ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-12541/2022 от 16.08.2022 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск дело № А73-12541/2022

23 августа 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 16 августа 2022 года.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Гавриш О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гудайтите Д.А.,

рассмотрев в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Альбион» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680511, <...>)

к Отделу судебных приставов по Хабаровскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (адрес: 680006, <...> (8 этаж)

Управлению Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 680000, <...>).

о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора от 26.07.2022, вынесенного в рамках исполнительного производства № 95624/22/27006-ИП

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Инспекция Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г.Хабаровска

при участии в судебном заседании представителей:

от ООО «Альбион» - ФИО1, заместитель генерального директора на основании приказа от 01.08.2022 № 5;

от ОСП по Хабаровскому району – ФИО2 по доверенности от 21.02.2022 №Д-27907/22/388-АК;

от УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО – ФИО2 по доверенности от 21.02.2022 №Д-27907/22/388-АК;

от ИФНС по Железнодорожному району – не явились,

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Альбион» (далее – ООО «Альбион», Общество, заявитель, должник) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Отделу судебных приставов по Хабаровскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (далее – ОСП по Хабаровскому району УФССП по Хабаровскому краю и ЕАО), Управлению Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (далее - УФССП по Хабаровскому краю и ЕАО) в соответствии с требованиями которого, просит суд признать незаконным постановление ОСП по Хабаровскому району УФССП по Хабаровскому краю и ЕАО о взыскании исполнительского сбора от 26.07.2022, вынесенное в рамках исполнительного производства № 95624/22/27006-ИП.

Определением суда от 02.08.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г.Хабаровска (далее – ИФНС по Железнодорожному району г.Хабаровска).

ИФНС по Железнодорожному району г.Хабаровска извещена надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассмотрено в судебном заседании в отсутствие представителя ИФНС по Железнодорожному району г.Хабаровска.

Представитель ООО «Альбион» в судебном заседании требование поддержал, пояснил, что постановление об отложении исполнительских действий и (или) применения мер принудительного исполнения от 06.07.2022 от 26.07.2022, вынесенное в рамках исполнительного производства № 95624/22/27006-ИП, Общество не получало.

Представитель ОСП по Кировскому району г.Хабаровска УФССП по Хабаровскому краю и ЕАО, УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления по основаниям представленных отзывов, дополнительных пояснений.

В ходе судебного разбирательства по материалам дела и объяснениям представителей лиц, участвующих в деле, судом установлены следующие обстоятельства.

16.06.2022 ИФНС по Железнодорожному району г.Хабарвска вынесено постановление № 849 о взыскании с ООО «Альбион» налога, сбора, пени, штрафа, процентов в размере 1 313 299 руб. 74 коп.

На основании постановления ИФНС по Железнодорожному району г.Хабаровска от 16.06.2022 № 849 судебным приставом-исполнителем ОСП по Хабаровскому району УФССП по Хабаровскому краю и ЕАО 01.07.2022 возбуждено исполнительное производство № 95624/22/27006-ИП.

Копия постановления о возбуждении исполнительного производства № 95624/22/27006-ИП от 01.07.2022 направлена Обществу посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг 01.07.2022 в 2:58.

Согласно данным Единого портала государственных и муниципальных услуг постановление о возбуждении исполнительного производства № 95624/22/27006-ИП от 01.07.2022 доставлено (вручено) при авторизации (входе) пользователя на Едином портале или в мобильном приложении «Госуслуги» 01.07.2022 в 19:22.

ООО «Альбион» обращалось в налоговый орган с заявлением о предоставлении отсрочки по уплате налога.

Решением Межрайонной ИФНС № 3 по Хабаровскому краю от 16.06.2022 № 12-19/10835@ в предоставлении отсрочки Обществу отказано.

30.06.2022 состоялось заседание комиссии по контролю за поступлением доходов в бюджет Хабаровского муниципального района, на котором было принято решение рекомендовать ООО «Альбион» погасить недоимку в срок до 01.11.2022 (протокол № 14).

Общество обратилось в ОСП по Хабаровскому району УФССП по Хабаровскому краю и ЕАО с заявлением об отложении мер принудительного исполнения по исполнительному производству № 95624/22/27006-ИП.

05.07.2022 судебным приставом-исполнителем ОСП по Хабаровскому району УФССП по Хабаровскому краю и ЕАО вынесено постановление об отложении исполнительских действий и (или) применения мер принудительного исполнения на срок с 05.07.2022 по 19.07.2022 включительно.

