АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-13187/2013
06 февраля 2014 года
Резолютивная часть решения объявлена 03 февраля 2014 года.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Ж.Г. Шестак,
при ведении протокола судебного заседания секретарями судебного заседания Ю.В. Лисица, Н.М. Корневой,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Краевого государственного унитарного предприятия «Недвижимость»
об оспаривании постановления Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края от 31.10.2013г. № 158-п по делу об административном правонарушении,
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратуры,
в судебное заседание явились представители:
от заявителя – юрисконсульт отдела ФИО1, действующая по доверенности от 22.07.2013г. № 37/07;
от административного органа – главный специалист ФИО2, действующий по доверенности от 31.12.2013г. № 01-30-15153;
от Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратуры – старший помощник прокурора Мормоль К.А., действующая на основании служебного удостоверения ТО № 126772.
Сущность дела: Краевое государственное унитарное предприятие «Недвижимость» (далее – КГУП «Недвижимость», предприятие, заявитель) обратилось в арбитражный суд с требованием признать незаконным и отменить постановление Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края от 31.10.2013г. № 158-п, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В судебном заседании представитель заявителя на требовании настаивал по основаниям, указанным в заявлении; не оспаривая события правонарушения, полагает, что административным органом не представлено доказательств виновности КГУП «Недвижимость» в совершении противоправного деяния.
Представитель административного органа с заявленным требованием не согласился, позицию изложил согласно отзыву на заявление.
Представитель прокуратуры поддержал позицию административного органа, полагает, что оснований для удовлетворения заявленного требования не имеется.
В судебном заседании, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), объявлялся перерыв с 28.01.2014г. по 03.02.2014г.
Изучив материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Краевое государственное унитарное предприятие «Недвижимость», расположенное по адресу: <...>, зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером 1062721094545, ИНН <***>.
Согласно пункту 2.2 Устава КГУП «Недвижимость» основными видами деятельности предприятия являются предоставление движимого и недвижимого имущества во временное пользование юридическим и физическим лицам; эксплуатация и обслуживание зданий, помещений, объектов жилого, административного, промышленного и технического назначения и др.
Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно со специалистом главного контрольного управления Правительства Хабаровского края проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства хозяйствующими субъектами, расположенными на территории города Хабаровска, в ходе которой 12.08.2013г. в 16 часов 45 минут в деятельности КГУП «Недвижимость» выявлены нарушения требований законодательства в области обращения с отходами производства и потребления.
При обследовании территории, прилегающей к объекту капитального строительства, расположенного по адресу: <...>, обнаружены отработанные люминесцентные лампы. На прилегающей к зданию территории находится контейнерная площадка для временного накопления твердых отходов, установлено 4 стандартных металлических контейнера (3 из них имеют маркировку ХГП). Поверх контейнеров и возле них набросаны навалом доски от разобранных полов.
Проверкой установлено, что балансодержателем данного здания является КГУП «Недвижимость».
На момент проверки на этажах основного административного здания, а также в трехэтажном здании – пристройке к основному зданию, во внутренних помещениях проводились ремонтные работы. Образующиеся при производстве ремонтных работ строительные отходы (обломки бетона, кирпича, штукатурки, различные упаковочные материалы, обрезь строительных материалов) и бытовые отходы (картонная тара, бумага), различные твердые отходы в мешках, непригодная офисная мебель (полки, столы, шкафы и различные обломки от мебели), выносятся и сваливаются под открытым небом, навалом на прилегающую бетонную площадку возле выходов из здания пристройки.
В навале брошенных мешков с твердыми отходами обнаружены отработанные люминесцентные лампы освещения, общим количеством 65 штук, открыто находящиеся в мешке и прислоненные к стене здания. Колбы ламп не имеют отдельной упаковки, которая бы обеспечивала их сохранность при хранении, перемещении, погрузке, транспортировке. Там же были и разбитые люминесцентные лампы освещения в количестве 4 штук.
Результаты проведенной проверки зафиксированы материалами фотосъемки, а также в информационном письме должностного лица отдела экологического надзора управления регионального государственного контроля и лицензирования главного контрольного управления Правительства Хабаровского края от 16.09.2013г.
04.10.2013г. Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой по факту несоблюдения КГУП «Недвижимость» требований законодательства об обращении с отходами производства и потребления возбуждено дело по признакам административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 8.2 КоАП РФ, о чем в присутствии представителя предприятия ФИО3, действующего по доверенности от 26.09.2013г. № 43/09, вынесено соответствующее постановление.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении направлено в главное контрольное управление Правительства Хабаровского края для рассмотрения по существу.
31.10.2013г. старшим государственным инспектором Хабаровского края по охране природы ФИО2 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении в отношении КГУП «Недвижимость» вынесено постановление № 158-п, которым юридическое лицо привлечено к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении предприятие извещено надлежащим образом, путем вручения ему соответствующего уведомления 14.10.2013г. под входящий № 2232.
Не согласившись с вынесенным постановлением, предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании его законности.
