Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-12462/2014
12 ноября 2014 года
Резолютивная часть решения объявлена 05 ноября 2014 года. Полный текст решения изготовлен 12 ноября 2014 года
Арбитражный суд Хабаровского края в составе: судьи Стёпиной С.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Ковалевой О.Ю.,
рассмотрел в заседании суда дело по заявлению Дачного некоммерческого товарищества «Свенгард»
к Администрации города Хабаровска
опризнании незаконным отказа от 08.09.2014 № 3501
в судебном заседании приняли участие:
от заявителя - ФИО1 по доверенности от 02.06.2014г., ФИО2 по доверенности от 02.06.2014г.
от Администрации города Хабаровска - ФИО3 по доверенности от 30.12.2013г. № 1.1.27-276
установил: Дачное некоммерческое товарищество «Свенгард» обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным отказа администрации города Хабаровска в предоставлении товариществу земельного участка, выраженного в письме от 08.09.2014г. № 3501 и обязании администрации повторно рассмотреть заявление дачного некоммерческого товарищества о предоставлении земельного участка.
В судебном заседании представители товарищества, заявленные требования полностью поддержали, просят их удовлетворить, поскольку с заявлением о предоставлении земельного участка для целей ведения дачного хозяйства обратилось уже действующее юридическое лицо. В связи с чем решение о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, подлежит принятию не только в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 15.04.1998 № 66-ФЗ, но и с порядком установленным ст. 34 ЗК РФ.
В отзыве на предъявленные требования и в судебном заседании представитель администрации находит их необоснованными и подлежащими отклонению, поскольку заявитель от имени членов ДНТ «Свенгард», большинство из которых являются инвалидами 2-3 групп, обратился с письмом об оказании содействия в оформлении прав на земельный участок для размещения ДНТ в Краснофлотском районе г.Хабаровска в районе ул. Полярная.
Письмом от 08.09.2014г. заявителю дан ответ о том, что администрация города Хабаровска не может удовлетворить такую просьбу по причине отсутствия полномочий, что в соответствии с Федеральным законом «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» и Земельным кодексом РФ земельные участки для ведения дачного хозяйства гражданам и их объединениям в границах населенных пунктов не предоставляются.
Помимо этого, порядок предоставления земельных участков для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства определяется Земельным кодексом РФ, Федеральным законом «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», которыми предусмотрена раздельная регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении таких земельных участков. После утверждения списка граждан, подавших заявления о предоставлении земельного участка, расчета норм земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования, орган местного самоуправления по месту жительства заявителей ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель. Статья 34 Земельного кодекса РФ к данным отношениям неприменима.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, арбитражный суд находит установленным следующее.
ДНТ «Свенгард» 12.08.2014 года обратилось в администрацию города Хабаровска с письмом от имени членов ДНТ, о содействии в оформлении прав на земельный участок для размещения дачного некоммерческого товарищества в Краснофлотском районе г. Хабаровска в районе ул. Полярная на границе территории садоводческого товарищества «Светлый путь», ссылаясь при этом на то, что истребуемый земельный участок входит в состав зоны Ж-6 и что он свободен от прав третьих лиц.
Письмом от 08.09.2014г. за № 3501 администрация города Хабаровска уведомила ДНТ «Свенгард» о невозможности удовлетворения просьбы ДНТ по причине отсутствия у нее таких полномочий, что новые земельные участки для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства в связи с введением в действие Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ и Земельного кодекса РФ в границах населенных пунктов не предоставляются.
Не соглашаясь с доводами данного письма ДНТ «Свенгард» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Из содержания заявления ДНТ «Свенгард» от 12.08.2014 года следует, что товарищество обратилось в администрацию города от имени своих членов с заявлением об оформлении прав на земельный участок для своего размещения.
Пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно пункту 2 статьи 81 Земельного кодекса РФ порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливаются настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Порядок выбора и предоставления земельных участков для этих целей предусмотрен Федеральным законом от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».
