ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-13508/2007 от 14.05.2008 АС Хабаровского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

 ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Хабаровск                                                                      № А73 -13508/2007 - 47

«20» мая  2008 г.

Резолютивная часть решения оглашена 14.05.2008 г., в полном объеме решение изготовлено 20.05.2008 г.

Арбитражный суд Хабаровского края

в составе: судьи   Шальневой О.В.

при ведении протокола судебного заседания судьей

при участии в судебном заседании:

от истца: ФИО1, по доверенности от 23.05.06 года;

от ответчиков: отМФ РФ - ФИО2, по доверенности от 10.01.08 года, от МФ Хабаровского края - ФИО3, по доверенности от 23.05.05 года;

рассмотрев в заседании суда дело по иску  Муниципального унитарного предприятия города Хабаровска «Трамвайно- троллейбусное управление»

к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Хабаровского края

о взыскании 12 816 641,27 рублей

У с т а н о в и л:

МУП г. Хабаровска «ТТУ» обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании выпадающих доходов от представленных в 2004 году гражданам льгот по бесплатному проезду в общественном транспорте по законам «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в РФ» в сумме 7 036 033,67 рублей и Министерству финансов Хабаровского края  в сумме 5 780 608,27 рублей, по Закону Хабаровского края «О краевой целевой программе «Социальная защита пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми и других категорий граждан».

В ходе судебного разбирательства истец уменьшил исковые требования в части требований к Министерству финансов Хабаровского края до 5 163 148,72 рублей,  в части требований к Министерству финансов РФ - до 4 986 167,04 рублей, исходя из 32 поездок в месяц, приходящихся на каждого льготника.

В настоящем судебном заседании истец и Министерство финансов Хабаровского края заявили ходатайство об утверждении мирового соглашения, в части исковых требований, предъявленных к Министерству финансов Хабаровского края.

По условиям данного соглашения Министерство финансов Хабаровского края выплачивает истцу 2 000 000 рублей в течение 10 дней с даты поступления определения об утверждении мирового соглашения, но не позднее 03.06.08 года.  В остальной части иска истец от своих требований к казне Хабаровского края отказывается.

Суд находит мировое соглашение не противоречащим закону и не нарушающим права третьих лиц, - в соответствии со ст. 49 АПК РФ, и подлежащим утверждению.

Поскольку имеются основания для утверждения мирового соглашения, производство по делу в этой части подлежит прекращению в соответствии с ч.2 ст. 150 АПК РФ.

Министерство финансов  РФ в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилось. В обоснование возражений по иску представитель МФ РФ приводит доводы о том, что необоснованно возложение на него ответственности по возмещению расходов, понесенных истцом вследствие предоставления льгот гражданам, так как финансирование указанных расходов производится за счет средств федерального бюджета, предоставленных главному распорядителю бюджетных средств.

В своем  отзыве Минфин Хабаровского края ссылается на недоказанность истцом фактического объема перевозки льготных пассажиров, непредставление документов в подтверждение исполнения обязанности по ведению учета льготников в соответствии с Постановлением Губернатора Хабаровского края. Считает, что размер расходов на предоставление льгот гражданам должен определяться на основании данных о размере себестоимости поездки одного пассажира. Так же истцом не представлены и первичные бухгалтерские документы, позволяющие установить размер фактических расходов, в соответствии  со ст. 790 ГК РФ.

Кроме того, Министерство финансов РФ заявило о пропуске срока исковой давности, мотивируя данное требование тем, что  право истца требовать возмещения расходов возникло с момента утверждения закона о бюджете соответствующей казны, и срок исковой давности по данному иску истек, по мнению ответчика, 01.01.07 года.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела,  суд  находит требования истца, предъявленные к казне Российской Федерации законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, исходя из нижеследующих оснований.

Как следует из материалов дела и установлено судом, МУП г. Хабаровска «ТТУ» в период с 01.01.2004 по 31.12.2004 при расчете за оказанные услуги по перевозке пассажиров учитывало в соответствии с федеральными законами "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О ветеранах" льготную скидку в размере 100% при проезде на транспорте  в г. Хабаровске от установленной платы гражданам, подпадающим под действие этих законов.

Истцу не в полном объеме возмещались из бюджета расходы по предоставлению гражданам льготной скидки, в связи с чем образовалась задолженность по Законам «О социальной защите инвалидов» в сумме 2 890 608,32 рублей, по Закону «О ветеранах», - 2 095 558,72 рублей.

В связи с невозмещением государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов истцу расходов по предоставлению льгот в заявленной сумме на основании статей 16, 1069 ГК РФ предъявлены настоящие исковые требования.

 В соответствии с п.5 ст. 790 ГК РФ,  в случаях, когда законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку пассажиров, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

В соответствии с нормами ФЗ "О ветеранах", ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ",  спорным категориям граждан предоставляется бесплатный проезд на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородних маршрутов (внутрирайонных, внутриобластных, внутрикраевых, внутриреспубликанских или при их отсутствии межобластных, межкраевых, межреспубликанских).

Согласно п.п. «а» пункта 2 части 1 ст. 10 Закона «О ветеранах», расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов, возмещаются за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. В соответствии с частью 2 указанной статьи порядок возмещения расходов утверждается Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ. Расходы, связанные  с предоставлением льгот ветеранам,  учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, при этом имеют целевое назначение.

Российская Федерация, установив ФЗ «О ветеранах» льготы в виде бесплатного проезда, приняла на себя и обязательство полного возмещения транспортным предприятиям расходов по предоставлению этой льготы.

Статьей 4 Закона «О социальной защите инвалидов» установлено, что к ведению федеральных органов власти в области социальной  защиты инвалидов относится установление федеральных льгот  отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов.