Копия постановления от 05.07.2022, вынесенного в рамках исполнительного производства № 95624/22/27006-ИП, направлена должнику посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг 06.07.2022 в 03:57.

Согласно данным Единого портала государственных и муниципальных услуг постановление об отложении исполнительских действий и (или) применения мер принудительного исполнения от 06.07.2022 доставлено (вручено) при авторизации (входе) пользователя на Едином портале или в мобильном приложении «Госуслуги» 06.07.2022 в 20:33.

Материалами дела установлено, что ООО «Альбион» получено сообщение о вынесении судебным приставом-исполнителем ФИО3 постановления об отложении исполнительских действий и (или) применения мер принудительного исполнения. В сообщении указан номер телефона ОСП по Хабаровскому району УФССП по Хабаровскому краю и ЕАО, ФИО судебного пристава-исполнителя, адрес ОСП по Хабаровскому району УФССП по Хабаровскому краю и ЕАО.

Ввиду добровольного неисполнения в установленный срок постановления ИФНС № 849 21.07.2022, судебным приставом-исполнителем ОСП по Хабаровскому району г.Хабаровска УФССП по Хабаровскому краю и ЕАО вынесено постановление об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации.

С расчетного счета ООО «Альбион» в ПАО «Сбербанк» на основании платежных ордеров от 21.07.2022, 22.07.2022, 25.07.2022, 26.07.2022 № 523425 списано 1 313 299 руб. 74 коп.

26.07.2022 Общество обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о предоставлении отсрочки по уплате налогов, сборов согласно решению комиссии по контролю за поступлением доходов в бюджет Хабаровского муниципального района.

Определением Арбитражного суда Хабаровского края от 27.07.2022 по делу № А73-12393/2022 указанное заявление по ходатайству Общества возвращено.

Ввиду добровольного не исполнения в установленный срок постановления ИФНС № 849 26.07.2022 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с ООО «Альбион» исполнительского сбора в размере 91 823руб. 35 коп.

Копия постановления о взыскании исполнительского сбора от 26.07.2022, вынесенного в рамках исполнительного производства № 95624/22/27004-ИП, направлена Обществу посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг 26.07.2022 в 14:59.

Согласно данным Единого портала государственных и муниципальных услуг постановление о взыскании исполнительного сбора от 26.07.2022 доставлено (вручено) при авторизации (входе) пользователя на Едином портале или в мобильном приложении «Госуслуги» 27.07.2022 в 18:56.

02.08.2022 судебным приставом-исполнителем ОСП по Хабаровскому району г.Хабаровска УФССП по Хабаровскому краю и ЕАО вынесено постановление о приостановлении исполнительного производства № 95624/22/27006-ИП.

Посчитав недействительным постановление судебного пристава ОСП по Хабаровскому району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО от 26.07.2022 о взыскании исполнительского сбора, вынесенного в рамках исполнительного производства № 95624/22/27006-ИП, ООО «Альбион» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке статьи 329 АПК РФ.

Рассмотрев доводы заявителя, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и оценив их в порядке статьи 71 АПК РФ, суд не находит законных оснований для удовлетворения заявленного требования, исходя из следующего.

Согласно части 1 статьи 329 АПК РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц регулируются нормами Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве).

В соответствии со статьей 2 Закона об исполнительном производстве задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

Статьей 3 Закона об исполнительном производстве установлено, что принудительное исполнение судебных актов и актов других органов Российской Федерации возлагается на службу судебных приставов.

Согласно части 1 статьи 30 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частями 1, 3 и 8 статьи 30 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 упомянутого Закона. Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

Согласно частей 11, 17 данной статьи, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства или постановление в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя, вынесшего данное постановление, не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

Частью 12 статьи 30 Закона об исполнительном производстве определено, что срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В постановлении о возбуждении исполнительного производства от 01.07.2022 судебным приставом-исполнителем ОСП по Хабаровскому району УФССП по Хабаровскому краю и ЕАО должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения постановления со дня его получения.

ООО «Альбион» предупреждено, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества.

Направление должнику постановления о возбуждении исполнительного производства, а также извещение его о возбуждении исполнительного производства и установлении ему срока для добровольного исполнения производится в порядке и по правилам, установленным статьей 24 Закона об исполнительном производстве.

