ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-13643/19 от 05.09.2019 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск дело № А73-13643/2019

12 сентября 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 05 сентября 2019 года.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Ж.Г. Шестак,

при ведении протокола судебного заседания секретарем О.И. Вершининой,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Кировского района города Хабаровска

о привлечении общества с ограниченной ответственностью ЧОО «Навигатор» к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

В судебное заседание явились представители:

от прокуратуры – Смирнова Т.А. помощник прокурора Кировского района г.Хабаровска;

от лица, привлекаемого к ответственности – ФИО1 по доверенности от 09.01.2019.

Сущность дела: Прокурор Кировского района города Хабаровска (далее – прокурор, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью ЧОО «Навигатор» (далее – ООО ЧОО «Навигатор», Общество, лицензиат) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).

Представитель прокурора в судебном заседании на заявленном требовании настаивала по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель общества с доводами заявителя не согласилась по мотивам, изложенным в отзыве на заявление.

Изучив материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью ЧОО «Навигатор», расположенное по адресу: 680003, <...>, зарегистрировано 17.10.2007г. Инспекцией Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Хабаровска за основным государственным регистрационным номером 1072723008555, ИНН <***> и на основании лицензии № 506-КР от 19.12.2007г. осуществляет частную охранную деятельность на территории Российской Федерации.

20.06.2019г. прокуратурой Кировского района г. Хабаровска на основании задания прокуратуры Хабаровского края от 06.06.2019 № 2-07-2019 проведена проверка на предмет соблюдения ООО ЧОО «Навигатор» законодательства о лицензировании при осуществлении охранных услуг на объекте: Стадион «Нефтяник», расположенном по адресу: <...>.

В ходе проверки установлены следующие обстоятельства:в нарушение п. 7 ч. 3 ст. 3, ч. 1 ст. 11, ст. 11.2 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» общество на основании договора от 24.12.2018 № 316, заключенного с МАУ «Дирекция спортивных сооружений города Хабаровска», оказывало охранные услуги, не предусмотренные лицензией, а именно: осуществляло охрану объекта и имущества, а также обеспечивало пропускной режим на объекте (стадион «Нефтяник»), в отношении которого установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности.

Усмотрев в действиях ООО ЧОО «Навигатор» признаки состава административного правонарушения, 11.07.2019 прокурором Кировского района г. Хабаровска Пантелеевым К.Ю. в отношении ОО ЧОО «Навигатор» возбуждено дело об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, о чем вынесено соответствующее постановление.

О времени и месте рассмотрения вопроса о привлечении юридического лица к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ общество извещалось надлежащим образом, путем вручения 09.07.2019г. соответствующего требования о явке от 08.07.2019 Врио генерального директора ООО ЧОО «Навигатор» ФИО2

11.07.2019г. Врио генерального директора ООО ЧОО «Навигатор» ФИО2 явился в прокуратуру, где дал письменные объяснения. При этом присутствовать при составлении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении представитель общества отказался, ходатайство об отложении процессуального действия не заявил, в связи с чем постановление было вынесено в отсутствие представителя юридического лица, о чем помощником прокурора Смирновой Т.А. с участием сотрудников прокуратуры ФИО3 и ФИО4 был составлен соответствующий акт от 11.07.2019г.

По правилам абзаца 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ прокурор Кировского района г. Хабаровска обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО ЧОО «Навигатор» к административной ответственности по вышеназванной норме административного законодательства.

Заслушав в судебном заседании пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив, с позиций статьи 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Статьей 3 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ (далее – Федеральный закон от 04.05.2011г. № 99-ФЗ) определены основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе, в частности:

- лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа;

- лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности;

- лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

В статье 2 Федерального закона от 04.05.2011г. № 99-ФЗ указано, что задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 11.03.1992г. №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 2487-1) под частной детективной и охранной деятельностью понимается оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам имеющими специальное разрешение (лицензию), полученную в соответствии с настоящим Законом, организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

В соответствии со статьей 11.2 Закона № 2487-1 и пунктом 32 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ частная охранная деятельность является лицензируемым видом деятельности.

Частью 3 статьи 3 Закона № 2487-1 предусмотрено, что в целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:

1) защита жизни и здоровья граждан;

2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе, при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 данной части;

3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;

4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;

5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;

6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 данной части;

7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью 3 статьи 11 указанного Закона.

Оказание услуг, перечисленных в части третьей статьи 3 настоящего Закона, разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом (статья 11 Закона № 2487-1), при этом статья 3 содержит исчерпывающий список видов охранных услуг.

