АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск Дело № А73 -12856/2011
27 декабря 2011 г.
Резолютивная часть решения объявлена 22 декабря 2011 года. Полный текст решения изготовлен 27 декабря 2011 года
Арбитражный суд Хабаровского края в составе: судьи Стёпиной С.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Благининой Н.П.,
рассмотрел в заседании суда дело по заявлению ОАО « Уссурийский бальзам»
к Межрегиональному Управлению Росалкогольрегулирования по Дальневосточному федеральному округу
о признании недействительным требования № У7-2169/05-32 от 19.07.2011
в судебном заседании приняли участие:
от заявителя - ФИО1 по доверенности № 391 от 01.11.2011г., помощник начальника службы ЕГАИС; ФИО2 по доверенности № 90 от 01.11.2011г., начальник службы ЕГАИС
от Межрегионального управления Росалкогольрегулирования по ДФО- ФИО3, по доверенности от 12.10.2011, начальник юридического отдела
установил: Открытое акционерное общество «Уссурийский бальзам» обратилось в арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконными действий Межрегионального управления Росалкогольрегулирования по Дальневосточному федеральному округу по выставлению требования № У7-2169/05-32 от 19.07.2011 о перечислении обществом денежных средств в сумме 1 469 937 руб. Обязать Межрегиональное Управление Росалкогольрегулирования по ДФО возвратить указанные денежные средства ОАО «Уссурийский бальзам».
В соответствии со ст. 49 АПК РФ заявитель уточнил требования, просит суд признать недействительным требование Межрегионального Управления Росалкогольрегулирования по ДФО №У7-2169/05-32 от 19.07.2011 о неисполнении ОАО «Уссурийский бальзам» обязательства по использованию приобретенных федеральных специальных марок. Обязать Управление возвратить денежные средства в сумме 1 469 937руб., уплаченные обществом на основании вышеуказанного требования.
Уточнения приняты судом.
В судебном заседании представители заявителя, предъявленные требования поддержали, настаивают на их удовлетворении.
Представитель Межрегионального Управления Росалкогольрегулирования по ДФО в судебном заседании требования отклонил, подробно основания изложены в отзыве на заявление, представленном в материалы дела.
Рассмотрев материалы дела, суд установил.
ОАО «Уссурийский бальзам» для приобретения федеральных специальных марок обратилось в Управление с заявлением от 21.12.2010 г. № 86 с приложением обязательства об использовании приобретаемых ФСМ в соответствии с их назначением и документов, подтверждающих обеспечение исполнения этого обязательства - банковской гарантии, выданной ОАО «МДМ Банком» № 013-3БГ/2010-009/12-10/001 от 21.12.2010г. На основании представленных документов ФМС были получены обществом.
07.06.2011 г. заявитель представил в Управление отчет об использовании ФСМ за № 82.
По результатам проверки отчета Управление установило, что специальные марки в количестве 50 000 шт. по виду - алкогольная продукция свыше 25% до 0,25 л., полученные для маркировки ёмкости тары 0,2 л. штрихкодированы и нанесены на тару ёмкостью 0,25 л. ФСМ в количестве 96 000шт. по виду ФСМ - алкогольная продукция свыше 9 до 25% полученные для маркировки емкости 0,25л штрихкодированы и нанесены на емкость 0,5л.
Считая, что заявитель произвел нанесение ФСМ на алкогольную продукцию с нарушением установленного постановлением Правительства РФ от 21.12.2005 г. № 785 «О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками», порядка, Управление направило в адрес общества требование за № У7-2169/05-32 от 19.07.2011 г. о неисполнении обязательства и оплате обеспечения на сумму 1 469 937 руб.
22.07.2011 г. ОАО «Уссурийский бальзам» платежным поручением № 110402300 уплатило сумму обеспечения (1 469 937руб.).
15.08.2011 г. заявитель направил в адрес Управления письмо, в котором заявило, что осуществление им самостоятельных действий по исполнению изложенных в письме требований ни прямо, ни косвенно не означает согласие общества с позицией Управления.
Посчитав требование Управления Росалкогольрегулирования по ДФО не соответствующим закону, ОАО «Уссурийский бальзам» обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 154 «О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка» Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка является правопреемником Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной налоговой службы и Федеральной службы по тарифам в отношении всех обязательств в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе обязательств, возникших в результате исполнения судебных решений.
