ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-13439/13 от 15.01.2014 АС Хабаровского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск дело № А73-13439/2013

21 января 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 15.01.2014.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи  Леонова Д.В., при ведении протокола судебного заседания  секретарём судебного заседания Илюшиной В.В.,

рассмотрев в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Брокер Экспресс» (690091, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Хабаровской таможне (<...>; ОГРН <***>; ИНН <***>)

о  признании незаконным решения, оформленного письмом от 11.10.2013 № 15-21/15007, об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей и обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 352 092 руб. 08 коп. по ДТ № 10703070/200513/0002770

при участии в судебном заседании:

от Общества  – ФИО1 представитель по доверенности от 20.08.2013;

от Хабаровской таможни – ФИО2 представитель по доверенности от 05.03.2013 № 04-37/31.

Установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Брокер Экспресс» (далее – общество, заявитель, ООО «Брокер Экспресс») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением в соответствии с требованием которого просило:

1. Признать незаконным решение Хабаровской таможни, выраженное в письме от 11.10.2013 № 15-21/15007 об отказе в возврате ООО «Брокер Экспресс» излишне уплаченных таможенных платежей в части возврата излишне уплаченных таможенных платежей по декларациям на товары № 10703070/140513/0002589, № 10703070/140513/0002592, № 10703070/200513/0002770, №10703070/200513/0002776, № 10703070/200513/0002781, № 10703070/220513/0002827, №10703070/280513/0002974, № 10703070/300513/0003030, №10703070/250613/0003701, №10703070/260613/0003744;

2. Обязать Хабаровскую таможню возвратить ООО «Брокер Экспресс» излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 2 880 257,50 руб.

Заявление Общества принято судом к производству и возбуждено производство по делу № А73-13365/2013.

Определением суда от 15.11.2013 по делу № А73-13365/2013 требование Общества о признании незаконным решения Хабаровской таможни об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, оформленного письмом от 11.10.2013 № 15-21/15007 в части денежных средств в сумме 352 092,08 руб. по ДТ № 10703070/200513/0002770 выделено в отдельное производство. Судебному делу по выделенному требованию присвоен № А73-13439/2013.

В судебном заседании представитель общества поддержал заявленные требования.

Хабаровская таможня представила письменный отзыв в соответствии с которым не согласилась с заявленными требованиями.

Представитель этого органа в судебном заседании доводы, изложенные в отзыве, полностью поддержал.

В ходе судебного разбирательства арбитражным судом первой инстанции установлены следующие обстоятельства.

Между Обществом (покупатель) и компанией Huawei International Ptc. ltd. (продавец) 24.01.2013 заключён контракт № 00Y6431210130A (далее – контракт) предметом которого является поставка на условиях CFR - порт назначения, товаров, указанных в Спецификациях, являющихся приложением к настоящему контракту и его неотъемлемой частью.

В рамках реализации контракта, Обществом на таможенную территорию Таможенного союза на условиях CFR Владивосток ввезены и по декларации на товары № 10703070/200513/0002770 (далее – ДТ № 2770) задекларированы товары по двум товарным позициям – 1) светильники из металла общего назначения; 2) плафоны фасетные для светильников.

Таможенная стоимость товара определена Обществом по первому методу определения таможенной стоимости.

Оформлена декларация таможенной стоимости формы ДТС-1.

В ходе таможенного контроля должностным лицом таможенного органа принято решение от 21.05.2013 о проведении дополнительной проверки, мотивированное выявлением с использованием СУР рисков недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров.

Обществу предложено в срок до 18.07.2013 представить дополнительные документы для подтверждения правильности определения таможенной стоимости товаров, а именно: прайс-листы производителя ввозимых товаров, либо его коммерческое предложение; экспортную декларацию страны отправления; бухгалтерские документы о постановке товаров на учет, выписки из главной книги, счетов бухгалтерского учета.

Письмом от 12.07.2013 в рамках проведения дополнительной проверки Общество представило в таможенный орган дополнительные документы и пояснения с обоснованием невозможности представления отдельных документов.

