ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-12978/12 от 12.12.2012 АС Хабаровского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск дело № А73-12978/2012

21 декабря 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 12 декабря 2012 года.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Ж.Г. Шестак,

при ведении протокола судебного заседания секретарем М.Д. Орловой,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Бюро анализа и систематизации коммерческой информации»

об оспаривании постановления Министерства природных ресурсов Хабаровского края от 24.09.2012г. № 106-ю о назначении административного наказания,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1, действующего на основании доверенности от 26.11.2012г.;

от административного органа – ФИО2, действующей на основании доверенности № 9.3.28-7475 от 04.05.2011г.

В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) объявлялся перерыв с 05.12.2012г. по 12.12.2012г.

Сущность дела: Общество с ограниченной ответственностью «Бюро анализа и систематизации коммерческой информации» (далее – ООО «БАСК-Инфо», общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства природных ресурсов Хабаровского края (далее – административный орган) от 24.09.2012г. № 106-ю, которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В заседании суда представитель заявителя на требовании настаивал по основаниям, указанным в заявлении и дополнении к нему.

Представитель административного органа с заявленным требованием не согласился, позицию изложил согласно отзыву на заявление.

В ходе судебного разбирательства суд

УСТАНОВИЛ:

ООО «БАСК-Инфо», расположенное по адресу: 680000, <...>, зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1022701195428, ИНН <***>.

Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по факту незаконной разработки строительного грунта автомашинами и сотрудниками ООО «БАСК-Инфо» в заказнике «Бирский», вблизи нежилого с. Бирское, в 12 км от государственной автодороги М60 на 175 км Хабаровск-Владивосток, в 170 метрах на юг от левого берега реки Левая-Омутная.

Проверкой установлено, что 26.07.2012 в 12 часов 30 минут в заказнике «Бирский», вблизи нежилого с. Бирское, в 12 км от государственной автодороги М60 на 175 км Хабаровск-Владивосток, в 170 метрах на юг от левого берега реки Левая-Омутная три автомобиля (Урал с государственным номером Х782 АЕ регион 27, КамАЗ с государственным номером <***> регион 27 и Hino с государственным номером <***> регион 27), а также экскаватор DoosanDX 225 LCA без государственного номера, принадлежащие ООО «БАСК-Инфо», разработали карьер, добывали и возили строительный грунт. Глубина карьера, из которого осуществлялась добыча грунта, составила до 4 м, размер карьера -25x12 м, площадь 300кв.м. В ходе проверки производилась фотосъемка цифровым фотоаппаратом NikonCOOLHLX № 41156985, а также видеосъемка на 1 CD видеокамерой SonyHD-1080iKeconbing.

При этом установлено, что лицензия на право пользования недрами ООО «БАСК-Инфо» на данный участок не выдавалась, основания возникновения права пользования указанным участком недр у общества отсутствуют.

03.09.2012г. по установленному факту исполняющим обязанности Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора Щелканиным О.В. в отношении ООО «БАСК-Инфо» возбуждено дело по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, о чем в присутствии исполняющего обязанности директора ООО «БАСК-Инфо» ФИО1 (приказ № 44 от 25.08.2012г.) вынесено соответствующее постановление.

Вышеуказанное постановление с материалами проверки было направлено для рассмотрения в Министерство природных ресурсов Правительства Хабаровского края.

Определением Министерства природных ресурсов Хабаровского края от 10.07.2012г. рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении ООО «БАСК-Инфо» назначено на 24.09.2012г. в 15 час. 00 мин. по адресу: <...>, каб. 507. Определение направлено по юридическому адресу Общества и получено адресатом, согласно почтовой карточке о вручении, 12.09.2012г.

24.09.2012г. старшим государственным инспектором Хабаровского края по геологическому надзору ФИО3 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, в присутствии представителя ООО «БАСК-Инфо» ФИО4, действующего на основании доверенности от 17.09.2012г., вынесено постановление № 106-ю, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, правонарушителю назначен административный штраф в размере 800 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании его законности.

