Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-13190/2017
29 сентября 2017 года
Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 27.09.2017. В полном объеме решение вынесено 29.09.2017.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Шапошниковой В.А.,
с участием секретаря судебного заседания Вершининой О.И., ведущей протокол судебного заседания,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу
о привлечении акционерного общества Финансовая агропромышленная корпорация «Якутия» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: <...>)
к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В заседании приняли участие:
от заявителя – Ин В.М. – представитель по доверенности от 10.01.2017 № 1
от общества – не явились
Суд установил: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу (далее – МРУ Росалкогольрегулирование по ДФО, Управление, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении акционерного общества Финансовая агропромышленная корпорация «Якутия» (далее – АО ФАПК «Якутия», общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель общества в судебное заседание не явился, в своем письменном отзыве просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
В отсутствие возражений со стороны лиц, участвующих в деле, по правилам части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд завершил предварительное судебное заседание и рассмотрел дело в судебном заседании в суде первой инстанции.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
АО ФАПК «Якутия» имеет лицензию 14ПСН от 07.09.2015 на осуществление деятельности по производству, хранению и поставке произведенной алкогольной продукции (спиртные напитки - водка, ликероводочные изделия), выданную Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка, сроком действия до 12.12.2021.
В ходе проведения выездной внеплановой проверки в отношении АО ФАПК «Якутия» на основании приказа от 31.07.2017 № 169 руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу (далее -Управление) ФИО1 при визуальном осмотре складского помещения установлен факт оборота алкогольной продукции с нарушением Технических условий в области производства и оборота (за исключением розничной продажи) алкогольной и спиртсодержащей пищевой продукции, расфасованной в потребительскую тару, утвержденных приказом Росалкогольрегулирования от 26.10.2010 № 59н (далее -Технические условия 59н), выразившиеся в следующем:
09.08.2017 в 11 часов 51 минуту местного времени, в ходе проведения выездной внеплановой проверки в складском помещении АО ФАПК «Якутия», расположенногопо адресу: <...> этаж, литер А, А1 при непосредственном обнаружении выявлены достаточные данные, указывающие на состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, а именно:
- хранение (оборот) алкогольной продукции в ассортименте (спиртные напитки - водка, ликероводочные изделия), расположенной на деревянных поддонах, установленных на расстоянии менее 1 м (0,32 м.,0,45 м.) от системы отопления;
- хранение (оборот) алкогольной продукции (спиртные напитки - водка, ликероводочные изделия), расположенной на поддонах, в ряды шириной более чем из двух поддонов, а именно ряды из трех, четырех и пяти поддонов в ряд (расположенных вплотную друг к другу), что является нарушением пп. 3 п. 2 Технических условий в области производства и оборота (за исключением розничной продажи) алкогольной и спиртосодержащей продукции в части хранения алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, расфасованной в потребительскую тару, утвержденных Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 26.10.2010 № 59н.
Выявленные нарушения отражены в протоколе осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов от 09.08.2017 № у7-ап333/10, составленном без участия понятых с применением средств видеозаписи (часть 6 статьи 25.7 КоАП РФ) в присутствии законного представителя общества – генерального директора ФИО2
Извещением от 10.08.2017 № у7-ап333/10 общество уведомлено под входящий № 01-1746 от 10.08.2017 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении – на 11.08.2017 в 14 часов 30 минут по адресу: <...>.
11.08.2017 главным специалистом-экспертом отдела по контролю за соблюдением лицензионных условий и требований в сфере производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции МРУ Росалкогольрегулирование по ДФО ФИО3 в отношении общества в присутствии и.о. руководителя ФИО4 составлен протокол № у7-ап333/10 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Определением руководителя МРУ Росалкогольрегулирование по ДФО ФИО1 от 14.08.2017 дело для рассмотрения передано в арбитражный суд Хабаровского края.
В соответствии с частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу части 1 статьи 46 ФЗ от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами РФ и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Статья 6 Закона N 184-ФЗ определяет цели принятия технических регламентов, к которым в числе других отнесены защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений.
