ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-12814/17 от 31.10.2017 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                            дело № А73-12814/2017

08 ноября 2017 года

Резолютивная часть судебного акта объявлена 31 октября 2017 года

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Медведевой О.В.

при  ведении  протокола судебного заседания до перерыва помощником судьи Кошевой М.А., после перерыва секретарем судебного заседания Голубевой К.И.

рассмотрел в заседании суда дело по исковому заявлению краевого государственного казенного учреждения «Хабаровское лесничество» (ОГРН <***>, ИНН <***>, <...>)

к обществу с ограниченной ответственностью «Вымпел-Проф» (ОГРН <***>, ИНН <***>, <...>)

о возмещении вреда в размере 1 079 334 руб.

Третьи лица: Специализированное краевое государственное автономное учреждение «Амгуньское лесное хозяйство», индивидуальный предприниматель ФИО1

при участии в судебном заседании:

от истца: ФИО2, руководитель КГКУ «Хабаровское лесничество», приказ от 05.10.2015 №283-пк

от ответчика: ФИО3, доверенность от 01.09.2017, ФИО4, доверенность от 28.07.2017

от СКГАУ «Амгуньское лесное хозяйство»: ФИО5, доверенность от 01.08.2017 № 22

ИП ФИО1 лично

Краевое государственное казенное учреждение «Хабаровское лесничество»  (далее – КГКУ «Хабаровское лесничество») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Вымпел-Проф» (далее – ООО «Вымпел-Проф») о взыскании в доход федерального бюджета 1 079 334 руб. в счет возмещения ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства.

Определениями суда от 12.09.2017, 04.10.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Специализированное краевое государственное автономное учреждение «Амгуньское лесное хозяйство» (далее – СКГАУ «Амгуньское лесное хозяйство»), индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – ИП ФИО1).

В судебном заседании представитель истца на исковых требованиях настаивает, ссылаясь на нарушение ответчиком лесного законодательства, а именно при проведении рубки лесных насаждений ответчиком очистка лесосек не велась, на волоках и пасеках брошены порубочные остатки, сортимент, стволы тонкомерной древесины, вершинные части деревьев, куски стволов породы. Указанные в акте планового рейдового осмотра, обследования лесных участков № 598/4-17 нарушения выявлены в ходе планового рейдового осмотра, который проводится без уведомления лесопользователей.

Представители ООО «Вымпел-Проф» с требованиями не согласны, возражения мотивируют отсутствием доказательств факта совершения ответчиком лесонарушений, несоблюдением истцом порядка уведомления о проверке. Ответчик указывает, что заготовку древесины в квартале 272, деляна 11 (выдел 2) осуществлял ИП ФИО1 на основании договора подряда с ООО «Вымпел-Проф» от 02.05.2017, в связи с чем в отношении нарушений по деляне 11 ООО «Вымпел-Проф» не является ответственным лицом. Кроме того, согласно акту осмотра лесосеки от 22.09.2017 № 14/410, акту от 02.10.2017 нарушений по спорным лесосекам не выявлено.

В судебном заседании представитель СКГАУ «Амгуньское лесное хозяйство» пояснил, что им при проведении проверки осуществления ответчиком деятельности по заготовке древесины в соответствии с договорами от 06.03.2017 №№ 008-У, 010-У нарушения лесного законодательства не выявлены.

ИП ФИО1 поддержал позицию ответчика по спору, ссылаясь на отсутствие уведомления о проведении проверки и отсутствие факта лесонарушения, что подтверждается актами.

В судебном заседании 24.10.2017 в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 31.10.2017, о чем стороны, третьи лица уведомлены публично, в том числе путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Арбитражного суда Хабаровского края в сети Интернет.

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:   

На основании приказа управления лесами Правительства Хабаровского края от 02.06.2017 № 490 «О мерах по обеспечению пожарной безопасности в лесах», приказа КГКУ «Хабаровское лесничество» от 30.06.2017 № 54-ос, рейдового задания от 30.06.2017 № 9 руководителем КГКУ «Хабаровское лесничество» ФИО2 и инженером охраны и защиты леса ФИО6 с 03.07.2017 по 07.07.2017 проведен осмотр лесосек в квартале 272 выделах 2, 3, 6, 7 деляны № 11-13 Бираканского участкового лесничества, Уликанского лесничества, КГКУ «Хабаровское лесничество». По итогам осмотра составлен акт планового рейдового осмотра, обследования лесных участков № 598/4-17.

