Арбитражный суд Хабаровского края
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск № дела А73-13294/2009
19 октября 2009 года
Резолютивная часть решения объявлена 13 октября 2009 года.
Мотивированное решение изготовлено 19 октября 2009 года.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе:
судьи Копыловой Н.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Агаповой В.С.
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Национального производственно-промыслового хозяйства в форме общества с ограниченной ответственностью «Аяно-Майский промхоз»
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Хабаровска
о признании недействительным решения от 25.03.2009 № 6598 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения
при участии:
от заявителя – представитель ФИО1 по доверенности от 26.08.2009 г. б/н (до перерыва);
от Инспекции ФНС – начальник юридического отдела ИФНС ФИО2 по доверенности от 31.12.2008 г. № 52310, главный государственный налоговый инспектор отдела налогообложения УФНС по Хабаровскому краю ФИО3 по доверенности от 17.09.2009 г. № 35760 (до перерыва).
В судебном заседании в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ объявлялся перерыв с 08.10.2009 г. до 13.10.2009 г.
Предмет спора.
Национальное производственно-промысловое хозяйство в форме общества с ограниченной ответственностью «Аяно-Майский промхоз» (далее – НППХ ООО «Аяно-Майский промхоз», Общество) обратилось в арбитражный суд к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Хабаровска (далее – ИФНС России по Центральному району г. Хабаровска, Инспекция ФНС) с заявлением о признании недействительным решения от 25.03.2009 № 6598 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Представитель заявителя, присутствовавший в судебном заседании до объявленного судом перерыва, поддержал заявление в полном объеме.
Инспекция ФНС России по Центральному району в отзыве и ее представители в судебном заседании с заявлением не согласились, указав, что решение соответствует нормам налогового законодательства.
Судом установлено.
ИФНС России по Центральному району г. Хабаровска проведена камеральная проверка сведений о выданных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами животного мира за 2008 год, представленных в инспекцию 05.11.2008 г. КГУ «Служба по охране животного мира и ООПТ по Хабаровскому краю».
Актом камеральной налоговой проверки от 19.02.2009 г. № 12821 установлено, что НППХ ООО «Аяно-Майский промхоз» 08.09.2008 г. были выданы разрешения на пользование объектами животного мира – соболь, 1 000 особей, сумма сбора 120 000 руб. Однако сведения о полученных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами животного мира на 2008 год в нарушение п. 1 ст. 333.7 Налогового кодекса РФ Обществом в инспекцию ФНС не были представлены. Кроме того проверкой установлено, что в нарушение п. 1 ст. 333.1 НК РФ Обществом было допущено занижение суммы сбора за пользование объектами животного мира в сумме 120 000 руб. по сроку уплаты 08.09.2008 г. и данная сумма сбора Обществом не была уплачена.
По результатам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки от 19.02.2009 г. № 12821 Инспекцией ФНС принято решение от 25.03.2009 г. № 6598, в соответствии с которым НППХ ООО «Аяно-Майский промхоз» привлечено к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в сумме 50 руб. за непредставление сведений о полученных лицензиях №№ 0022601-0022650, 0022510-0022550, 0022666-0022674 (с учетом уточненных сведений, представленных в Инспекцию ФНС 13.03.2009 г.) на пользование объектами животного мира (соболь, 1 000 особей) и Обществу было предложено уплатить недоимку по сбору за пользование данными объектами в сумме 120 000 руб. по сроку уплаты 08.09.2008 г.
Решением Управления ФНС России по Хабаровскому краю от 11.06.2009 г. № 10-04-03/256-13186 решение Инспекции ФНС России по Центральному району г. Хабаровска от 25.03.2009 г. № 6598 оставлено без изменения, а жалоба НППХ ООО «Аяно-Майский промхоз» на это решение оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением Инспекции ФНС от 25.03.2009 г. № 6598, НППХ ООО «Аяно-Майский промхоз» обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просит признать решение недействительным в полном объеме.