По результатам анализа представленных Обществом документов 18.08.2013 таможенным органом принято решение о корректировке таможенной стоимости товаров.

Обществу предложено скорректировать таможенную стоимость исходя из предложенных таможенным органом величин.

Поскольку такая корректировка Обществом не была осуществлена, должностным лицом таможенного органа самостоятельно оформлена декларация таможенной стоимости формы ДТС-2, а также форма корректировки таможенной стоимости КТС-1.

Таможенная стоимость определена по резервному методу на базе метода по стоимости сделки с однородными товарами.

В результате произведённой корректировки таможенная стоимость товаров увеличена по сравнению с заявленной Обществом, что привело к увеличению размера подлежащих уплате таможенных платежей на 352 092,08 руб.

Полагая, что у таможенного органа отсутствовали основания для корректировки таможенной стоимости, Общество обратилось в Таможню с заявлением от 25.09.2013 № 7 (вх. № 11318 от 07.10.2013) о возврате (зачёте) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей, которым просило возвратить ему денежные средства, излишне уплаченные в том числе и по ДТ № 2770 в связи с неправомерным проведением корректировки.

Таможня письмом от 11.10.2013 № 15-21/15007 возвратила указанное заявление в связи с непредставлением документов, подтверждающих факт излишней оплаты.

Расценив указанное письмо как отказ в возврате денежных средств и посчитав его незаконным, Общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.

Рассмотрев доводы участвующих в деле лиц, выслушав их представителей, исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 147 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника).

Пунктом 2 названной статьи установлен перечень документов, прилагаемых к заявлению о возврате.

Из материалов дела и заявления общества о возврате излишне уплаченных таможенных платежей следует, что факт излишней уплаты подлежащих возврату таможенных платежей общество обосновывает незаконной корректировкой таможенной стоимости.

По мнению общества, при таможенном декларировании им были представлены все необходимые документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость.

В свою очередь, возвращая заявление общества без рассмотрения, таможенный орган сослался на непредставление обществом документов, подтверждающих факт излишней уплаты.

Вместе с тем, проверка доводов общества о возможности возврата таможенных платежей находится во взаимосвязи с разрешением вопроса о законности корректировки таможенной стоимости и принятием таможенной стоимости по результатам такой корректировки.

Согласно п. п. 1 и 3 ст. 64 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС) таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств – членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу. Таможенная стоимость товаров определяется декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, а в случаях, установленных настоящим Кодексом, – таможенным органом.

В соответствии с п. 3 ст. 1 Соглашения между Правительством России, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» (далее – Соглашение) таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, определяется в соответствии с настоящим Соглашением с учётом принципов и положений по оценке товаров для таможенных целей Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 (ГАТТ 1994).

В силу пункта 1 статьи 2 Соглашения основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 Соглашения.

Частью 1 статьи 4 Соглашения установлено, что таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 Соглашения, при соблюдении установленных в этой норме условий.

Иные методы определения таможенной стоимости, предусмотренные статьями 6 – 10 Соглашения, применяются, как это прямо следует из их содержания, а также абзацев 2 – 5 части 1 статьи 2 Соглашения, только при невозможности применения первого метода и прочих предусмотренных названными статьями методов, рассматриваемых последовательно.

Пунктом 1 статьи 69 ТК ТС предусмотрено, что в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с настоящим Кодексом, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии Таможенного союза.

Пунктом 4 той же статьи предусмотрено, что если декларант не представил запрошенные таможенным органом документы, сведения и (или) объяснения причин, по которым они не могут быть представлены, либо такие документы и сведения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, таможенный орган по результатам дополнительной проверки принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров на основании информации, имеющейся в его распоряжении и соответствующей требованиям международного договора государств – членов Таможенного союза, регулирующего вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза.

