ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-13309/16 от 03.03.2017 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск дело № А73-13309/2016

13 марта 2017 года

Резолютивная часть судебного акта объявлена 03 марта 2017 года

Арбитражный суд Хабаровского края в составе

судьи Серга Д.Г.,

при ведении протокола судебного заседания Пешковым Ф.Ю. – секретарем судебного заседания,

рассмотрел в заседании суда дело по заявлению Товарищества собственников жилья «Лайнер» (ИНН 2724142035, ОГРН 1102724003854)

к Администрации города Хабаровска

о признании незаконным отказа администрации г. Хабаровска, обозначенного в официальных письмах № 01-45/4604 от 24.03.2016, № 01-45/13096 от 22.08.2016, направленных в адрес ТСЖ «Лайнер», в проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, образуемого путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами 27:23:0040693:38, 27:23:0040678:10 и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного под многоквартирным жилым домом по ул. Карла Маркса, 147 в г. Хабаровске

и об обязании Администрации г. Хабаровска в соответствии с п. 3.2.1-3.2.3 Административного регламента, утвержденного Постановлением Администрации г. Хабаровска № 709 от 02.03.2015 назначить публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования указанного земельного участка в течение 10 календарных дней с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»,

при участии:

от заявителя – Александров С.А. по доверенности от 23.12.2016

от Администрации – Заря И.С. по доверенности от 07.11.2016 № 1.1.75-234; Куликова Ю.А. по доверенности от 14.11.2016 № 1.1.27-308;

от третьего лица – Анищенко А.А. по доверенности от 04.08.2016 № 2.5-10/16-16,

от специалиста (кадастрового инженера) – Слесаренко Е.В. по паспорту.

В судебном заседании объявлялся перерыв с 28.02.2017 до 03.03.2017.

У С Т А Н О В И Л:

Товарищество собственников жилья «Лайнер» (далее – заявитель, ТСЖ «Лайнер») обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Администрации города Хабаровска (далее- Администрция, Администрация г. Хабаровска) о признании незаконным отказ администрации г. Хабаровска, обозначенный в официальных письмах № 01-45/4604 от 24.03.2016, № 01-45/13096 от 22.08.2016, направленных в адрес ТСЖ «Лайнер», в проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, образуемого путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами 27:23:0040693:38, 27:23:0040678:10 и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного под многоквартирным жилым домом по ул. Карла Маркса, 147 в г. Хабаровске и об обязании Администрации г. Хабаровска в соответствии с п. 3.2.1-3.2.3 Административного регламента, утвержденного Постановлением Администрации г. Хабаровска № 709 от 02.03.2015 назначить публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования указанного земельного участка в течение 10 календарных дней с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – третье лицо, ФГБУ «ФКП Росреестра»).

Представитель ТСЖ «Лайнер» в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал по основаниям, изложенным в уточненном заявлении.

Представители Администрации г. Хабаровска в судебном заседании относительно предъявленных требований возражали по основаниям, изложенным в отзыве на заявление и дополнении к нему.

Представитель третьего лица в судебном заседании поддержала требования заявителя по доводам, изложенным в отзыве и дополнении к отзыву.

Специалиста (кадастровый инженера) – Слесаренко Е.В. дала пояснения по касающимся рассматриваемого дела вопросам.

В ходе судебного разбирательства установлены следующие обстоятельства.

ТСЖ «Лайнер» было создано 16.06.2010 в многоквартирном доме (далее – МКД) 147 по улице Карла Маркса в г. Хабаровске.

В период с 15.12.2013 по 15.01.2014 состоялось ежегодное собрание собственников МКД, оформленное протоколом от 25.01.2014.

Согласно вышеуказанному протоколу, было принято решение об уточнении вида разрешенного использования земельного участка данного МКД, приведение его соответствии с фактическим существующим использованием – «многоквартирный жилой дом», а также регистрации право общей долевой собственности на земельный участок под МКД от каждого участника общего имущества в ЕГРП (п. 4-7 протокола от 25.01.2014 года).