Заслушав в судебном заседании пояснения участников процесса, исследовав и оценив, с позиций статьи 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного вышеназванной нормой, являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Согласно статье 3 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон от 10.01.2002г. № 7-ФЗ), хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основе ряда принципов, включая презумпцию экологической опасности планируемой хозяйственной деятельности, обязательности оценки воздействия на окружающую среду, допустимости воздействия хозяйственной деятельности на природную среду, обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, ответственности за несоблюдение законодательства в области охраны окружающей среды.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства и потребления, Закон № 89-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Закона об отходах производства и потребления, под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В соответствии со статьей 11 Закона № 89-ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
В соответствии со статьей 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ, отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
I класс - чрезвычайно опасные отходы;
II класс - высокоопасные отходы;
III класс - умеренно опасные отходы;
IV класс - малоопасные отходы;
V класс - практически неопасные отходы.
Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды утверждены Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.06.2001 №511. В соответствии с утвержденными критериями, класс опасности отходов устанавливается по степени возможного вредного воздействия на окружающую природную среду при непосредственном или опосредованном воздействии опасного отхода на нее и имеет пятиступенчатую систему (пункт 2 части 1 «Общие положения» Приказа).
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Аналогичное правило установлено и статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в силу которой отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010г. № 681 утверждены «Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде» (далее – Правила).
Настоящие Правила устанавливают порядок сбора, накопления, транспортирования, размещения, обезвреживания и использования отработанных ртутьсодержащих ламп.
В соответствии с пунктом 3 Правил, юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами разрабатывают инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям и назначают в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами.
В силу пунктов 7, 9 Правил, потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) для накопления поврежденных отработанных ртутьсодержащих ламп обязаны использовать специальную тару. Сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляют специализированные организации.
В соответствии с пунктами 5, 14, 16 Правил накопление отработанных ртутьсодержащих ламп производится отдельно от других видов отходов. Хранение отработанных ртутьсодержащих ламп производится в специально выделенном для этой цели помещении, защищенном от химически агрессивных веществ, атмосферных осадков, поверхностных и грунтовых вод, а также в местах, исключающих повреждение тары. Не допускается совместное хранение поврежденных и неповрежденных ртутьсодержащих ламп.
Судом по материалам дела установлено, что в соответствии с пунктом 1.9 Устава, КГУП «Недвижимость» имеет обособленное имущество, закрепленное за ним на праве хозяйственного ведения и находящееся в собственности Хабаровского края.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права № 27-АВ 716549 от 28.06.2012г., № 27-АВ 716571 и № 27-АВ 680683 от 30.07.2012г. за КГУП «Недвижимость» на праве хозяйственного ведения закреплены функциональные нежилые помещения здания, расположенного по адресу: <...>.
Вышеуказанные помещения предприятие предоставляет во временное пользование юридическим и физическим лицам на основании соответствующих договоров.
Согласно пункту 2.3.4 типовых договоров о передаче в безвозмездное пользование недвижимого имущества, закрепленного за КГУП «Недвижимость» на праве хозяйственного ведения, пользователь обязан возмещать ссудодателю (КГУП «Недвижимость») его расходы в части затрат, приходящихся на имущество, в том числе, за коммунальные услуги (отопление, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, электроэнергию, вывоз мусора), по текущему и капитальному ремонту здания, на мероприятия по благоустройству прилегающей к зданию территории.
Как установлено судом по материалам дела, для освещения данных помещений используются люминесцентные (ртутьсодержащие) лампы.
На предприятии разработана инструкция, утвержденная приказом по предприятию от 25.01.2013г. № 16, по организации сбора, накопления и обращения с ртутьсодержащими лампами на всех объектах недвижимости предприятия; ведется учет движения отработанных люминесцентных ламп, осуществляется сдача отработанных ламп на утилизацию.
Приказом от 25.01.2013г. № 16 «О контроле за организацией работ по сбору, накоплению и обращению с опасными отходами (ртутьсодержащими лампами) на объектах недвижимости КГУП «Недвижимость»» обязанности по организации работ по сбору, накоплению и обращению с опасными отходами (ртутьсодержащими лампами) возложены на начальников участков.
Этим же приказом ответственность по осуществлению контроля за организацией работ по сбору, накоплению и обращению с ртутьсодержащими лампами возложена на главного инженера КГУП «Недвижимость».
Также на предприятии имеется приказ от 24.01.2013г. № 14 «О контроле за организацией работ по сбору, накоплению и обращению с отходами производства и потребления на объектах недвижимости КГУП «Недвижимость»», согласно которому обязанности по организации работ за сбором, накоплением и обращением с отходами производства и потребления при эксплуатации зданий и сооружений, находящихся в хозяйственном ведении предприятия, возложены на начальников участков. Ответственным по осуществлению контроля за организацией работ по сбору, накоплению и обращению с отходами производства и потребления назначен главный инженер КГУП «Недвижимость».
