ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-12563/18 от 02.03.2020 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                        дело № А73-12563/2018

10 марта 2020 года

Резолютивная часть решения была объявлена судом 02.03.2020.

В полном объеме решение было изготовлено судом 10.03.2020.

Арбитражный суд Хабаровского края

в составе судьи Барилко М.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Суриковой А.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Комитета администрации города Хабаровска по управлению Кировским районом

к  Контрольно-счетной палате города Хабаровска 

о признании недействительным представления Контрольно-счетной палаты города Хабаровска от 29.05.2018 № 01-17/213,

При участии:

От заявителя – Караваева И.В. по доверенности от 18.02.2020 № 2, представлен диплом;

От Контрольно-счетной палаты – не явились;

Предмет спора:

Комитет администрации города Хабаровска по управлению Кировским районом  (далее – Комитет, заявитель) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Контрольно-счетной палате города Хабаровска (далее - Контрольно-счетная палата) о признании недействительным представления Контрольно-счетной палаты города Хабаровска от 29.05.2018 № 01-17/213, о признании недействительным акта контрольного мероприятия Контрольно-счетной палаты города Хабаровска от 21.05.2018 № 01-17/196.

Определением суда от 02.10.2018 производство по настоящему делу  по требованию Комитета о признании недействительным акта контрольного мероприятия Контрольно-счетной палаты города Хабаровска от 21.05.2018 № 01-17/196 было прекращено в связи с отказом Комитета от заявленного в данной части требования. 

Определением суда от 23.05.2019 производство по делу № А73-12563/2018 было приостановлено до вступления в законную силу окончательного судебного акта Арбитражного суда Хабаровского края по делу № А73-12562/2018.

В судебном заседании представитель заявителя заявленные требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.

В судебное заседание Контрольно-счетная палата не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителя заявителя, суд

У С Т А Н О В И Л:

на основании приказа от 04.05.2018 № 3 Контрольно-счетной палатой города Хабаровска проведено контрольное мероприятие на предмет законности использования в 2017, 2018 годах бюджетных средств на реализацию мероприятия «Проведение смотров-конкурсов и организация семинаров по основам управления многоквартирными домами» в рамках реализации муниципальной программы «Повышение качества жилищно-коммунального хозяйства на 2014-2020 годы» Комитета администрации города Хабаровска по управлению Кировским районом.

По результатам контрольного мероприятия Контрольно-счетной палатой выявлены нарушения положений Постановления Мэра города Хабаровска от 21.06.2004 № 839 о проведении городского смотра-конкурса «Лучший двор, лучший подъезд», положений Постановления Мэра города Хабаровска от 11.01.2009 № 11 о проведении ежегодного городского смотра-конкурса «Лучший зимний двор, лучший фасад»; отсутствие в протоколе заседания районной конкурсной комиссии суммы баллов, набранных каждым участником в каждой номинации; при отсутствии соответствующих полномочий председателя Комитета утверждение приказом сметы расходов на награждение победителей I этапа смотра-конкурса, принятие решения о награждении и размере награждения победителей I этапа смотра-конкурса; при исполнении муниципального контракта в 2017 отсутствие информации о видах оказанных услуг, количестве и номинале приобретенных сертификатов в Акте об оказанных услугах, отсутствие информации о количестве выданных подарочных сертификатов, их номинале в Ведомости выдачи ценных подарков, несоответствие в отдельных случаях стоимости сертификатов, выданных по Ведомости, номиналу сертификатов, предусмотренных условиями муниципального контракта; неправомерное расходование бюджетных средств на награждение победителей смотров-конкурсов «Лучший двор, лучший подъезд», «Лучший зимний двор, лучший фасад» в общей сумме 176 822,5 руб., в том числе 2017 - 98 335 руб., 2018 - 78 487,5 руб.

Выявленные нарушения зафиксированы в акте контрольного мероприятия от 21.05.2018 № 01-17/196.