В постановлении Правительства Российской Федерации от 15.10.2009 № 810 установлено, что с 01.03.2010 вступает в силу подпункт 5.3.3 (выдача федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции) Положение о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, согласно пункту 1 которого, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере.
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка осуществляет выдачу федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации (подп. 5.3.3. Положения).
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.10.2009 № 810 Федеральной налоговой службе предписано обеспечить передачу Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, в том числе, соответствующей документации и иных материалов, необходимых для осуществления полномочий, предусмотренных подпунктами 5.3.1 - 5.3.3, 5.3.5 - 5.3.7, 5.4.1 и 5.4.2 Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, в день вступления в силу указанных подпунктов.
Отношения, участниками которых являются юридические лица (организации) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, регулируются положениями Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
В соответствии с пунктом 2 ст. 12 Закона № 171-ФЗ, алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9 процентов объема готовой продукции подлежит обязательной маркировке в следующем порядке:
алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками. Указанные марки приобретаются организациями, осуществляющими производство такой алкогольной продукции, в государственных органах, уполномоченных Правительством Российской Федерации.
Маркировка алкогольной продукции иными не предусмотренными настоящим Федеральным законом марками не допускается.
В соответствии с абз. 9 п.2 вышеуказанной статьи для приобретения федеральных специальных марок или акцизных марок организация должна представить в государственный орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, или в таможенный орган следующие документы:
-заявление о выдаче марок с указанием вида алкогольной продукции в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, содержания этилового спирта в ней, объема маркируемой алкогольной продукции, емкости подлежащей маркировке потребительской тары алкогольной продукции, количества испрашиваемых марок;
-справку налогового органа об отсутствии у организации задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах или справку таможенного органа об отсутствии у организации задолженности по уплате таможенных платежей;
-отчет об использовании ранее выданных марок в установленной Правительством Российской Федерации форме;
-копию лицензии, предусмотренной настоящим Федеральным законом;
-копии сертификатов соответствия технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота алкогольной продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему;
-подтверждение в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, правомерности использования на алкогольной продукции охраняемого в Российской Федерации товарного знака;
-обязательство об использовании приобретаемых марок в соответствии с их назначением, а также документ, подтверждающий обеспечение исполнения этого обязательства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Федеральная специальная марка и акцизная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, указанной в пункте 2 настоящей статьи, осуществление контроля за уплатой налогов, а также являются носителями информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе (п.3 ст.12 Закона № 171-ФЗ).
Требования к образцам федеральных специальных марок и акцизных марок устанавливаются Правительством Российской Федерации (п.4 ст.12 Закона № 171-ФЗ).
Изготовление федеральных специальных марок и акцизных марок, установление их цены, нанесение на них сведений, указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, маркировка ими алкогольной продукции осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
За правильность нанесения и за подлинность федеральных специальных марок и акцизных марок несут ответственность собственники (владельцы) алкогольной продукции, осуществляющие ее производство, импорт, поставки, розничную продажу, в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 6).
В соответствии с требованиями Закона № 171-ФЗ постановлением Правительством Российской Федерации от 21.12.2005 г. № 785 утверждены:
-Правила маркировки алкогольной продукции федеральными специальными марками;
-Правила нанесения на федеральные специальные марки сведений о маркируемой ими алкогольной продукции;
- требования к образцам федеральных специальных марок;
- форма отчета об использовании выданных федеральных специальных марок.
Пунктом 2 Постановления № 785 установлено, что федеральные специальные марки приобретаются организациями, осуществляющими производство алкогольной продукции на территории Российской Федерации, в территориальном органе Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на условиях их предварительной оплаты.
В соответствии с п. 4(1) Постановления № 785 при приобретении федеральных специальных марок организация представляет документы, указанные в статье 12 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». При этом предварительная оплата федеральных специальных марок производится до подачи в территориальный орган заявления об их выдаче.
