ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-13085/11 от 30.11.2011 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                                              Дело № А73-13085/2011

«02» декабря 2011 г.

Резолютивная часть решения объявлена «30» ноября 2011г.

Мотивированное решение изготовлено «02» декабря 2011г.

Арбитражный суд в составе: судьи Руденко Р.А., с участием секретаря судебного заседания Синицкой З.А., ведущей протокол судебного заседания

рассмотрел в заседании суда дело по заявлению Дальневосточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ

Сущность дела: Дальневосточное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта РФ обратилось в арбитражный суд с требованием о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Представитель административного органа, извещенный надлежащим образом о времени и месте заседания суда, в судебное заседание не явился.

Представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, извещенный надлежащим образом о времени и месте заседания суда, в судебное заседание не явился, отзыв на заявление не представил.

В порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассматривается в отсутствие не явившихся лиц.

В судебное заседание представитель административного органа, а также представитель предприятия не представили возражений против завершения предварительного судебного заседания и рассмотрения дела в одном судебном заседании.

Учитывая отсутствие возражений сторон в отношении перехода из предварительного судебного заседания к рассмотрению дела по существу, суд в порядке ч. 4 ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса РФ с учетом положений п. 27 постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006г. № 65 завершил подготовку к судебному разбирательству и перешел к рассмотрению дела в судебном заседании.

В соответствии  со ст. 155 Арбитражного процессуального кодекса РФ, п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ № 12 от 17.02.2011г. в судебном заседании протоколирование с использованием средств аудиозаписи не велось, поскольку представители сторон в судебное заседание не явились.

При рассмотрении материалов дела судом установлено следующее.

ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, о чем ему присвоен ОГРН-<***>, ИНН-<***> и на основании лицензии от 10.10.2007г. № АСС-27-034607, осуществляет перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.

В период с 11.10.2011г. по 17.10.2011г. государственным инспектором Комсомольского отдела автотранспортного надзора Дальневосточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора ФИО2,  на основании приказа № 07-110к от 05.10.2011г., проведена внеплановая проверка соблюдения предпринимателем ФИО1, при осуществлении лицензируемого вида деятельности, обязательных требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Проверка проведена по факту дорожно-транспортного происшествия (далее – ДТП), произошедшего 02.09.2011г.  в  16-45 в <...> с участием принадлежащего предпринимателю автобуса DAEWOOBS-106, государственный номер КА411 27,  осуществлявшего перевозку пассажиров под управлением водителя ФИО3 В результате ДТП пострадал один человек.

В ходе проверки  выявлено следующее:

- Автобус DAEWOOBS-106 государственный номер КА41127, принадлежащий индивидуальному предпринимателю ФИО1, не  оснащен  аппаратурой спутниковой  навигации  ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;

- Предпринимателем нарушаются сроки проведения технического обслуживание подвижного состава (на момент проверки  Автобус DAEWOOBS-106 государственный номер КА41127  не прошел очередное  техническое обслуживание подвижного состава);

- в 2011 году  с водительским составом не проводился инструктаж по правилам проезда железнодорожных переездов, сезонный инструктаж по теме: «Особенности работы водителя в весенне-летний  период»;

- не проводится фактическая стажировка водителей при допуске  к самостоятельной работе, листки стажировки отсутствуют.

По выявленному факту составлен акт проверки от 17.10.2011г. № 07-110к.

17.10.2011г. в отношении предпринимателя ФИО1, с участием  предпринимателя, составлен протокол об административном правонарушении 27 № 003681 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ, допущенное нарушение предпринимателем признано.

Исследовав материалы дела, суд находит заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии пунктом 1 статьи 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001г. № 128-ФЗ (далее – Федеральный закон от 08.08.2001г. № 128-ФЗ) деятельность по перевозке пассажиров подлежит лицензированию.

Одним из обязательных лицензионных требований и условий при осуществлении лицензиатами лицензируемых видов деятельности является соблюдение законодательства Российской Федерации, и в том числе положений о лицензировании конкретных видов деятельности.

В статье 2 Федерального закона от 08.08.2001г. № 128-ФЗ указано, что условием выдачи лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю лицензии на осуществление конкретного вида деятельности является обязательное соблюдение лицензионных требований, в том числе, положений о лицензировании конкретных видов деятельности.