Указанные обстоятельства явились основанием для внесения Комитету представления от 29.05.2018 № 01-17/213, которым предложено осуществить ряд мероприятий, в том числе прекратить расходование бюджетных средств  на награждение победителей и участников I этапа смотров-конкурсов «Лучший двор, лучший подъезд» «Лучший зимний двор, лучший фасад» при отсутствии соответствующих полномочий (пункт 1).

При осуществлении аналогичных мероприятий учесть нарушения, замечания, указанные в акте контрольного мероприятия от 21.05.2018 № 01-17/196 (пункт 2).

Обеспечить возврат бюджетных средств в размере 78 487,5 руб., а именно совместно с Финансовым департаментом администрации города Хабаровска  проработать  вопрос  об  уменьшении  лимитов  бюджетных обязательств Комитета на сумму 78 487,5 руб., неправомерно израсходованных на приобретение подарочных сертификатов для награждения победителей I этапа смотров-конкурсов, а также вопрос о дальнейшем использовании подарочных сертификатов, приобретенных по коду бюджетной классификации 029 0503 0500511760 244 на сумму 78 487,5 руб., в соответствии с действующими в городском округе правовыми актами, регламентирующими награждение победителей конкурсов (пункт 3).

Привлечь к ответственности должностных лиц, по вине которых допущены нарушения, указанные в акте контрольного мероприятия от 21.05.2018 № 01-17/196 (пункт 4).

О принятом по настоящему представлению решении и о мерах по его реализации необходимо уведомить Контрольно-счетную палату.

Не согласившись с вышеуказанным представлением, Комитет обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.

В обоснование заявленных требований Комитет указывает на существенное нарушение Контрольно-счетной палатой порядка планирования, подготовки проведения и оформления результатов контрольного мероприятия; отсутствие со стороны Комитета нарушений норм бюджетного законодательства; наличие у председателя Комитета полномочий по принятию правовых актов о награждении победителей смотров-конкурсов по итогам первого этапа; выход Контрольно-счетной палаты за пределы полномочий, поскольку нарушений бюджетного законодательства не установлено, а обстоятельства, приведенные в акте и представлении, носят гражданско-правовой характер, в связи с чем, не могли служить основанием для внесения представления.

Не соглашаясь с требованиями заявителя, Контрольно-счетная палата указывает на то, что действия председателя Контрольно-счетной палаты полностью соответствовали правилам и требованиям, утвержденным в Стандарте 02 с учетом изменений; факт расходования Комитетом бюджетных средств без наличия соответствующих полномочий подтвержден материалами контрольного мероприятия; оспариваемое представление законно, обоснованно и не нарушает  прав и законных интересов заявителя.

Проанализировав представленные доказательства, суд признал заявление подлежащим удовлетворению. 

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом в силу части 5 статьи 200 АПК РФ и части 1 статьи 65 АПК РФ  обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно пункту 1 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (пункт 2 статьи 265 БК РФ).

В силу пункта 1 статьи 268.1 БК РФ полномочиями органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внешнего государственного (муниципального) финансового контроля являются: контроль соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в ходе исполнения бюджета; контроль достоверности, полноты и соответствия нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета; контроль в других сферах, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» и Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

В соответствии с пунктом 3.1 статьи 270.2 БК РФ, представления органов внешнего муниципального финансового контроля составляются и направляются объектам контроля в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» и Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее - Федеральный закон № 6-ФЗ).

Из положений пункта 4 части 2 статьи 9 Федерального закона № 6-ФЗ следует, что контрольно-счетный орган муниципального образования осуществляет контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений (часть 1 статьи 16 Федерального закона № 6-ФЗ).

Согласно статье 1 Положения о Контрольно-счетной палате города Хабаровска, утвержденного решением Хабаровской городской Думы от 22.11.2011 № 477 (далее - Положение № 477), Контрольно-счетная палата города Хабаровска является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля городского округа «Город Хабаровск».