Статьей 12 Закона № 171-ФЗ предусмотрено представление организацией, в том числе, обязательства об использовании приобретаемых марок в соответствии с их назначением, а также документа, подтверждающий обеспечение этого обязательства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 4.1 Постановления № 785 обязательство об использовании приобретаемых федеральных специальных марок в соответствии с их назначением должно предусматривать выполнение организацией в течение 6 месяцев следующих действий:
- нанесение на алкогольную продукцию федеральных специальных марок в соответствии с Правилами маркировки алкогольной продукции федеральными специальными марками, утвержденными настоящим Постановлением;
- уничтожение поврежденных федеральных специальных марок;
-уничтожение неиспользованных федеральных специальных марок или представление в отношении их обязательства об использовании в соответствии с их назначением в течение 6 месяцев со дня представления указанного обязательства (предусматривающего выполнение действий в соответствии с настоящим пунктом), а также представление обеспечения этого обязательства. Данное обязательство представляется однократно;
-представление отчета об использовании ранее выданных федеральных специальных марок в сроки, указанные в обязательстве об использовании федеральных специальных марок в соответствии с их назначением.
При этом обеспечение исполнения обязательств об использовании федеральных специальных марок в соответствии с их назначением может осуществляться перечислением денежных средств на счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение территориального органа, открытый в территориальном органе Федерального казначейства (денежный залог), банковской гарантией, выданной банком, иным кредитным учреждением или страховой организаций, поручительством или иными способами, предусмотренными гражданским законодательством.
Территориальные органы Росалкогольрегулирования в целях обеспечения исполнения обязательств об использовании федеральных специальных марок в соответствии с их назначением принимают банковские гарантии, выданные одним гарантом, в порядке и размере максимальной суммы одной банковской гарантии, которые установлены Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка, при условии, что сумма всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных этим гарантом в целях обеспечения исполнения указанных обязательств иных организаций, приобретающих федеральные специальные марки, не превышает максимальной суммы всех одновременно действующих банковских гарантий, установленной Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка.
Размер суммы обеспечения исполнения обязательств об использовании федеральных специальных марок в соответствии с их назначением определяется Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка исходя из суммы акцизов, подлежащих уплате по соответствующему виду алкогольной продукции.
При этом в случае если организация, приобретающая федеральные специальные марки, не исполнила обязательств об использовании федеральных специальных марок в соответствии с их назначением, исполнение которых обеспечено, в том числе, поручительством (банковской гарантией), то требование об уплате суммы обеспечения выставляется поручителю (гаранту) в размере, кратном количеству федеральных специальных марок, по которому соответствующее обязательство об использовании федеральных специальных марок в соответствии с их назначением не исполнено, с последующим перечислением указанных средств в федеральный бюджет.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что заявитель, подтверждая исполнение обязательства по использованию специальных марок полученных от Управления, представил в уполномоченный орган отчет № 82 от 07.06.2011 г. По результатам рассмотрения которого, Управление пришло к выводу о нарушении заявителем установленного Постановлением № 785 порядка.
Управление и направило в адрес заявителя требование за № У7-2169/05-32 от 19.07.2011 г. о неисполнении обязательства и оплате обеспечения на сумму 1 469 937 руб.
Назначением федеральной специальной марки является удостоверение законности (легальности) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции и отражением информации в ЕГАИС.
Пунктом 3 Правил маркировки, утвержденных Постановлением № 785, определяющим требования к нанесению федеральных специальных марок, установлено, что на федеральных специальных марках с надписью «алкогольная продукция свыше 25%» размещается надпись, обозначающая предельную вместимость используемой потребительской тары алкогольной продукции - «до 0,1 л», «до 0,25 л», «до 0,5 л», «до 0,75 л», «до 1 л», «свыше 1 л».
Федеральные специальные марки с надписью «алкогольная продукция свыше 25%» должны наноситься на алкогольную продукцию с содержанием этилового спирта более 25 процентов и до 95 процентов объема готовой продукции включительно; с надписью «до 0,25 л.» - на алкогольную продукцию, объём которой в потребительской таре составляет от 0,1 литра до 0,25 литра включительно, с надписью "до 0,5 л" - на алкогольную продукцию, объем которой в потребительской таре составляет от 0,25 литра до 0,5 литра включительно (п.3 Правил).
По отчету от 07.06.2011 № 82 об использовании федеральных специальных марок, 50 00 штук ФСМ с надписями «алкогольная продукция свыше 25%.», приобретенных обществом на емкость тары 0,25л., полученные для маркировки емкости тары 0,2 штрихкодированы обществом и нанесены на тару емкостью 0,25л и ФСМ в количестве 96 000 шт. по виду ФСМ - алкогольная продукция свыше 9 до 25% полученные для маркировки емкости 0,25л штрихкодированы и нанесены на емкость 0,5л.
