ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-13525/12 от 15.01.2013 АС Хабаровского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск дело № А73-13525/2012

21 января 2013 года

Резолютивная часть решения была объявлена судом 15 января 2013.

В полном объеме решение было изготовлено судом 21 января 2013.

Арбитражный суд Хабаровского края

в составе: судьи Барилко М.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Евдокимовой А.С.

рассмотрел в заседании суда дело по заявлению

федерального государственного бюджетного учреждения «Амурское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов»

к Главному управлению МЧС России по Хабаровскому краю

о признании незаконным предписания от 13.07.2012 № 57/4/1-3 по устранению нарушений требований в области защиты населения и территорий от ЧС

При участии:

От заявителя – начальник отдела правового регулирования Нагорненко Н.В. по доверенности от 06.08.2012 № 822

От ГУ МЧС России по Хабаровскому краю – государственный инспектор по пожарному надзору УНД ГУ МЧС России по Хабаровскому краю Пинчук М.В. по доверенности от 02.11.2012 б/н

В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 09.01.2013 по 15.01.2013.

Предмет спора:

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Амурское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов» (далее – ФГБУ «Амуррыбвод», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Главному управлению МЧС России по Хабаровскому краю (далее – ГУ МЧС России по Хабаровскому краю, надзорный орган) о признании незаконным предписания от 13.07.2012 № 57/4/1-3 по устранению нарушений требований в области защиты населения и территорий от ЧС.

В судебном заседании представитель заявителя требования, изложенные в заявлении, поддержал, настаивал на их удовлетворении.

Представитель ГУ МЧС России по Хабаровскому краю в судебном заседании требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, суд

У С Т А Н О В И Л:

25.06.2012 Управлением надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю было издано Распоряжение (Приказ) № 57/4 о проведении в период с 02.07.2012 по 27.07.2012 сроком не более 20 рабочих дней плановой выездной проверки федерального государственного бюджетного учреждения «Амурское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов» с целью контроля за исполнением обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, на основании годового календарного плана проведения мероприятий по надзору на 2012, размещенного на официальном сайте Прокуратуры Хабаровского края http://prokuror.hbr.ru/plan.php.

Распоряжение (Приказ) от 25.06.2012 № 57/4 о проведении плановой выездной проверки было получено представителем ФГБУ «Амуррыбвод» 27.06.2012.

При проведении плановой проверки УНД ГУ МЧС России по Хабаровскому краю были выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами : Постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 № 547, пунктов 2-4 Приказа МЧС России от 21.12.2005 № 993, Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794, а именно:

- не пройдено обучение руководящего состава ФГБУ «Амуррыбвод» в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,

- отсутствует Приказ об организации обучения в организации в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, План подготовки руководящего состава и специалистов,

- не созданы запасы средств индивидуальной защиты, не определены номенклатура и количество средств индивидуальной защиты для обеспечения работников ФГБУ «Амуррыбвод»,

- не разработано Положение о комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации, функциональные обязанности членов комиссии, порядок их оповещения.

Результаты проведенной проверки были зафиксированы в акте от 13.07.2012 № 57/4, и в этот же день, 13.07.2012 ФГБУ «Амуррыбвод» было выдано предписание № 57/4 по устранению в срок до 01.02.2013 нарушений требований в области защиты населения и территории от ЧС.

Акт проверки от 13.07.2012 № 57/4 и предписание от 13.07.2012 № 57/4/1-3 были вручены ФГБУ «Амуррыбвод»13.07.2012 (входящие номера 1802, 1801).

Не согласившись с предписанием от 13.07.2012 № 57/4/1-3, заявитель обратился с настоящим заявлением в суд.

Проанализировав представленные доказательства, суд не нашел оснований для удовлетворения заявленных требований.

Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля регламентирован Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 9 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

Согласно части 11 статьи 9 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона.

Частью 12 статьи 9 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ предусмотрено, что о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

В силу части 1 статьи 12 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности (часть 2 статьи 12 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 12 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:

1) удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и иных имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля документах юридического лица, индивидуального предпринимателя;

2) оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям или требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, без проведения соответствующего мероприятия по контролю.

Частью 1 статьи 13 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ предусмотрено, что срок проведения каждой из проверок, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, не может превышать двадцать рабочих дней.

В силу части 1 статьи 14 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

Согласно части 1 статьи 16 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Частью 4 статьи 16 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ предусмотрено, что акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.

Как установлено судом, плановая выездная проверка ФБГУ «Амурское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов» была проведена Управлением надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю на основании Распоряжения (Приказа) от 25.06.2012 № 57/4 в соответствии с годовым календарным планом проведения мероприятий по надзору на 2012, размещенного на официальном сайте Прокуратуры Хабаровского края http://prokuror.hbr.ru/plan.php.

Распоряжение (Приказ) о проведении в период с 02.07.2012 по 27.07.2012 плановой выездной проверки было получено представителем ФГБУ «Амуррыбвод» 27.06.2012.