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 4 Положения № 477 к полномочиям Контрольно-счетной палаты города Хабаровска относится организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета города, а также средств, получаемых бюджетом городского округа из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

На дату внесения оспариваемого представления статья 19 Положения № 477 действовала в редакции, согласно которой закреплено полномочие Контрольно-счетной палаты города Хабаровска на внесение представлений по результатам проведенных контрольных мероприятий в случае установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Следовательно, основанием для выдачи представления по результатам контрольных мероприятий является нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Проверяя законность оспариваемого представления, судом установлено, что Администрация города Хабаровска Постановлением от 13.04.2014 № 496 утвердила муниципальную программу «Повышение качества жилищно-коммунального хозяйства городского округа «Город Хабаровск» на 2014-2020 годы» (далее - муниципальная программа).

В приложении № 1 к муниципальной программе предусмотрено финансовое обеспечение мероприятия «Проведение смотров-конкурсов «Лучший двор, лучший подъезд», «Лучший зимний двор, лучший фасад» с объемом финансового обеспечения Комитету из бюджета города в 2017-2018 в размере 98 335 руб. ежегодно.

Положение о проведении городского смотра-конкурса «Лучший двор, лучший подъезд», утверждено Постановлением Мэра города Хабаровска от 21.06.2004 № 839 (далее - Положение № 839). Положение о проведении городского смотра-конкурса «Лучший зимний двор, лучший фасад», утверждено Постановлением Мэра города Хабаровска от 11.01.2009 № 11 (далее - Положение № 11).

Названными положениями предусмотрено, что подведение итогов проводится в два этапа: 1 этап - в комитетах администрации города Хабаровска по управлению районами; 2 этап - в администрации города среди победителей районных конкурсов.

Порядок проведения и условия подведения итогов районных смотров-конкурсов «Лучший двор, лучший подъезд», «Лучший зимний двор, лучший фасад» утверждены приказами Комитета администрации города Хабаровска по управлению Кировским районом от 15.05.2015 № 50 и от 07.09.2015 №123.

В соответствии с муниципальной программой в 2017 на мероприятия «Проведение смотров-конкурсов «Лучший двор, лучший подъезд», «Лучший зимний двор, лучший фасад» решением Хабаровской городской Думы от 20.12.2016 № 472 «О бюджете городского округа «Город Хабаровск» на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» Комитету утверждены расходы в сумме 98 335 руб. на проведение смотров-конкурсов за счет средств бюджета города. В 2018 на проведение указанных мероприятий решением Хабаровской городской Думы от 19.12.2017 № 723 «О бюджете городского округа «Город Хабаровск» на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» Комитету также утверждены расходы в сумме 98 335 руб. Решением Хабаровской городской Думы от 24.04.2018 № 793 «О внесении изменений в решение Хабаровской городской Думы от 19.12.2017 № 723 «О бюджете городского округа «Город Хабаровск» на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» бюджетные ассигнования уменьшены и утверждены в сумме 78 487,5 руб. Лимиты бюджетных обязательств по данным расходам доведены до Комитета Финансовым департаментом администрации города Хабаровска.

Применительно к установленным обстоятельствам суд пришел к выводу о том, что Комитет осуществляет полномочия главного распорядителя бюджетных средств, выделенных из бюджета города и в соответствии со статьей 266.1 БК РФ, является объектом муниципального финансового контроля.

Как следует из оспариваемого представления, основанием для его внесения послужили выводы Контрольно-счетной палаты о нарушении Комитетом Положения о проведении городского смотра-конкурса «Лучший двор, лучший подъезд», утвержденного Постановлением Мэра города Хабаровска от 21.06.2004 № 839, Положения о проведении ежегодного городского смотра-конкурса «Лучший зимний двор, лучший фасад», утвержденного Постановлением Мэра города Хабаровска от 11.01.2009 № 11, Порядка проведения и условий подведения итогов районного смотра-конкурса «Лучший двор, лучший подъезд», утвержденных приказами Комитета; неправомерное расходование бюджетных средств в 2017-2018 в общей сумме 176 822,5 руб., в том числе 2017 - 98 335 руб., 2018 - 78 487,5 руб.

Оспаривая данное представление, Комитет ссылается на то, что в полномочия Контрольно-счетной палаты не входит проверка действий Комитета по процедуре проведения соответствующих конкурсов и подведения их итогов.

