г. Хабаровск Дело № А73-13603/2007-90АП
«18» февраля 2008 года
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи А.Г. Калашникова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.Л. Наседкиной
рассмотрел в судебном заседании заявление Открытого акционерного общества «Хабаровский речной торговый порт»
об отмене постановления Управления охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Правительства Хабаровского края от 14.12.2007 № 630
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя – ФИО1, по доверенности от 09.01.2008 № 13, паспорт <...> выдан УВД Железнодорожного района г. Хабаровска 30.04.2004.
от административного органа – ФИО2, консультант отдела правового обеспечения, по доверенности от 21.01.2008 № 6.3.28-453, удостоверение от 15.01.2008 № 264.
В судебном заседании объявлялся перерыв в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) с 11.02. по 13.02.2008, с 13.02. по 15.02.2008 и с 15.02. по 18.02.2008.
Сущность дела: Открытое акционерное общество «Хабаровский речной торговый порт» (далее – заявитель, Общество, ОАО «Хабречторгпорт») обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления Управления охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Правительства Хабаровского края (далее – административный орган) от 14.12.2007 № 630, которым Общество привлечено к административной ответственности по статье 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 45 000 рублей.
В судебном заседании представитель заявителя на требованиях настаивал по основаниям, изложенным в заявлении. Полагает, что привлечение к административной ответственности и назначение административного наказания по статье 8.39 КоАП РФ является неправомерным, поскольку, по мнению заявителя, факт административного правонарушения административным органом не доказан. Кроме того, в силу закона ОАО «Хабречторгпорт» вправе производить обрезку деревьев, если линии электропередачи напряжением до 1000 В проходят через лесные массивы.
Представитель административного органа с доводами представителя заявителя не согласился, считает, что отсутствуют основания для отмены оспариваемого постановления. Дело об административном правонарушении рассмотрено полно, объективно и всесторонне.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее:
29.10.2007 государственным инспектором Хабаровского края по охране природы ФИО3 на основании обращения ФГУ «ДальНИИЛХ» от 08.10.2007 был составлен акт № 617 проверки соблюдения требований природоохранного законодательства на внутренней территории Дендрария ФГУ «ДальНИИЛХ» по факту самовольной рубки деревьев на территории Дендрария.
В ходе проверки было установлено, что на внутренней территории Дендрария, со стороны улицы Пионерской г. Хабаровска, имеется электроподстанция, рядом установлен столб, на него подвешен электрокабель и протянуты провода на столб, установленный на территории гаражного кооператива. Установка столба и прокладка проводов, заземления была осуществлена в конце августа 2007 года. Данные работы были проведены без согласования с ФГУ «ДальНИИЛХ», и при обходе территории Дендрария сотрудниками отдела Дендрария факт работ был выявлен позднее, когда столб был установлен и провода проведены на территорию гаражного кооператива. Возле столба и под проводами обнаруженны срубленные деревья следующих пород: орех диаметром 8 см – 1 штука, диаметром 15 см – 1 штука; ива диаметром 5-7 см – 3 штуки, диаметром 15 см – 1 штука; вяз (ильм) диаметром 15 см – 1 штука, диаметром 20 см – 1 штука; клен диаметром 18 см – 1 штука. Порублено топором два дерева (ильм) диаметром 15 см.
20.11.2007 государственным инспектором Хабаровского края по охране природы ФИО3 был составлен акт № 630 проверки соблюдения требований природоохранного законодательства Открытым акционерным обществом «Хабаровский речной торговый порт» в результате эксплуатации трансформаторной подстанции распредустройства, расположенной на территории Дендрария ФГУ «ДальНИИЛХ».