Согласно статье 21 Закона РФ от 10.12.1995г. № 196-ФЗ, мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги.

В соответствии со статьей 4 Закона РФ от 10.11.1995г. № 196-ФЗ  законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Условия и требования, предъявляемые к осуществлению пассажирских перевозок автомобильным транспортом, изложены в «Положении о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек», утвержденном постановлением Правительства РФ от 30.10.2006г. № 637 и определяются в выдаваемой лицензии.

Согласно требованиям настоящего Положения, лицензиат обязан соблюдать установленные законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требования по организации и осуществлению перевозок пассажиров, по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых при перевозке пассажиров, обеспечивать наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозки пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации (пункты 4б, 4в, 4з Положения).

        Пунктом 2.1 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 41.52-2005 (Правила ЕЭК ООН № 52) «Единообразные предписания, касающиеся транспортных средств малой вместимости категорий М_2 и М_3 в отношении их общей конструкции» дано понятие транспортного средства (vehicle): одноэтажное транспортное средство категории М_2 или М_3, сконструированное и оборудованное для перевозки сидящих или сидящих и стоящих пассажиров, вместимостью не более 22 человек. Данные транспортные средства подразделяются согласно пункту 2.1.1 класса А (class A): транспортные средства, конструкцией которых предусмотрена перевозка стоящих пассажиров; транспортное средство этого класса имеет сиденья, но может также предусматривать перевозку стоящих пассажиров; согласно пункту 2.1.2 класса В (class B): транспортные средства, не предназначенные для перевозки стоящих пассажиров; транспортное средство этого класса не имеет оборудования, предназначенного для стоящих пассажиров.

Подпунктом «г» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 25.08.2008г. № 641 «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации глонасс или глонасс/GPS” оснащению аппаратурой спутниковой навигации глонасс или глонасс/GPS подлежат следующие транспортные, технические средства и системы: автомобильные и железнодорожные транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов.

Из подпункта 2 пункта 1 Перечня видов автомобильных транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров и опасных грузов, подлежащих оснащению аппаратурой спутниковой навигации глонасс или глонасс/GPS следует, что подлежат оснащению транспортные средства категории «М3».

Материалами  дела установлено, что предпринимателем ФИО1 не соблюдаются вышеприведенные нормативные требования: транспортное  средство не оснащено аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/ GPS.

Согласно требованиям  п. 4 Положения,  лицензионным требованием и условием  при осуществлении перевозок пассажиров является  наличие у лицензиата (соискателя лицензии) в штате работников необходимой квалификации, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.

В соответствии с  п. 3.2. «Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утв. Приказом Минтранса России от 08.01.1997 г. № 2, владельцы    автобусов    обязаны    обеспечить   проведение государственного технического  осмотра,  технического  обслуживания  и ремонта автобусов в  порядке  и  сроки,  определяемые  действующими нормативными документами.

Согласно требованиям «Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта», утв. Министерством автомобильного транспорта РСФСР 20.09.1984г. нормы пробегов между   техническими   обслуживаниями   для   автобусов, осуществляющих городские пассажирские перевозки должны иметь меньшие значения.

Так, периодичность технического обслуживания подвижного состава, согласно вышеуказанного  положения, для автобусов принимается, как 3500 км. пробега между ТО-1 и 14000 км. пробега между ТО-2. В дальнейшем указанные значения корректируются с учетом условий эксплуатации и природно-климатических условий.

Таким образом, согласно данных таблицы 2.7 вышеуказанного положения для городов с населением более 100 тыс. жителей и асфальтобетонным дорожным покрытием категория условий эксплуатации принимается - «III». В связи с этим, согласно данных таблицы 2.8 коэффициент корректирования нормативов в зависимости от условий эксплуатации берется - «0,8».

Согласно данных таблицы 2.10 коэффициент корректирования нормативов в зависимости от природно-климатических условий берётся с учетом характеристики района, указанной в приложении 11 для Хабаровского края как, для холодного района - «0,9», и для очень холодного района - «0,8». На основании полученных данных можно принять коэффициент корректирования нормативов в зависимости от природно-климатических условий для летнего периода - «0,9», для зимнего периода - «0,8».