Во исполнение принятого решения, ТСЖ «Лайнер» заключило договор со специализированой организацией ООО «Кадастровый центр» для проведения комплекса кадастровых работ, необходимого для кадастрового учета земельного участка, занимаемого данным жилым домом.

ООО «Кадастровый центр» обратилось в ФГБУ «ФКП Росреестра» с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 10 360 кв.м.

Постановка данного земельного участка на кадастровый учет была приостановлена на основании решения органа кадастрового учета – ФГБУ «ФКП Росреестра» от 16.11.2015 № 2700/401/15-25192 по следующим основаниям: Формируемый земельный участок расположен в общественно-деловой зоне ЦО-В, для которого решением Хабаровской городской Думы от 21.05.2012 № 211 установлены основные, условно-разрешенные, вспомогательное виды разрешенного использования. Вид разрешенного использования «Жилой дом многоквартирный», указанный в представленном межевом плане, относится к условно-разрешенным видам для использования для территориальной зоны.

На основании того, что в орган кадастрового учета не были предоставлены документы, свидетельствующие о соблюдении установленного порядка предоставления разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка в соответствии со статей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), осуществление кадастрового учета было приостановлено.

ТСЖ Лайнер письмом от 24.02.2016 № 120ИП обратилось в Департамент архитектуры, строительства и землепользования Администрации г. Хабаровска о назначении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка – кадастровый номер 27:23:0040693:14.

В ответ на данное обращение Администрацией города Хабаровска направлено письмо от 24.03.216 № 01-45/4604 с разъяснением о том, что если собственники не планируют строить или реконструировать объекты капитального строительства на данном земельном участке, то выдача разрешения на условно-разрешенный вид использования в порядке статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) не требуется.

После обращения вновь в органы кадастрового учета на основании решения от 19.04.2016 № 27000/401/16-11717 осуществление учета было приостановлено. В решении указано, что в составе межевого плана отсутствует документ, подтверждающий вид разрешенного использования земельного участка.

Решением от 17.05.2016 № 2700/401/16-14867 ФГБУ «ФКП Росреестра» отказано в снятии приостановления государственного кадастрового учета земельного участка, поскольку причины приостановления не устранены.

ТСЖ Лайнер письмом от 19.07.2016 № 745ИП вновь обратилось в Департамент архитектуры, строительства и землепользования Администрации г. Хабаровска о назначении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.

В ответ на данное обращение от Администрации г. Хабаровска поступило письмо от 22.08.2016 № 01-45/13096 с аналогичным разъяснением о том, что если собственники МКД не планируют строить или реконструировать объекты капитального строительства на данном земельном участке, то выдача разрешения на условно-разрешенный вид использования в порядке статьи 39 ГрК РФ не требуется. Позиция администрации заключается в том, что МКД 147 по ул. Карла Маркса в г. Хабаровске существует задолго до введения зонирования территории, и выдача разрешения на условно-разрешенный вид использования в порядке статьи 39 ГрК РФ не требуется.

Не согласившись с отказами Администрации г. Хабаровска в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, ТСЖ «Лайнер» обратилось в суд с настоявшим заявлением.

Выслушав доводы представителей ТСЖ «Лайнер» и ФГБУ «ФКП Росреестра», возражения представителей Администрации г. Хабаровска, исследовав материалы дела, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов - исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из смысла приведенной нормы следует, что для признания решений (действий, бездействий) недействительными (незаконными) необходимо одновременное наличие двух условий: не соответствие решений (действий, бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.

Согласно части 2 статьи 39 ГрК РФ вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.

Постановлением Администрации города Хабаровска от 02.03.2015 № 709 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства на территории городского округа «Город Хабаровск» (далее – Административный регламент).

Из содержания вышеуказанного постановления следует, что административный регламент утвержден в соответствии со статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 403 «Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства», решением Хабаровской городской Думы от 21.05.2002 № 211 «Об утверждении правил землепользования и застройки в городе Хабаровске», решением Хабаровской городской Думы от 22.11.2005 № 181 «Об утверждении Положения о публичных слушаниях в городском округе "Город Хабаровск», постановлением администрации города Хабаровска от 20.01.2011 № 163 «Об утверждении реестра муниципальных услуг городского округа «Город Хабаровск», постановлением администрации города Хабаровска от 31.08.2010 № 2804 «Об утверждении Порядка разработки, экспертизы и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг».