В ходе проверки было установлено, что КТПН-400 установлена и эксплуатируется с марта 1979 года. В настоящее время эксплуатацией подстанции занимается ОАО «Хабаровский речной торговый порт». Отсутствуют какие-либо документы (договор, соглашение, разовые заявки) на проведение работ по техобслуживанию подстанции, ремонту ЛЭП между ОАО «Хабречторгпорт» и ФГУ «ДальНИИЛХ». В августе 2007 года работники предприятия с главным энергетиком ФИО4 выполнили ремонтные работы по установке столба электролинии от КТПН-400 без согласования с руководством Дендрария. На месте работ работником Дендрария обнаружены срубленные деревья: орех диаметром 8 см – 1 штука, диаметром 15 см – 1 штука; ива диаметром 5-7 см – 3 штуки, диаметром 15 см – 1 штука; ильм диаметром 15 см – 1 штука, диаметром 20 см – 1 штука; клен диаметром 18 см – 1 штука; повреждено топором два ильма диаметром 15 см.
05.12.2007 в отношении ОАО «Хабаровский речной торговый порт» по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 КоАП РФ, составлен протокол об административном правонарушении № 630.
14.12.2007 государственным инспектором Хабаровского края по охране природы ФИО3 по результатам рассмотрения протокола и материалов проверки вынесено постановление № 630 о привлечении ОАО «Хабаровский речной торговый порт» к административной ответственности по статье 8.39 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 45 000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании его законности.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав и дав оценку имеющимся в материалах дела доказательствам, суд считает, что требования заявителя подлежат частичному удовлетворению в связи со следующим.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды регулируются Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ).
Согласно статье 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ памятники природы являются объектами особой охраны окружающей среды от уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.
В силу пункта 2 статьи 59 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Лесного кодекса Российской Федерации к лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, относятся леса, расположенные на территориях памятников природы.
Согласно статье 102 Лесного кодекса РФ и пункту 2 Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 16.07.2007 № 181 (далее – Особенности), леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, относятся к защитным лесам.
Леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, используются в соответствии с режимом особой охраны особо охраняемой природной территории и целевым назначением земель, определяемыми лесным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях и положением о соответствующей особо охраняемой природной территории. В лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (пункт 3 Особенностей).
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ и пунктом 2 статьи 26 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся право образования особо охраняемых природных территорий регионального значения, а именно, памятников природы регионального значения, управление и контроль в области охраны и использования таких территорий.
Согласно пункту 3 статьи 26 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Постановлением главы администрации Хабаровского края от 20.01.1997 № 7 «Об особо охраняемых природных территориях Хабаровского края» Дендрарий научно-исследовательского института лесного хозяйства был объявлен памятником природы краевого значения и является особо охраняемой природной территорией.
В соответствии с Постановлением Губернатора Хабаровского края от 30.12.2003 № 335 «Об утверждении границ и режима особой охраны памятников природы краевого значения в г. Хабаровске» на территории памятника природы краевого значения « Дендрарий Дальневосточного научно-исследовательского института лесного хозяйства» установлен режим особой охраны, согласно которому на территории памятника природы запрещается всякая деятельность, угрожающая сохранению отдельных объектов растительного мира и их сообществ, а также приводящая к отрицательным изменениям состояния окружающей среды и ее отдельных компонентов, в том числе вырубка деревьев и кустарников, кроме санитарных рубок усохших и больных деревьев, осуществляемых под контролем сотрудников Дальневосточного научно-исследовательского института лесного хозяйства.
Федеральное государственное учреждение «Дальневосточный научно-исследовательский институт лесного хозяйства» (далее - ФГУ «ДальНИИЛХ) приняло на себя обязательство по охране памятника природы краевого значения «Дендрарий Дальневосточного научно-исследовательского института лесного хозяйства» (далее – Дендрарий) в соответствии с охранным обязательством на памятник природы краевого значения, утвержденным руководителем Управления Росприроднадзора по Хабаровскому краю 10.10.2005.
Пунктом 9 Особенностей предусмотрено, что в лесах, расположенных на территориях памятников природы и в границах их охранных зон, запрещается проведение рубок лесных насаждений в случае, если это влечет за собой нарушение сохранности памятников природы.
Кроме того, в силу пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.
Нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах), является в соответствии со статьей 8.39 КоАП РФ административным правонарушением и влечет административное наказание для юридических лиц в виде наложения административного штрафа в размере от тридцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
Анализ вышеуказанных норм права в совокупности с установленными по делу обстоятельствами позволяет сделать вывод об установлении административным органом в действиях Общества факта административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 КоАП РФ.
Довод заявителя о том, что оспариваемое постановление подлежит отмене, поскольку отсутствуют доказательства вины ОАО «Хабречторгпорт», является несостоятельным и подлежит отклонению по следующим основаниям.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, комплектная трансформаторная (преобразовательная) подстанция КТПН – 400 и воздушная линия электропередачи напряжением 0,4 кВ, расположенные на территории Дендрария, находятся на балансе, эксплуатируются и обслуживаются ОАО «Хабаровский речной торговый порт», что подтверждается разрешением на включение КТПН-400 в районе ул. Загородной (л.д. 45), актом от 01.03.1971 (л.д. 46), актом от 27.10.1971 (л.д. 47) и перечнем работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации оперативно-ремонтным персоналом ОАО «Хабречторгпорт» от 11.01.2007 (л.д.48).
Из объяснений свидетеля ФИО4, являющегося главным энергетиком ОАО «Хабаровский речной торговый порт» следует, что в августе 2007 года в районе КТПН-400, расположенной на территории Дендрария, произошла авария: возле трансформаторной подстанции упала опора и была повреждена воздушная линия электропередачи (ВЛ). В ходе восстановительных работ, проводимых работниками ОАО «Хабречторгпорт», была произведена обрезка веток различных деревьев и рубка клена с целью обеспечения безопасных условий эксплуатации электроустановок.
Данное обстоятельство подтверждается выпиской из Журнала по технике безопасности заявителя, согласно которой 26.08.2007 электромеханики ФИО5 и ФИО6 прошли внеплановый инструктаж по технике безопасности в связи с проведением ремонтных работ по устранению повреждения ВЛ -0,4 кВ (л.д. 60, 61).
Кроме того, объяснения свидетеля ФИО4 согласуются с пояснениями свидетелей ФИО7 и ФИО8
Также не может быть принят судом во внимание довод заявителя о том, что в силу закона ОАО «Хабречторгпорт» вправе производить обрезку деревьев, если линии электропередачи напряжением до 1000 В проходят через лесные массивы.
Так, в соответствии с пунктом 3 Правил охраны электрических сетей напряжением до 1000 В, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 11.09.1972 № 667, если линии электропередачи напряжением до 1000 В проходят через лесные массивы, обрезка деревьев, растущих в непосредственной близости к проводам, производится организацией, эксплуатирующей линии электропередачи. При прохождении линий электропередачи через парки, сады и другие многолетние насаждения обрезка деревьев производится организацией, эксплуатирующей линии электропередачи, а при обоюдном согласии сторон – организацией, в ведении которой находятся эти насаждения, или индивидуальными владельцами садов и других многолетних насаждений в порядке, определяемом организацией, эксплуатирующей линии электропередачи.
Далее, согласно пункту 12 вышеуказанных Правил для ликвидации аварий на линиях электропередачи напряжением до 1000 В разрешается вырубка отдельных деревьев в лесных массивах, прилегающих к трассе этих линий, с последующим оформлением в установленном порядке лесорубочных билетов (ордеров) и с очисткой мест рубки от порубочных остатков.
Кроме того, организации, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм (далее - Потребители), эксплуатирующие действующие электроустановки напряжением до 220 кВ включительно, в соответствии с пунктом 1.1.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Министерства энергетики РФ от 13.01.2003 № 6, должны соблюдать требования данных Правил.
Согласно пункту 2.3.1 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей положения главы 2.3. «Воздушные линии электропередачи и токопроводы» распространяется на ВЛ напряжением (0,38 - 220) кВ.