В своих доводах заявитель указывает, что им были получены не лицензии, а бланки именных разовых лицензий, которые затем были выданы физическим лицам; плательщиками сбора является не организация, выдавшая лицензии, а физические лица, получившие лицензии; при получении бланков лицензий Обществом сумма сбора в размере 120 000 руб. была уплачена, но в последующем Инспекцией ФНС возвращена Обществу по его заявлению; обязанность организации представлять налоговым органам сведения о полученных бланках лицензий законодательством не установлена.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, суд признал заявление подлежащим удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Согласно долгосрочной лицензии серия ХХ № 1995 НППХ ООО «Аяно-Майский промхоз» является пользователем объектами животного мира, срок действия лицензии с 18.10.2000 г. по 19.10.2025 г.
Согласно договору от 17.10.2000 г. № 99/2000 на право пользования ресурсами охотничьих животных на территории Хабаровского края ООО «Аяно-Майский промхоз» переданы в арендное пользование сроком на 25 лет ресурсы охотничьих животных, являющиеся объектами охоты, постоянно или временно обитающие в охотничьих угодьях на территории Аяно-Майского административного района Хабаровского края. Одним из условий данного договора является предоставление Обществу права на заключение договоров с постоянными и временными работниками на добычу охотничьих животных в пределах установленных лимитов и хозяйственно-возможных объемов добычи с целью получения товарной продукции.
Материалами дела установлено, что НППХ ООО «Аяно-Майский промхоз» в КГУ «Служба по охране животного мира и ООПТ по Хабаровскому краю» 08.09.2008 г. со сроком действия до 20.02.2009 г. были получены 100 бланков именных разовых лицензий №№ 0022601-0022650, 0022510-0022550, 0022666-0022674 на изъятие из среды обитания соболя в количестве 1 000 особей, сумма сбора составила 120 000 руб. Сумма сбора была уплачена Обществом, но в последующем возвращена заявителю налоговым органом как излишне уплаченная. Согласно пояснениям налогового органа, переплата образовалась в связи с непредставлением сведений о полученных лицензиях и отсутствием в КРСБ начислений данной суммы.
То обстоятельство, что НППХ ООО «Аяно-Майский промхоз» были получены не лицензии, а бланки лицензий №№ 0022601-0022650, 0022510-0022550, 0022666-0022674 подтверждается письмами КГУ «Служба по охране животного мира и особо охраняемых природных территорий Хабаровского края» от 17.09.2008 г. № 343, от 15.04.2009 г. № 296, а также представленными для примера заявителем талонами к именным разовым лицензиям №№ 0022648, 0022649, 0022650.
Статьей 33 Федерального закона «О животном мире» от 24.04.1995 г. № 52-ФЗ (далее – Закон о животном мире) установлено, что объекты животного мира могут предоставляться органами государственной власти, уполномоченными осуществлять права собственника от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, юридическим лицам в долгосрочное пользование на основании долгосрочной лицензии и гражданам в краткосрочное пользование на основании именной разовой лицензии.
Пользователь осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования объектами животного мира на условиях и в пределах, установленных законом, лицензией и договором с органом государственной власти, предоставляющим соответствующую территорию, акваторию для осуществления пользования животным миром.
Статьей 34 Закона о животном мире (часть 3) установлено, что пользование животным миром осуществляется посредством изъятия объектов животного мира из среды их обитания либо без такового. Частью 4 этой же нормы установлено, что перечень объектов животного мира, изъятие которых из среды их обитания без лицензии запрещено, определяется специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
Статья 35 Закона о животном мире, определяющая условия пользования животным миром, устанавливает, что пользователи объектами животного мира, осуществляющие изъятие объектов животного мира из среды их обитания в соответствии с частью четвертой статьи 34 настоящего Федерального закона (в отношении объектов животного мира, изъятие которых из среды их обитания без лицензии запрещено), уплачивают сбор за пользование объектами животного мира в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Аналогично в статье 52 Закона о животном мире установлено, что пользователи объектами животного мира, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира на территории Российской Федерации, уплачивают сборы за пользование объектами животного мира в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу пункта 1 статьи 333.2, пункта 1 статьи 333.3 НК РФ соболь является объектом обложения сбором за пользование объектами животного мира, поскольку его изъятие из среды обитания осуществляется на основании лицензии (разрешения).