Срок проверки не превысил установленного частью 1 статьи 13 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ срока проведения проверок.

Из Распоряжения (Приказа) от 25.06.2012 № 57/4 следует, что проверка проводилась в целях контроля за исполнения обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Акт проверки от 13.07.2012 № 57/4, составленный по результатам проверки, был вручен ФГБУ «Амуррыбвод» 13.07.2012 (вход.номер 1802).

Таким образом, как установлено судом, требования, предусмотренные ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ к проведению плановых выездных проверок, Управлением надзорной деятельности ГУ МЧС России по Хабаровскому краю при проведении проверки были соблюдены.

Пунктом 1 части 1 статьи 17 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ предусмотрено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 № 868 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 № 712, Министерство является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функции по контролю и надзору в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с задачами, возложенными на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.

Пунктом 3 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 № 868, предусмотрено, что МЧС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.

В силу пункта 6 Положения от 01.12.2005 № 712 должностные лица органов государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций в пределах своей компетенции имеют право выдавать организациям предписания по устранению нарушений требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Следовательно, предписание от 13.07.2012 № 57/4/1-3 по устранению нарушений требований в области защиты населения и территорий от ЧС, выдано уполномоченным лицом в пределах установленных компетенций.

Оспаривая законность выданного надзорным органом предписания, заявитель указывает на то, что в данном случае ФБГУ «Амуррыбвод», которое является бюджетным учреждением, подведомственным федеральному органу исполнительной власти – Федеральному агентству по рыболовству, и которое не входит в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вменяется исполнение обязанностей, которые могут быть отнесены только на специально уполномоченные в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны организации, входящие в систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В связи с отсутствием у учреждения полномочий на решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, оспариваемое предписание было выдано ненадлежащему лицу.

С указанными доводами заявителя суд не может согласиться.

Отношения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – ФЗ от 21.12.1994 № 68-ФЗ).

В соответствии с преамбулой действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Согласно статье 1 ФЗ от 21.12.1994 № 68-ФЗ предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Статьей 4 ФЗ от 21.12.1994 № 68-ФЗ предусмотрено, что единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.

Во исполнение вышеуказанной нормы и в целях совершенствования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Постановлением Правительства Российской Федерации № 794 от 30.12.2003 было утверждено Положение «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее - Положение о единой государственной системе).

В соответствии с пунктом 1 настоящее Положение определяет порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), далее именуемой единой системой.

Согласно пункту 2 Положения о единой государственной системе единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Пунктом 3 Положения о единой государственной системе предусмотрено, что единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

Координационным органом единой системы на объектовом уровне является комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации (пункт 7 Положения о единой государственной системе).

Пунктом 8 Положения о единой государственной системе предусмотрено, что образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляются соответственно Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.

Компетенция комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также порядок принятия решений определяются в положениях о них или в решениях об их образовании.

Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций возглавляются соответственно руководителями указанных органов и организаций или их заместителями.

В соответствии с пунктом «ж» статьи 14 ФЗ от 21.12.1994 № 68-ФЗ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций организации обязаны создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Согласно пункту 2 Положения «Об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты», утвержденного Приказом МЧС РФ от 21.12.2005 № 993 (далее – Положение об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты) предоставление населению средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ) осуществляется в соответствии с основными задачами в области гражданской обороны и в комплексе мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также для защиты населения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В силу пункта 3 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты накопление СИЗ осуществляется заблаговременно в мирное время в запасах материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств и резервах материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - запасы (резервы)) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.

Пунктом 4 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты предусмотрено, что обеспечение населения СИЗ осуществляется федеральными органами исполнительной власти - работников этих органов и бюджетных организаций, находящихся в их ведении.

Согласно пункту 5 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий осуществляет контроль и организационно-методическое руководство за накоплением, хранением и использованием запасов СИЗ, создаваемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.

Пунктом 25 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты предусмотрено, что организации определяют номенклатуру, объемы СИЗ в запасах (резервах), создают и содержат запасы (резервы) СИЗ, осуществляют контроль за созданием, хранением и использованием своих запасов (резервов) СИЗ.

В соответствии с пунктом 27 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты организации ежегодно информацию о номенклатуре и количестве СИЗ в запасах (резервах), распределении СИЗ, находящихся в запасах (резервах), и использовании СИЗ из запасов (резервов) направляют в органы по делам ГОЧС органов местного самоуправления и территориальные органы МЧС России.

Пунктом 28 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты предусмотрено, что закупка и поставка СИЗ в запасы (резервы) организаций осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 20 ФЗ от 21.12.1994 № 68-ФЗ руководители и другие работники органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций проходят подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации и в иных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию) и непосредственно по месту работы.

Порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно подпункту «г» пункта 2 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Положение о подготовке населения) подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.

