АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-13636/2012
19 декабря 2012 года
Резолютивная часть решения объявлена 18.12.2012, полный текст решения изготовлен 19.12.2012.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи А.Г. Калашникова, при ведении протокола секретарем А.А. Ульяновой с использованием средств аудиозаписи,
рассмотрел в судебном заседании заявление Управляющей компании общество с ограниченной ответственностью «ВИК-Гарант» о признании незаконным и отмене постановлений № 232/02, 233/02 от 11.10.2012 Отдела надзорной деятельности по Индустриальному району г. Хабаровска
при участии:
от заявителя: ФИО1 доверенность от 12.11.2012
от ОНД: ФИО2 доверенность от 17.10.2012 № 2-25/1030
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ объявлен перерыв с 12.12.2012 по 18.12.2012.
Сущность спора: Управляющая компания общество с ограниченной ответственностью «ВИК-Гарант» (далее – УК ООО «Вик-Гарант», заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановлений Отдела надзорной деятельности по Индустриальному району г. Хабаровска от 11.10.2012 № 232/02, 233/02, которыми Общество привлечено к административной ответственности по части 1 и 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Определением от 12.12.2012 дела № А73-13636/2012, № А73-13637/2012 объединены в одно производство для совместного рассмотрения, делу присвоен номер А73-13636/2012.
Представитель УК ООО «Вик-Гарант» на требованиях настаивала по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель отдела надзорной деятельности считает вынесенные постановления законными и обоснованными, просит в удовлетворении требований отказать.
Суд установил:
На основании указания ГУ МЧС России по Хабаровскому краю «О рассмотрении обращения» по заявлению гражданина ФИО3, проживающего по адресу: <...> – 13, по распоряжению № 319 от 07.09.2012г. согласованного прокуратурой Индустриального района г. Хабаровска проведена проверка многоквартирного жилого дома по адресу: <...> на предмет соблюдения требований противопожарной безопасности.
В период с 12.09.2012г. по 26.09.2012г инспектором ОНД по Индустриальному району г. Хабаровска проводилось мероприятие по контролю за соблюдением обязательных требований пожарной безопасности в подвальных помещениях многоквартирного жилого дома используемых под производственные мастерские УК ООО «ВИК-ГАРАНТ».
В ходе проверки установлено нарушение Правил противопожарного режима в РФ от 25.04.2012 № 390, а именно:
- в подвальном этаже допускается хранение горючих материалов (деревянных досок);
- в подвале второго подъезда помещение мастерских не отделено от жилой части дома (лестничной площадки) глухой противопожарной перегородкой (сообщается через дверной проем).
03.10.2012 отделом надзорной деятельности в отношении ООО «Вик-Гарант» в присутствии представителя Общества ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ. О времени и месте составления протокола общество извещено уведомлением от 26.09.2012, на котором имеется входящий штамп ООО «Вик-Гарант» от 26.09.2012 за № 812.
Протоколом ООО «Вик-Гарант» извещено о времени и месте рассмотрения дела, о чем имеется входящий штамп от 03.10.2012 за № 835.
11.10.2012 Отделом надзорной деятельности по Индустриальному району г. Хабаровска ООО «Вик-Гарант» признано виновным в совершении правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ и вынесено постановление № 232/02 о назначении административного наказания.
Так же в ходе проверки установлено, что в подвальном этаже под вторым подъездом в мастерской электросветильники эксплуатируются со снятыми плафонами.
03.10.2012 отделом надзорной деятельности в отношении ООО «Вик-Гарант» в присутствии представителя Общества ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении по части 3 статьи 20.4 КоАП РФ. О времени и месте составления протокола общество извещено уведомлением от 26.09.2012, на котором имеется входящий штамп ООО «Вик-Гарант» от 26.09.2012 за № 812.
Протоколом ООО «Вик-Гарант» извещено о времени и месте рассмотрения дела, о чем имеется входящий штамп от 03.10.2012 за № 837.
11.10.2012 Отделом надзорной деятельности по Индустриальному району г. Хабаровска ООО «Вик-Гарант» признано виновным в совершении правонарушения предусмотренного частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ и вынесено постановление № 233/02 о назначении административного наказания.
Не согласившись с постановлениями отдела надзорной деятельности Общество обжаловало их в судебном порядке.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствие со статьей 5 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
В соответствие со статьей 48 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» целью создания систем предотвращения пожаров является исключение условий возникновения пожаров. Исключение условий возникновения пожаров достигается исключением условий образования горючей среды и (или) исключением условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания.