Согласно части 1 статьи 24 Закона об исполнительном производстве лица, участвующие в исполнительном производстве, извещаются о времени и месте совершения исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения либо вызываются к судебному приставу-исполнителю повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием электронной, иных видов связи и доставки или лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает их доставить.

В силу части 3 статьи 24 Закона об исполнительном производстве извещения, адресованные организации или гражданину, осуществляющему деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, могут направляться по их адресам электронной почты, содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, либо в единый личный кабинет организации или гражданина, осуществляющего деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, на Едином портале государственных и муниципальных услуг (при их наличии).

Согласно части 1 статьи 105 Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

На основании части 2 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

При этом исполнительский сбор не подлежит взысканию, если судебный пристав-исполнитель не уведомил должника в установленном законом порядке о необходимости добровольного исполнения исполнительного документа в определенный срок (пункт 24 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.06.2004 № 77 «Обзор практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов»).

Таким образом, необходимыми условиями для взыскания с должника исполнительского сбора являются вручение ему постановления о возбуждении исполнительного производства и неисполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, при отсутствии уважительных причин для такого неисполнения.

В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 29 Закона об исполнительном производстве, лица, участвующие в исполнительном производстве, считаются извещенными, если извещение в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, направлено адресату с использованием информационно-телекоммуникационных сетей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 № 606 утверждены «Правила направления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей извещения в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, при соблюдении которых лицо, участвующее в исполнительном производстве, считается извещенным» (далее – Правила № 606).

Согласно пункту 3 Правил № 606 извещение считается доставленным с момента, когда лицо, участвующее в исполнительном производстве, входило на единый портал с использованием единой системы идентификации и аутентификации. Уведомление о факте доставки передается в Федеральную службу судебных приставов для принятия судебным приставом-исполнителем решений по исполнительному производству (далее по тексту - Порядок).

В случае если в течение 15 дней со дня размещения извещения в личном кабинете лицо, участвующее в исполнительном производстве, не осуществляло вход на единый портал с использованием единой системы идентификации и аутентификации, а также в случае отказа лица, участвующего в исполнительном производстве, от получения извещений посредством единого портала в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил, извещение считается недоставленным и судебный пристав-исполнитель выбирает иной предусмотренный законодательством Российской Федерации способ направления извещения лицу, участвующему в исполнительном производстве

В соответствии с частью 1 статьи 38 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель вправе отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения по заявлению взыскателя или по собственной инициативе на срок не более десяти дней.

Об отложении или отказе в отложении исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения судебный пристав-исполнитель выносит постановление, которое утверждается старшим судебным приставом или его заместителем и копия которого не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется взыскателю и должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ. В постановлении об отложении исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения указывается дата, до которой откладываются исполнительные действия или применение мер принудительного исполнения.

По своей правовой природе институт отложения исполнительных действий является формой временной приостановки исполнительного производства. В силу этого отложение исполнительных действий является исключительной мерой, которая должна применяться при наличии веских и уважительных причин либо существенных неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения арбитражного суда (совершение исполнительных действий). При оценке таких обстоятельств суд должен исходить из необходимости соблюдения интересов как должника, так и взыскателя.

Довод Общества о неполучении постановления об отложении исполнительных действий и (или) применения мер принудительного исполнения от 05.07.2022 при рассмотрении вопроса о законности постановления о взыскании исполнительского сбора от 26.07.2022 не имеет правового значения, поскольку вынесено судебным приставом-исполнителем по истечении срока для добровольного исполнения требования исполнительного документа.

Поскольку постановление о возбуждении исполнительного производства от 01.07.2022 получено ООО «Альбион» в этот же день, срок добровольного исполнения исполнительного документа истек 08.07.2022.

Поскольку 05.07.2022 судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление об отложении исполнительных действий и (или) применения мер принудительного исполнения, вынесение постановления о взыскании исполнительского сбора было отложено.

В тестовом сообщении, полученном Обществом 26.07.2022, вместо текста самого постановления, содержится информация о вынесении судебным приставом-исполнителем ФИО3 ОСП по Хабаровскому району УФССП по Хабаровскому краю и ЕАО постановления об отложении исполнительских действий и (или) применения мер принудительного исполнения. В сообщении указан номер телефона ОСП по Хабаровскому району УФССП по Хабаровскому краю и ЕАО, ФИО судебного пристава-исполнителя, адрес ОСП по Хабаровскому району УФССП по Хабаровскому краю и ЕАО.