Соответствующие данные внесены в Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС).
Указанные обстоятельства в ходе судебного разбирательства представителями участвующих в деле лиц не оспаривались.
Исходя из требований пункта 3 Правил маркировки, следует, что Общество осуществило штрихкодирование и нанесение специальных марок на тару допустимой ёмкости, в пределах процентного содержания этилового спирта и предельной вместимости потребительской тары алкогольной продукции, для которой специальные марки и были предназначены.
Под исполнением обязательства организации при использовании специальных федеральных марок понимается соблюдение исчерпывающего перечня действий, а именно: нанесение на алкогольную продукцию федеральных специальных марок в соответствии с Правилами маркировки алкогольной продукции, утвержденными Постановлением № 785, и правила устанавливают возможность использования ФСМ для тары объемом «от..» и «до..», а конкретная ёмкость потребительской тары алкогольной продукции на ФСМ не указывается, в связи с чем, суд считает, что, нарушения Правил маркировки и соответственно обеспечения обязательства, заявителем не допущено.
При таких обстоятельствах у Управления отсутствовали правовые основания для выводов о неисполнении обществом обязательства.
Суд не согласен с доводом Управления о том, что Общество не исполнило обязательство, поскольку нанесло ФСМ не в соответствии с назначением, указанным в заявлении № 86.
Факт нанесения Обществом ФСМ на тару иной ёмкости, чем это было обозначено в заявлении на выдачу специальных марок, заявителем не оспаривается.
Правилами маркировки алкогольной продукции не предусмотрена обязанность общества наносить федеральные специальные марки в соответствии со сведениями, указанными в заявлении о выдаче ФСМ. Федеральные специальные марки должны быть нанесены на тару соответствующую предельно допустимой ёмкости для конкретного вида ФМС.
Эта обязанность заявителем была выполнена.
Доводы Управления о том, что указав в заявлении объём тары, на которую будут наноситься ФСМ, а фактически нанеся ФСМ на тару иного объёма, общество, там самым занизило сумму обеспечения обязательств (банковской гарантии) судом отклоняется, как не имеющие отношения к существу спорных правоотношениям и связанные с действиями по исполнению обязательства.
Размер суммы обеспечения определяется исходя из суммы акцизов, подлежащих уплате по соответствующему виду алкогольной продукции.
На основании вышеизложенного, требование Управления, изложенное в письме от 19.07.2011 г. № У7-2169/05-32, признано судом недействительным. В связи с чем, подлежат удовлетворению требования заявителя об обязании возвратить денежные средства в сумме 1 469 937руб.
Как следует из оспариваемого требования, Обществу предложено перечислить 1 469 937 руб. в федеральный бюджет по указанным реквизитам:
КБК 16011705010010000180 УФК по Хабаровскому краю (МРУ Росалкогольрегулирования по ДФО).
Главный администратор доходов бюджета - это определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета, если иное не установлено Бюджетным кодексом (ст.6 Бюджетного кодекса).
Администратор доходов бюджета - это орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено Бюджетным кодексом.
Исходя из статьи 4 Федерального закона от 24.11.2008 № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» и приказа Минфина РФ от 28.12.2010 № 190н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» главным администратором доходов федерального бюджета в части прочих доходов бюджета по КБК 16011705010010000180 является Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка.
Правительством Российской Федерации на основании статьи 160.1 Бюджетного кодекса определено, что администратор доходов бюджета обладает и правом принимать решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет.
Сумма 1 469 937 руб., уплачена ОАО «Уссурийский бальзам» по платежному поручению от 22.07.2011 № 110402300 на основании требования Управления, признанного судом недействительным, признается излишне уплаченной, в связи с чем, суд в качестве восстановительной меры считает необходимым, обязать Управление Росалкогольрегулирования по ДФО возвратить заявителю вышеуказанную сумму.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Требования ОАО «Уссурийский бальзам» удовлетворить.
Признать недействительным требование Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу № У7-2169/05-32 от 19.07.2011г.
Обязать Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу возвратить ОАО «Уссурийский бальзам», уплаченные по платежному поручению от 22.07.2011 г. № 110402300 денежные средства в сумме 1 469 937 руб.
Взыскать с Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу в пользу ОАО «Уссурийский бальзам» судебные расходы в сумме 2000 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.
Судья С.Д. Стёпина