Согласно акту № 598/4-17 при проведении рейдового осмотра, обследования лесных участков выявлено, что в квартале 272 выделах 2, 3, 6, 7 деляны № 11-13 Бираканского участкового лесничества, Уликанского лесничества, КГКУ «Хабаровское лесничество» при проведении рубки лесных насаждений, очистка лесосек не велась, на волоках и пасеках брошены порубочные остатки, сортимент, стволы тонкомерной древесины, вершинные части деревьев, куски стволов породы береза, ель, пихта, ясень, липа длиной 3,5-8 м. диаметром 10-28 см. площадь неочистки лесосек составила 21,9 га (3,2 га деляна № 18,7 га деляна № 13), что является нарушением пункта 7 приложения № 4 Постановления Правительства РФ от 08.05.2007 № 273 «Загрязнение или захламление лесов коммунально-бытовыми и промышленными отходами, бытовым и строительным мусором».

Установлено, что заготовка древесины осуществляется на основании договора купли продажи лесных насаждений от 03.03.2017 № 01-22, заключенного между Управлением лесами Правительства Хабаровского края (Продавец) и СКГАУ «Амгуньское лесное хозяйство» (Покупатель) сроком действия с 03.03.2017 по 31.12.2017.

Заготовку осуществляет ООО «Вымпел-Проф» на основании договоров на оказание услуг по санитарным рубкам от 06.03.2017 №№ 008-У, 010-У.

В соответствии с условиями договоров №№ 008-У, 010-У от 06.03.2017 СКГАУ «Амгуньское лесное хозяйство» (Заказчик) поручает, а ООО «Вымпел-Проф» (Подрядчик) обязуется выполнить при производстве выборочных санитарных рубок на территории Уликанского лесничества Бираканского участкового лесничества в квартале 272 делана 13 (выдел 2, 6, 7) на площади  31,3га, в объеме 1 385куб.м (договор №008-У), деляна 12 (выдел 3) на площади 13,0га, в объеме 128куб.м (договор № 010-У), работы следующего содержания: подготовительные работы, валку леса и обрубку сучьев, трелевку и складирование хлыстов.

Срок действия договоров от 06.03.2017 установлен пунктом 4.1 – с 06.03.2017 по 25.12.2017.

Пунктом 3.2 договоров от 06.03.2017 в обязанности заказчика включена проверка хода и качества работ. При обнаружении нарушений лесохозяйственных требований при проведении работ, Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2017 №417, Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановление Правительства РФ от 30.06.2007 №414, заказчик вправе приостановить производство работ до устранения выявленных нарушений, замечаний.

В свою очередь, ООО «Вымпел-Проф» (Заказчик) заключен договор подряда от 02.05.2017 с ИП ФИО1 (Подрядчик), по условиям которого подрядчик обязуется по заданию заказчика на лесных участках, предоставленных заказчику СКГАУ «Амгуньское лесное хозяйство» на территории Уликанского лесничества Бираканского участкового лесничества, согласно договору на оказание услуг по санитарным рубкам № 010-У от 06.03.2017, выполнить комплекс работ по заготовке древесных хлыстов, а заказчик обязуется принять и оплатить их.

По выявленным нарушениям КГКУ «Хабаровское лесничество» составлены акты о лесонарушении № 403/8 от 05.07.2017 (деляна № 12) и 403/9 от 04.07.2017 (деляна № 13), рассчитан ущерб причиненный лесам согласно нормативов затрат на выполнение работ по использованию лесов, мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов на территории Хабаровского края, применяемых для расчета ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, для расчета неустойки за невыполнение работ лицами, использующими леса в 2017 году, утвержденных приказом Управления лесами Правительства Хабаровского края от 12.04.2017 № 280П, в соответствии с пунктом 7 Постановления РФ от 0805.2007 № 273.

Размер ущерба согласно расчетам КГКУ «Хабаровское лесничество» составил 149 011,00 (3,2га х (9313,18 х 5)) руб. (деляна № 12), 930 323,00 (18,7 га х (9949,98 х 5)) руб. (деляна № 13), итого 1 079 334, 00 рублей.

В адрес ООО «Вымпел-Проф» истцом направлены письма о добровольной оплате ущерба от 20.07.2017 № 03-14/798 и № 03-14-799, оставленные лесопользователем без ответа и удовлетворения. Неоплата ответчиком ущерба в добровольном порядке послужила основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, арбитражный суд руководствуется следующим.

В силу статьи 13.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" плановые (рейдовые) осмотры, обследования, в том числе, лесных участков, в процессе их эксплуатации проводятся уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий.

