ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-13113/12 от 03.12.2012 АС Хабаровского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск дело № А73-13113/2012

06 декабря 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 03 декабря 2012 года. Полный текст решения изготовлен 06 декабря 2012 года

Арбитражный суд Хабаровского края в составе: судьи Стёпиной С.Д.,

при ведении протокола судебного заседания помощником ФИО1,

рассмотрел в заседании суда дело по заявлению ООО «Мухенские электрические сети»

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю

3-е лицо - ФИО2

о признании незаконным решения № 37 от 02.07.2012г.

в судебном заседании приняли участие:

от заявителя - Пак В.А. по доверенности № 16 от 15.10.2012г., ФИО3 по доверенности № 01 от 01.01.2012г.

от Управления ФАС по Хабаровскому краю - ФИО4 по доверенности № 6/8921 от 25.11.2010г., ведущий специалист-эксперт;

от 3-го лица - не явились, извещены надлежащим образом

установил: Общество с ограниченной ответственностью «Мухенские электрические сети» обратилось в арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю № 37 от 02.07.2012г.

Определением суда в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета, спора привлечен ФИО2.

В судебном заседании представители заявителя требования поддержали, указав, что доводы антимонопольного органа основаны на предположении, не имеют надлежащего нормативного подтверждения, носят надуманный характер. Кроме того, согласно подп.1 п.1 ст.48 Закона о защите конкуренции комиссия антимонопольного органа прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения и его последствий лицом, совершившим такое нарушение. Спорные технические условия отозваны у ФИО2 письмом от 10.01.2012г. за № 03.

Представитель УФАС по Хабаровскому краю в отзыве на заявление и в судебном заседании требования отклонила, поскольку ООО «Мухенские электрические сети» нарушило требования ч.1 ст.10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части включения в технические условия № 108 от 04.10.2010 на технологическое присоединение пунктов 3,7 не основанных на Правилах технологического присоединения, что могло привести к ущемлению интересов ФИО2

Третье лицо в отзыве, представленном в материалы дела, поддержал доводы Управления ФАС по Хабаровскому краю.

Рассмотрев материалы дела, суд установил.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступило обращение от гражданина ФИО2 на действия ООО «Мухенские электрические сети», выразившиеся в несоблюдении «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иных лицам, к электрическим сетям», утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, а также во введении ограничения режима энергоснабжения жилого дома ФИО2

По результатам рассмотрения дела № 3-1/349 Управлением ФАС по Хабаровскому краю принято решение № 37 от 02.07. 2012 о нарушении ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части включения в технические условия №108 от 04.10.2010 на технологическое присоединение пунктов 3,7 не основанных на Правилах технологического присоединения, что могло привести к ущемлению интересов ФИО2

Не согласившись с решением УФАС по Хабаровскому краю № 37 от 02.07.2012г. ООО «Мухенские электрические сети» обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд считает требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

ООО «Мухенские электрические сети» включено антимонопольным органом в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%, как организация, имеющая в географических границах территории Хабаровского края с долей более 50% на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии.

Частью 1 статьи 10 Закон РФ «О защите конкуренции» установлен запрет на совершение действий (бездействие) занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Материалами дела подтверждается, что ФИО2 проживает в жилом доме, расположенном по адресу: <...>. В целях заготовки дров для отопления жилого дома, последним была приобретена электрическая пила, требующая трехфазного электроснабжения.

Для осуществления электроснабжения указанного объекта (пилы) ФИО2 28.09.2010 обратился в ООО «Мухенские электрические сети» с заявкой на технологическое присоединение.

Между ООО «МЭС» и ФИО2 был заключен договор № 131 от 30.09.2010 на технологическое присоединение к электрической сети энергопринимающих установок физического лица, используемых для бытовых нужд. Кроме того обществом ФИО2 выданы технические условия № 108 от 04.10.2010г.

Согласно акту о технологическом присоединении № 15 от 14.02.2011г., энергопринимающие устройства ФИО2 присоединены к электрической сети ООО «МЭС».

В соответствии с техническими условиями № 108 ООО «МЭС» «не возражает в присоединении Ваших электроприемников установленной мощностью 6,0кВт, при условии выполнения следующих технологических условий».

Пунктом 3 технических условий № 108 предусмотрена необходимость установить прибор учета электрической энергии на границе раздела балансовой принадлежности сторон на внешней стороне здания жилого дома.

Пунктом 7 технических условий № 108 предусмотрена необходимость наличия акта о технологическом присоединении.

Кроме того, актом разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон установлен размер потерь в КЛ-0,4 кВ-0,01%.

В соответствии с актом о технологическом присоединении и актом разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон, подписанном ООО «МЭС» и ФИО2, граница балансовой принадлежности находится на наконечниках отходящей кабельной линии от ТП-507 ф.№3 оп. № 2 к вводному устройству жилого дома.