         Согласно полученных данных периодичность технического обслуживания подвижного состава рассчитывается следующим образом:

Для ТО-1 (летний период) - 3500 * 0,8 * 0,9 = 2520 км.;

Для ТО-1 (зимний период) - 3500 * 0,8 * 0,8 =2240 км.;

Для ТО-2 (летний период) - 14000 * 0,8 * 0,9 = 10080 км.;

Для ТО-2 (зимний период) - 14000 * 0,8 * 0,8 = 8960 км.

Согласно записи в сервисной книжке, автобус DAEWOOBS-106 гос. номер КА41127 прошел ТО-2 27.07.2011г., показания спидометра на день проведения составили 537480 км.

На момент проверки автобус очередное ТО-2 не проходил. Согласно записям в журнале технического контроля автотранспорта при возвращении к месту постоянного хранения 08.10.2011г. показания спидометра составили 561344 км., перепробег между ТО-2 составил 23864 км. Таким образом, предпринимателем ФИО1 нарушаются  сроки  проведения технического обслуживания № 2.

В соответствии с «Положением о проведении инструктажей по БД с водительским составом» РД-200-РСФСР-12-0071-86-09 установлены следующие виды инструктажа водительского состава: вводный; предрейсовый; периодический;  сезонный; специальный.  Допуск водителей к работе на линии без прохождения ими соответствующего инструктажа запрещается.

Периодический инструктаж проводится на предприятии с целью систематического и обязательного ознакомления всех водителей предприятия с информацией, необходимой для производительной, безопасной и экономичной работы на линии.  Периодический инструктаж водителей проводится водителем-инструктором по безопасности движения в период с 20 по 30 число каждого месяца по графику, утвержденному руководителем предприятия и включает следующие положения: информация водителей о действиях при возникновении критических ситуаций и при различных отказах систем автомобиля (тормозная система, рулевое управление, шины, ходовая часть и т.п.); осуществление противоугонных и противопожарных мер; действия водителей по снижению тяжести дорожно-транспортного происшествия; правила проезда железнодорожных переездов и путепроводов.

Сезонный инструктаж проводится два раза в год в периоды, предшествующие осенне-зимним и весенне-летним перевозкам, с целью подготовки водительского состава к дополнительным трудностям, сопутствующим управлению и эксплуатации автомобиля.  Сезонный инструктаж проводится водителем-инструктором по безопасности движения или работником службы безопасности движения, как правило, в период с 20 по 30 октября и с 20 по 30 марта по графику, утвержденному руководителем предприятия.

В сезонный инструктаж включаются вопросы обеспечения безопасности движения и эксплуатации автомобиля в соответствии с погодными (низкие температуры, снегопад, весенние паводки) и другими условиями (повышенная активность пешеходов-школьников в периоды каникул, особенности пассажирских и пешеходных потоков в летнее время, увеличение пассажиро-транспортных потоков).

В соответствии с п. 2.3.4. «Требований по обеспечению БДД, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте», утв. приказом Минтранса РФ от 30.03.1994г. № 15, при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают надежность водительского состава за счет обеспечения водителей необходимой информацией об условиях движения на маршруте перевозки.

Материалами дела установлено, что в 2011 году  предпринимателем ФИО1 с водительским составом не проводился инструктаж по правилам проезда железнодорожных переездов, сезонный инструктаж по теме: «Особенности работы водителя в весенне-летний  период», что подтверждается  журналом учета проведения   периодического инструктажа с водительским составом.

В соответствии с п. 2.2. «Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утв. приказом Минтранса РФ от 08.01.1997г. № 2,  к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относятся: 
     - прием  на  работу и допуск к осуществлению перевозок пассажиров
водителей, имеющих соответствующие квалификацию, стаж работы;
     - организация  стажировки  водителей;
     - организация занятий по повышению профессионального мастерства водителей;
     - проведение в установленные сроки медицинского освидетельствования водителей;
     - регулярное проведение предрейсовых и послерейсовых  медицинских осмотров водителей;
     - соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей;
     - регулярное  обеспечение   водителей   необходимой   оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте;
     - организация контроля за соблюдением  водителями  требований  по обеспечению безопасности автобусных перевозок.