В соответствие с пунктом 23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390) на объектах запрещается:
- хранить и применять на чердаках, в подвалах и цокольных этажах легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, порох, взрывчатые вещества, пиротехнические изделия, баллоны с горючими газами, товары в аэрозольной упаковке, целлулоид и другие пожаровзрывоопасные вещества и материалы, кроме случаев, предусмотренных иными нормативными документами по пожарной безопасности;
- использовать чердаки, технические этажи, вентиляционные камеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов;
- устраивать в подвалах и цокольных этажах мастерские, а также размещать иные хозяйственные помещения, если нет самостоятельного выхода или выход из них не изолирован противопожарными преградами от общих лестничных клеток.
В соответствие с пунктом 7.4 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» части зданий и помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. При этом требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания.
Как следует из материалов дела, инспектором ОНД по Индустриальному району г. Хабаровска проводилось мероприятие по контролю за соблюдением обязательных требований пожарной безопасности в подвальных помещениях многоквартирного жилого дома (<...>) используемых под производственные мастерские УК ООО «ВИК-ГАРАНТ». В ходе проверки установлено нарушение Правил противопожарного режима в РФ от 25.04.2012 № 390, а именно: в подвальном этаже допускается хранение горючих материалов (деревянных досок); в подвале второго подъезда помещение мастерских не отделено от жилой части дома (лестничной площадки) глухой противопожарной перегородкой (сообщается через дверной проем).
Согласно части 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
За данные нарушения 11.10.2012 Отделом надзорной деятельности по Индустриальному району г. Хабаровска УК ООО «Вик-Гарант» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ и вынесено постановление № 232 о назначении административного наказания.
Не принимается довод ООО «Вик-Гарант» о том, что проверяющим Отдела надзорной деятельности не использовались специальные технические средства для установления факта отсутствия в подвале второго подъезда глухой противопожарной перегородки.
Как следует из акта проверки в подвале второго подъезда помещение мастерских не отделено от жилой части дома (лестничной площадки) глухой противопожарной перегородкой (сообщается через дверной проем).
Из пояснений государственного инспектора Индустриального района г. Хабаровска ФИО2 следует, что дверной проем кустарного производства на случай пожара не сможет обеспечить надежную защиту от огня. Для определения огнестойкости дверного проема не требуется специальных технических средств. В такие места устанавливают специально изготовленные двери с большим пределом огнестойкости, имеющие сертификаты завода изготовителя. На имеющуюся в подвале второго подъезда металлическую дверь общество не представило сертификата, изготовлена дверь кустарным способом.
ООО «Вик-Гарант» в судебное заседание сертификат на дверное полотно так же не представлен.
Далее, в соответствии с подпунктом «в» пункта 42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 запрещается эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника.
Из части 3 статьи 20.4 КоАП РФ следует, что нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В ходе проверки установлено, что в подвальном этаже под вторым подъездом в мастерской электросветильники эксплуатируются со снятыми плафонами.
11.10.2012 Отделом надзорной деятельности по Индустриальному району г. Хабаровска УК ООО «Вик-Гарант» привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 20.4 КоАП РФ и вынесено постановление № 233 о назначении административного наказания.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае УК ООО «Вик-Гарант» имело возможность для соблюдения правил и норм, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Неисполнение вышеназванных требований пожарной безопасности влияет на безопасность находящихся в здании людей.
В связи с чем Отделом надзорной деятельности по Индустриальному району г. Хабаровска правомерно УК ООО «Вик-Гарант» привлечено к административной ответственности в соответствие с частью 1 и 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судом не принимается довод представителя общества со ссылкой на статью 27.8 КоАП РФ о наличии существенного нарушения органом пожарного надзора процедуры проведения проверки ввиду отсутствия понятых при составлении акта проверки и отсутствии при проверке генерального директора общества.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения (приказа) № 319 от 07.09.2012г. Отдела надзорной деятельности по Индустриальному району г. Хабаровска, согласованного прокуратурой Индустриального района г. Хабаровска в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований пожарной безопасности в помещениях, принадлежащих УК ООО «Вик-Гарант».
В статье 16 Федерального закона N 294-ФЗ установлен порядок оформления результатов проверки.
В силу части 1 указанной статьи настоящего Закона по результатам проверки должностными лицами государственного контроля (надзора), проводящими проверку, составляется акт.
Так, по результатам указанной плановой проверки орган пожарного надзора в соответствии с положениями статьи 16 Федерального закона N 294-ФЗ 26.09.2012 составил акт проверки N 319.
Статья 16 Федерального закона N 294-ФЗ не устанавливает обязанность присутствия понятых при составлении акта проверки и наличия в нем их подписей; не предусмотрено это и Административным регламентом, утвержденным Приказом МЧС России от 28.06.2012 N 375.