На основании пункта 1 статьи 36 Закона N 184-ФЗ за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 11 и п. 2 ст. 18 Федерального закона № 171-ФЗ, оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляются организациями при наличии соответствующих лицензий.
В п. 2 ст. 18 Федерального закона № 171-ФЗ установлены виды деятельности, подлежащие лицензированию. В частности, лицензии выдаются на осуществление деятельности по закупке, хранению и поставке алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции.
Согласно п. 16 ст. 2 указанного Закона, под оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа такой продукции.
В силу п. 2.3 ст. 11 Федерального закона № 171-ФЗ оборот (за исключением розничной продажи) алкогольной продукции вправе осуществлять организации, имеющие соответствующие установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти требованиям складские помещения в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более.
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением технических условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона № 171-ФЗ утверждение технических условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в данном случае в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 154 является Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка.
Приказом Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка от 26.10.2010 № 59н утверждены «Технические условия в области производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в части хранения алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, расфасованной в потребительскую тару» (далее – Технические условия 59н).
Техническим условиями 59н установлены требования к обороту алкогольной и спиртосодержащей продукции в части хранения алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, в том числе требования к складским помещениям.
Продукция должна храниться в стационарных конструктивно обособленных помещениях, предназначенных исключительно для осуществления приемки, хранения, отпуска и учета продукции, которые соответствуют требованиям, установленным Техническими условиями 59н.
Исходя из взаимосвязанных положений вышеуказанных норм, Технические условия 59н обязательны к соблюдению Обществом.
Обществом не соблюдались установленные требования.
На основании изложенного, Организация осуществляла деятельность при нарушении пункта 2.3 статьи 11, пункта 1 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ, подпункта 3 пункта 2 Технических условий 59н, что образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В п. 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ № 10) подчеркивается: при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц, в отношении юридических лиц формы вины, предусмотренные ст. 2.2 КоАП РФ (умышленно, по неосторожности), законодательство, разумеется, не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда КоАП РФ ставит возможность привлечения к ответственности в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установить следующее. Нужно доказать, что у соответствующей организации имелась возможность соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрено административное наказание, но она не приняла все зависящие от нее меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
У организации имелась возможность для соблюдения требований Федерального закона № 171-ФЗ, однако общество не предприняло всех возможных и необходимых мер для исполнения данной обязанности.
Общество, вступая в правоотношения, регулируемые законодательством в области оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, должно было не только знать, но и обязано было обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Соблюдение указанных ограничений должно быть обеспечено лицом, осуществляющим оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции любыми возможными средствами.
В соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 47 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", при рассмотрении дел, связанных с применением административной ответственности, судам надлежит исходить из того, что по смыслу Закона производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не соответствующей государственным стандартам и техническим условиям, является нарушением лицензионных требований.
Вместе с тем ответственность за такие нарушения наступает не на основании частей 1 или 2 статьи 14.17 КоАП РФ, а согласно статье 14.43 КоАП РФ, поскольку статья 14.43 является специальной по отношению к частям 1 и 2 статьи 14.17 и устанавливает административную ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) и продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам, в том числе производства, хранения, перевозки и реализации.
Также суд не усматривает оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признания допущенных обществом правонарушений малозначительными.
Согласно п. 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ № 10, квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений п. 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Согласно п. 3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12.11.2003 № 17-П государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Алкогольная продукция является особым предметом государственного регулирования и контроля. Процесс оборота алкогольной продукции носит разрешительный характер при строгом неукоснительном соблюдении всех необходимых условий.
Согласно разделу 111 Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 2128-р, государственная политика по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения России базируется, в том числе, на принципе обеспечения приоритетности защиты жизни и здоровья граждан по отношению к экономическим интересам участников алкогольного рынка.