Порядок оформления и содержание плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, порядок оформления результатов таких осмотров, обследований утвержден Приказом Минприроды России от 31.08.2015 N 373 (далее – Порядок №373).

Поскольку приведенными нормами о порядке проведения и оформления плановых (рейдовых) осмотров не предусмотрено обязательное уведомление о предстоящем осмотре пользователя обследуемого лесного участка, доводы ответчика о незаконности составленных в отношении него актов о лесонарушении ввиду отсутствия уведомления его о проверке отклонены судом.

В соответствии с пунктом 3.6 Устава руководитель КГКУ «Хабаровское лесничество» одновременно по должности является лесничим Хабаровского лесничества.

Согласно пункту 1.2 Постановления Правительства Хабаровского края от 04.10.2013 № 317-пр «Об утверждении перечня должностные лиц управления лесами Правительства Хабаровского края и подведомственным ему, уполномоченных на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах на территории Хабаровского края» руководители краевых государственных казенных учреждений подведомственных управлению лесами Правительства Хабаровского края являются государственными лесными инспекторами.

Абзацем 2 пункта 3, пункту 8 Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 № 394 - федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) могут осуществлять государственные учреждения, подведомственные органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Должностные лица органов исполнительной власти и государственных учреждений, указанных в абзацах первом и втором пункта 3 настоящего Положения, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право предъявлять иски в суд.

В соответствии со статьей 99 Лесного кодекса Российской Федерации (ЛК РФ) лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред.

В силу статьи 100 ЛК РФ лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством РФ.

Порядок исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства".

Общие основания ответственности за причинение вреда установлены статьей 1064 ГК РФ.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда если докажет, что вред причинен не по его вине.

С учетом вышеизложенных норм права вред, причиненный вследствие нарушения лесного законодательства, подлежит возмещению виновным лицом в полном объеме независимо от того, причинен ли вред в результате умышленных действий (бездействия) или по неосторожности. При этом к имущественной ответственности лицо может быть привлечено независимо от привлечения к административной или уголовной ответственности.

Для наступления деликтной ответственности, являющейся видом гражданско-правовой ответственности, необходимо наличие состава правонарушения, включающего: противоправность и вину причинителя вреда; причинно-следственную связь между действиями причинителя вреда и наступившими последствиями; размер причиненных убытков.

Требование о взыскании убытков может быть удовлетворено только при установлении совокупности всех указанных условий.

Возложение ответственности на лицо, в отношении которого отсутствуют доказательства о совершении нарушения, не соответствует требованиям действующего законодательства.

Из материалов дела следует, что основанием для возложения на ответчика ответственности в виде возмещения ущерба послужили выявленные лесонарушения, а именно неочистка мест рубок.

В соответствии с пунктом 3 статьи 16 ЛК РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

Пунктами 60, 61 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 N 184, предусмотрена обязанность лесопользователя обеспечивать одновременно с заготовкой древесины очистку лесосек от порубочных остатков, неликвидной древесины и валежника, мешающих проведению лесовосстановительных работ, а также определены способы очистки.

Обязанность лесопользователя по очистке мест рубок (лесосек) от порубочных остатков одновременно с заготовкой древесины закреплена также в пункте 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417.

В качестве доказательства причинения ответчиком вреда лесному фонду истцом представлен акт планового рейдового осмотра, обследования лесных участков №598/4-17 от 07.07.2017, а также акты о лесонарушении № 403/8 от 05.07.2017 (деляна № 12) и 403/9 от 04.07.2017 (деляна № 11).

В соответствии с пунктами 11, 12 Порядка №373 при выявлении нарушений лесного законодательства в ходе плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, уполномоченными должностными лицами составляются акты осмотра, обследования территории (лесного участка), которые должны содержать: наименование уполномоченного органа; дату и место составления акта планового (рейдового) осмотра, обследования территории (лесного участка); дату, время, продолжительность и место проведения осмотра, обследования территории (лесного участка); краткую характеристику осматриваемой территории (лесного участка) с указанием ее местоположения; фамилии, имена, отчества (при наличии) и должности должностных лиц, проводивших осмотр, обследование территории (лесного участка); сведения о результатах осмотра, обследования территории (лесного участка), в том числе о выявленных нарушениях требований лесного законодательства; сведения о лицах, совершивших нарушения лесного законодательства (фамилии, имена, отчества (при наличии), место работы, адрес места жительства); информацию о мероприятиях, проводимых в ходе осмотра, обследования территории (лесного участка) (проведение визуального осмотра, применение фото (видео) фиксации, таблиц, схем); подписи должностных лиц, проводивших осмотр, обследование территории (лесного участка); приложения к акту осмотра, обследования территории (лесного участка) (фото- и видеоматериалы, таблицы, схемы).

