ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-12800/17 от 18.09.2017 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск дело № А73-12800/2017

19 сентября 2017 года

Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 18.09.2017. В полном объеме решение вынесено 19.09.2017.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Шапошниковой В.А.

с участием помощника судьи Воробьевой А.С., ведущей протокол судебного заседания

рассмотрел в заседании суда дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Правоурмийское» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 682711, Хабаровский край, Солнечный район, р.п.) Солнечный, ул. Ленина, д. 27)

к Дальневосточному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

об оспаривании постановления от 04.08.2017 № 01-09/220 о назначении административного наказания

В заседании приняли участие:

От заявителя – ФИО1 – представитель по доверенности от 25.08.2016 № 56/ПУ

От административного органа – ФИО2 – представитель по доверенности от 05.04.2017 № 193

Суд установил: Общество с ограниченной ответственностью «Правоурмийское» (далее – ООО «Правоурмийское», общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Дальневосточного управления Ростехнадзора (далее – Управление, административный орган) от 04.08.2017 № 01-09/220, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде штрафа в размере 200 000 рублей. Не отрицая факта нарушения и своей вины, общество просит снизить размер штрафа ниже низшего предела.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования.

Представитель административного органа в судебном заседании не возражал против снижения размера штрафа.

С согласия представителей лиц, участвующих в деле, по правилам части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд завершил предварительное судебное заседание и рассмотрел дело в судебном заседании в суде первой инстанции.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

На основании распоряжения заместителя руководителя Дальневосточного управления Ростехнадзора от 13.06.2017 № Р-А71-575 уполномоченными лицами Управления в период с 10.07.2017 по 27.07.2017 проведена плановая выездная проверка ООО «Правоурмийское» в отношении объектов, расположенных по адресу: Хабаровский край, Верхнебуреинский район, п. Сулук:

- рудник «Правоурмийский» рег. № А71-01884-0001, второй класс опасности;

- склад взрывчатых материалов рег. № А71-01884-0002, третий класс опасности;

- фабрика обогатительная, рег. № А71-01884-0003, третий класс опасности;

- хвостохранилище, рег. № А71-01884-0004, третий класс опасности.

По результатам проверки выявлены нарушения обязательных требований, установленных Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ; Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых»; Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила безопасности при взрывных работах»; Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Инструкция по проведению учебных тревог и учений по Плану ликвидации аварий»; Инструкцией по безопасной эксплуатации электроустановок в горнорудной промышленности РД 06-572-03.

Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 27.07.2017 № А-А71-575.

01.08.2017 государственным инспектором межрегионального отдела государственного горного надзора и надзора в угольной промышленности Дальневосточного управления Ростехнадзора ФИО3 в отношении общества в присутствии главного инженера общества ФИО4, действующего по доверенности, составлен протокол № 01-15/220 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

Постановлением начальника межрегионального отдела государственного горного надзора и надзора в угольной промышленности Дальневосточного управления Ростехнадзора ФИО5 от 04.08.2017 № 01-09/220, вынесенным в присутствии генерального директора общества ФИО6, ООО «Правоурмийское» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 200 000 руб.

Не согласившись с размером назначенного административного наказания, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.

В соответствии с частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и предупреждения аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий на территории Российской Федерации определяются и регулируются Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Федеральный закон № 116-ФЗ).

Статьей 1 Федерального закона № 116-ФЗ определено, что промышленная безопасность опасных производственных объектов – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

Требования промышленной безопасности – условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность (статья 3 Федерального закона № 116-ФЗ).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 116-ФЗ опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к названному Федеральному закону.

В силу части 1 статьи 3 Федерального закона № 116-ФЗ требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.

Согласно пункту 8 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 № 1371, ведение государственного реестра опасных производственных объектов осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

Статьей 9 Федерального закона № 116-ФЗ установлены требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, в том числе обязанность организации соблюдать положения названного Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности.

В частности, такие требования установлены Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых»; Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила безопасности при взрывных работах»; Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Инструкция по проведению учебных тревог и учений по Плану ликвидации аварий»; Инструкцией по безопасной эксплуатации электроустановок в горнорудной промышленности РД 06-572-03.

В ходе проведенной проверки выявлены нарушения со стороны ООО «Правоурмийское» указанных нормативных правовых актов при эксплуатации опасных производственных объектов, принадлежащих обществу. Нарушения отражены в акте проверки от 27.07.2017.

Данный факт не отрицается самим обществом.

Это обстоятельство свидетельствует о наличии в действиях ООО «Правоурмийское» объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Статьей 26.1 КоАП РФ также предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

Лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Нарушения обязательных требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте допущены по вине юридического лица, так как ООО «Правоурмийское» своими действиями (бездействием) не обеспечило надлежащий контроль за исполнением обязательных требований законодательства в области промышленной безопасности.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

Ответственность за указанное деяние наступает независимо от возникновения или не возникновения вредных последствий. В данном случае, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав административного правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте.

Срок давности привлечения к административной ответственности при вынесении постановления по делу об административном правонарушении соблюден.

Иных существенных процессуальных нарушений, влекущих отмену оспариваемого постановления, судом не установлено.

Оценив фактические обстоятельства дела и проанализировав правовой характер совершенного правонарушения, суд не находит оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, предусматривающей правило, в соответствии с которым при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Вместе с тем, решая вопрос о примененной мере ответственности, суд приходит к следующему.

Федеральным законом от 31.12.2014 N 515-ФЗ "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм КоАП РФ, статья 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнена, в частности, частями 3.2 и 3.3.

В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Суд учитывает тяжелое финансовое и имущественное положение ООО «Правоурмийское», признание обществом своей вины и осуществление действий, направленных на устранение выявленных нарушений и недопущение подобных нарушений впредь. Данные обстоятельства судом расцениваются как исключительные и влияющие на возможность назначения наказания ниже низшего предела, установленного санкцией части 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

Таким образом, назначенное обществу административное наказание в виде административного штрафа в сумме 200 000 рублей в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не соответствует материальному положению общества, характеру производственной деятельности, может повлечь избыточное ограничение прав и с учетом конкретных обстоятельств дела подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера не менее половины минимального размера.

Постановление административного органа подлежит изменению в части размера назначенного административного наказания.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Постановление начальника Межрегионального отдела государственного горного надзора и надзора в угольной промышленности Дальневосточного управления Ростехнадзора от 04.08.2017 № 01-09/220 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Правоурмийское» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить: размер назначенного административного штрафа снизить с 200 000 рублей до 100 000 рублей.

Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья В.А. Шапошникова