Из пояснений ФИО2 в рамках рассмотрения дела № 3-1/349 следует, что граница раздела балансовой принадлежности сетей должна быть расположена на приборе учета электрической энергии, в том числе и потому, что опора № 2, принадлежащая ООО «МЭС», находится на территории земельного участка, принадлежащего ФИО2

В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона РФ от 26.03.2003г. № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона РФ № 35-ФЗ Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике устанавливает порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических лиц и физических лиц к электрическим сетям; утверждает правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и услугам организаций коммерческой инфраструктуры, правила оказания этих услуг.

Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям, процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, требования к выдаче технических условий для присоединения к электрическим сетям определены «Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.

В соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя, сетевая организация обязана заключить договор с индивидуальным предпринимателем, обратившимся в целях технологического присоединения по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, обратившимся в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств такого лица мероприятия по технологическому присоединению.

Согласно положениям пункта 6 Правил технологического присоединения, технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами, заключение договора является обязательным для сетевой организации.

Пунктом 7 Правил технологического присоединения установлена следующая процедура технологического присоединения:

а)подача заявки на технологическое присоединение заявителем, который имеет намерение осуществить технологическое присоединение;

б) заключение договора;

в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором;

г.1) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов заявителя (энергопринимающих устройств, энергетических установок и электрических сетей) без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено");

г.2) фактический прием (подача) напряжения и мощности, осуществляемый путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении «включено»);

д) составление акта о технологическом присоединении и акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.

В силу п. 25.1. Правил технологического присоединения, в технических условиях для заявителей, предусмотренных п.14 Правил должны быть указаны:

а) точки присоединения, которые не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя;

б) обоснованные требования к усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии), обязательные для исполнения сетевой организацией за счет ее средств;

в) требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности;

г) распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий:

в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, - для заявителя;

до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, - для сетевой организации.


  При анализе пунктов технических условий № 108 и положений пункта 25.1 Правил технологического присоединения установлено следующее.


На момент осуществления технологического присоединения принадлежащих ФИО2 энергопринимающих устройств законодательством РФ не предусмотрена обязанность заявителя самостоятельно рассчитывать, согласовывать с кем-либо размер (процент) потерь в электрических сетях в случаях расположения прибора учета электрической энергии не на границе раздела балансовой принадлежности сетевой организации и не установлена обязанность по установке прибора учета в строго обозначенном кем-либо месте.

Обязанность оборудовать точку присоединения средствами измерения электрической энергии, в том числе измерительными приборами, соответствующими установленным законодательством Российской Федерации требованиям, а также по обеспечению их работоспособности и соблюдению эксплуатационных требований к ним, установленных уполномоченным органом по техническому регулированию и метрологии и изготовителем, в соответствии с подпунктом г) пункта 13 раздела 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. № 861, является существенным условием договора об оказании услуг по передаче электрической энергии и возлагается на стороны в случае заключения между потребителем и сетевой организацией договора на оказание услуг по передаче электрической энергии.

Кроме того, в рамках Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, возможность установки прибора учета на принадлежащих сетевой организации объектах электросетевого хозяйства предусмотрена пунктом 30 вышеуказанных Правил, согласно которому, в случае если потребителю электрической энергии требуется установка приборов чета на принадлежащих сетевой организации объектах электросетевого хозяйства, потребитель услуг вправе направить в адрес сетевой организации заявление о необходимости оборудования точки поставки приборами учета с указанием подлежащей оборудованию точки поставки и необходимых технических требований к приборам учета.

Согласно ч. 2 ст. 539 ГК РФ договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него, отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

В соответствии с положениями «Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», утвержденных постановлением Правительства РФ 31.08.2006г. № 530, одним из необходимых условий для заключения договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии) является обеспечение учета электрической энергии; в целях надлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения покупателем должен быть обеспечен учет электрической энергии, при этом обязанность по обеспечению целостности, сохранности и обслуживанию прибора учета возложена на покупателя.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3.2 «Правил учета электрической энергии», зарегистрированных в Минюсте РФ 24.10.1006 № 1182, учет активной и реактивной энергии и мощности, а также контроль качества электроэнергии для расчетов между энергоснабжающей организацией и потребителем производится, как правило, на границе балансовой принадлежности электросети.

Возможность учета электрической энергии в случае, если расчетный прибор учета расположен не на границе балансовой принадлежности электрических сетей, также предусмотрена пунктом 143 Правил № 530.

Таким образом, действующим законодательством РФ не предусмотрена обязанность заявителя (в рамках осуществления технологического присоединения и в соответствии с Правилами технологического присоединения) по установке прибора учета в строго обозначенном кем-либо месте.

Правилами № 530 установлены также требования к приборам учета. В частности, пунктом 138 Правил № 530 установлено, что для учета электрической энергии используются приборы учета, типы которых утверждены федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию и метрологии и внесены в государственный реестр средств измерений. Классы точности приборов учета определяются в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями, установленными для классификации средств измерений.