Заслушав в судебном заседании пояснения участников процесса, исследовав и оценив, с позиций статьи 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ пользование недрами без лицензии на пользование недрами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах), недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

В соответствие со статьей 1.2. Закона о недрах, недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 9 Закона о недрах в случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).

В силу пункта 6 статьи 10.1 Закона о недрах, основанием возникновения права пользования участками недр является решение о предоставлении по результатам аукциона права на разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых или на геологическое изучение, разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых на участках недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участках недр местного значения, принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Пунктом 6.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1, установлено, что в соответствии с видами пользования недрами лицензии установленного образца выдаются для геологического изучения недр, добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых объектов.

Согласно статье 18 Закона о недрах порядок предоставления недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, порядок пользования недрами юридическими лицами и гражданами в границах предоставленных им земельных участков с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона Хабаровского края от 30.03.2005 № 267 «О порядке пользования участками недр местного значения», права на пользование участками недр возникают по основаниям, установленным Законом Российской Федерации «О недрах». Решение о предоставлении права пользования участками недр принимается Правительством края или уполномоченным им органом исполнительной власти края.

Часть 2 названной статьи гласит, что Решение о предоставлении права пользования участками недр является основанием для выдачи лицензии на пользование недрами.

Порядок оформления, переоформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр устанавливается Правительством края.

Согласно пункту 6.1. Постановления Правительства Хабаровского края от 17.05.2005 №. 54-пр «О предоставлении права пользования участками недр местного значения на территории Хабаровского края» оформление, государственная регистрация и выдача лицензий на пользование участками недр осуществляется министерством природных ресурсов края.

Согласно пункту 6.2. вышеуказанного постановления, получившие право пользования участками недр в соответствии с Законом Хабаровского края «О порядке пользования участками недр местного значения» и настоящим Положением и имеющие намерение осуществлять пользование этими участками недр, обязаны получить лицензию на право пользования недрами (лицензию на пользование недрами).

Права и обязанности пользователей недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участками недр.

Как следует из материалов дела, Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой по результатам проведенной проверки по факту незаконной разработки строительного грунта установлено, что 26.07.2012 в 12 часов 30 минут в заказнике «Бирский», вблизи нежилого с. Бирское, в 12 км от государственной автодороги М60 на 175 км Хабаровск-Владивосток, в 170 метрах на юг от левого берега реки Левая-Омутная три автомобиля (Урал с государственным номером Х782 АЕ регион 27, КамАЗ с государственным номером <***> регион 27 и Hino с государственным номером <***> регион 27), а также экскаватор DoosanDX 225 LCA без государственного номера, принадлежащие ООО «БАСК-Инфо», разработали карьер, добывали и возили строительный грунт, при этом лицензия на право пользования недрами Обществу на данный участок не выдавалась.

Данный факт послужил основанием для возбуждении в отношении ООО «БАСК-Инфо» дела по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ – пользование недрами без лицензии на пользование недрами.

Министерство природных ресурсов Хабаровского края в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении пришло к выводу о доказанности в действиях общества состава вышеуказанного правонарушения. При этом, как следует из оспариваемого постановления от 24.09.2012г.№ 106-ю, допущенное обществом правонарушение выразилось в том, что юридическое лицо ООО «Баск-Инфо» с применением техники экскаватора DoosanDX 225 LCA на глубину 4 м от поверхности земли осуществило выемку горных пород, тем самым пользовалось недрами без лицензии на право пользования недрами.

Привлекая ООО «БАСК-Инфо» к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ, административный орган исходил из доказанности факта пользования заявителем недрами без лицензии на пользование недрами.

Вместе с тем, судом по материалам дела установлено, что между ООО «БАСК-Инфо» (Арендодатель) и ООО «Техстрой» (Арендатор) заключен договор аренды самоходной строительной техники с экипажем от 20.07.2012 № 2 (далее – Договор), согласно которому Арендодатель обязуется предоставить Арендатору во временное пользование самоходную строительную технику с экипажем (оператором, водителем) (далее – техника) за плату, а также проводить мероприятия по ее технической эксплуатации.