В соответствии с подпунктами «б» и «в» пункта 3 Положение о подготовке населения основными задачами при подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций являются выработка у руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций навыков управления силами и средствами, входящими в состав единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; совершенствование практических навыков руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, а также председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям в организации и проведении мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.

В силу подпункта «д» пункта 4 Положения о подготовке населения подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает для председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям, руководителей органов местного самоуправления и организаций, уполномоченных работников - повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет, проведение самостоятельной работы, а также участие в сборах, учениях и тренировках.

Установив при проведении плановой выездной проверки нарушение ФГБУ «Амуррыбвод» требований Постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 № 547, пунктов 2-4 Приказа МЧС России от 21.12.2005 № 993, Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794, которые выразились в том, что не пройдено обучение руководящего состава ФГБУ «Амуррыбвод» в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, отсутствует Приказ об организации обучения в организации в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, План подготовки руководящего состава и специалистов, не созданы запасы средств индивидуальной защиты, не определены номенклатура и количество средств индивидуальной защиты для обеспечения работников ФГБУ «Амуррыбвод», не разработано Положение о комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации, функциональные обязанности членов комиссии, порядок их оповещения, 13.07.2012 Управление надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю правомерно выдало учреждению предписание № 57/4/1-3 по устранению в срок до 01.02.2013 нарушений требований в области защиты населения и территории от ЧС.

Суд отклоняет как основанные на неверном толковании норм права доводы учреждения о том, что в данном случае ФБГУ «Амуррыбвод», которое не входит в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вменяется исполнение обязанностей, которые могут быть отнесены только на специально уполномоченные в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны организации, входящие в систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Оспариваемым предписанием учреждению вменяется невыполнение мероприятий на объектовом уровне.

Доводы учреждения о том, что поскольку ФБГУ «Амуррыбвод» финансируется из федерального бюджета, обязанность по созданию запасов средств индивидуальной защиты, определению номенклатуры и количества средств индивидуальной защиты, возложена на ненадлежащее лицо, суд также отклоняет по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 4 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты федеральные органы исполнительной власти обеспечивают СИЗ работников этих органов и бюджетных организаций, находящихся в их ведении.

Вместе с тем, в данном случае надзорный орган не вменяет ФБГУ «Амуррыбвод» обязанность обеспечить работников организации средствами индивидуальной защиты, а руководствуясь статьей 14 ФЗ от 21.12.1994 № 68-ФЗ и пунктами 25-28 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, указывает на необходимость создания в организации запасов средств индивидуальной защиты, определения номенклатуры и количества средств индивидуальной защиты.

Указанные мероприятия подлежат выполнению учреждением за счет средств учредителя.

При этом из материалов дела следует, что в соответствии решением начальника по делам ГО и ЧС ФГБУ «Амуррыбвод» по ликвидации чрезвычайных ситуаций для ликвидации чрезвычайных ситуаций определено подготовить автотранспорт, выдать шанцевый инструмент, обеспечить наличие противогазов на рабочих местах.

Согласно плану по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время ФГБУ «Амуррыбвод», утвержденному начальником ФГБУ «Амуррыбвод» 03.07.2012, в предстоящие мероприятия по защите рабочих и служащих управления входит поддержание в готовности к применению противогазов на рабочих местах в размере 100 %.

В данном случае, как установлено судом, противогазы, относящиеся к средствам индивидуальной защиты, в ФГБУ «Амуррыбвод» отсутствуют.

Суд принимает во внимание, что письмом № 3643 ФГБУ «Амуррыбвод» сообщило начальнику Амурского территориального управления Федерального агентства по рыболовству о необходимости выделения учреждению денежных средств на приобретение противогазов и костюмов химической защиты.

Вместе с тем, указанное письмо датировано декабрем 2011, при этом доказательств того, что после направления указанного письма учреждение и далее предпринимало меры, направленные на получение денежных средств, необходимых для приобретения средств индивидуальной защиты, заявителем в материалы дела не представлено.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом из положений части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что требование о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения и действия (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть удовлетворено при наличии одновременно двух условий : если ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права лица, подавшего заявление о признании этого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными.

С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание от 13.07.2012 № 57/4/1-3, выданное Управлением надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю, соответствует положениям ФЗ от 21.12.1994 № 68-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 № 547, Приказа МЧС России от 21.12.2005 № 993, Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794, и не нарушает права и законные интересы учреждения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем, оснований для признания оспариваемого предписания незаконным не имеется.

На основании вышеизложенного, требования ФГБУ «Амуррыбвод» удовлетворению не подлежат.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде относятся на заявителя, требования которого не были судом удовлетворены.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд, а также в двухмесячный срок после вступления его в законную силу – в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, через Арбитражный суд Хабаровского края при условии, что решение суда было предметом рассмотрения Шестого арбитражного апелляционного суда или Шестой арбитражный апелляционный суд отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья М.А. Барилко