Кроме этого, согласно части 1 статьи 50 Закона об исполнительном производстве должник вправе знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать копии.

Частью 1 статьи 38 Закона об исполнительном производстве установлен десятидневный максимальный срок для отложения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

Постановление об отложении исполнительных действий и (или) применения мер принудительного исполнения от 05.07.2022 вынесено по заявлению ООО «Альбион», о чем стало известно Обществу 06.07.2022.

Следует отметить, что в период отложения исполнительных действий и (или) применения мер принудительного исполнения должником не были предприняты меры для погашения задолженности.

Общество обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о предоставлении отсрочки по уплате налогов, сборов лишь 26.07.2022, отозвав свое заявление 27.07.2022

Судом установлено, что постановление о возбуждении исполнительного производства № 95624/22/27006-ИП от 01.07.2022 получено должником 01.07.2022, о чем свидетельствует представленный судебным приставом-исполнителем скриншот документа из АИС ФССП России, в котором отражены дата и время отправки документа - 01.07.2022, дата его прочтения - 01.07.2022.

Таким образом, должник был уведомлен о возбуждении исполнительного производства, между тем оплату суммы по исполнительному производству в добровольном порядке не произвел.

Доказательств, того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, находящихся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, заявителем не представлено.

В судебном заседании представитель ООО «Альбион» подтвердил факт получения Обществом постановления о возбуждении исполнительного производства от 01.07.2022.

Таким образом, у судебного пристава-исполнителя имелись правовые основания для взыскания с должника исполнительского сбора, оспариваемое постановление от 26.07.20212 соответствуют закону, оснований для признания постановления недействительным не имеется.

Получение постановления о возбуждении исполнительного производства посредством системы электронного документооборота через единый портал государственных услуг является надлежащим уведомлением должника о возбуждении исполнительного производства, которое состоялось ранее получения постановления о возбуждении исполнительного производства посредством направления почтовой корреспонденции, с даты получения которого в личном кабинете ЕПГУ должника исчисление пятидневного срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа является правомерным.

Учитывая изложенное, ввиду отсутствия доказательств добровольного исполнения или невозможности исполнения требований исполнительного документа в установленный срок, в удовлетворении заявленного требования Общества следует отказать.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данным в пункте 74 Постановления от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более, чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении исполнительского сбора или освобождения от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Суд полагает возможным уменьшить размер исполнительского сбора, исходя из следующего.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

В силу части 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Из пунктов 2, 3, 4 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П следует, что размер взыскания представляет собой лишь установленный законом допустимый максимум, верхнюю границу, и должен применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Данная позиция изложена также в пункте 26 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.06.2004 № 77.

В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу статей 34 (часть 1), 35 (части 1-3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации недопустимо.

Таким образом, в силу пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве и правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30.07.2021 № 13-П, размер исполнительского сбора может быть снижен судом при наличии соответствующих оснований.

Суд, оценив конкретные обстоятельства дела, с учетом степени вины ООО «Альбион» в неисполнении в срок исполнительного документа, принимая во внимание, значительную сумму задолженности перед налоговым органом, а также отсутствие со стороны должника каких-либо действий, направленных на уклонение от исполнения исполнительного документа, заявитель обращался в налоговый орган с заявлением о предоставлении отсрочки по уплате налога, находит возможным уменьшить исполнительский сбор в размере 91 823руб. 35 коп. на одну четверть.

Представитель ОСП по Хабаровскому району УФССП по Хабаровскому краю и ЕАО и УФССП по Хабаровскому краю не возражал против уменьшения размера исполнительского сбора на одну четверть.

Частями 8, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве определено, что решение суда о полном или частичном удовлетворении требований должника об уменьшении исполнительского сбора обращается к немедленному исполнению. При уменьшении судом размера исполнительского сбора постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора считается измененным соответствующим образом.

Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом не рассматривается, посколькудоказательств их несения в деле не имеется, и поскольку в соответствии с абзацем 3 подпункта 7 пункта 1 статьи 333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 329 АПК РФ заявление об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требования Общества с ограниченной ответственностью «Альбион» отказать.

Уменьшить размер взыскиваемого с Общества с ограниченной ответственностью «Альбион» исполнительского сбора, установленного постановлением Отдела судебных приставов по Хабаровскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области от 26.07.2022, на одну четверть до 68 867 руб. 51 коп.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца, с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья О.А.Гавриш