Возражая против доводов Комитета, представители Контрольно-счетной палаты в ходе судебного разбирательства указали, что в ее полномочиях в соответствии со статьей 19 Положения № 477 закреплено полномочие Контрольно-счетной палаты города Хабаровска на внесение представлений по результатам проведенных контрольных мероприятий в случае установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Однако Контрольно-счетной палатой необоснованно не учтено следующее.

В случае если при проведении контрольных мероприятий выявлены факты незаконного использования средств местного бюджета г. Хабаровска, в которых усматриваются признаки преступления или коррупционного правонарушения, контрольно-счетная палата в установленном порядке незамедлительно передает материалы контрольных мероприятий в правоохранительные органы. Контрольно-счетная палата при осуществлении своей деятельности вправе взаимодействовать со Счетной палатой Российской Федерации, с территориальными управлениями Центрального банка Российской Федерации, налоговыми органами, органами прокуратуры, с контрольно-счетными органами Хабаровского края и муниципальных образований, а также вправе вступать в объединения (ассоциации) контрольно-счетных органов Хабаровского края (пункт 11 статьи 19, пункты 1, 2 статьи 20 Положения № 477).

В соответствии со статьей 270.2 БК РФ в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания.

Под представлением в целях БК РФ понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер поих устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.

В соответствии со статьей 2 БК РФ бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 настоящего Кодекса.

Под иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства статья 3  БК РФ понимает указы Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, акты федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, регулирующие бюджетные правоотношения.

Согласно статье 1 БК РФ к бюджетным правоотношениям относятся: отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Контрольно-счетная палата уполномочена на выдачу по итогам ревизии (проверки) обязательного для исполнения представления о выявленных нарушениях только бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требований о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.

Внесение представления по устранению иных выявленных нарушений (бухгалтерского учета, трудового, гражданского, налогового законодательства, законодательства о государственной службе, законодательства о контрактной системе, поставках товаров) не относится к полномочиям счетной палаты.

В случае выявления обстоятельств и фактов, свидетельствующих о признаках нарушений, относящихся к компетенции другого государственного органа (должностного лица), такие материалы направляются для рассмотрения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, что согласуется с пунктом 8 статьи 16 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», пунктом 11 статьи 19 и пунктами 1, 2 Положения № 477, части 2 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре» и т.д.

В этой связи, суд, оценив представленные доказательства, соглашается с доводами Комитета о том, что выявленные в ходе проверки нарушения, указанные в оспариваемом представлении, не являются нарушениями бюджетного законодательства, в связи с чем, не могут быть включены в обязательное для исполнения представление и влечь за собой применение мер принуждения, в том числе указанных в главе 30 БК РФ.

Одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации них является принцип адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 38 БК РФ), который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (часть 1 статьи 306.4 БК РФ).

В рассматриваемом случае, Контрольно-счетная палата, установив нарушение Комитетом норм законодательства о проведении ежегодного городского смотра-конкурса «Лучший зимний двор, лучший фасад», не доказала, что произведенные выплаты осуществлены с нарушением принципа адресности и целевого характера бюджетных средств, установленного статьей 38 БК РФ, эффективности использования бюджетных средств, иных принципов либо с нарушением иных норм бюджетного законодательства.

Кроме того, в самом акте проверки и оспариваемом представлении также не указано, какие нормы бюджетного законодательства нарушены Комитетом.

В оспариваемом представлении указано исключительно на нарушение конкретных пунктов Положения о проведении городского смотра-конкурса «Лучший двор, лучший подъезд», утвержденного Постановлением Мэра города Хабаровска от 21.06.2004 № 839, Положения о проведении ежегодного городского смотра-конкурса «Лучший зимний двор, лучший фасад», утвержденного Постановлением Мэра города Хабаровска от 11.01.2009 № 11, Порядка проведения и условий подведения итогов районного смотра-конкурса «Лучший двор, лучший подъезд», утвержденных приказами Комитета.

