ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-1307/2010 от 04.03.2010 АС Хабаровского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации 

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск Дело № А73-1307/2010

04 марта 2010 года

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Ж.Г. Шестак,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Корневой Н.М.,

рассмотрел в судебном заседании жалобу закрытого акционерного общества «Делси»

на постановление Отдела государственного пожарного надзора Краснофлотского и Кировского районов г. Хабаровска УГПН ГУ МЧС России по Хабаровскому краю от 28.01.2010 № 20/04,

Заинтересованное лицо: Главное управление МЧС России по Хабаровскому краю Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1, действующего по доверенности от 01.03.2010 № 1;

от отдела государственного пожарного надзора – инспектора ФИО2, действующей по доверенности от 05.11.2009 №1168/4.20;

от ГУ МЧС России по Хабаровскому краю – специалиста отдела административной практики и дознания ФИО3, действующего по доверенности от 08.06.2009 №6208,

Сущность дела: Закрытое акционерное общество «Делси» (далее – ЗАО «Делси», Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с жалобой на постановление Отдела государственного пожарного надзора Краснофлотского и Кировского районов г. Хабаровска УГПН ГУ МЧС России по Хабаровскому краю от 28.01.2010 № 20/04, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 20.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В заседании суда представитель Общества требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, не оспаривая факта вменяемого правонарушения, просил оспариваемое постановление признать незаконным и отменить ввиду малозначительности совершенного деяния.

Представители Отдела государственного пожарного надзора Краснофлотского и Кировского районов г. Хабаровска, Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю с доводами заявителя не согласились, считают, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, поскольку факт административного правонарушения и вина Общества полностью доказаны и подтверждаются материалами дела. Также полагают, что выявленное правонарушение не может быть признано малозначительным.

В ходе судебного разбирательства суд

УСТАНОВИЛ:

27.01.2010 государственным инспектором Краснофлотского и Кировского районов г. Хабаровска по пожарному надзору ФИО2 на основании распоряжения от 15.01.2010 № 08 проведена проверка по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности в аптеке ЗАО «Делси», расположенной по адресу: <...>.

В ходе проверочных мероприятий административным органом выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:

- в нарушение статьи 87 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пункта 6.5.6. СП 2.13130.2009, помещения аптеки не отделены от помещений жилой части противопожарной перегородкой 1-го типа и перекрытиями 3-го типа без проемов;

- в нарушение пункта 160 ППБ 01-03 организовано хранение негорючих товаров в горючей упаковке в помещениях, не имеющих оконных проемов или шахт дымоудаления;

- в нарушение статьи 87 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пункта 6.8.19. СП 2.13130.2009, помещение кладовой не оборудовано противопожарной дверью с пределом огнестойкости EI 30.

Результаты проверки отражены в акте от 27.01.2010 № 08.

27.01.2010 по факту выявленных нарушений государственным инспектором Краснофлотского и Кировского районов г. Хабаровска по пожарному надзору ФИО2 в отношении ЗАО «Делси», в присутствии представителя по доверенности - заместителя директора ФИО4, при надлежащем извещении законного представителя, составлен протокол № 20/04 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4. КоАП РФ.

28.01.2010 главным государственным инспектором Краснофлотского и Кировского районов г. Хабаровска по пожарному надзору ФИО5 по результатам рассмотрения материалов проверки вынесено постановление № 20/04, которым закрытое акционерное общество «Делси» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, назначен административный штраф в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Заслушав в судебном заседании пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает требования заявителя подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям:

Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрены обязанности организаций, в частности: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здании, сооружения и иные объекты предприятий.

Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 № 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) (далее - Правила, ППБ 01-03).

В соответствии с пунктом 1 ППБ 01-03, названные Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения, в том числе, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Согласно пункту 160 ППБ 01-03, не допускается организовывать хранение горючих товаров или негорючих товаров в горючей упаковке в помещениях, не имеющих оконных проемов или шахт дымоудаления.

В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности в Российской Федерации» (далее – Технический регламент, Федеральный закон № 123-ФЗ), который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Федеральные законы о технических регламентах, содержащие требования пожарной безопасности к конкретной продукции, не действуют в части, устанавливающей более низкие, чем установленные данным Федеральным законом, требования пожарной безопасности.