Решение о корректировке таможенной стоимости от 18.08.2013 и, соответственно, доводы Таможни о невозможности принятии заявленной Обществом таможенной стоимости товаров, определённой первым методом, обоснованы тем, что дополнительно представленные документы не устранили основания для проведения дополнительной проверки, а именно на инвойсе отсутствует формализованная отметка о подписи его уполномоченным лицом; отсутствует информация об имени уполномоченного лица компании «Продавца», подписавшего дополнительное соглашение; не представлены документы, подтверждающие невозможность представления экспортной декларации страны отправления.

В свою очередь, общество, обосновывая заявленные требования, указывает, на то, что таможенным органом не обоснована невозможность принятия заявленной обществом таможенной стоимости, определенной по первому методу определения таможенной стоимости.

Как следует из материалов дела, при таможенном декларировании, Обществом в таможенный орган представлены все необходимые документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость, а именно: контракт, спецификация на поставку № 46 от 01.03.2013, инвойс № 46 от 01.03.2013, упаковочный лист.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 19.06.2007 № 3323/07 указано, что цена сделки подтверждена документально, если приведенная в грузовой таможенной декларации стоимость, может быть сопоставлены с суммой, обозначенной, в том числе, в счете-фактуре, спецификации или иных документах. При их совпадении можно утверждать, что цена подтверждена должным образом.

Как указано в пунктах 1, 2 и 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 № 29 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров», под несоблюдением условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности цены сделки с ввозимыми товарами следует понимать отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, информации об условиях его поставки и оплаты либо наличие доказательств недостоверности таких сведений.

В данном случае, цена товара, заявленная декларантом, соответствует цене, указанной в спецификации на поставку № 46 от 01.03.2013, инвойсе № 46 от 01.03.2013 а, следовательно, должным образом подтверждена декларантом.

Названные документы выражают содержание сделки, содержат ценовую информацию, относящуюся к количественно определенным характеристикам товара, информацию об условиях поставки и оплаты за товары.

Доказательств наличия каких-либо противоречий в представленных обществом при таможенном декларировании товаров документах, таможенным органом не представлено.

Не представлено таможней и доказательств того, что представленные обществом сведения являются недостаточными или недостоверными.

Таможенным органом не приведено никакого обоснования невозможности принятия заявленной обществом таможенной стоимости, за исключением формальной констатации факта того, что дополнительно запрошенные документы не устранили препятствия для проведения дополнительной проверки.

Однако, таможенным органом не обосновано, каким образом дополнительно запрошенные документы и сведения могли повлиять на определение таможенной стоимости.

Так в обоснование принятого решения о корректировки таможенной стоимости таможенный органом указывает, что в инвойсе отсутствует формализованная отметка о подписи его уполномоченным лицом; отсутствует информация об имени уполномоченного лица компании «Продавца», подписавшего дополнительное соглашение.

Однако, несмотря на то, что таможенному органу об указанных обстоятельствах было известно при подаче ДТ, поскольку инвойс и дополнительное соглашение были представлены при таможенном декларировании, таможня в решении о проведении дополнительной проверки не запрашивала у Общества соответствующие пояснения, либо документы об уполномоченном лице компании «Продавца».

В свою очередь в материалы дела Обществом представлена копия инвойса № 46 от 01.03.2013 с подписью уполномоченного лица компании продавца и расшифровкой подписи.

Кроме того, товары фактически поставлены, ввезены на территорию РФ на условиях, определённых представленными Обществом документами, то есть фактически сделка исполнена, и спора между её сторонами применительно к рассматриваемой поставке не имеется.

Следовательно, отсутствие в документах формализованных отметок о подписи уполномоченными лицами не могло послужить основанием для корректировки таможенной стоимости.

Непредставление декларантом экспортной декларации страны отправления не могло послужить основанием для корректировки таможенной стоимости товаров, поскольку экспортная декларация не входит в обязательный перечень документов и сведений, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров».

Кроме того, в ответ на решение о проведении дополнительной проверки декларант указал, что продавец отказался представлять экспортную декларацию.

