Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-12548/2020
20 февраля 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 15.02.2021 г., полный текст мотивированного решения изготовлен 20.02.2021 г.
Арбитражный суд Хабаровского края
в составе судьи Зверевой А. В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шутенко Ю.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Комресурс»
к Администрации городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края
к Администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края
о признании незаконными действия должностных лиц органов местного самоуправления по заключению 29.01.2020г. двух соглашений по частичной организации водоснабжения и водоотведения в границах городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района;
о признании недействительными Соглашение от 29.01.2020г. по частичной организации водоснабжения в границах городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района, Соглашение от 29.01.2020г. по частичной организации водоотведения в границах городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района, принятые исполнительными органами местного самоуправления;
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя – ФИО1, по доверенности от 18.07.2019;
от Администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края – ФИО2, по доверенности № 01-1-24-13 от 11.01.2021;
от Администрации городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края – ФИО2, по доверенности № 264 от 29.01.2021;
от Прокуратуры Верхнебуреинского района Хабаровского края – не явились.
Сущность спора: общества с ограниченной ответственностью «Комресурс» (далее – заявитель, ООО «Комресурс», Общество) обратилось в суд с заявлением к Администрации городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края,к Администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края о признании незаконными действия должностных лиц органов местного самоуправления по заключению 29.01.2020г. двух соглашений по частичной организации водоснабжения и водоотведения в границах городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района; о признании недействительными Соглашение от 29.01.2020г. по частичной организации водоснабжения в границах городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района, Соглашение от 29.01.2020г. по частичной организации водоотведения в границах городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района, принятые исполнительными органами местного самоуправления (далее- соглашения, соглашения от 29.01.2020г.).
Кроме того, ООО «Комресурс» заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока для подачи заявления в суд.
Определением Арбитражного суда Хабаровского края от 18.08.2020г. заявление общества с ограниченной ответственностью было возвращено.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2020г. № 06АП-4598/2020 определение первой инстанции от 18.08.2020г. отменено, направлен вопрос о принятии заявления на новое рассмотрение.
Определением от 20.10.2020 г. заявление принято судом к производству.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечена прокуратура Верхнебуреинского района Хабаровского края.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал в полном объеме по доводам заявления. Настаивал на восстановлении срока на обращение в суд.
Представители Администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края и Администрации городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского (далее – Администрации) против заявленных требований, а также восстановления срока для обращения в суд возражала по доводам отзыва.
Судом установлено:
ООО "Комресурс" осуществляет деятельность по эксплуатации и обслуживанию объектов коммунального назначения и оказывает услуги по холодному водоснабжению и водоотведению на территории муниципального образования городское поселение "Рабочий поселок Чегдомын".
19 июня 2016 года на основании Постановления Администрации городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" за № 434 от 17 июня 2016 года, были заключены Договоры аренды № 165 и № 166 муниципального имущества коммунальной инфраструктуры и ООО «Комресурс» были переданы в аренду объекты муниципального имущества коммунальной инфраструктуры для организации водоснабжения и водоотведения в границах городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын».
Решением Совета депутатов городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края № 92 от 20.08.2019 «О передаче части полномочий городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района», а так же Решением Совета депутатов городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края № 93 от 20.08.2019 «О передаче части полномочий городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района» городским поселением «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края, полномочия но частичной организации водоснабжения и водоотведения в границах городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района переданы администрации Верхнебуреинского муниципального района до заключения концессионного соглашения.
Решением Собрания депутатов Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края от 29.08.2019 № 107 «О принятии администрацией Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края части полномочий по организации водоотведения на территории городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края» и Решением Собрания депутатов Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края № 108 «О принятии администрацией Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края части полномочий по организации водоотведения на территории городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края» Администрацией Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края приняты полномочия по частичной организации водоснабжения и водоотведения в границах городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края в соответствии с Соглашением по частичной организации водоснабжения и водоотведения в границах городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района.
29.01.2020 года между администрацией Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края и администрацией городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» заключено 2 соглашения в рамках реализации решения Собрания депутатов Верхнебуреинского
муниципального района Хабаровского края от 29.08.2019 № 107 «О принятии администрацией Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края части полномочий по организации водоотведения на территории городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын»
Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края» и Решением Собрания депутатов Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края № 108 «О принятии администрацией Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края части полномочий по организации водоотведения на территории городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края» по принятию Администрацией Верхнебуреинского муниципального района части полномочий по организации водоснабжения и водоотведения в границах городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района.
Полагая, что вышеуказанные соглашения, а также действия по их вынесению незаконными ООО «Комресурс» обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изучив доводы заявления, отзыва на заявление, исследовав и дав оценку материалам дела, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, 29.01.2020 года между администрацией Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края и администрацией городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» заключено 2 соглашения в рамках реализации решения Собрания депутатов Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края от 29.08.2019 № 107 «О принятии администрацией Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края части полномочий по организации водоотведения на территории городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын»
Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края» и Решением Собрания депутатов Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края № 108 «О принятии администрацией Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края части полномочий по организации водоотведения на территории городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края» по принятию Администрацией Верхнебуреинского муниципального района части полномочий по организации водоснабжения и водоотведения в границах городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района
Заявитель полагает, что решение о продлении срока принятия полномочий по водоснабжению и водоотведению в виде заключения двух 29.01.2020года Соглашений по частичной организации водоснабжения и водоотведения в границах городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района, принятые исполнительными органами местного самоуправления поселка и района противоречат ч. 2 п. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». И в связи с указанным, сроки наделения Администрации Верхнебуреинского муниципального района частью полномочий по организации водоснабжения и водоотведения в границах городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района истекли 31.12.2019, т.е. в дату окончания финансового года.
