ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-12504/12 от 17.01.2013 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Хабаровск дело № А73-12504/2012

22 января 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 17.01.2013.

Арбитражный суд в составе судьи Губиной-Гребенниковой Е.П.

при ведении протокола секретарём судебного заседания Пешковым Ф.Ю.

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
 Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Еврейской автономной области

к  ОАО «Славянка»

о   взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 546 332,83 руб.

третье лицо – ООО «Спецкомбинат»

при участии:

от заявителя:    не явились, извещены надлежащим образом

от ответчика:    Аксенова В.А. по доверенности от 09.01.2013 № 204

от третьего лица:   не явились, извещены надлежащим образом

С У Д У С Т А Н О В И Л:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Еврейской автономной области (далее – Управление) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о взыскании с ОАО «Славянка» (далее – Общество) задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2010 год, 1, 2 кварталы 2011 года в общем размере 546 332,83 руб.

Заявленные требования обоснованы ссылками на вступившие в законную силу решения Арбитражного суда Хабаровского края и Арбитражного суда Еврейской автономной области, которыми Управлению отказано в удовлетворении требований о взыскании с различных войсковых частей платы за размещение отходов в общем размере 546 332,83 руб. на основании того, что, как установлено судами, в 2010 г., 1, 2 квартале 2011 г. отходы войсковых частей передавались Обществу.

Ответчиком представлен отзыв и дополнения к нему. Относительно заявленных требований возражает, указывает, что не владеет объектами размещения и захоронения отходов и не является организацией, осуществляющей их размещение, а твёрдые бытовые отходы (далее – ТБО), образующиеся в результате деятельности войсковых частей, передаются Обществом для хранения и захоронения специализированной организации – ООО «Спецкомбинат», которой постановлением Комитета тарифов и цен Правительства Еврейской автономной области от 18.11.2010 № 19/6-п, был установлен тариф на утилизацию (захоронение) твёрдых бытовых отходов.

Определением от 11.12.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО «Спецкомбинат».

Третьим лицом представлен отзыв и письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии его представителя. Полагая, что обязанность по уплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду, которым в том числе является размещение отходов, возлагается на собственников размещаемых отходов, а также указывая на наличие у Общества обязанности по уплате платы за размещение отходов производства и потребления, и в силу пп. «з» п. 2.3 заключённого с ООО «Спецкомбинат» договора, считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Заявителем представлено письменное дополнение к заявлению, в котором Управление также указывает на наличие у Общества обязанности по уплате платы за размещение отходов производства и потребления, и в силу заключённого с ООО «Спецкомбинат» договора.

Представитель ответчика в судебном заседании возражал относительно заявленных требований, указывая, что вывоз и размещение ТБО осуществляет ООО «Спецкомбинат», которое является специализированной организацией, имеет соответствующие лицензии и в силу действующего законодательства является субъектом обязанным осуществлять плату за размещение ТБО. Указал также, что пп. «з» п. 2.3 заключённого с ООО «Спецкомбинат» договора ничтожен, так как противоречит действующему законодательству, а размер заявленной к взысканию платы за размещение ТБО не подтвержден первичными документами, содержащими сведения об объёмах размещённых в спорном периоде ТБО.

В судебном заседании в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 10.01.2013 до 17.01.2013.

Дело рассмотрено в отсутствие надлежащих образом извещённых заявителя и третьего лица по правилам ст. 156 АПК РФ.

Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит доводы ответчика обоснованными, а заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон), негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Согласно положениям ст. 16 Закона негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

В силу части 3 данной статьи порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 утверждён Порядок определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

Согласно положениям пункта 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утверждённых Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 (зарегистрировано в Минюсте РФ 24.03.1993 № 190), плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.

Таким образом, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под размещением отходов понимается их хранение и захоронение. Данный закон определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду. Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Согласно положениям указанного Федерального закона деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.

Указанная правовая позиция соответствует единообразной практике применения арбитражными судами норм права, выраженной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 17.03.2009 № 14561/08.

При этом суд отмечает, что как следует из анализа выше приведённых норм, законодательство в сфере охраны окружающей среды не содержит норм, обязывающих вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в зависимости от того, является ли природопользователь собственником отходов.

Как установлено судом при рассмотрении настоящего дела, специализированную деятельность по размещению отходов производства и потребления в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Федерального закона «Об отходах производства и потребления», Общество не осуществляет.

Лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов у Общества отсутствует, лимиты на размещение отходов ему не установлены.

В свою очередь ООО «Спецкомбинат», которым в спорный период на основании заключённого с Обществом договора от 11.11.2010 б/н осуществлялся вывоз и размещение ТБО, является специализированной организацией, осуществляющей деятельность по размещению отходов производства и потребления, имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности № ОП-71-001214(79) и утверждённые в установленном законом порядке нормативы образования отходов и лимитов на их размещение.

Ссылки заявителя на вступившие в законную силу решения Арбитражного суда Хабаровского края по делам №№ А73-15200/2011, А73-13890/2011, А73-15199/2011 и Арбитражного суда Еврейской автономной области по делам №№ А16-1277/2011, А16-1274/2011, А16-1144/2011, суд отклоняет.

Как установлено указанными судебными актами, Обществом, являющемся исполнителем по государственному контракту от 20.07.2010 № 1-КЖФ, в силу которого им приняты на эксплуатационное содержание и комплексное обслуживание казарменно-жилищный фонд, в спорном периоде с территорий различных войсковых частей осуществлялся вывоз ТБО.

При этом объёмы вывезенных ТБО, а также обязанность Общества по уплате платы за размещение ТБО в размере 546 332,83 руб., указанными судебными актами не установлены.

Более того, решениями Арбитражного суда Еврейской автономной области по делам №№ А16-1277/2011, А16-1274/2011, А16-1144/2011 также установлено, что Обществом в целях реализации обязательств по государственному контракту от 20.07.2010 № 1-КЖФ с ООО «Спецкомбинат» заключен договор от 11.11.2010 б/н на оказание услуг по вывозу и утилизации ТБО.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что обязанность по уплате платы за размещение отходов в размере 546 332,83 руб. у Общества отсутствует.

Ссылки заявителя и третьего лица на пп. «з» п. 2.3 заключённого с ООО «Спецкомбинат» договора, которым установлено, что нормативную плату за размещение отходов производства и потребления Общество производит самостоятельно, суд отклоняет, поскольку переложение установленной законом обязанности по внесению платы за размещение отходов производства и потребления на третьих лиц действующим законодательством не предусмотрено.

Суд также отмечает, что расчёт заявленной к взысканию платы за размещение ТБО в размере 546 332,83 руб., осуществлённый путём сложения сумм платы за размещение ТБО, во взыскании которой Управлению с различных войсковых частей отказано указанными выше судебными актами, не основан на требованиях действующего законодательства, регламентирующего рассматриваемые правоотношения.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований суд не находит.

Государственная пошлина заявителем не уплачивалась, так как он от её уплаты освобождён на основании ст. 333.37 НК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 201 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объёме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья Е.П. Губина-Гребенникова