Исходя из пункта 2.3.17. Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, трассу ВЛ необходимо периодически расчищать от кустарников и деревьев и содержать в безопасном в пожарном отношении состоянии; следует поддерживать установленную проектом ширину просек и проводить обрезку деревьев. Обрезку деревьев, растущих в непосредственной близости к проводам, производит Потребитель, эксплуатирующий ВЛ. Деревья, создающие угрозу падения на провода и опоры, должны быть вырублены с последующим уведомлением об этом организации, в ведении которой находятся насаждения.
Однако согласно части 4 статьи 103 Лесного кодекса РФ особенности проведения выборочных рубок лесных насаждений и в установленных федеральными законами случаях сплошных рубок лесных насаждений определяются положениями о соответствующих особо охраняемых природных территориях.
Пунктом 3.4 Режима особой охраны памятника природы краевого значения «Дендрарий Дальневосточного научно-исследовательского института лесного хозяйства», установленного Постановлением Губернатора Хабаровского края от 30.12.2003 № 335, на территории памятника природы допускаются санитарные рубки усохших и больных деревьев и кустарников, прореживание загущенных насаждений, обрезка крон, скашивание травянистой растительности, выполняемые под руководством специалистов Дальневосточного научно-исследовательского института лесного хозяйства.
Из части 2 статьи 2.1 КоАП РФ следует, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При таких обстоятельствах, учитывая положения вышеуказанных норм права, суд считает, что у Общества имелась возможность произвести обрезку крон деревьев при ремонте воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ под непосредственным руководством специалистов ФГУ «ДальНИИЛХ», но им не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства.
Вместе с тем, в соответствии с частью 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Как усматривается из материалов дела, административным органом по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении Обществу в соответствии со статьей 8.39 КоАП РФ была назначена санкция среднего значения в виде штрафа 45 000 рублей, тогда как санкция данной статьи предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей.
Статьей 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Каких-либо отягчающих обстоятельств, которые повлекли применение к ОАО «Хабаровский речной торговый порт» более строгого размера наказания, предусмотренного санкцией статьи 8.39 КоАП РФ, административным органом в оспариваемом постановлении не указано.
Таким образом, у административного органа не было оснований применять к правонарушителю указанное в постановление более строгое наказание.
В соответствии со статьей 211 АПК РФ, пунктом 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ суд по результатам рассмотрения заявления об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности при наличии соответствующих оснований вправе принять решение об изменении оспариваемого решения, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление, что соответствует положениям пункта 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».
Суд вправе изменить меру наказания в пределах, предусмотренных нормативным актом об ответственности за административное правонарушение, с учетом характера совершенного правонарушения, личности правонарушителя, степени его вины, имущественного положения, обстоятельств, смягчающих ответственность.
Учитывая степень допущенных нарушений требований Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ и Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ, суд считает необходимым отменить постановление Управления охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Правительства Хабаровского края от 14.12.2007 № 630 о привлечении ОАО «Хабаровский речной торговый порт» к административной ответственности в части превышения административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.
В связи с тем, что в соответствии со статьей 208 АПК РФ заявления об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются, государственная пошлина, уплаченная Обществом при подаче заявления, подлежит возврату из федерального бюджета в порядке статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 207-211 АПК РФ, статьями 8.39, 30.7 КоАП РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Требования Открытого акционерного общества «Хабаровский речной торговый порт» удовлетворить частично.
Постановление Управления охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Правительства Хабаровского края от 14.12.2007 № 630 о привлечении ОАО «Хабаровский речной торговый порт» к административной ответственности по статье 8.39 КоАП РФ отменить в части размера штрафа, превышающего 30 000 рублей.
В остальной части требования Общества оставить без удовлетворения.
Возвратить ОАО «Хабаровский речной торговый порт» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 рублей, уплаченную по платежному поручению № 288 от 19.12.2007.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней путем подачи апелляционной жалобы в Шестой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Хабаровского края и в двухмесячный срок после вступления его в законную силу в кассационном порядке путем направления кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья А.Г. Калашников