ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-12462/14 от 05.11.2014 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                                дело № А73-12462/2014

12 ноября 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена  05 ноября  2014 года.  Полный текст решения изготовлен  12 ноября  2014 года

  Арбитражный суд Хабаровского края в составе: судьи  Стёпиной С.Д.,

при ведении протокола судебного заседания  секретарём Ковалевой О.Ю.,

рассмотрел в заседании суда дело по  заявлению  Дачного некоммерческого товарищества «Свенгард»

к  Администрации города Хабаровска

опризнании незаконным отказа от 08.09.2014 № 3501

в судебном заседании приняли участие:

от  заявителя - ФИО1 по доверенности  от 02.06.2014г., ФИО2 по доверенности от 02.06.2014г.

 от  Администрации города Хабаровска - ФИО3 по доверенности от 30.12.2013г. № 1.1.27-276

        установил: Дачное некоммерческое товарищество «Свенгард»  обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края  с заявлением о признании незаконным отказа администрации города Хабаровска в предоставлении товариществу земельного участка,  выраженного в письме от 08.09.2014г. № 3501 и обязании администрации повторно рассмотреть заявление дачного некоммерческого товарищества о предоставлении земельного участка.

         В  судебном  заседании представители товарищества,  заявленные  требования   полностью  поддержали,  просят  их удовлетворить, поскольку  с заявлением о предоставлении  земельного  участка  для  целей  ведения дачного хозяйства  обратилось уже  действующее  юридическое  лицо.  В связи с чем решение о  предоставлении  земельного  участка для целей,  не  связанных  со строительством,  подлежит  принятию не только в  соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 15.04.1998 № 66-ФЗ, но и с порядком установленным ст. 34 ЗК РФ.

         В отзыве на предъявленные требования и в судебном заседании представитель администрации находит их необоснованными и подлежащими отклонению,  поскольку заявитель от имени членов  ДНТ «Свенгард», большинство из которых  являются инвалидами 2-3 групп,  обратился с письмом об оказании  содействия в  оформлении  прав на земельный участок для размещения ДНТ в Краснофлотском районе  г.Хабаровска в районе  ул. Полярная. 

         Письмом от 08.09.2014г.  заявителю  дан ответ о том, что  администрация  города Хабаровска  не  может  удовлетворить такую  просьбу  по причине отсутствия полномочий,  что в соответствии с Федеральным  законом  «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» и Земельным кодексом РФ земельные участки для ведения дачного хозяйства гражданам и их объединениям в границах населенных пунктов не предоставляются.

         Помимо этого,  порядок предоставления земельных участков для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства определяется  Земельным кодексом РФ, Федеральным законом «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих  объединениях граждан»,  которыми  предусмотрена раздельная регистрация и учет заявлений граждан,  нуждающихся в получении таких земельных участков.  После утверждения списка граждан, подавших заявления о предоставлении земельного участка, расчета  норм  земельных участков с учетом необходимости размещения имущества  общего пользования, орган местного самоуправления по месту жительства  заявителей ходатайствует перед органом местного самоуправления,  в ведении которого находится фонд перераспределения земель.  Статья 34 Земельного кодекса РФ к данным отношениям неприменима.

         Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, арбитражный суд находит установленным следующее.

         ДНТ «Свенгард»  12.08.2014 года обратилось в администрацию города Хабаровска с письмом от имени членов ДНТ, о содействии в оформлении  прав на земельный участок  для  размещения  дачного  некоммерческого товарищества в Краснофлотском районе г. Хабаровска в районе ул. Полярная на границе  территории  садоводческого  товарищества «Светлый путь», ссылаясь при этом на то, что истребуемый земельный участок входит в состав зоны Ж-6 и что он свободен от прав третьих лиц.

         Письмом  от 08.09.2014г. за № 3501  администрация города Хабаровска уведомила ДНТ  «Свенгард»  о невозможности удовлетворения просьбы ДНТ по причине отсутствия у нее таких полномочий,  что новые земельные участки для ведения садоводства,  огородничества и дачного хозяйства в связи с введением в действие Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ и Земельного кодекса РФ в границах населенных пунктов не предоставляются.

         Не соглашаясь с доводами данного письма ДНТ «Свенгард»  обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

         Из содержания заявления ДНТ «Свенгард» от 12.08.2014 года следует, что товарищество обратилось в администрацию города от имени  своих членов с заявлением об оформлении прав на земельный участок для своего размещения.

         Пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в  государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

         Согласно пункту 2 статьи 81 Земельного кодекса РФ порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливаются настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих,  огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.

         Порядок выбора и предоставления земельных участков для этих целей предусмотрен Федеральным законом от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ  «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

         Согласно пункту 1 статьи 1 настоящего закона орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом  пожеланий  граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления,  в ведении которого находится фонд  перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании)  соответствующих земельных участков.

         Орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.

         На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого,  огороднического или дачного некоммерческого объединения.

         После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством.

