Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-13273/2022
18 октября 2022 года
Резолютивная часть судебного акта объявлена 11 октября 2022 года.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи К.А. Архиповой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.С. Евдокимовой,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Строй ДВ» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 681014, <...>)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680030, <...>)
о признании незаконным решения от 26.05.2022 № РНП-27-185,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление дорог и внешнего благоустройства администрации г. Хабаровска (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680000, <...>),
при участии в судебном заседании представителей:
от ООО «Строй ДВ» – ФИО1 по доверенности от 18.06.2022 № 1, диплом ИВС 0369656;
от Хабаровского УФАС России - ФИО2 по доверенности от 07.06.2021 № 6/6063, диплом 102724 2972558 (до перерыва); ФИО3 по доверенности от 01.12.2021 № 7/12045, диплом 107724 1969022 (после перерыва);
от Управления дорог и внешнего благоустройства администрации г. Хабаровска – ФИО4 по доверенности от 30.11.2021 № 10.1-16/7674, диплом 102704 0012758, ФИО5 по доверенности от 12.09.2022 (после перерыва),
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «Строй ДВ» (далее – заявитель, Общество, ООО «Строй ДВ») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее – антимонопольный орган, Хабаровское УФАС России), в соответствии с которым просит признать незаконным решение от 26.05.2022 № РНП-27-185.
Определением суда от 10.08.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление дорог и внешнего благоустройства администрации г. Хабаровска (далее – третье лицо, заказчик).
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлялся перерыв с 04.10.2022 по 11.10.2022.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме с учетом представленных возражений на отзыв.
Представители Хабаровского УФАС России в судебном заседании против заявленных требований возражали по доводам, изложенным в отзыве и представленном дополнении.
Представители третьего лица в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в отзыве.
Как установлено в ходе судебного разбирательства и следует из материалов дела, 21.04.2022 администрацией города Хабаровска (уполномоченный орган) на официальном сайте Единой информационной системы (далее – ЕИС) в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0122300006122000428 о проведении электронного аукциона.
Объект закупки - благоустройство территории в районе остановки Площадь Блюхера по ул. Ленина.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 4 801 460,40 руб.
Источник финансирования: бюджет городского округа «Город Хабаровск» на 2022.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 29.04.2022 09:30. Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 05.05.2022.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 29.04.2022 № 0122300006122000428 на участие в аукционе подано 5 заявок (№№ 2, 3, 4, 5, 7), признанные соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки.
По результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) победителем закупки признано ООО «Строй ДВ» (заявка № 7), с предложением о цене контракта 3 865 175, 31 руб. (снижение составило - 19,5%).
Однако, в установленный срок победитель закупки проект контракта не подписал.
В этой связи заказчиком принято решение, оформленное протоколом от 19.05.2022 № 1 о признании победителя электронного аукциона № 0122300006122000428 уклонившимся от заключения контракта.
25.05.2022 заказчик в соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе направил в Хабаровское УФАС России обращение о включении ООО «Строй ДВ», его учредителя и генерального директора ФИО6в реестр недобросовестных поставщиков.
По результатам проведения внеплановой проверки по обращению Управления дорог и внешнего благоустройства администрации г. Хабаровска, Комиссией Хабаровского УФАС России принято решение от 26.05.2022 № РНП-27-185 о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об Обществе, его учредителе и генеральном директоре ФИО7 сроком на два года.
Соответствующие сведения включены в Реестр 31.05.2022 (номер реестровой записи 22001977).
Не согласившись с решением Хабаровского УФАС России от 26.05.2022 № РНП-27-185, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
В обоснование заявленных требований ООО «Строй ДВ» сослалось на то, что контракт в установленный срок не был подписан Обществом по уважительной причине, в связи с наличием технической сложности и неизвестной ошибкой при попытке подписания контракта на электронной площадке.
Возражения антимонопольного органа согласно отзыву сводятся к законности и обоснованности оспариваемого решения.
Рассмотрев заявленные требования, выслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
Порядок проведения торгов на право заключения контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд регулируется Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе, в редакции на дату проведения закупки и проверки).
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в том числе уклонившихся от заключения контрактов.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя обязательств в рамках процедуры осуществления закупок.
При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) является ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона о контрактной системе, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с Законом о контрактной системе участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
В силу части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков.
Аналогичные требования содержаться в пунктах 3, 13, 14, 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 (далее - Правила № 1078).
Как указано выше, оспариваемое решение принято Хабаровским УФАС России на основании обращения Управления дорог и внешнего благоустройства администрации г. Хабаровска о включении Общества в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с уклонением участника закупки от заключения контракта.
Так, согласно части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), не ранее чем через десять дней (если Законом о контрактной системе не установлено иное) с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом «а» пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с Законом о контрактной системе, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в ЕИС протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи, заказчик формирует с использованием ЕИС и размещает в ЕИС (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием ЕИС) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Из материалов дела следует и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что проект контракта размещен заказчиком в ЕИС 05.05.2022.
Исходя части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из действий, в том числе, формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в ЕИС (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий.
16.05.2022 Обществом в ЕИС размещен протокол разногласий к муниципальному контракту.
Согласно части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи, заказчик осуществляет одно из действий, в том числе: формирует с использованием ЕИС и размещает в ЕИС (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием ЕИС) без своей подписи проект контракта без учета либо с частичным учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи.
Исходя части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 настоящей статьи, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 настоящей статьи, а именно: подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе).
17.05.2022 заказчиком в ЕИС размещен доработанный проект контракта.
Таким образом, проект контракта должен был быть подписан победителем закупки не позднее 18.05.2022. В этот же срок должно быть представлено обеспечение исполнения контракта.