Согласно пункту 1.3. Административного регламента физическое или юридическое лицо (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления) либо их уполномоченные представители, заинтересованные в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования) и обратившиеся в Комиссию по подготовке проекта Правил землепользования и застройки городского округа "Город Хабаровск" с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, предусмотренный Правилами землепользования и застройки городского округа "Город Хабаровск" (далее - заявление). С заявлением о предоставлении условно разрешенного вида использования земельного участка для возведения жилого, производственного, культурно-бытового и иного здания, сооружения имеет право обратиться собственник, землепользователь, землевладелец или арендатор земельного участка в целях реализации прав, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 40, статьей 41 и пунктом 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии подпунктом «е» пункта 2.6.1 Административного регламента документами, необходимым для предоставления муниципальной услуги, является:

- схема земельного участка с отображением: мест размещения существующих и проектируемых объектов капитального строительства, существующих и проектируемых подъездов и подходов к ним; планируемых параметров объектов капитального строительства (площадь застройки, количество этажей, вместимость); зданий, строений и сооружений, подлежащих сносу (при наличии); решений по планировке, благоустройству, озеленению территории, в том числе по существующим и планируемым местам размещения стоянок автотранспортных средств, нормативных площадок; границ санитарно-защитных, санитарных, шумовых либо охранных зон объектов капитального строительства (в случае необходимости определения указанных зон в соответствии с законодательством Российской Федерации).

Анализ вышеуказанных положений Административного регламента свидетельствует о том, что соответствующая муниципальная услуга может быть предоставлена заявителю, который планирует возводить жилое, производственное, культурно-бытовое и иное здание, сооружение.

Кроме того, заявителем не представлялись документы в соответствии подпунктом «е» пункта 2.6.1 Административного регламента.

Согласно пункту 2.7.1 Административного регламента основанием для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, является то обстоятельство, что заявителем не представлены документы, которые в соответствии с подпунктом 2.6.1 настоящего Административного регламента заявитель должен представить самостоятельно.

Таким образом, Администрацией г. Хабаровска правомерно отказано в приеме документов и вынесены оспариваемые отказы.

Кроме того, необходимо учесть следующее.

Согласно части 1 статьи 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

В соответствии с частями 8, 9 ГрК РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. Реконструкция указанных объектов капитального строительства может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом.

Многоквартирный жилой дом введен в эксплуатацию в 1980 году. Земельный участок по данным многоквартирным домом образован проектом межевания, утвержденным постановлением Мера г. Хабаровска от 15.10.2007 № 1614.

Согласно части 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

При этом, целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами (часть 3 статьи 11.2 ЗК РФ).

При наличии утвержденного проекта межевания образование земельных участков происходит с данных проектом межевания (ч.ч. 1, 2, 3 статьи 11.3 ЗК РФ).

Таким образом, вид разрешенного использования земельного не изменяется.

Права заявителя на постановку земельного участка на кадастровый учет с указанием прежнего вида разрешенного использования земельного участка действиями Администрация г. Хабаровска не нарушаются.

Данный вывод в полной мере соответствует правовой позиции, приведенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.05.2012 № 13016/11 по делу № А27-12216/2010.

Таким образом, у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требования, предусмотренные частью 2 статьи 201 АПК РФ,

Судом отклоняются доводы ТСЖ «Лайнер» и ФГБУ «ФКП Росреестра» о необходимости проведения публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид земельного участка по МКД, поскольку основаны на неверном толковании норм ГрК РФ, ЗК РФ и административного регламента.

В соответствии со ст.110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины суд возлагает на заявителя и не взыскивает, поскольку государственная пошлина в размере 3 000 руб. была оплачена при обращении в суд.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Товариществу собственников жилья «Лайнер» в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья Серга Д.Г.