01.01.2013г. между КГУП «Недвижимость» (Заказчик) и «Компания Эко-Восток» ИП ФИО4 (Исполнитель) заключен договор № 157, в соответствии с которым Заказчик поручает и оплачивает, а Исполнитель выполняет комплекс услуг, связанных с организацией вывоза, накопления и передачи на утилизацию ртутьсодержащих ламп и отходов.
В силу пунктов 2.6, 2.7 указанного договора, Заказчик обязан выделить место для безопасного хранения люминесцентных ламп, предотвращающее их бой; осуществлять сортировку и сбор ртутьсодержащих отходов в картонные коробки, а бой ламп в специализированную тару.
Ответственность за последствия, возникающие из-за неправильного хранения ламп и присутствия в контейнере посторонних опасных предметов, лежит на Заказчике. (пункт 2.8 договора).
Законом об отходах производства и потребления установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, которые распространяются на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, а также на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
С учетом установленных по делу обстоятельств суд приходит к выводу, что в рассматриваемом случае именно КГУП «Недвижимость» является лицом, осуществляющим деятельность по сбору, накоплению и обращению с ртутьсодержащими лампами, с отходами производства и потребления на всех объектах недвижимости предприятия, в связи с чем обязано соблюдать требования Закона об отходах производства и потребления, в том числе экологические и санитарно-эпидемиологические требования, установленные действующим законодательством. Доказательств, подтверждающих факт передачи заявителем обязанности по осуществлению деятельности по обращению с отходами производства и потребления иным хозяйствующим субъектам (пользователям помещений, подрядным организациям и др.) материалы дела не содержат.
Как установлено проверкой, проведенной 12.08.2013г. межрайонной природоохранной прокуратурой совместно со специалистом главного контрольного управления Правительства Хабаровского края, при обследовании территории, прилегающей к объекту капитального строительства, расположенного по адресу: <...>, обнаружены отработанные люминесцентные лампы. На контейнерной площадке поверх контейнеров и возле них набросаны навалом доски от разобранных полов. На момент проверки на этажах основного административного здания, а также в трехэтажном здании – пристройке к основному зданию, во внутренних помещениях проводились ремонтные работы; образовавшиеся при производстве работ отходы выносились и сбрасывались под открытым небом, навалом на прилегающую бетонную площадку возле выходов из здания пристройки. В навале брошенных мешков с твердыми отходами находились отработанные люминесцентные лампы освещения, общим количеством 65 штук, открыто находящиеся в мешке и прислоненные к стене здания. Колбы ламп не имели отдельной упаковки, которая бы обеспечивала их сохранность при хранении, перемещении, погрузке, транспортировке. Там же были и разбитые люминесцентные лампы освещения в количестве 4 штук.
При изложенных выше обстоятельствах, суд полагает доказанным факт несоблюдения КГУП «Недвижимость» экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления в виде сбора и временного складирования (накопления) отходов, что образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 8.2 КоАП РФ.
Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, в силу статьи 8.2 КоАП РФ, влечет административную ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Обстоятельства административного правонарушения, совершенного предприятием, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, в частности, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 04.10.2013г., информационным письмом специалиста главного контрольного управления от 16.09.2013г., фотоматериалами, приказом от 24.01.2013г. № 14, приказом от 25.01.2013г. № 16, инструкцией по организации сбора, накопления и обращения с ртутьсодержащими лампами, договором № 157 от 01.01.2013г. на вывоз ртутьсодержащих ламп и отходов, договором от 18.03.2013г. № 645/1094 о передаче в безвозмездное пользование недвижимого имущества, закрепленного за КГУП «Недвижимость» на праве хозяйственного ведения, иными материалами дела.
В силу статьи 2.1 КоАП РФ правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
С учетом положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ суд считает доказанной вину юридического лица в совершении вменяемого ему правонарушения, поскольку у предприятия имелась реальная возможность для соблюдения требований экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Правонарушение, предусмотренное статьей 8.2 КоАП РФ, посягает на общественные отношения, складывающиеся в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды.
По своей юридической конструкции данный состав является формальным и считается оконченным с момента нарушения требований, установленных законодательством. В этой связи существенная угроза охраняемым отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении нарушителя к исполнению своих правовых обязанностей при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду.
Оценив, в порядке статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу, что фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9. КоАП РФ, как это сформулировано в пунктах 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях». Основанием для освобождения правонарушителя от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств заявителем не представлено.
Анализ вышеуказанных нормоположений в совокупности с установленными по делу обстоятельствами, позволяют сделать вывод о доказанности факта совершения КГУП «Недвижимость» административного правонарушения и правомерности привлечения его к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ, в связи с чем у суда отсутствуют правовые основания для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.
Административное наказание назначено правонарушителю с учетом правил, установленных главой 4 «Назначение административного наказания» КоАП РФ, в минимальном размере штрафной санкции, предусмотренном для юридических лиц статьей 8.2 Кодекса.
По результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено нарушений порядка и срока привлечения предприятия к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требования Краевого государственного унитарного предприятия «Недвижимость» о признании незаконным и отмене постановления Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края от 31.10.2013г. № 158-п о привлечении к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ – отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Ж.Г. Шестак