ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-13058/13 от 09.01.2014 АС Хабаровского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск дело № А73-13058/2013

09 января 2014 года

Арбитражный суд в составе судьи Шапошниковой В.А.,

рассмотрел в порядке упрощенного производства дело по заявлению Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю (Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в г. Комсомольске-на-Амуре, Комсомольском, Амурском, Солнечном, имени П.Осипенко районах)

о привлечении открытого акционерного общества «Мобильные ТелеСистемы» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ

Суд установил: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю (Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в г. Комсомольске-на-Амуре, Комсомольском, Амурском, Солнечном, имени П.Осипенко районах) (далее – Управление Роспотребнадзора по Хабаровскому краю, Управление, административный орган, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении открытого акционерного общества «Мобильные ТелеСистемы» (далее – ОАО «МТС», общество) о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В установленный судом срок от ОАО «МТС» поступил отзыв, в котором Общество просит отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на отсутствие события административного правонарушения.

В соответствии с положениями статей 226 – 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.

Исследовав материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства.

ЗАО «КОМСТАР-Регионы» (правопредшественник ОАО «МТС») осуществлял свою предпринимательскую деятельность по оказанию услуг связи для целей кабельного вещания на основании лицензии, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовой коммуникации № 95852 от 13 апреля 2011 года.

Должностными лицами Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в ходе внеплановой проверки по рассмотрению обращения гражданина, поступившего 18.02.2013 за № П-139, установлено, что Обществом допущено нарушение пункта 57 Правил оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.12.2006 № 785; п. 5 раздела 17 Постановления Правительства РФ от 18.02.2005 № 87 «Перечни лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи», а именно, в срок не более 60 дней с даты получения письменных претензий (20.12.2012 и 28.12.2012) о результатах рассмотрения претензий не сообщило в письменной форме предъявившему ее абоненту – потребителю.

29.03.2013 специалистом-экспертом территориального отдела Управления составлен акт проверки № 301 (л.д. 22 – 27).

Уведомлением от 25.06.2013 № 10.0/10.7-2927 законный представитель ЗАО «МТС» по юридическому адресу <...> а также по адресу <...>, уведомлен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении – на 09.08.2013 в 14-00 по адресу <...> кабинет № 18 (л.д. 13).

Факт вручения законному представителю уведомления подтверждается почтовой квитанцией почтовый идентификатор 68101056642870, письмом филиала ФГУП «Почта России» от 08.08.2013, а также информацией с сайта Почты России.

09.08.2013 главным специалистом-экспертом территориального отдела Управления ФИО1 в отношении ОАО «МТС» в отсутствие его законного либо иного уполномоченного представителя составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Поскольку дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, рассматриваются арбитражными судами, Управление с соответствующим заявлением и материалами административного производства обратилось в арбитражный суд.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Закрытому акционерному обществу «КОМСТАР-Регионы» выдана лицензия № 95852 от 13.04.2011 на оказание услуг связи для целей кабельного вещания.

Решением от 14.01.2013 № 01/13 единственного акционера ЗАО «КОМСТАР-Регионы» - ОАО «МТС» - ЗАО «КОМСТАР-Регионы» реорганизовано в форме выделения из него ЗАО «КР-1» и реорганизации ЗАО «КР-1», создаваемого путем реорганизации в форме присоединения к ОАО «МТС», что подтверждается следующими документами – записью в ЕГРЮЛ от 01.04.2013, свидетельством о внесении изменений в сведения ЗАО «КОМСТАР-Регионы» за ОГРН № <***> от 01.04.2013 в связи с его реорганизацией в форме выделения из него акционерного общества с одновременным присоединением последнего к другому акционерному обществу; свидетельством о внесении 01.04.2013 в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации ЗАО «КР-1» за ОГРН <***> от 01.04.2013, создаваемого путем реорганизации в форме выделения с одновременным внесением записи о прекращении его деятельности в связи с присоединением к другому акционерному обществу; свидетельством о внесении 01.04.2013 в ЕГРЮЛ записи о внесении изменений в сведения о ОАО «МТС» за ОГРН <***> от 01.04.2013 в связи с его реорганизацией в форме присоединения к нему акционерного общества, деятельность которого прекращается одновременно с его выделением из другого акционерного общества.

Таким образом, на основании статьи 2.10 КоАП РФ, ОАО «МТС» является субъектом вменяемого ему административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон от 04.05.2011г. № 99-ФЗ), лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.

Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности (часть 2 статьи 2).

Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011г. № 99-ФЗ, к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

В силу части 2 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011г. № 99-ФЗ лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.

Согласно пункту 36 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011г. № 99-ФЗ оказание услуг связи включено в перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии.

Правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях, полномочия органов государственной власти в области связи, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи, установлены Федеральным законом от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ «О связи» (далее – Федеральный закон «О связи», Федеральный закон №126-ФЗ).

В силу пункта 1 статьи 29 Федерального закона № 126-ФЗ деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.

Пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ, предусмотрена обязанность оператора связи оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.