Согласно пункту 1 статьи 333.1 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) плательщиками сбора за пользование объектами животного мира признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 333.5 НК РФ плательщики, указанные в пункте 1 статьи 333.1 настоящего Кодекса, сумму сбора за пользование объектами животного мира уплачивают при получении лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира. Уплата за пользование объектами животного мира производится плательщиками по месту нахождения органа, выдавшего лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира.
В статье 1 Закона о животном мире установлены следующие понятия:
- пользователи животным миром – граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, которым законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации предоставлена возможность пользоваться животным миром;
- долгосрочная лицензия – специальное разрешение на осуществление хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием и охраной объектов животного мира;
- именная разовая лицензия – специальное разрешение на однократное использование определенных объектов животного мира с указанием места и срока его действия, а также количества допустимых к использованию объектов животного мира.
Статьей 37 Закона о животном мире установлено, что именные разовые лицензии на использование объектов животного мира выдаются гражданам соответствующим специально уполномоченным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания по заявкам граждан в соответствии с установленным порядком, а также пользователями животным миром в пределах установленных им лимитов.
Порядок выдачи именных разовых лицензий на использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, установлен Положением, утвержденным Приказом Минсельхоза России от 04.01.2001 г. № 3 (зарегистрировано в Минюсте РФ 22.03.2001 г. № 2652), в редакции Приказов Минсельхоза РФ от 19.06.2006 г. № 180, от 18.12.2007 г. № 618, действующей на момент спорных правоотношений.
Указанным Положением в пунктах 1.5, 1.6 установлено, что именные разовые лицензии выдаются гражданам, имеющим удостоверения на право охоты.
Данные лицензии выдаются территориальными органами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору – управлениями Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в субъектах Российской Федерации и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими пользование охотничьими животными в установленном порядке.
Лицензии выдаются:
- территориальными органами – на особо охраняемые природные территории федерального значения, где добыча охотничьих животных производится в соответствии с положениями о данных особо охраняемых территориях;
- юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями – на территории, акватории, предоставленные им решениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации для осуществления пользования охотничьими животными на основании долгосрочной лицензии.
- специально уполномоченными органами субъектов Российской Федерации – на территории охотничьих угодий общего пользования, на особо охраняемые природные территории, где добыча охотничьих животных производится в соответствии с положениями о данных особо охраняемых природных территориях, кроме особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Бланки лицензий установленной формы выдаются Россельхознадзором и территориальными органами, а также специально уполномоченными государственными органами субъектов Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания в соответствии с порядком, определенным данным Положением.
Территориальные органы, а также специально уполномоченные органы субъектов Российской Федерации перед выдачей бланков лицензий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям проставляют на бланках лицензий свое наименование.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие выдачу лицензий гражданам, проставляют на этих лицензиях срок и место действия лицензии, Ф.И.О. гражданина и номер его удостоверения на право охоты. Лицензия заверяется подписью руководителя (ответственного лица) юридического лица, индивидуального предпринимателя и печатью, ставится дата выдачи лицензии.
Этим же Положением в пунктах 3.12, 3.14 установлено, что контроль за движением лицензий осуществляется Россельхознадзором, специально уполномоченными органами субъектов Российской Федерации и территориальными органами в соответствии с разграничением полномочий.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, получившие бланки лицензий, при осуществлении соответствующими органами государственной власти контроля за добычей охотничьих животных и движением лицензий, предоставляют указанным органам сведения, в том числе о количестве полученных бланков лицензий и их номерах, о количестве выданных лицензий, их номерах и номерах квитанций оплаты; о сроках действия, местах действия, даты выдачи лицензий; №№ удостоверений на право охоты, Ф.И.О. граждан, получивших лицензии.
Порядок выдачи именных разовых лицензий на использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, находящихся в ведении Хабаровского края, определен Положением, утвержденным постановлением правительства Хабаровского края от 25 августа 2006 года № 133-пр, действовавшим в период спорных правоотношений.
