Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-13113/2017
20 ноября 2017 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 07 ноября 2017 года.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Гавриш О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Евдокимовой А.С.,
рассмотрев в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции дело по заявлению Министерства сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 680000, <...>)
к Управлению Федерального казначейства по Хабаровскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 680000, <...>)
о признании недействительным пункта 1 представления от 17.04.2017 № 22-49-09/4350
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 01.06.2017 № 6-2-2534;
от Управления – ФИО2 по доверенности от 10.03.2017,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края (далее – Министерство, Минсельхозразвития края) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Хабаровскому краю (далее – Управление, УФК по Хабаровскому краю) о признании недействительным пункта 1 представления от 17.04.2017 № 22-49-09/4350.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель УФК по Хабаровскому краю в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, указал на пропуск заявителем трехмесячного срока на обжалование представления.
В ходе судебного разбирательства по материалам дела и объяснениям представителей участвующих в деле лиц судом установлены следующие существенные для разрешения спора обстоятельства.
УФК по Хабаровскому краю в соответствии с приказом от 09.02.2017 № 57 в период с 14.02.2017 по 10.03.2017 в отношении Минсельхозразвития края проведена плановая проверка соблюдения условий предоставления и использования средств из федерального бюджета на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 кг реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока в рамках программы «Развитие молочного скотоводства» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717.
По результатам проверки Управлением вынесено представление от 17.04.2017 № 22-49-09/4350.
В ходе проверки были выявлены следующие нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также условий договоров (соглшений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля.
В силу пункта 1 оспариваемого представления заявителем в 2016 году не были соблюдены условия предоставления субсидии в размере 432 014, 40 руб.
В соответствии с пунктом 2 оспариваемого представления заявителем в 2016 году были превышены установленные сроки рассмотрения документов о предоставлении субсидии из федерального бюджета в размере 112 649, 97 руб.
Несогласие Минсельхозразвития края с пунктом 1 представления от 17.04.2017 № 22-49-09/4350 явилось основанием для обращения в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьями 200 и 201 АПК РФ предусмотрено, что ненормативный акт, решение, действия (бездействие) государственного органа могут быть признаны арбитражным судом незаконными при доказанности одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Рассмотрев доводы участвующих в деле лиц, выслушав их представителей, исследовав материалы дела и оценив их в порядке статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В соответствии с частью 1 статьи 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом.
Довод УФК по Хабаровскому краю о пропуске заявителем срока на обращение в суд с заявлением об оспаривании представления от 17.04.2017 № 22-49-09/4350 судом отклоняется ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, представление от 17.04.2017 № 22-49-09/4350 получено Минсельхозразвития края 19.04.2017.
Установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ трехмесячный срок на его обжалование, по мнению Управления, истек 19.07.2017, с заявлением в арбитражный суд Минсельхозразвития края обратилось 28.08.2017.
В своем заявлении Минсельхозразвития края указывает на то, что представление им обжаловано в Федеральное казначейство. По результатам рассмотрения жалобы 06.07.2017 Министерством получен приказ № 146 от 26.06.2017 об отказе в удовлетворении жалобы. Заявитель указывает, что о нарушении своих прав Министерству стало известно 06.07.2017, следовательно, по мнению заявителя, срок на обжалование представления не пропущен.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики № 1, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.03.2015, срок на подачу заявления в суд об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) таможенных органов или их должностных лиц начинает течь с момента получения заявителем копии решения вышестоящего таможенного органа, которому подано заявление в процессе обжалования этих актов, действий (бездействия) в досудебном порядке.
По мнению Президиума Верховного Суда Российской Федерации, иной подход противоречит правовой природе досудебного способа разрешения спора, направленного на прекращение конфликта без досудебного участия и предполагающего исчерпание сторонами всех возможных внесудебных способов и средств разрешения такого конфликта до обращения в суд. Вместе с тем, после исчерпания всех средств досудебного способа разрешения споров одна сторона не может быть лишена права на доступ к суду, гарантированного статьей 46 Конституции Российской Федерации.
Поскольку Минсельхозразвития края обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением в пределах трехмесячного срока с даты получения приказа Федерального казначейства № 146 от 26.06.2017, заявление подано в установленный срок и поэтому рассмотрено арбитражным судом по существу.
Порядок и условия предоставления субсидий из краевого бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока, утверждены Постановлением Правительства Хабаровского края от 13.07.2015 № 190-пр (далее – Порядок и условия предоставления субсидий).
Согласно пункту 1 оспариваемого представления УФК по Хабаровскому краю в ходе проверки выявлено нарушение Министерством пункта 2.2.1 Соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, заключенного между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации от 03.02.2016 № 156/17с, пункта 13, подпункта 2 пункта 15, подпункта 3 пункта 16 Порядка и условий предоставления субсидий.
В силу пункта 13 Порядка и условий предоставления субсидий предоставление субсидий носит заявительный характер.
В соответствии с абзацем первым пункта 10 Порядка и условий предоставления субсидий, заявление на предоставление субсидии предоставляется в Минсельхозразвития края до 15 числа месяца, следующего за месяцем, в котором сельскохозяйственный товаропроизводитель края реализовал и (или) отгрузил на собственную переработку молоко.