Согласно пункту 1 статьи 1 настоящего закона орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков.
Орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 настоящего закона места для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений определяются путем зонирования территорий. При зонировании территории определяются зоны, которые наиболее благоприятны для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства исходя из природно-экономических условий, а также исходя из затрат на межселенной социальной и инженерно-транспортной инфраструктур и в которых обеспечивается установление минимальных ограничений на использование земельных участков.
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона № 66-ФЗ в схемах зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан должны содержаться сведения о местах нахождения, площадях и целевом назначении земельных участков, разрешенном виде использования земельных участков, а также сведения о правах, на которых земельные участки в конкретной зоне допускается предоставлять гражданам.
Исходя из изложенного, земельные участки для садоводства, огородничества и дачного хозяйства могут предоставляться из фонда перераспределения земель с учетом зонирования территории.
Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона № 66-ФЗ предусмотрено, что членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества могут быть граждане РФ, достигшие 18 лет и имеющие земельные участки в границах такого товарищества (партнерства).
Согласно пункту 14 статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющем в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 № 901 утверждены Правила о предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющем инвалидов, которые конкретизируют порядок предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов.
В пункте 17 данных Правил предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, принимаются на учет и обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемой в установленном порядке в органы местного самоуправления.
Вышеуказанными актами предусмотрен порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
Обязательными условиями, предшествующими предоставлению земельных участков, являются подача и учет заявлений, их раздельная регистрация и последующий учет. В дальнейшем утверждение списка нуждающихся и расчеты норм земельных участков.
Только после выполнения вышеуказанных условий орган местного самоуправления по месту жительства граждан обращается с ходатайством о предоставлении земельных участков в орган местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель.
После получения такого ходатайства уполномоченный орган местного самоуправления с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков.
В отношении земельного участка в Краснофлотском районе города Хабаровска в районе ул. Полярной на границе с территорией садоводческого товарищества « Светлый путь» никаких действий по зонированию его для садоводства, огородничества или дачного хозяйства не производилось. Более того, испрашиваемый заявителем земельный участок относится к землям поселений.
Заявителем в качестве основания передачи земельного участка указано наличие в дачном некоммерческом товариществе участников инвалидов II-IIIгрупп. Исходя из представленного суду списка участников товарищества, данных о таковых, вообще не имеется. Помимо этого в администрацию эти сведения не представлялись.
При изложенных обстоятельствах отказ администрации в оформлении земельного участка для размещения ДНТ «Свенгард» имел место в соответствии с законом.
Согласно нормам Земельного кодекса РФ, Федерального закона № 66-ФЗ граждане, проживающие в городе Хабаровске, по месту жительства в администрацию города по вопросу о предоставлении земельных участков для ведения дачного хозяйства не обращались. Заявитель обращался с заявлением от имени своих членов-инвалидов без предоставления данных о полномочиях, обращался с заявлением об оформлении земельного участка под размещение ДНТ «Свенгард», т.е. свое размещение.
Иные доводы заявления о незаконности оспариваемого письма также несостоятельны и подлежат отклонению судом.
Согласно частям 4, 5 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений статьи 13 Гражданского кодекса РФ, пункта 6 совместного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ от 01.07.1996 № 6/8, статей 199 - 201 АПК РФ основаниями для признания незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие этих действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этими действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявителем не приведено ни одного довода о том, в чем выражается нарушение его прав и законных интересов вышеуказанным письмом, какие на него возложены обязанности.
Частью 3 статьи 201 АПК предусмотрено, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку отказ Администрации города Хабаровска в оформлении земельного участка под размещение дачного некоммерческого товарищества «Свенгард» соответствует требованиям закона и права и законные интересы товарищества не нарушены, у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 198-201, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
В удовлетворении требований Дачного некоммерческого товарищества «Свенгард» о признании незаконным отказа от08.09.2014 № 3501 Администрации города Хабаровска в предоставлении земельного участка отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.
Судья С.Д. Стёпина