ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-12221/20 от 22.09.2020 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                                       дело № А73-12221/2020

29 сентября 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 22 сентября 2020 года.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе  судьи А.Ю. Маскаевой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания О.В. Стрижовой,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению заместителя Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры (ИНН <***> ОГРН <***>; адрес: <...>), Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора (681000, <...>),

к Администрации Амурск ого муниципальн ого района Хабаровского края (ОГРН 1022700653227, ИНН 2706009979, адрес: 682640, Хабаровский край,                г. Амурск, проспект Мира д.11)

о  признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля, предусмотренного Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»,

об обязании разработать  и утвердить правовой акт, регламентирующий осуществление муниципального контроля, предусмотренного Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»

при участии:

от заместителя прокурора: Храмцова Е.Б. (по удостоверению);

от администрации: ФИО1 по доверенности от 31.12.2019 № 01-39-6846,

У С Т А Н О В И Л:

Комсомольский-на-Амуре межрайоный природоохранный прокурор обратился в Амурский городской суд Хабаровского края с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Амурского муниципального района Хабаровского края, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля, предусмотренного Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах».

Определением суда от 01.06.2020 указанное заявление принято Амурским городским судом Хабаровского края к производству суда.

Определением Амурского городского суда Хабаровского края от 29.06.2020 по делу №2а-510/2020 заявление Комсомольского-на-Амуре межрайоного природоохранного прокурора о признании незаконным бездействия Администрации Амурского муниципального района Хабаровского края передано на рассмотрение в Арбитражный суд Хабаровского края.

Определением Арбитражного суда Хабаровского края от 07.08.2020 дело принято к производству арбитражного суда, назначено предварительное судебное заседание.

Определением суда от 28.08.2020 предварительное судебное заседание откладывалось.

В порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в качестве заявителя вступил в дело заместитель природоохранного прокурора Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры.

Дело рассмотрено в судебном заседании, открытом непосредственно по завершении предварительного судебного заседания в порядке части 4 статьи 137 АПК РФ.

В судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 15.09.2020 до 11 час. 30 мин. 22.09.2020.

Представитель заместителя природоохранного прокурора доводы, изложенные в заявлении, поддержал, на удовлетворении требований настаивал.

Представить администрации требованиям возражал по доводам отзыва.

Судом в ходе судебного разбирательства установлены следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, при проведении прокуратурой проверки в отношении Администрации Амурского муниципального района Хабаровского края по вопросам исполнения полномочий в сфере недропользования, муниципального контроля установлено, что администрацией не разработан и не утвержден правовой акт, регламентирующий осуществление муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Указанные обстоятельства явились основанием для внесения в адрес главы Амурского муниципального района Хабаровского края представления от 27.02.2020 № 2-16в-2020 об устранении нарушений федерального законодательства.

В ответ на представление письмом от 27.03.2020 № 01-25-1823 администрация сообщила, что к полномочиям органов местного самоуправления не относится издание каких-либо актов по вопросам пользования недрами.

Полагая, что бездействие администрации является незаконным, прокурор обратился в суд  с рассматриваемым заявлением.

Выслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив в рамках статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, приведенные ими доводы и возражения, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Пунктами «в» и «к» статьи 72 Конституции Российской Федерации   предусмотрено, что вопросы владения, пользования и распоряжения недрами, законодательство о недрах находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Правовое регулирование общественных отношений, связанных с недропользованием, осуществляется Конституцией российской Федерации, Законом о недрах, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актам.

 Статьей 4 Закона о недрах определены полномочия органом государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования.

При этом органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не вправе приостанавливать работы, связанные с использованием недрами, вести контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, поскольку это иные полномочия, предусмотренные статьей 5 закона о недрах и принадлежат они органами местного самоуправления.

В соответствии со статьей 1.1 Закона о недрах органы местного самоуправления вправе осуществлять регулирование отношений недропользования в пределах предоставленных им действующим законодательством полномочий.

Специальным законом, устанавливающим общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации   местного самоуправления в Российской Федерации, определяющим государственные гарантии его осуществления, является Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ).

 В соответствии со статьей 17.1 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ).

В силу пункта 4 статьи 2 Закона № 294-ФЗ под муниципальным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований.

Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 6 Закона № 294-ФЗ определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом.

К полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся, в частности, организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории. Перечень видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление, ведется в порядке, установленном представительным органом муниципального образования; разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. 

Согласно пунктам 1, 2 статьи 6.1 Устава Амурского муниципального района Хабаровского края, принятого решением Собрания депутатов Амурского муниципального района Хабаровского края от 20.06.2005 № 40, органы местного самоуправления Амурского муниципального района организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами Хабаровского края.

 В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона о недрах к полномочиям  органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений о недропользования  относится контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Как следует из материалов дела, администрацией не приняты правовые акты о порядке осуществления муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, и административные регламенты проведения соответствующих контрольных проверок, уполномоченный орган не определен.

Отсутствие указанного правового акта влечет неопределенность требований к юридическим и физическим лицам, возможность нарушения порядка осуществления муниципального контроля, и нарушает права и законные интересы неопределенного круга субъектов предпринимательской деятельности.

Доводы администрации об отсутствии у нее, как у органа местного самоуправления, полномочий на принятие правовых актов в сфере недропользования и соответствующего вида муниципального контроля, поскольку Законом № 131-ФЗ данные вопросы не отнесены к вопросам местного значения, судом отклонены как необоснованные, поскольку отсутствие прямого указания в Законе № 131-ФЗ на полномочия органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования, не свидетельствует об отсутствии соответствующих полномочий у администрации, предусмотренных в иных федеральных законах.

Доводы администрации о том, что заявителем пропущен трехмесячный срок обращения в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ, судом отклонен исходя из следующего.

Из материалов дела усматривается, что бездействие администрации носит длящийся характер, предусмотренные законом действия по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля, предусмотренного Законом о недрах, администрацией не совершены, в ответе на представление письмом от 27.03.2020 администрацией указывается на отсутствие у органа местного самоуправления соответствующих полномочий, о чем прокуратуре  стало известно не ранее даты соответствующего письма. Заявление подано в Амурский городской суд Хабаровского края 29.05.2020, соответственно с соблюдением установленного законом процессуального срока. При этом, передача дела на рассмотрение суда к компетенции которого оно отнесено законом, не влечет изменение порядка исчисления срока на обращение в суд.  В силу изложенного доводы администрации о том, что датой обращения в суд  считается дата поступления материалов дела в Арбитражный суд Хабаровского края, т.е. 05.08.2020, судом отклонены как необоснованные.

Таким образом, суд считает доводы заявителя правомерными и считает подлежащим удовлетворению заявление о признании незаконным бездействия администрации по факту непринятия мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля, предусмотренного Законом о недрах, с возложением на Администрацию обязанность по его разработке и утверждению.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Требования заместителя Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры, Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Амурского муниципального района Хабаровского края, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля, предусмотренного Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах».

Обязать Администрации Амурского муниципального района Хабаровского края разработать и утвердить правовой акт, регламентирующий осуществление муниципального контроля, предусмотренного Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах».

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объёме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения  в законную силу, если решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья                                                                                        А.Ю. Маскаева