Постановлением Правительства РФ № 536 от 14.07.01 года утвержден Порядок предоставления  и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций  на реализацию ФЗ «О социальной защите инвалидов», действие Порядка продлено на 2002-2004 годы.

Порядком определено, что предоставление субсидий и субвенций субъектам РФ осуществляет МФ РФ на основании сводной бюджетной росписи в пределах объемов финансирования и лимитов  бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке. Субсидии и субвенции  зачисляются  в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов РФ, открытые в органах федерального казначейства, с отражением в доходах соответствующих бюджетов.

Пунктом 4 ст. 130, ст.ст. 133, 136 БК РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ передаются в виде субвенций и субсидий.

На реализацию федеральных законов «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов» были утверждены расходы на реализацию этих законов. Вместе с тем, выделенные бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы предприятий-перевозчиков, в том числе истца.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.

В Федеральном законе "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24.06.1999 N 119-ФЗ предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.

В соответствии с Законом "О федеральном бюджете на 2004 год" размер субсидий и субвенций, выделяемых из Фонда компенсаций на финансирование расходов, предусмотренных ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" - 506088000 рублей, ФЗ "О ветеранах" - 621338700 рублей, из них Хабаровскому краю, в соответствии с приложением № 14, выделено 506 088 000 рублей и 4 583 000 рублей.

Как установлено судом, объем средств перечисленных из них в бюджет Хабаровского края не покрывает расходы предприятий края, предоставивших льготные услуги. Доказательств нецелевого использования полученных субъектом РФ бюджетных средств не выявлено.

Ввиду того, что компенсация расходов истца, понесенных от предоставления льгот в соответствии с федеральными законами "О ветеранах",  "О социальной защите инвалидов в РФ", не произведена из-за необеспеченности нижестоящего бюджета, органами власти Российской Федерации  должны быть возмещены истцу убытки в сумме 4 986 167,04  рублей за счет казны Российской Федерации.

Доводы Министерства финансов РФ о недоказанности истцом размера предъявленных убытков из-за неподтверждения объема льготных перевозок опровергаются представленными истцом в дело документами учета, согласованными с уполномоченным на это органом - Комитетом по социальной защите населения Администрации г. Хабаровска, двухсторонними актами сверки расчетов, где отражена предъявленная истцом ко взысканию задолженность.

Не принимаются во внимание доводы МФ РФ в части отсутствия доказательств, представленных истцом, о фактической себестоимости  одной поездки в 2004 году, сложившейся  у истца.

Согласно пояснительной записке истца к бухгалтерскому балансу за 2004 год, фактическая себестоимость одной поездки истца составила 5,27 рублей, именно исходя из данного размера себестоимости рассчитаны убытки, предъявленные истцом.

В 2005 году на предприятии  Управлением финансового контроля Министерства финансов Хабаровского края была проведена проверка отдельных вопросов льготного финансирования проезда льготных категорий граждан на городском общественном электрическом транспорте, - в том числе  по расчету фактической себестоимости одной поездки.

Проверкой установлено, что фактическая себестоимость одной поездки по концу 2004 года  составила 5,27 рублей.

Региональная энергетическая комиссия Правительства Хабаровского края 16.12.04 года, на основании финансовых документов истца пришла к выводу, что за 9 месяцев 2004 года фактическая себестоимость  одной поездки составляет 5,12 рублей, и к предварительному выводу  о фактической себестоимости на конец 2004 года - 5,64 рублей.

Таким образом, истец представил доказательства о размере фактической себестоимости одной поездки, а ответчик - Минфин РФ, - не обосновал свои возражения и не представил доказательства иного размера сложившейся у истца себестоимости одной поездки.

Не подлежит применению срок исковой давности, заявленный Министерством финансов РФ, поскольку в соответствии со ст. 200 ГК РФ, с учетом положений ст. 12 Бюджетного кодекса РФ,  срок исковой давности на взыскание денежных средств, составляющих компенсацию затрат по предоставленным в 2004 году гражданам льготам, начал течь по окончании финансового года, то есть с 01.01.05 года и истек 10.10.08 года.  В связи с эти настоящие исковые требования, заявленные истцом 20.12.07 года, считаются поданными в арбитражный суд в пределах срока исковой давности.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Взыскать с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации   в пользу Муниципального унитарного предприятия города Хабаровска «Трамвайно-троллейбусное управление» убытки в сумме 4 986 167,04 рублей.

Утвердить мировое соглашение, заключенное  15 мая 2008 года между муниципальным унитарным предприятием города Хабаровска «Трамвайно-троллейбусное управление» и Министерством финансов Хабаровского края, по условиям которого Министерство финансов Хабаровского края обязалось в течение 10 дней со дня поступления  судебного акта об утверждении мирового соглашения, но не позднее 03.06.08 года  уплатить истцу 2 000 000 рублей  в возмещение убытков, причиненных неисполнением Закона Хабаровского края «О целевой краевой программе «Социальная защита пожилых граждан, инвалидов, малоимущих семей с детьми и других категорий граждан на 2004 год».

Производство по делу в части требований муниципального унитарного предприятия города Хабаровска «Трамвайно-троллейбусное управление» к Министерству финансов Хабаровского края о взыскании  5 163 148,72 рублей - прекратить.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации госпошлину в доход федерального бюджета в сумме 36 430,84 рублей.

Взыскать с Министерства финансов Хабаровского края госпошлину в доход федерального бюджета в сумме 10 750 рублей.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционном порядке и в двухмесячный срок после вступления его в законную силу в кассационном порядке путем направления жалобы через арбитражный суд Хабаровского края.

Судья                                                                               О.В. Шальнева