Пунктом 1.2 Договора определены модель, комплектация (дополнительное навесное оборудование), количество арендованной техники: Экскаватор DOOSANDX225LCA, рег. №7130ХМ, заводской номер DHKCEBACTC0010406, двигатель №DB58TIS208785EI, 1 единица.

В соответствии с пунктом 1.3 договора аренды от 20.07.2012 № 2, объект (место эксплуатации) техники: карьер, расположенный в Бикинском районе, район с.Бирское (южное направление, 1,8 км.). Характер работ: погрузка грунта подготовленного грунта в автомобильную технику, иные работы, характер которых определяется Арендатором.

Срок аренды техники – с 23.07.2012г. по 27.07.2012г. (пункт 1.6 Договора).

Началом и окончанием аренды, согласно пункту 2.2 Договора, считается момент подписания акта приема-передачи техники.

В соответствии с пунктами 4.1, 4.2 Договора, Арендатор оплачивает арендную плату за период времени в размере 2 000 руб. за 1 час работы техники.

По акту приема-передачи от 23.07.2012 экскаватор передан Арендатору, по акту приема-передачи от 27.07.2012 осуществлен возврат самоходной техники Арендодателю из аренды.

Между сторонами подписан акт оказания услуг по аренде самоходной техники в период с 23.07.2012 по 27.07.2012 на сумму 60 000 руб.

Таким образом, материалами дела подтверждены обстоятельства передачи в аренду ответчику самоходной техники и период пользования имуществом.

Из материалов дела также следует, что на основании договора поставки сыпучих материалов от 24.07.2012, заключенного между ООО «Техстрой» (поставщик) и ООО «БАСК-Инфо» (покупатель), по товарным накладным №№278 от 25.07.2012 и № 280 от 26.07.2012 поставщиком покупателю поставлен грунт (сыпучие материалы) на общую сумму 22 800 руб. 44 коп.

Таким образом, изучив вышеназванные документы, суд приходит к выводу, что на момент проведения проверки (26.07.2012г.) пользование недрами путем выемки полезных ископаемых фактически осуществлялось обществом с ограниченной ответственностью «Техстрой» экскаватором DoosanDX 225 LCA, принадлежащим ООО «БАСК-Инфо» и предоставленным ООО «Техстрой» в аренду с 23.07.2012г. по 27.07.2012г. на основании договора аренды от 20.07.2012г. № 2. Доказательств того, что именно ООО «БАСК-Инфо» поручило ООО «Техстрой» разработку карьера и добычу полезных ископаемых на спорном участке, материалы дела не содержат. Не может также являться доказательством пользования недрами и договор поставки сыпучих материалов от 24.07.2012, которым подтверждается лишь факт покупки ООО «БАСК-Инфо» у ООО «Техстрой» определенного договором товара в месте его нахождения.

Согласно пунктам 1, 3 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу части 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Согласно пунктам 1, 3 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В силу части 1 статьи 1.6. КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

Суд, исследовав и оценив, в порядке статьи 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, с учетом презумпции невиновности, закрепленной статьей 1.5 КоАП РФ, считает, что административным органом, в соответствии с требованиями статей 65, 210 АПК РФ, не представлено доказательств, подтверждающих факт совершения ООО «БАСК-Инфо» нарушения, выразившегося в пользовании недрами без лицензии на пользование недрами, что позволяет сделать вывод об отсутствии достаточных данных, указывающих на наличие события вменяемого Обществу административного правонарушения.

В силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия события административного правонарушения.

При изложенных выше обстоятельствах у административного органа отсутствовали правовые основания для привлечения ООО «БАСК-Инфо» к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ, в связи с чем оспариваемое постановление от 24.09.2012г. №106-ю является незаконным и подлежит отмене в полном объеме.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 210, 211 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Требование ООО «БАСК-Инфо» удовлетворить.

Признать незаконным и отменить полностью постановление Министерства природных ресурсов Хабаровского края от 24.09.2012г. № 106-ю о привлечении ООО «БАСК-Инфо» к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья Ж.Г. Шестак