Согласно пункту 2 статьи 44 Федерального закона «О связи», Правила оказания услуг связи утверждаются Правительством Российской Федерации. Правилами оказания услуг связи регламентируются взаимоотношения пользователей услугами связи и операторов связи при заключении и исполнении договора об оказании услуг связи, а также порядок и основания приостановления оказания услуг связи по договору и расторжения такого договора, особенности оказания услуг связи, права и обязанности операторов связи и пользователей услугами связи, форма и порядок расчетов за оказанные услуги связи, порядок предъявления и рассмотрения жалоб, претензий пользователей услугами связи, ответственность сторон.

В Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 № 87, включены услуги связи для целей кабельного вещания.

Разделом XVII постановления Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 № 87 определен Перечень лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг связи для целей кабельного вещания.

К таким лицензионным условиям согласно пункту 5 вышеуказанного Перечня, относится оказание услуг в соответствии с правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 57 Правил оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.12.2006 № 785 (далее – Правила № 785), предусмотрено, что претензия рассматривается оператором в срок не более 60 дней с даты регистрации претензии и о результатах рассмотрения претензии оператор связи должен сообщить в письменной форме предъявившему ее абоненту или вещателю.

Как следует из материалов дела, абонент – потребитель услуг ЗАО «КОМСТАР-Регионы» (в дальнейшем ОАО «МТС») – обратился с претензиями на некачественную услугу в ЦУС г. Комсомольска-на-Амуре ДВФ ЗАО «КОМСТАР-Регионы» 20.12.2012 (претензия № 1739889) и 28.12.2012 (претензия № 1784384) (л.д. 37, 38).

Шестидесятидневный срок для ответа на претензию от 20.12.2012 истек 18.02.2013 (рабочий день), для ответа на претензию от 28.12.2012 – 26.02.2013 (рабочий день).

Как следует из пояснений ОАО «МТС», ответ на обе претензии дан потребителю 20.02.2013 (л.д. 88).

Таким образом, срок ответа на претензию от 20.12.2012 пропущен Обществом на 2 дня.

Кроме этого, как следует из пояснений Общества, ответ на претензию направлен простым письмом, доказательств направления этого ответа не были представлены ни административному органу при составлении протокола об административном правонарушении, ни суду.

Как следует из объяснений гражданина от 26.03.2013, он до настоящего времени (то есть до 26.03.2013) так и не получил ответа на свои претензии от 20.12.2013 № 1739889 и от 28.12.2013 № 1784384.

С учетом того, что Обществом не представлено суду доказательств направления гражданину ответа на его претензии в установленный Правилами № 785 срок, а сам гражданин отрицает факт получения ответа на свои претензии, суд признает, что Обществом в установленный срок не были направлены ответы на претензии. Указанное свидетельствует о нарушении ЗАО «МТС» пункта 57 Правила № 785, следовательно, и о нарушении пункта 5 лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг связи для целей кабельного вещания, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 № 87.

Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет административную ответственность, предусмотренную частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ, в виде предупреждения или наложения на юридических лиц административного штрафа в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина ОАО «МТС» выражается в нарушении обязательных условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). Общество не предприняло всех возможных мер для выполнения и организации условий, возложенных на него действующим законодательством, при осуществлении деятельности по предоставлению услуг связи.

Обстоятельств возможности применения в настоящем деле положений статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности административного правонарушения и освобождении Общества от административной ответственности не установлено.

Обстоятельств отягчающих или смягчающих ответственность судом не установлено.

Учитывая вытекающий из Конституции Российской Федерации принцип дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, характер совершенного правонарушения, суд находит возможным применить к правонарушителю минимальный штраф, установленный санкцией части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Порядок составления протокола об административном правонарушении не нарушен.

Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей установлен частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ и составляет один год.

Поскольку выявленное нарушение лицензионных условий нарушило права потребителя на получение ответа на претензии в установленный срок, годичный срок давности привлечения к ответственности следует исчислять: по претензии от 20.12.2012 – с 19.02.2013, по претензии от 28.12.2012 - с 27.02.2013 (следующий день после установленного законом срока ответа на претензии).

На момент рассмотрения дела срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен.

Административный штраф подлежит уплате в шестидесятидневный срок по следующим реквизитам:

р/с <***> в ГРКЦ ГУ Банк России по Хабаровскому краю,

ИНН <***>,

КПП 272401001,

ОКАТО 08409000000 к/с,

БИК 040813001,

УФК по Хабаровскому краю (Управление Роспотребнадзора по Хабаровскому краю), код платежа 141 1 16 28000 01 6000 140 с указанием номера и даты решения арбитражного суда.

Не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения суда в законную силу представить в суд документы, подтверждающие уплату штрафа.

Руководствуясь статьями 167-170, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Открытое акционерное общество «Мобильные ТелеСистемы», расположенное по адресу 109147 <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> привлечь к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ и подвергнуть административному наказанию в виде штрафа в размере 30000 (Тридцать тысяч) рублей в доход федерального бюджета.

Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья В.А. Шапошникова