровского края от 09.12.1992 № 239, устанавливает свободную продажу части акций, в том числе продажу инвесторам на аукционе.
В пункте 2 Положения о порядке регистрации выпуска акций акционерных обществ открытого типа, утвержденных в процессе приватизации, которое было утверждено Постановлением Правительства РФ от 04.08.1992 № 547 (в настоящее время утратило силу) указано, что утвержденный комитетом по управлению имуществом в соответствии с Типовым планом приватизации предприятия с приложениями является решением о выпуске акций и проспектом эмиссии этих акций.
Пунктом 3.1. Временного положения о приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ на аукционе, утвержденного Указом Президента РФ от 29.01.1992 № 66 предусмотрено, что к участию на аукционе допускаются юридические и физические лица, признанные в соответствии с законодательством покупателями, своевременно подавшие заявку на участие в аукционе и другие необходимые документы и внесшие в установленном порядке сумму залога. Таким образом, продажа акций на аукционе представляет собой отчуждение ценных бумаг неограниченному кругу лиц.
Из вышеизложенного следует, что ОАО «Хабаровский завод отопительного оборудования» относится к числу эмитентов, созданных при приватизации государственных и (или) муниципальных предприятий, в соответствии с планом приватизации, утвержденным в установленном порядке и являвшимся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций такого эмитента, при этом указанный план приватизации предусматривал возможность отчуждения акций эмитента неограниченному кругу лиц, поэтому на Общество распространяются требования пункта 5.1. Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг.
Для того, чтобы информация считалась раскрытой, эмитент обязан совершить все вышеизложенные действия в порядке, определенном Федеральной службой по финансовым рынкам России.
При этом невыполнение эмитентом действий по раскрытию информации приводит к применению в отношении эмитента мер административной ответственности за нарушение порядка раскрытия такой информации.
Установив факт нарушения Обществом как эмитентом порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, РО ФСФР в ДФО правомерно квалифицировало его бездействие по части 2 статьи 15.19 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг или лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством.
Подлежит отклонению как несостоятельный довод Общества об отсутствии его вины во вменяемом административном правонарушении.
В соответствии со статьей 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
При этом, согласно части 2 указанной нормы, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В обоснование невиновности заявитель ссылается на отсутствие у конкурсного управляющего информации об аффилированных лицах Общества вследствие неправомерных действий со стороны бывшего руководства юридического лица, выраженные в непредставлении документов, в которых содержится указанная информация.
Вместе с тем указанный факт не имеет правового значения и не может рассматриваться в качестве обстоятельства, освобождающего юридическое лицо от ответственности, поскольку, во-первых, действующее законодательство не ставит обязанность по раскрытию эмитентом соответствующей информации в зависимость от наличия или отсутствия в его распоряжении указанной информации.
Во-вторых, Обществом не была раскрыта не только информация об аффилированных лицах, но и не представлен ежеквартальный отчет эмитента ценных бумаг, который включает в себя: оценку и прогнозы уполномоченных органов управления эмитента касательно будущих событий и/или действий, перспектив развития отрасли экономики, в которой эмитент осуществляет основную деятельность, и результатов деятельности эмитента, в том числе планов эмитента, вероятности наступления определенных событий и совершения определенных действий, а также информацию о лицах, входящих в состав органов управления эмитента, сведения о банковских счетах, сведения об аудиторах эмитента, основную информацию о финансово-экономическом состоянии эмитента, показатели финансово-экономической деятельности эмитента и др.
Обществом не представлено суду доказательств невозможности представления вышеуказанной информации за отчетный период.
Кроме того, в силу пункта 1.12. Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, в случае, если эмитент не раскрывает какую-либо информацию, раскрытие которой требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, в том числе не указывает такую информацию в сообщениях, опубликование которых является обязательным в соответствии с настоящим Положением, и/или в проспекте ценных бумаг, в отчете (уведомлении) об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, в ежеквартальном отчете, эмитент должен указать основание, в силу которого такая информация эмитентом не раскрывается. Отсутствие информации, подлежащей раскрытию в соответствии с настоящим Положением, без достаточных на то оснований является основанием для привлечения эмитента к ответственности, а также для установления ограничений на обращение ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Несостоятельна ссылка Общества на возможность применения к рассматриваемым правоотношениям положений статьи 2.9. КоАП РФ, в соответствии с которой при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» установлено, что малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 15.19. КоАП РФ, посягает на установленный государством порядок раскрытия эмитентом информации на рынке ценных бумаг.
Кроме того, по своей юридической конструкции указанное правонарушение образует формальный состав и считается оконченным с момента нарушения требований, установленных таможенным законодательством. В этой связи существенная угроза охраняемым отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении эмитента к исполнению своих правовых обязанностей по соблюдению установленного порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе от 08.10.2007 № А/30467-F/07-136, дело об административном правонарушении рассмотрено полно, объективно и всесторонне. Факт вменяемого правонарушения установлен в ходе рассмотрения дела и подтверждается материалами административного дела № А/30467-F/07-136, пояснениями участников процесса.
Не установив обстоятельств, смягчающих административную ответственность и приняв во внимание наличие отягчающих обстоятельств, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 4.3. КоАП РФ, совершение Обществом ранее однородного правонарушения, что подтверждается постановлением от 10.01.2007 по делу № 30467-F/222, административный орган обоснованно применил размер наказания в пределах санкции, предусмотренной частью 2 статьи 15.19. КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.
Руководствуясь статьями 207-211 АПК РФ, статьей 30.7. КоАП РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении требования Открытому акционерному обществу «Хабаровский завод отопительного оборудования» об отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе от 08.10.2007 № А/30467-F/07-136 о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 15.19. КоАП РФ отказать.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней путем подачи апелляционной жалобы в Шестой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Хабаровского края и в двухмесячный срок после вступления его в законную силу в кассационном порядке путем направления кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья И.А. Мильчина