Генеральный директор УК ООО «ВИК-ГАРАНТ» ФИО4 был уведомлен заранее о начале проведения внеплановой выездной проверки, распоряжение государственного пожарного надзора №319 от 07.09.2012г. «о проведении внеплановой, выездной проверки за соблюдением обязательных требований пожарной безопасности» было вручено ему под роспись 10.09.12г.
Согласно пункта 12 Административного регламента от 28.06.2012 N 375, лица, в отношении которых осуществляются мероприятия по надзору, обязаны: обеспечить присутствие руководителей или своих уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению требований пожарной безопасности, обеспечивать доступ должностным лицам органов ГПН при осуществлении ими проверок на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий, производственные, хозяйственные и иные помещения и строения; предоставлять при проведении проверок по требованию должностных лиц органов ГПН сведения и документы о состоянии пожарной безопасности объекта защиты, в том числе о пожарной опасности производимой или реализуемой продукции.
Протокол осмотра в порядке статьи 27.8 КоАП РФ органом пожарного надзора не составлялся, его отсутствие, при наличии иных доказательств, свидетельствующих о совершении предпринимателем административных правонарушений, не опровергает наличие события вмененных нарушений требований пожарной безопасности.
Постановлениями № 232/02 и 233/02 от 11.10.2012 Отделом надзорной деятельности по Индустриальному району г. Хабаровска правомерно применена санкция в размере 150000 рублей, что соответствует положениям статьи 4.1 КоАП РФ и пункту 21 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 № 5.
Процедура и сроки привлечения к административной ответственности не нарушены.
Вместе с тем, оценив фактические обстоятельства дела и проанализировав правовой характер совершенного правонарушения изложенный в постановлении № 233/02 от 11.10.2012, суд первой инстанции считает возможным применить положения статьи 2.9 КоАП РФ, в силу которой при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Так, постановлением Отдела надзорной деятельности № 233/02 от 11.10.2012 УК ООО «Вик-Гарант» признано виновным в совершении правонарушения предусмотренного частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ в связи с тем, что в подвальном этаже под вторым подъездом в мастерской электросветильники эксплуатируются со снятыми плафонами.
Кодекс не содержит исключений применения статьи 2.9 КоАП РФ в отношении какого-либо административного правонарушения.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам, в силу пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, что предполагает соразмерность деяния и назначаемого за него наказания.
Таким образом, для привлечения к административной ответственности и назначения административного наказания необходимо, чтобы характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения соответствовали характеру и размеру назначаемого административного наказания. Иначе цели административного наказания, указанные в части 1 статьи 3.1 КоАП РФ, не будут реализованы, а административное наказание превратится из меры ответственности в средство ограничения конституционного права каждого на свободу предпринимательской и иной экономической деятельности. Это будет противоречить Конституции Российской Федерации и сущности института юридической ответственности.
В материалы дела УК ООО «ВИК-Гарант» представлен комиссионный акт от 11.12.2012, согласно которого все осветительное оборудование оснащено защитными плафонами.
На основании изложенного суд первой инстанции приходит к выводу, что наложение на УК ООО «ВИК-Гарант» административного наказания в виде штрафа в размере 150 000 рублей имеет неоправданно карательный характер, не соответствует тяжести правонарушения и степени вины нарушителя, с учетом того, что по результатам проверки общество трижды привлечено к административной ответственности по части 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
В данном случае возбуждением дела об административном правонарушении и его рассмотрением достигнуты предупредительные цели административного производства, установленные частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
С учетом конкретных обстоятельств дела, при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным интересам; вреда, причиненного личности, обществу или государству, и отсутствии направленности действий общества на нарушение закона суд первой инстанции считает необходимым применить статью 2.9 КоАП РФ, квалифицировав допущенное административное правонарушение как малозначительное и освободил общество от ответственности.
Постановление № 232/02 от 11.10.2012 Отдела надзорной деятельности по Индустриальному району г. Хабаровска законно и обоснованно и отмене не подлежит.
Поскольку в соответствие с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, государственная пошлина уплаченная платежными поручениями № 880, 879 от 13.10.2012 в размере 4 000 рублей подлежит возврату УК ООО «ВИК-Гарант».
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 210 АПК РФ, статьей 30.7 КоАП РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Требования Управляющей компании общества с ограниченной ответственностью «ВИК-Гарант» удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить постановление Отдела надзорной деятельности по Индустриальному району г. Хабаровска № 233/02 от 11.10.2012.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Возвратить Управляющей компании обществу с ограниченной ответственностью «ВИК-Гарант» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 4 000 рублей уплаченную платежными поручениями № 880, 879 от 13.10.2012.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья А.Г. Калашников