В соответствии с пунктом 141 Правил № 530, для учета электрической энергии, потребляемой гражданами-потребителями, а также иными потребителями, присоединенными к электрическим сетям напряжением 0,4 кВ и ниже, используются приборы учета класса точности 2,0 и выше. При присоединении к электрическим сетям напряжением 0,4 кВ и ниже новых энергопринимающих устройств потребителей, за исключением граждан-потребителей, устанавливаются приборы учета класса точности 1,0 и выше.

Для учета электрической энергии, потребляемой потребителями, владеющими на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, присоединенная мощность которых не превышает 750 кВ А, используются приборы учета класса точности 2,0 и выше. При замене выбывших из эксплуатации приборов учета, а также при присоединении новых энергопринимающих устройств таких потребителей устанавливаются приборы учета (в том числе включенные в состав автоматизированной системы учета электрической энергии, обеспечивающей удаленное снятие показаний приборов) класса точности 1,0 и выше для точек присоединения к сетям напряжения от 6 до 35 кВ и класса точности 0,5S и выше для точек присоединения к сетям напряжения 110 кВ и выше.

Для учета электрической энергии, потребляемой потребителями, владеющими на граве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, присоединенная мощность которых превышает 750 кВ-А, используются приборы учета, позволяющие измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, класса точности 1,0 и выше, а в случае их отсутствия - приборы учета класса точности не ниже 2,0 при условии определения почасовых объемов потребления электрической энергии расчетным путем. При замене выбывших из эксплуатации приборов учета, а также при присоединении к электрической сети новых энергопринимающих устройств, мощность которых превышает 750 кВ-А, устанавливаются приборы учета, позволяющие измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, класса точности 0,5S и выше, в том числе включенные в состав автоматизированной измерительной системы коммерческого учета.

На основании вышеизложенного, суд соглашается с доводом антимонопольного органа о том, что включение в технические условия № 108, выданные ООО «Мухенские электрические сети» ФИО2 положений п.3, которым предусмотрена обязанность установить прибор учета электрической энергии на границе балансовой принадлежности сторон на внешней стороне здания жилого дома, не соответствует законодательству в области электроэнергетики, в том числе п.25.1 Правил технологического присоединения, что могло привести к ущемлению интересов ФИО2

Кроме того, п.25.1 Правил технологического присоединения, определяющий состав и содержание технических условий, не предусматривает включение в технические условия требования о наличии акта о технологическом присоединении.

Таким образом, включение в технические условия № 108 пунктов 3, 7 (обязанность установки прибора учета на границе балансовой принадлежности; наличие акта о технологическом присоединении) не соответствует положениям законодательства в области электроэнергетики.

Довод заявителя о прекращении рассмотрения дела антимонопольным органом со ссылкой на подп.1 п.1 ст. 48 Закона о защите конкуренции судом отклоняется.

Согласно подп.1 п.1 ст.48 Федерального закона № 135-ФЗ комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

В рамках рассмотрения дела заявителем антимонопольному органу представлено письмо, направленное 10.01.2012г. в адрес ФИО2 с указанием, что «поскольку все мероприятия по технологическому присоединению Вашего дома фактически выполнены нашей организацией, отзываем технические условия № 108 от 04.10.2010г. Никаких мероприятий по присоединению не требуется. Данные технические условия считать недействительными».

Договор между ООО «МЭС» и ФИО2 заключен 30.09.2010, акт об осуществлении технологического присоединения датирован 14.02.2011г.

Следовательно, на момент осуществления технологического присоединения (и составления соответствующего акта) технические условия № 108 от 04.10.2010г. были действующими.

Отзыв технических условий № 108 письмом от 10.01.2012г. не влечет за собой изменение требований, предъявляемых ООО «МЭС» к ФИО2 в связи с тем, что технологическое присоединение энергопринимающих устройств ФИО2 совершено 14.02.2011г. согласно техническим условиям № 108.

Отзыв технических условий № 108 от 04.10.2011г., путем направления ООО «Мухенские электрические сети» письма ФИО2 от 10.01.2012г. не может быть рассмотрен как добровольное устранение заявителем нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

В соответствии с часть 1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании вышеизложенного, суд пришел к выводу о том, что Управление ФАС по Хабаровскому краю правомерно вынесло решение № 37 от 02.07.2012г. и не находит его противоречащим нормам действующего законодательства, ущемляющим права и законные интересы заявителя.

В силу ч.3 ст.201 АПК РФ установлено, что если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Учитывая изложенное и р

уководствуясь статьями 167-170, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований ООО «Мухенские электрические сети» о признании незаконным решения Управления ФАС по Хабаровскому краю № 37 от 02.07.2012г. отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.

Судья С.Д. Стёпина