Как следует из материалов дела, 27.01.2020 года, 14.02.2020 ООО "Комресурс" подало жалобы в Прокуратуру
Верхнебуреинского района Хабаровского края, в которых, в том числе, изложило позицию о недопустимости продления полномочий по организации водоснабжения и водоотведения в п. Чегдомын без принятия новых решений депутатов на новый финансовый год - 2020 год .
16.03.2020 г. прокурором Верхнебуреинского района принесен протест на решение Собрания депутатов Верхнебуреинского муницципального района № 107, 108 от 29.08.2019б при этом текст указанного протеста содержит также ссылку на факт заключения вышеназванных соглашений от 29.01.2020 г.
В письме прокуратуры Верхнебуреинского района от 14.04.2020 г. № 35324-2020, направленном в адрес ООО «Комресурс» также содержится информация о факте заключения спорных соглашений.
Таким образом, ООО «Комресурс» было осведомлено о факте заключения спорных соглашений от 29.01.2020 г. и их содержании.
Кроме того, в дополнительных пояснениях от 17.12.2020 г. ООО «Комресурс» указало, что датой, когда Обществу стало известно о заключенных 29.01.2020 соглашениях, является 16.03.2020 г.
При изложенных обстоятельствах, следует признать, что исходя из даты указанной самим заявителем – 16.03.2020 г., установленный законом трехмесячный срок на обжалование ненормативного акта, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц истек 16.06.2020 г.
С рассматриваемым заявлением Общество обратилось 11.08.2020 г., т.е. по истечении указанного срока на обращение в суд.
Между тем, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в Определении от 18.11.2004 № 367-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений, и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока обусловлен уважительными причинами, такие ходатайства подлежат удовлетворению. Отсутствие уважительных причин к восстановлению срока является основанием для отказа в удовлетворении этого ходатайства.
Поскольку действующим законодательством установлены сроки для обращения в суд с заявлениями о защите нарушенных прав как для государственных органов, так и для иных лиц, их нарушение без уважительных причин влечет одинаковые для всех лиц последствия - отказ в удовлетворении заявленных требований.
Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.2006 № 16228/05.
Кроме того, как следует из разъяснений, содержащихся в Информационном письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.1999 № С1-7/СМП-1341 «Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека при защите имущественных прав и права на правосудие», судам необходимо принимать во внимание принцип баланса частных и публичных интересов.
При этом судебной оценке должны подвергаться не только действия (бездействие) государственных органов, но и выполнение своих обязательств частными лицами.
Как установлено судом, заявителем пропущен срока для обращения в суд с рассматриваемым заявлением и заявлено ходатайство о восстановлении данного срока.
Согласно части 1 статьи 115 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом.
В силу части 1 статьи 117 АПК РФ, процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 2 данной статьи, арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные статьями 259, 276, 291.2, 308.1 и 312 настоящего Кодекса предельные допустимые сроки для восстановления.
Рассмотрев ходатайство о восстановлении пропущенного срока оснований для его восстановления суд не усматривает, поскольку заявителем не приведены уважительные причины для пропуска такового срока.
При этом, суд исходит из того, что уважительными причинами пропуска срока для обжалования признаются такие причины, которые объективно препятствовали участнику процесса своевременно подать жалобу (заявление).
Факт обращения заявителя в органы прокуратуры не свидетельствует об уважительности пропуска срока, поскольку обжалование решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в органах прокуратуры не препятствовало обращению с заявлением в арбитражный суд.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что заявителем не доказано, что причина пропуска срока подачи заявления является уважительной.
Пропуск срока для обращения в суд и не удовлетворение ходатайства о его восстановлении является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Из материалов дела следует, что 05.06.2020 года Верхнебуреинским районным судом Хабаровского края был рассмотрен административный иск прокурора Верхнебуреинского района Хабаровского края к Собранию депутатов Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края о признании утратившими силу решений. Решением Верхнебуреинского районного суда Хабаровского края от 05 июня 2020 года по делу № 2а - 226/2020/2017 в удовлетворении заявленных требований прокурора Верхнебуреинского района Хабаровского края к Собранию депутатов Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края о признании утратившими силу решений, отказано.
Заявитель полагает, только с 05 июня 2020 года, после принятия решения районным судом ООО "Комресурс" стало известно о нарушении ее права прав и законных интересов, при этом ООО "Комресурс" воспользовался своим правом на подачу апелляционной жалобы на решение районного суда, которая с учетом частной жалобы была рассмотрена Хабаровским краевым судом только в сентябре 2020 года.
Между тем, как указано выше, заявитель не был лишен возможности самостоятельного обращения в установленные сроки, в суд с заявлением об обжаловании рассматриваемых соглашений.
На основании изложенного, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Исходя из вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.167-170, 176, 200-211 АПК РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Комресурс» отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Комресурс» в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 6000 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Зверева А. В.