В соответствии с разделами 3, 5, 6 «Положения о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей РД-200-РСФСР-12-0071-86-12» допуск водителя к работе на транспортном средстве любой модели без предварительной стажировки запрещен. Целью стажировки является адаптация водителя к условиям работы на конкретном предприятии (маршруте), а также закрепление и совершенствование комплекса их знаний, умений и навыков, обеспечивающих безопасное управление транспортным средством при перевозке грузов и обслуживании пассажиров. Стажирование должно осуществляться на автомобилях того типа и марки, на тех маршрутах, на которых водители будут в дальнейшем самостоятельно работать, под руководством опытных водителей-наставников. Водитель-наставник ведет учет работы стажера, заполняя карточку (листок) учета стажирования.  Стажировка водителей автобусов включает предмаршрутную стажировку и стажировку на маршруте в условиях реального движения. 

Материалами  дела установлено, что для проведения стажировки водителей, предпринимателем ФИО1, назначен водитель-наставник ФИО4 (трудовой договор от 24.12.2010г.), который имеет свидетельство серия Д № 0004602 от 04.01.2008г.  на право обучения вождению. Однако фактическая стажировка водителей при допуске к самостоятельной работе не проводится, листки стажировки отсутствуют.

Поскольку деятельность лицензиата по перевозке пассажиров связана с эксплуатацией источников повышенной опасности, то при осуществлении такого вида деятельности организации обязаны неукоснительно соблюдать установленные законодательством требования и условия.

Изложенное выше позволяет сделать вывод, что предпринимателем ФИО1  при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров были допущены нарушения требований (условий), предусмотренных имеющейся у него лицензией.

Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет административную ответственность, предусмотренную частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ в виде наложения на индивидуальных предпринимателей, согласно статье 2.4. КоАП РФ, административного штрафа - от трех тысяч до четырех тысяч рублей.

Обстоятельства правонарушения, совершенного предпринимателем,               подтверждаются актом проверки № 07-110к от 17.10.2011г., сервисной книжкой автомобиля (автобуса)  DAEWOOBS-106, государственный номер КА41127, журналом учета инструктажей водителей по безопасности движения, журналом регистрации путевых листов, лицензией № АСС-27-034607от 10.10.2007 г.

Вина предпринимателя заключается в бездействии и выражается в нарушении обязательных условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) при перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек.

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность юридического лица, судом не установлено.

Обстоятельством, отягчающим административную ответственность предпринимателя согласно пункту 2 части 1 статьи 4.3, 4.6 КоАП РФ является повторное совершение однородного административного правонарушения, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 настоящего Кодекса, что подтверждается решением Арбитражного суда Хабаровского края по делу № А73-8104/2011 от 16.08.2011г.

Полномочия административного органа по составлению протокола об административном правонарушении, реализованы в соответствии с ч. 3 ст. 28.3 КоАП РФ.

Порядок, сроки привлечения индивидуального предпринимателя к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.

Учитывая изложенное, оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что индивидуальный предприниматель ФИО1 подлежит привлечению к административной ответственности в соответствии с ч. 3 ст. 14.1. КоАП РФ.

Административный штраф подлежит уплате в тридцатидневный срок по следующим реквизитам: Наименование получателя платежа – УФК по Хабаровскому краю (Дальневосточное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), ИНН <***> КПП 272401001 ОКАТО 08401000000, расчётный счет № <***> в ГРКЦ ГУ Банка России по Хабаровскому краю г. Хабаровск БИК 040813001 КБК 10611690040040000140).

Руководствуясь статьями 4.1., 4.3., частью 3 статьи 14.1., частью 3 статьи 23.1. КоАП РФ, статьями 167-170, 176, 202-206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...>, проживающего по адресу: 681017, <...>,  ОГРН-<***>, ИНН-<***>, привлечь к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФи подвергнуть его административному наказанию в виде штрафа в размере 3 100 рублей в доход бюджета города Хабаровска.

Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья                                                                                                               Р.А. Руденко