В представленных актах о лесонарушении, акте планового рейдового осмотра, обследования лесных участков лицо, совершившее нарушение лесного законодательства, указано предположительно ООО «Вымпел-Проф» со ссылкой на договоры на оказание услуг по санитарным рубкам, на основании которых последним на момент осмотра велась деятельность по заготовке древесины на обследуемых лесных участках.

В пункте 11 актов о лесонарушении указано, что приложениями к актам являются, в том числе фотографии с места лесонарушения. В тоже время, фотографии, являющиеся приложением к актам о лесонарушении, истцом, в том числе по запросу суда, в материалы дела не представлены. Представленные на обозрение суда истцом в судебном заседании фотографии не содержат даты, времени фотосъемки, в связи с чем, не могли быть отнесены судом к приложениям согласно пункту 11 актов. Ходатайство о приобщении данных фотографий к материалам дела истцом не заявлено. В  актах отсутствует указание наименования, марки и иных технических характеристик приборов, использованных при проведении фотосъемки в ходе осмотра лесных участков.

Кроме того, из договора подряда от 02.05.2017 следует, что комплекс работ по заготовке древесины на территории Уликанского лесничества Бираканского участкового лесничества в квартале 272, деляна 12 (выдел 3) на площади 13,0га, в объеме 128куб.м, предоставленной ООО «Вымпел-Проф» по договору № 010-У, осуществлял не ответчик, а ИП ФИО1

Также в материалах дела имеется акт осмотра лесосеки от 22.09.2017 №14/410, согласно которому лесниками филиала Уликанское лесничество КГКУ «Хабаровское лесничество» в присутствии представителя ИП ФИО1 проведен осмотр лесосеки в квартале 272, лесотаксационный выдел 3, деляна 12, установлено, что очистка лесосеки велась удовлетворительно, недостатки, выявленные в ходе текущей проверки , были устранены, завизирной рубки не обнаружено. При этом, указан способ очистки лесосеки от порубочных остатков, проводимой одновременно с заготовкой древесины – разбрасывание измельченных порубочных остатков по пройденной рубкой площади, а также укладка на волока и уплотнение гусеницами трактора в процессе трелёвки древесины.

Актом от 02.10.2017 комиссией в составе представителей СГКАУ «Амгуньское лесное хозяйство», ООО «Вымпел-Проф» при проведении проверки лесосеки в квартале 272, выдел 2, 6, 7, деляна 13 зафиксировано, что в результате проверки нарушений не выявлено. При оценке данного акта судом принято во внимание, что согласно пункту 3.2 договора на оказание услуг по санитарным рубкам от 06.03.2017 №008-У в обязанности СГКАУ «Амгуньское лесное хозяйство» входит во всякое время проверять ход и качество работ, осуществляемых ООО «Вымпел-Проф» на лесном участке, устанавливать нарушения подрядчиком лесохозяйственных требований.

Исходя из срока действия договора на оказание услуг по санитарным рубкам №008-У от 06.03.2017 – до 25.12.2017 и анализа имеющихся в материалах дела документов, суд приходит к выводу, что ответчиком очистка лесосеки в квартале 272, выдел 2, 6, 7, деляна 13 от порубочных остатков осуществлена собственными силами в период действия договора, одновременно с заготовкой древесины. Доказательств обратного КГКУ «Хабаровское лесничество» в суд не представлено. В отношении выявленных нарушений по лесному участку в квартале 272, выдел 2, 6, 7, деляна 13, судом выявлено, что фактически работы (сплошные санитарные рубки) на данном лесном участке вело другое лицо – ИП ФИО1, в связи с чем ООО «Вымпел-Проф» не может выступать ответчиком по спору о возмещении ущерба в этой части.

 С учетом изложенного, истцом не доказано, что ответчиком ООО «Вымпел-Проф» допущено нарушение законодательства в части неочистки лесосеки от порубочных остатков, что привело к причинению ущерба лесам, то есть не доказана вина ответчика и наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ответчика и наступлением последствий в виде возникновения ущерба в заявленном размере. В связи с чем, основания для удовлетворения иска о возмещения ущерба в размере 1 079 334 руб. отсутствуют.

Поскольку истец от уплаты госпошлины освобожден на основании статьи 333.37 НК РФ, вопрос о распределении судебных расходов судом не разрешается.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья                                                                   О.В. Медведева