         В соответствии с пунктом 1 статьи 12 настоящего закона  места для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений определяются путем зонирования территорий. При  зонировании территории определяются зоны, которые наиболее благоприятны для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства исходя из природно-экономических условий, а также исходя из затрат на межселенной социальной и инженерно-транспортной инфраструктур и в которых обеспечивается установление минимальных ограничений на использование земельных участков.

         Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона № 66-ФЗ в схемах зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан должны содержаться сведения о местах нахождения, площадях и целевом назначении земельных участков, разрешенном виде использования земельных участков, а также сведения о правах, на которых земельные участки в конкретной зоне допускается предоставлять гражданам.

         Исходя из изложенного, земельные участки для садоводства, огородничества и дачного хозяйства могут предоставляться из фонда перераспределения земель с учетом зонирования территории.

          Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона № 66-ФЗ предусмотрено, что членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества могут быть граждане РФ, достигшие 18 лет и имеющие земельные участки в границах такого товарищества (партнерства).

         Согласно пункту 14 статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющем в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

         Постановлением  Правительства РФ от 27.07.1996 № 901 утверждены Правила о предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющем инвалидов, которые конкретизируют порядок предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов.

         В пункте 17 данных  Правил  предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, принимаются на учет и обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемой в установленном порядке в органы местного самоуправления.

         Вышеуказанными актами предусмотрен порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

         Обязательными условиями, предшествующими  предоставлению земельных участков, являются подача и учет заявлений, их раздельная регистрация и последующий учет. В дальнейшем утверждение списка нуждающихся и расчеты норм земельных участков.

        Только после выполнения вышеуказанных условий орган местного самоуправления  по месту жительства граждан обращается с ходатайством о предоставлении земельных участков в орган местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель.

         После получения такого ходатайства уполномоченный орган местного самоуправления с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков.

         В отношении земельного участка  в Краснофлотском районе города Хабаровска в районе ул. Полярной на границе с территорией садоводческого товарищества « Светлый путь» никаких действий по зонированию его для садоводства, огородничества или дачного хозяйства не производилось. Более того, испрашиваемый заявителем земельный участок  относится к землям поселений.

         Заявителем в качестве основания передачи земельного участка указано наличие в дачном некоммерческом товариществе  участников инвалидов II-IIIгрупп.  Исходя из представленного суду списка участников товарищества, данных о таковых, вообще не имеется. Помимо этого в администрацию эти сведения не представлялись.

         При изложенных обстоятельствах отказ администрации в оформлении земельного участка для размещения ДНТ «Свенгард» имел место в соответствии с законом.

         Согласно нормам  Земельного кодекса РФ, Федерального закона № 66-ФЗ граждане, проживающие в городе Хабаровске, по месту жительства в администрацию города по вопросу о предоставлении земельных участков для ведения дачного хозяйства не обращались. Заявитель обращался с заявлением от имени своих членов-инвалидов без предоставления данных о полномочиях, обращался с заявлением об оформлении земельного участка под размещение ДНТ «Свенгард», т.е. свое размещение.

         Иные доводы заявления о незаконности оспариваемого письма также несостоятельны и подлежат отклонению судом.

  Согласно частям 4, 5 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении  дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия)  органов,  осуществляющих публичные полномочия  арбитражный суд в  судебном заседании  осуществляет  проверку оспариваемого  акта или его отдельных  положений,  оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие  закону или иному  нормативному  правовому акту,  устанавливает  наличие   полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие),  а  также  устанавливает,   нарушают  ли оспариваемый акт, решение и  действия (бездействие) права и законные интересы  заявителя в сфере   предпринимательской и иной  экономической  деятельности.

 В силу положений статьи 13 Гражданского кодекса РФ, пункта 6 совместного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ от 01.07.1996 № 6/8, статей 199 - 201 АПК РФ основаниями  для  признания  незаконными действий (бездействия)  органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие  этих действий (бездействия)  закону  или  иному  нормативному  правовому  акту и  нарушение  этими действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

         Заявителем не приведено ни одного довода о том, в чем выражается нарушение его прав и законных интересов вышеуказанным письмом, какие на него возложены обязанности.

          Частью 3 статьи 201 АПК  предусмотрено,  что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие)  органов, осуществляющих  публичные полномочия,  должностных лиц, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Поскольку отказ Администрации города Хабаровска в оформлении земельного участка под размещение дачного некоммерческого товарищества «Свенгард»  соответствует  требованиям   закона и права и  законные  интересы  товарищества не нарушены, у суда отсутствуют  основания  для удовлетворения  заявленных требований.

 Учитывая  изложенное и  руководствуясь статьями 198-201,  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  арбитражный суд

                                                    РЕШИЛ:

         В удовлетворении требований  Дачного некоммерческого товарищества «Свенгард» о признании незаконным отказа от08.09.2014 № 3501 Администрации города Хабаровска в  предоставлении земельного участка отказать.

         Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.

     Судья                                                                                       С.Д. Стёпина