При этом Комитету предписано по истечении срока рассмотрения представления направить в Контрольно-счетную палату информацию об устранении допущенных нарушений в письменной форме с приложением документов, подтверждающих устранение выявленных нарушений.

Между тем, суд приходит к выводу о том, что указанные нормативные правовые акты не регулируют бюджетные правоотношения в смысле, придаваемом им статьей 1 БК РФ. Ссылки на статьи 70, 72 и 86 БК РФ носят общий характер; из указанного представления не представляется возможным установить, какие именно нормы данных статей бюджетного законодательства, по мнению Контрольно-счетной палаты, применительно к выявленным нарушениям, Комитетом не соблюдены.

При указанных обстоятельствах, следует признать, что оснований считать представление Контрольно-счетной палаты законным, не имеется.

Также суд соглашается с доводами заявителя о том, что Комитетом израсходованы выделенные бюджетные средства в соответствии с целями их назначения.

В статье 18 БК РФ установлено, что бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, а также группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов и (или) операций сектора государственного управления, используемой для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно статье 9 БК РФ установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к местному бюджету, относятся к бюджетным полномочиям муниципальных образований.

В соответствии со статьей 21 БК РФ, Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» и Положением о бюджетном процессе в городском округе «Город Хабаровск» в целях составления и организации исполнения бюджета городского округа «Город Хабаровск» в программном формате, приказом финансового департамента от 22.12.2016 № 60 «Об утверждении перечня и кодов целевых статей расходов бюджета городского округа «Город Хабаровск» утвержден порядок формирования перечня и кодов целевых статей расходов бюджета городского округа «Город Хабаровск», применяемых при составлении и исполнении бюджета города.

Целевые статьи обеспечивают привязку бюджетных ассигнований к муниципальным программам городского округа «Город Хабаровск» и не включенным в муниципальные программы расходным обязательствам муниципального образования городской округ «Город Хабаровск», подлежащим исполнению за счет средств бюджета города.

Структура кода целевой статьи расходов бюджета города состоит из десяти разрядов и включает четыре составные части. Целевым статьям расходов бюджета города присваиваются уникальные коды, сформированные с применением буквенно-цифрового ряда:

код программного (непрограммного) направления расходов (8-9 разряды кода классификации расходов) предназначен для кодирования муниципальных программ городского округа «Город Хабаровск», непрограммных направлений деятельности;

код подпрограммы (10 разряд кода классификации расходов) предназначен для кодирования подпрограмм муниципальных программ городского округа «Город Хабаровск», непрограммных направлений расходов;

код основного мероприятия (11-12 разряды кода классификации расходов) предназначен для кодирования основных мероприятий муниципальных программ городского округа «Город Хабаровск» и (или) основных мероприятий подпрограмм муниципальных программ городского округа «Город Хабаровск»;

код направления расходов (13-17 разряды кода классификации расходов) предназначен для кодирования направлений расходования средств, конкретизирующих (при необходимости) отдельные мероприятия, направления реализации непрограммных расходов.

Наименование целевых статей расходов характеризует направление бюджетных ассигнований на реализацию муниципальных программ городского округа «Город Хабаровск», подпрограмм муниципальных программ, основных мероприятий подпрограмм и муниципальных программ, направлений расходов.

Увязка универсального направления расходов в составе целевой статьи устанавливается при формировании проекта бюджета города.

В Бюджете городского округа «Город Хабаровск» на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, а также в Бюджете городского округа «Город Хабаровск» на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, проекты которых проходили экспертизу в Контрольно-счетной палате города Хабаровска, Комитету администрации города Хабаровска по управлению Кировским районом были предусмотрены бюджетные ассигнования на проведение смотров - конкурсов и организацию семинаров по основам управления МКД в размере 98 335 руб. на 2017 и в размере 78 487,5 руб. на 2018 по коду бюджетной классификации 029 0503 0500511760 244 в рамках муниципальной программы «Повышение качества жилищно-коммунального хозяйства на 2014 - 2020 годы».

В соответствии с Решениями о Бюджете Комитету были доведены лимиты бюджетных ассигнований по коду бюджетной классификации 029 0503 0500511760 244 «на проведение смотров - конкурсов и организацию семинаров по основам управления МКД».