Проанализировав в совокупности имеющиеся в деле доказательства и доводы сторон, суд приходит к выводу о том, что представленные декларантом в Таможню документы и пояснения, в том числе в ходе дополнительной проверки, достаточны для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров, определённой первым методом, а таможенным органом не доказано наличие оснований для корректировки таможенной стоимости товара.

Таможенные платежи, дополнительно начисленные в связи с произведённой корректировкой, в размере 352 092,08 руб. уплачены Обществом в полном объеме, что не оспаривалось в судебном заседании представителем таможенного органа.

Следовательно, указанные денежные средства являются излишне взысканными и согласно ст. 89 ТК ТС подлежат возврату Обществу в порядке, предусмотренном ст.ст. 129, 147 Закона № 311-ФЗ.

К заявлению Общества о возврате (зачёте) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей, как следует из его содержания, в числе прочего приложены Декларация, форма КТС, платёжные поручение об уплате таможенных платежей. В качестве факта, в соответствии с которым возникла излишняя уплата, декларантом указано: «в связи с неправомерным проведением корректировки таможенной стоимости».

Копии решений, принятых в порядке ведомственного контроля, либо судебных актов о признании незаконными решений о корректировке таможенной стоимости или о её принятии к заявлению о возврате не приложены, поскольку соответствующие решения и судебные акты в данном случае не выносились.

Незаявление в арбитражный суд требований о признании незаконными решений о корректировке и о принятии таможенной стоимости не лишает Общество возможности защитить свои права иным способом, что соответствует положениям ст.ст. 12, 13 ГК РФ и ст. 198 АПК РФ.

Как следует из правовой позиции Президиума ВАС РФ, отражённой, в частности, в постановлении от 07.02.2012 № 11873/11, у декларанта отсутствует предусмотренная законодательством Российской Федерации обязанность обжаловать какие-либо решения таможни отдельно от требования о возврате излишне уплаченных таможенных платежей.

В постановлении от 05.03.2013 № 13328/12 Президиум ВАС РФ также указал, что факт самостоятельной корректировки декларантом таможенной стоимости ввозимого товара не препятствует ему в реализации права требовать возврата излишне уплаченных таможенных платежей.

Действующее законодательство не устанавливает запретов и ограничений на предъявление требований о возврате излишне уплаченных таможенных платежей даже в том случае, если платежи декларантом вносились добровольно.

Порядок и сроки обращения в Таможню с соответствующим заявлением Обществом соблюдены.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что решение Таможни, оформленное письмом от 11.10.2013 № 15-21/15007, правомерно расценено Обществом как отказ в возврате излишне уплаченных таможенных платежей и подлежит признанию незаконным как не соответствующее приведённым положениям таможенного законодательства РФ и Таможенного союза и нарушающее права и законные интересы Общества.

В порядке пп. 3 п. 4 ст. 201 АПК РФ суд обязывает Таможню устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Общества путём возврата ему денежных средств в указанном выше размере.

Учитывая, что в данном деле рассматриваются требования, выделенные в отдельное производство из дела № А73-13365/2013, то вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины, уплаченной при подаче заявления подлежит рассмотрению в рамках указанного дела, в котором рассматриваются требования Общества о признании недействительным того же решения Таможни, в части иной суммы таможенных платежей, уплаченных по иной декларации на товары. Следовательно, оснований для рассмотрения вопроса о судебных расходах в настоящем деле не имеется.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Требования Общества с ограниченной ответственностью «Брокер Экспресс» удовлетворить.

Признать незаконным решение Хабаровской таможни об отказе Обществу с ограниченной ответственностью «Брокер Экспресс» в возврате излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 352 092 руб. 08 коп. по Декларации на товары № 10703070/200513/0002770, оформленное письмом от 11.10.2013 № 15-21/15007.

Обязать Хабаровскую таможню (ОГРН <***>) возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «Брокер Экспресс» (ОГРН <***>) денежные средства в сумме 352 092 руб. 08 коп.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объёме), если не подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу, если решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья Д.В. Леонов