Однако, в указанные сроки проект контракта Обществом подписан не был.
Пунктом 1 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи: такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ООО «Строй ДВ» обоснованно признано уклонившимся от заключения контракта.
Доводы Общества, изложенные в письменных пояснениях, представленных в адрес антимонопольного органа в ходе рассмотрения обращения заказчика о включении заявителя в реестр недобросовестных поставщиков, об отсутствии его вины в неподписании контракта в установленный законом срок, по причине технической проблемы при попытке подписания контракта на электронной площадке, судом отклоняются, как бездоказательные и не свидетельствующие о добросовестном поведении участника закупки.
Кроме того, как следует из материалов дела, Хабаровским УФАС России при проверке указанных обстоятельств, с помощью сведений ГИС «Независимый регистратор» v.3.1 установлено, что сбоев в работе электронной площадке и ЕИС зафиксировано не было.
Согласно представленному антимонопольным органом в ходе рассмотрения дела ответу АО «ЕЭТП» от 10.10.2022 №6556-Д/22, доступ к функционалу электронной площадки в период с 18.05.2022 по 19.05.2022 не ограничивался, работа велась в штатном режиме, при этом обращений от ООО «Строй ДВ», в том числе с телефона <***>, отраженного в профиле Общества, не зафиксировано.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Принимая решение об участии в закупке, и подавая соответствующую заявку, участник несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого закона, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с ним как с лицом, признанным победителем закупки.
В результате срыва закупочной процедуры нарушаются права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестность юридического лица должна определяться не его виной, то есть субъективным отношением к содеянному, а исключительно той степенью заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота.
Таким образом, основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона и нарушающих права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
В тоже самое время, оценивая в настоящем случае действия ООО «Строй ДВ» в ходе рассматриваемой закупочной процедуры в их совокупности и взаимосвязи, Хабаровское УФАС России пришло к обоснованному выводу о том, что заявителем не была проявлена та степень заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась для заключения контракта, а включение Общества в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит для ограждения государственных заказчиков от недобросовестных поставщиков.
Представленная заявителем видеозапись процесса неподписания контракта не принимается судом в качестве надлежащего в соответствии со статьей 68 АПК РФ доказательства, подтверждающего невозможность подписания контракта в виду наличия технической неисправности, в силу следующего.
Согласно части 13 статьи 4 Закона о контрактной системе в целях мониторинга и фиксации действий, бездействия участников контрактной системы в сфере закупок в ЕИС, на электронной площадке создается государственная информационная система, которая должна обеспечивать в том числе:
1) мониторинг доступности (работоспособности) ЕИС, электронной площадки и хранение информации о такой доступности (работоспособности);
2) фиксацию, включая видеофиксацию, в режиме реального времени действий, бездействия участников контрактной системы в сфере закупок в ЕИС, на электронной площадке;
3) хранение информации о действиях, бездействии участников контрактной системы в сфере закупок в ЕИС, на электронной площадке, в том числе информации об электронных документах, формируемых участниками контрактной системы в сфере закупок и подписанных усиленной электронной подписью, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе.
Положение об эксплуатации государственной информационной системы, предусмотренной частью 13 статьи 4 Закона о контрактной системе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2022 № 60 (далее – Положение).
Так, в силу пункта 14 Положения видеофиксация осуществляется участником закупки путем ведения с использованием программного модуля информационной системы, установленного на автоматизированном рабочем месте лица, осуществляющего видеофиксацию, видеозаписи его действий (бездействия) в ЕИС, на электронной площадке, в региональной информационной системе в сфере закупок, информационной системе, обеспечивающей формирование информации и документов, подлежащих регистрации в регистрах бухгалтерского учета. Ведение видеозаписи осуществляется при условии включения таким лицом функции видеозаписи в программном модуле.
Согласно пункту 3 Положения программный модуль информационной системы, предусмотренный пунктом 14 Положения, размещается органом, определенным в соответствии с пунктом 1 части 14 статьи 4 Закона о контрактной системе, на официальном сайте и используется в соответствии с настоящим Положением безвозмездно.
Таким образом, из приведенных положений Закона о контрактной системе, Положения следует, что для целей видеофиксации технических неполадок при участии в государственных и муниципальных торгах надлежит использовать программный модуль государственной информационной системы (ГИС «Независимый регистратор»), поскольку использование ГИС исключает возможность внесения несанкционированных изменений в такую видеозапись, позволяет определить достоверность отраженных сведений и их объективность, наличие реальных причин, связанных со сбоем, что обусловлено юридической ответственностью за подобные неполадки для виновных лиц.
Однако, вопреки действующему законодательству Российской Федерации участником закупки программный модуль ГИС «Независимый Регистратор» не использовался.
При таких обстоятельствах, у Хабаровского УФАС России имелись основания для включения сведений об Обществе, его учредителе и генеральном директоре в реестр недобросовестных поставщиков.
Доводы заявителя о том, что победитель закупки признается уклонившимся от заключения контракта только при наличии совокупности двух условий: неподписание контракта и неразмещение на электронной площадке документа, подтверждающего предоставление обеспечения исполнения контракта, суд отклоняет, как основанные на неверном толковании норм права.
Принимая во внимание установленные в судебном заседании обстоятельства, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение антимонопольного органа от 26.05.2022 № РНП-27-185 соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В силу пункта 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. При таких обстоятельствах, расходы по уплате государственной пошлине при подаче заявления в суд в размере 3 000 руб. подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований общества с ограниченной ответственностью «Строй ДВ» отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья К.А. Архипова