В соответствии с решениями Хабаровской городской Думы о бюджете городского округа «Город Хабаровск» на 2017-2018:

029 - код главного распорядителя бюджетных средств - Комитет администрации города Хабаровска по управлению Кировским районом;

0503 - код раздела и подраздела расходов бюджета - аккумулирует расходы на проведение мероприятий по содержанию территории муниципального образования, а также по проектированию, созданию, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории (включая расходы на освещение улиц, озеленение территорий, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм, за исключением расходов на осуществление дорожной деятельности, а также расходов на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов, осуществляемых за счет средств дорожного фонда);

0500511760 - код целевой статьи расходов бюджета - проведение смотров-конкурсов и организация семинаров по основам управления МКД по МП «Повышение качества жилищно-коммунального хозяйства на 2014-2020 годы»;

244 - код вида расходов бюджета - прочая закупка товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд. По данному элементу отражаются расходы на закупку товаров, работ, услуг, а также расходы муниципальных учреждений, не отнесенные к иным элементам видов расходов подгруппы 240, в том числе расходы на:

- закупку товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий для нужд муниципального образования, а также расходы муниципальных бюджетных и автономных учреждений по аналогичным закупкам;

- оплату услуг фельдъегерской и специальной связи (доставка специальной корреспонденции);

- оплату услуг почтовой связи (с учетом комплекса расходов, связанных с использованием франкировальных машин);

- оплату договоров на монтаж, обеспечение функционирования и поддержку работоспособности систем, не относящихся к сфере ИКТ;

- приобретение специальной техники и оборудования, не относящихся к сфере ИКТ, а также запасных частей и расходных материалов для них;

- оплату договоров на оказание услуг по обучению (образовательных услуг);

-  пересылку (доставку) получателям социальных выплат;

- оплату договоров на предоставление места в коллекторах для прокладки кабелей связи заказчика;

- оплату договоров по первоначальной отделке служебных жилых помещений, отвечающей санитарным и техническим правилам и нормам;

- иные аналогичные расходы.

В Муниципальной программе «Повышение качества жилищно-коммунального хозяйства на 2014-2020 годы», утвержденной Постановлением администрации города Хабаровска от 13.02.2014 № 496, проект которой проходил экспертизу в Контрольно-счетной палате, предусмотрено мероприятие п. 5.2 Приложения 1 «Проведение смотров-конкурсов «Лучший двор, лучший подъезд», «Лучший зимний двор, лучший фасад».

Следовательно, предоставленные Комитету из бюджета города в 2017-2018  денежные средства в 98 335 руб. и в размере 78 487,5 руб. могли быть израсходованы Комитетом на приобретение подарочных сертификатов в целях поощрения участников районного этапов конкурсов «Лучший двор, лучший подъезд», «Лучший зимний двор, лучший фасад», поскольку израсходованы в соответствии с целями их выделения.

В ходе судебного разбирательства Контрольно-счетная палата в установленном частью 5 статьи 200 АПК РФ порядке не доказала законность и обоснованность оспариваемого представления, что в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ является основанием для признания его недействительным.

Правовая позиция по аналогичному спору изложена в судебных актах по делу № А73-12562/2018 и учитывается судом при рассмотрении настоящего дела.

На основании вышеизложенного, требования заявителя подлежат удовлетворению.

Вопрос о распределении между сторонами судебных расходов судом не разрешается, поскольку как Комитет, так и Контрольно-счетная палата  освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах (пункт 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

                                    Р Е Ш И Л:

заявление удовлетворить.

Признать недействительным представление Контрольно-счетной палаты города Хабаровска от 29.05.2018 № 01-17/213.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд, а также в двухмесячный срок после вступления его в законную силу – в Арбитражный суд Дальневосточного округа, через Арбитражный суд Хабаровского края при условии, что решение суда было предметом рассмотрения Шестого арбитражного апелляционного суда или Шестой арбитражный апелляционный суд отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                         М.А. Барилко