Форма заявления, утвержденная приказом Минсельхозразвития края от 08.02.2016 №7 «Об утверждении форм документов для предоставления субсидий из краевого бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края на 1 кг реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока», предусматривает, в том числе указание месяца, за который заявитель просит предоставить субсидию.
Как было установлено в ходе проверочного мероприятия, в Минсельхозразвития края Обществом с ограниченной ответственностью «Даниловка» (далее – Общество, ООО «Даниловка») было подано заявление от 10.11.2016, согласно которому данный сельхозпроизводитель просил предоставить ему субсидию за сентябрь 2016 года.
Заявление зарегистрировано 11.11.2016 с присвоением входящего номера 7425.
К заявлению Обществом были приложены следующие документы:
- справка-расчет о причитающейся субсидии за октябрь 2016 года с указанием объема реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока за октябрь 2017 года, а также суммы причитающейся субсидии в размере 432 014 руб. 40 коп.;
- сведения об объеме валового производства молока за октябрь 2016 года и аналогичный период 2015 года;
- справка о среднемесячной заработной плате от 10.11.2016 № 73 по состоянию на 01.11.2016;
- копии приемных квитанций ОАО «Комбинат детского питания» от 31.10.2016 № 10, ООО «Промкомплекс Амур» от 31.10.2016 10, ООО «СХП «Восток» от 31.10.2016 № 10, ООО «Исинга» от 31.10.2017 № 10, подтверждающие реализацию объема молока, в справке-расчете, в октябре 2016 года;
- реестр ветеринарных сопроводительных документов, подтверждающих реализацию объема молока, указанного в справке-расчете, в октябре 2016 года;
- копии ветеринарных свидетельств за октябрь 2016 года.
Исходя из приложенных к заявлению ООО «Даниловка» документов, Минсельхозразвития края пришло к выводу, что Общество просило предоставить субсидию за октябрь 2016 года и расценило указание в заявлении «сентябрь 2016 года» как техническую опечатку ООО «Даниловка», не повлекшее недостоверность или искажение представленных сведений, что не влечет нарушения Обществом условий предоставления субсидии.
Согласно подпункту 2 пункта 15 Порядка и условий предоставления субсидий в случае наличия оснований, указанных в подпунктах 1-5 пункта 16 настоящих Порядка и условий, Министерство принимает решение об отказе в предоставлении субсидии и в течение пяти рабочих дней со дня окончания срока рассмотрения документов, установленных абзацем первым пункта 15, направляет заявителю письменное уведомление о принятом решении с приложением документов, представленных заявителем для получения субсидии.
В соответствии с пунктом 16 Порядка и условий предоставления субсидий основаниями для отказа в предоставлении субсидии являются в том числе:
- нарушение заявителем сроков предоставления документов, установленных абзацем первым пункта 10, пунктом 11 настоящих Порядка и условий;
- несоответствие предоставленных заявителем документов, согласно требованиям, установленным пунктами 10, 11 настоящих Правил и условий, а также недостоверных сведений в представленных документах.
В связи с вышеизложенным, период, указанный в заявлении ООО «Даниловка», за который испрашивалась субсидия, свидетельствовал о факте нарушения заявителем сроков предоставления документов.
Следовательно, оснований рассматривать заявление Общества о предоставлении субсидии от 10.11.2017 у Минсельхозразвития края не имелось, в том числе и делать вывод о наличии технической ошибки.
В случае, если, по мнению Минсельхозразвития края, со стороны ООО «Даниловка» была допущена техническая ошибка, основанием для отказа в предоставлении субсидии в соответствии с подпунктом 3 пункта 16 Порядка и условий предоставления субсидий должно было являться несоответствие представленных заявителем документов требованиям, установленным пунктом 10 Порядка и условий предоставления субсидий.
В этом случае в силу пункта 16 Порядка и условий предоставления субсидии заявитель вправе после получения отказа в получении субсидии повторно в сроки, предусмотренные абзацем первым пункта 10, пунктом 11 Порядка и условий предоставления субсидии, представить документы, необходимые для получения субсидии, после приведения их в соответствие с установленными пунктами 10, 11 Порядка и условий предоставления субсидий требованиями.
Таким образом, Министерством было допущено нарушение условий предоставления субсидии.
Факт предоставления во время проверки заявителя обращения ООО «Даниловка» о корректировке ошибочно указанного в заявлении от 10.11.2016 месяца, за который испрашивалась субсидия, а именно вместо «сентябрь 2016 года» считать «октябрь 2016 года», не влияет на существо допущенного Минсельхозразвития края нарушения, внесение изменений в представленные сельскохозяйственным производителем документы Порядком и условиями предоставления субсидий не предусмотрено.
Принимая во внимание изложенное, требование заявителя о признании недействительным пункта 1 представления УФК по Хабаровскому краю от 17.04.2017 № 22-49-09/4350 удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 170-176, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Министерству сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объёме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу, если решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья О.А.Гавриш