Согласно указанному Положению (пункты 1.3, 1.4, 3.1, 3.3) лицензии выдаются гражданам, имеющим удостоверения на право охоты. Лицензии выдаются уполномоченным органом Хабаровского края в области охраны объектов животного мира и особо охраняемых природных территорий Хабаровского края, а также юридическими лицами, осуществляющими долгосрочное пользование охотничьими животными.
Пунктом 1.6 Положения установлена обязанность уполномоченного органа и юридического лица сообщать соответствующим налоговым органам сведения о выданных лицензиях по видам и о суммах сбора за выдачу лицензий, подлежащих уплате, не позднее пятого числа месяца, следующего за отчетным.
Из анализа приведенных норм, устанавливающих порядок выдачи именных разовых лицензий, следует, что обязанность уплачивать сбор за пользование животным миром при получении именных разовых лицензий возложена законодателем на лицо, получившее такую лицензию, по месту нахождения органа, выдавшего лицензию. Лицо, выдавшее лицензию, обязано лишь сообщить в соответствующие налоговые органы сведения о выданных лицензиях и суммы сбора, которые подлежат уплате за выдачу лицензий, а также обязано сообщить соответствующим органам государственной власти, осуществляющим контроль за добычей охотничьих животных и движением лицензий, сведения о количестве полученных бланков лицензий и их номерах, о количестве выданных лицензий.
В рассматриваемом случае НППХ ООО «Аяно-Майский промхоз» в соответствии с вышеуказанным порядком, получило не лицензии, а бланки именных разовых лицензий для последующего дооформления и выдачи физическим лицам, имеющим удостоверения на право охоты, которые и должны являться плательщиками сбора за пользование объектами животного мира. Юридическое лицо не являлось получателем именных разовых лицензий, не осуществляло изъятие объектов животного мира из среды их обитания, следовательно, это лицо не может являться плательщиком сбора.
Данную позицию занял Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в определениях от 04.04.2007 г. № 3228/07, от 24.07.2009 г. № ВАС-8597/09.
В связи с изложенным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Хабаровска от 25.03.2009 № 6598 в части доначисления Обществу к уплате сбора за пользование объектами животного мира в сумме 120 000 руб. является необоснованным.
Также необоснованно Общество было привлечено к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ, в виде штрафа в сумме 50 руб. за непредставление сведений о полученных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами животного мира, обязанность по представлению которых установлена пунктом 1 статьи 333.7 НК РФ.
Пунктом 1 статьи 333.7 НК РФ предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование объектами животного мира по лицензии (разрешению) на пользование объектами животного мира, не позднее 10 дней с даты получения такой лицензии (разрешения) представляют в налоговый орган по месту нахождения органа, выдавшего указанную лицензию (разрешение), сведения о полученных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами животного мира, суммах сбора, подлежащих уплате, и суммах фактически уплаченных сборов.
Однако, во-первых, Обществом были получены не лицензии, а бланки именных разовых лицензий. Во-вторых, вышеизложенными в настоящем решении Положениями, утвержденными Приказом Минсельхоза России от 04.01.2001 г. № 3, постановлением правительства Хабаровского края от 25 августа 2006 года № 133-пр, установлена обязанность юридического лица, получившего бланки лицензий, представлять соответствующим налоговым органам сведения о выданных им лицензиях, а не о полученных бланках лицензий. Сведения о количестве полученных бланков лицензий и их номерах данное юридическое лицо обязано сообщить соответствующим органам государственной власти, осуществляющим контроль за добычей охотничьих животных и движением лицензий, а не налоговым органам.
Обязанности юридического лица представлять налоговому органу сведения о полученных бланках именных разовых лицензий ни в законодательстве о животном мире, ни в налоговом законодательстве не предусмотрено.
С учетом изложенного, решение ИФНС России по Центральному району г.Хабаровска от 25.03.2009 № 6598 о привлечении НППХ ООО «Аяно-Майский промхоз» к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит признанию недействительным в полном объеме.
При принятии заявления по данному делу к производству суда заявителю была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины. В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины в бюджет, в связи с чем государственная пошлина взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
заявление удовлетворить.
Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Хабаровска от 25.03.2009 № 6598 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд, в двухмесячный срок после вступления в законную силу – в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Копылова Н.Л.