В соответствии с пунктом 15 статьи 2 Федерального закона № 123-ФЗ, под объектом защиты понимается продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, строения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.

Требования к огнестойкости и пожарной опасности зданий, сооружений, строений и пожарных отсеков установлены статьей 87 Технического регламента.

В силу части 1 названной статьи, степень огнестойкости зданий, сооружений, строений и пожарных отсеков должна устанавливаться в зависимости от их этажности, класса функциональной пожарной опасности, площади пожарного отсека и пожарной опасности происходящих в них технологических процессов.

Пределы огнестойкости строительных конструкций должны соответствовать принятой степени огнестойкости зданий, сооружений, строений и пожарных отсеков. Соответствие степени огнестойкости зданий, сооружений, строений и пожарных отсеков и предела огнестойкости применяемых в них строительных конструкций приведено в таблице 21 приложения к настоящему Федеральному закону (ч.2. ст.87).

Требования к ограничению распространения пожара в зданиях, сооружениях, строениях, пожарных отсеках установлены статьей 88 Технического регламента, в силу части 2 которой, пределы огнестойкости и типы строительных конструкций, выполняющих функции противопожарных преград, соответствующие им типы заполнения проемов и тамбур-шлюзов приведены в таблице 23 приложения к настоящему Федеральному закону.

В соответствии с пределами огнестойкости противопожарных преград, установленными таблицей 23 Технического регламента, перегородки 1 типа должны иметь предел огнестойкости не ниже EI 45, а перекрытия 3 типа - предел огнестойкости не ниже REI 45.

Нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения, устанавливающим общие требования по обеспечению огнестойкости объектов защиты, в том числе зданий, сооружений, строений и пожарных отсеков (далее - объекты защиты), на этапах их проектирования, строительства, капитального ремонта и реконструкции, а также иных работ, связанных с полной или частичной заменой строительных конструкций, заменой заполнений проемов в строительных конструкциях с нормируемыми пределами огнестойкости, а также при изменении класса функциональной пожарной опасности, является «Свод правил «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты. SYSTEMS OF FIRE PROTECTION. FIRE-RESISTANCESECURITYOFPROTECTINGUNITS. СП 2.13130.2009» (далее – СП 2.13130.2009), утвержденный Приказом МЧС России от 25.03.2009 № 172.

В силу пункта 1.3. СП 13130.2009 противопожарные нормы и требования системы нормативных документов в строительстве должны основываться на требованиях настоящего Свода правил. Наряду с настоящим Сводом правил должны соблюдаться противопожарные требования, изложенные в других нормативных документах по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке. Эти нормативные документы могут содержать дополнения, уточнения и изменения положений настоящего Свода правил, учитывающие особенности функционального назначения и специфику пожарной защиты отдельных видов объектов защиты.

Согласно пункту 6.5.6. СП 13130.2009, помещения общественного назначения (помещения, предназначенные для осуществления в них деятельности по обслуживанию жильцов дома, жителей прилегающего жилого района, и другие, разрешенные к размещению в жилых зданиях органами Госсанэпиднадзора) следует отделять от помещений жилой части противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 3-го типа без проемов, в зданиях I степени огнестойкости - перекрытиями 2-го типа.

Статьей 6.8.19. СП 13130.2009 предусмотрено, что двери кладовых для хранения горючих материалов, мастерских для переработки горючих материалов, электрощитовых, вентиляционных камер и других пожароопасных технических помещений, а также кладовых для хранения белья и гладильных в детских дошкольных учреждениях должны иметь предел огнестойкости не менее EI 30.

Как следует из материалов дела, в ходе проверки были выявлены и зафиксированы нарушения Обществом изложенных выше требований правил пожарной безопасности и технических регламентов, что не отрицалось представителем заявителя в судебном заседании.

Нарушение правил пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ, является в соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ административным правонарушением и влечет административное наказание для юридических лиц в виде предупреждения или административного штрафа от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.

Факт административного правонарушения подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами и не оспаривается заявителем.