Также в пункте 3 доклада Общественной палаты Российской Федерации «Злоупотребление алкоголем в Российской Федерации: социально экономические последствия и меры противодействия», утверждённого Советом Общественной палаты Российской Федерации 13 мая 2009 г., определено, что социально и экономически устойчивое развитие России невозможно без ограничительной алкогольной политики государства. Эта политика должна иметь в качестве основного приоритета здоровье граждан, а не интересы бизнеса.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может заключаться в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
В то же время в рассматриваемом деле существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публичных правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права, поскольку установленная обязанность заявителем исполнялась недобросовестно, ненадлежащим образом, совершенное им правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере обеспечения соблюдения правил оборота алкогольной продукции, а также конституционные права граждан на охрану здоровья.
Свидетельством пренебрежительного отношения ответчика к исполнению своих публичных правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права, является выявление не одного, а ряда нарушений.
С учетом изложенного, а также исходя из фактических обстоятельств дела, суд полагает, что совершенное лицом правонарушение посягает на установленный порядок общественных отношений в сфере обеспечения соблюдения правил оборота алкогольной продукции.
Вступая в правоотношения, регулируемые данным законодательством, общество должно было в силу публичной известности и доступности не только знать о существовании обязанностей, вытекающих из законодательства, но и обеспечить их выполнение, то есть использовать все необходимые меры для недопущения события противоправного деяния при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в целях надлежащего исполнения своих обязанностей и требований закона.
Каких-либо действий со стороны заявителя по недопущению правонарушения приняты им не были.
По материалам дела не установлено наличие исключительных обстоятельств, препятствующих надлежащему исполнению Обществом своих обязанностей, установленных действующим законодательством в области производства и оборота алкогольной продукции.
Учитывая изложенное, суд считает, что применение положений ст. 2.9 КоАП РФ и освобождение общества от административной ответственности не оправдает установленной законом цели административного наказания (ст. 3.1 КоАП РФ). В рассматриваемом случае будет неэффективна такая мера государственного реагирования, как устное замечание, которая призвана оказать моральное воздействие на нарушителя, и направлена на то, чтобы предупредить, проинформировать последнего о недопустимости совершения подобных нарушений впредь.
Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
АО ФАПК «Якутия» не относится к числу субъектов малого и среднего предпринимательства, сведения в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства об этом обществе отсутствуют.
При таких обстоятельствах оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ не имеется.
Также суд не находит оснований и для применения положений статьи 4.1 КоАП РФ и снижения размера административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкцией части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 N 4-П, а также статьей 4.1 КоАП РФ установлено, что принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией, допускается только в исключительных случаях.
Обществом не представлено в суд обоснованных доводов и доказательств, указывающих на наличие исключительных обстоятельств, которые могли бы явиться основанием для снижения административного штрафа ниже низшего предела.
Учитывая вытекающий из Конституции Российской Федерации принцип дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, а также, принимая во внимание, что ранее общество не привлекалось к административной ответственности за однородные правонарушения, суд считает возможным применить к правонарушителю меру наказания в виде минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Административный штраф подлежит уплате в шестидесятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу по следующим реквизитам:
— Банк получателя: Отделение Хабаровск г. Хабаровск
— ИНН/КПП: <***>/272101001;
— БИК: 040813001;
— сч. № 40101810300000010001;
— Получатель: УФК по Хабаровскому краю (Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу);
— КБК: 160 116 080 100 160 001 40;
— ОКТМО: 08701000001;
— УИН: 000 000 000 000 002 447 75;
— Денежные взыскания (штрафы) за административные правонарушения в области государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей продукции (указать номер и дату решения суда).
Не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения в законную силу представить в суд документы, подтверждающие уплату штрафа.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Акционерное общество Финансовая агропромышленная корпорация «Якутия», зарегистрированное Межрайонной ИФНС № 5 по Республике Саха (Якутия) 25.05.2004 за ОГРН <***>, ИНН <***>, расположенное по адресу: <...>, привлечь к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 100 000 (Сто тысяч) рублей в доход федерального бюджета.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья В.А. Шапошникова