Согласно части 2 статьи 2.1. КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина Общества заключается в бездействии и выражается в непринятии всех необходимых мер по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, при этом у юридического лица имелась реальная возможность провести мероприятия по устранению нарушений в области пожарной безопасности до проведения проверки и обеспечить выполнение вышеуказанных требований.

Таким образом, действия ЗАО «Делси» правомерно были квалифицированы административным органом по части 1 статьи 20.4. КоАП РФ.

Вместе с тем, оспариваемое постановление подлежит изменению в части назначенного наказания по следующим основаниям:

В соответствии с положениями частей 1, 3 статьи 4.1. КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Перечень отягчающих административную ответственность обстоятельств установлен статьей 4.3. КоАП РФ и расширительному толкованию не подлежит.

Санкция части 1 статьи 20.4. КоАП РФ предусматривает ответственность юридических лиц в виде предупреждения или административный штраф от десяти тысяч рублей до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно оспариваемому постановлению от 28.01.2010 № 20/04 на юридическое лицо наложен административный штраф в размере 10 000 рублей, при этом материалы дела не содержат и административным органом не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии отягчающих обстоятельств, которые являлись бы основанием для применения к заявителю более строгого наказания.

Санкция штрафного характера должна отвечать вытекающим из Конституции РФ принципам справедливости и соразмерности, ее дифференциации в зависимости от тяжести содеянного, иных обстоятельств, обусловливающих при применении публично-правовой ответственности принципов индивидуализации и целесообразности применения наказания.

В соответствии со статьей 211 АПК РФ, пунктом 2 части 1 статьи 30.7. КоАП РФ, суд по результатам рассмотрения заявления об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности при наличии соответствующих оснований вправе принять решение об изменении оспариваемого решения, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление. Суд вправе изменить меру наказания в пределах, предусмотренных нормативным актом об ответственности за административное правонарушение, с учетом характера совершенного правонарушения, личности правонарушителя, степени его вины, имущественного положения, обстоятельств, смягчающих ответственность.

На основании вышеизложенного, учитывая признание обществом своей вины в совершенном деянии, его искреннее раскаяние, совершение правонарушения впервые и принятие мер, направленных на устранение нарушений требований пожарной безопасности, суд считает возможным отменить постановление Краснофлотского и Кировского районов г. Хабаровска УГПН ГУ МЧС России по Хабаровскому краю от 28.01.2010 № 20/04 в части назначения наказания в виде штрафа в размере 10000 рублей, заменив меру наказания на предупреждение.

Довод Общества о том, что совершенное правонарушение является малозначительным и не несет угрозу охраняемым общественным отношениям, не принимается судом во внимание в силу следующего:

Согласно статье 2.9. КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения суд может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться вынесением устного замечания. Соответственно, суд может применить эту норму, если признает, что совершенное лицом правонарушение является малозначительным.

Исходя из положений указанной нормы, малозначительность административного правонарушения является оценочным понятием, применяемым судом с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.

Квалификация правонарушения в качестве малозначительного, как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в пунктах 18 и 18.1 Постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (в редакции от 20.11.2008), может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Такие обстоятельства, как характер административного правонарушения, устранение выявленных нарушений требований пожарной безопасности, имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, согласно пункту 18 постановления Пленума ВАС РФ не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения, а в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ могут учитываться при назначении наказания.

В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» обеспечение пожарной безопасности является важнейшей функцией государства, направленной на защиту жизни и здоровья граждан, их имущества, а также государственного, муниципального имущества и имущества организаций от пожаров.

Суд, исходя из обстоятельств рассматриваемого дела, полагает, что несоблюдение Обществом требований пожарной безопасности не может быть признано малозначительным правонарушением, так как создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям и в силу возможных негативных последствий представляет угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 207-211 АПК РФ, частью 1 статьи 20.4., статьей 30.7 КоАП РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Требования закрытого акционерного общества «Делси» удовлетворить частично.

Постановление Отдела государственного пожарного надзора Краснофлотского и Кировского районов г. Хабаровска УГПН ГУ МЧС России по Хабаровскому краю от 28.01.2010 № 20/04 о привлечении ЗАО «Делси» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4. КоАП РФ отменить в части назначения административного наказания, изменив меру наказания на предупреждение.

Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а так же в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья Ж.Г. Шестак