В соответствии с частью 3 статьи 11 Закона № 2487-1 частная охранная деятельность не распространяется на объекты государственной охраны и охраняемые объекты, предусмотренные Федеральным законом от 27 мая 1996 года № 57-ФЗ «О государственной охране», а также на объекты, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Таким образом, согласно пункту 7 части 3 статьи 3 Закона № 2487-1 в редакции Федерального закона от 31.12.2014 № 534-ФЗ - охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 Закона № 2487-1, является самостоятельным видом охранных услуг, возможность предоставления которых должна быть специально оговорена в лицензии на осуществление частной охранной деятельности.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму», Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Постановлением Правительства РФ от 06.03.2015 № 202 «Об утверждениитребований к антитеррористической защищенности объектов спорта и формы паспорта безопасности объектов спорта» установлены требования обязательные для выполнения по обеспечению антитеррористической защищенности объектов недвижимого имущества и комплексов недвижимого имущества, специально предназначенных для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий (далее - объекты спорта), включая проведение категорирования объектов спорта, осуществление контроля за выполнением настоящих требований и разработку паспорта безопасности объектов спорта.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что лицензия № 506-КР от 19.12.2007г. предоставлена ООО ЧОО «Навигатор» на осуществление частной охранной деятельности с полномочиями оказания строго определенного перечня охранных услуг (пункты 1, 2, 4, 5, 6 Приложения к лицензии).

При этом, на основании договора от 24.12.2018 № 316, заключенного ООО ЧОО «Навигатор» с МАУ «Дирекция спортивных сооружений города Хабаровска», данное охранное предприятие оказывает услуги по охране объектов, перечисленных в Приложении № 1 к договору, в том числе, Стадиона «Нефтяник», расположенного по адресу: <...>.

Согласно представленному в материалы дела комиссионному Акту обследования и категорирования объекта спорта от 12.02.2018г., утвержденному начальником управления по физической культуре и спорту администрации г. Хабаровска, Стадион «Нефтяник» по адресу: <...> является объектом спорта, которому присвоена 1 категория опасности.

Таким образом, указанный объект спорта подпадает под обязательный для выполнения требований к антитеррористической защищенности, утвержденных Постановлением Правительства РФот 06.03.2015 № 202 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов спорта и формы паспорта безопасности объектов спорта» и подлежит охране в соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 3 Закона № 2487-1.

В силу статьи 11 Закона № 2487-1, оказание услуг, перечисленных в части 3 статьи 3 настоящего Закона, разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом.

Нарушение установленных настоящим Законом требований к осуществлению частной детективной и охранной деятельности, а также условий ее осуществления влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 21 Закона РФ от 11.03.1992г. № 2487-1).

Как следует из материалов дела, в результате проведенной прокуратурой проверки был выявлен факт осуществления обществом охраны объектов и имущества, а также обеспечение пропускного и внутреннего режимов на объекте спорта, в отношении которого установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности: Стадион «Нефтяник».

При этом в выданной ООО ЧОО «Навигатор» лицензии № 506-КР от 19.12.2007г. отсутствует разрешенный вид услуг в виде охраны объектов и имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности.

Таким образом, в нарушение требований Закона № 2487-1 ООО ЧОО «Навигатор» при отсутствии соответствующего разрешения (лицензии) оказывало охранные услуги, возможность предоставления которых должна быть специально оговорена в лицензии на осуществление частной охранной деятельности.

Факт оказания обществом вышеназванных услуг подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, в частности, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 11.07.2019, лицензией № 506-КР от 19.12.2007г., договором от 24.12.2018 № 316 на выполнение услуг по охране территории, имущества, сооружений, безопасности сотрудников и посетителей на объектах МАУ «Дирекция спортивных сооружений города Хабаровска», актом обследования и категорирования объекта спорта от 12.02.2018, иными материалами дела. Доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства, обществом не представлено и материалы дела не содержат.

Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), в соответствии с частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о наличии в действиях ООО ЧОО «Навигатор» признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Вина общества выражается в осуществлении охранной деятельности без специального разрешения (лицензии), чем причинен вред установленному порядку осуществления предпринимательской деятельности, которая может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Доказательств невозможности соблюдения Обществом требований действующего законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, в материалы дела не представлено, что также свидетельствует о наличии субъективной стороны правонарушения.

Фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9. КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях». Основанием для освобождения от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта. Доказательств наличия указанных обстоятельств обществом не представлено.

Вместе с тем, решая вопрос о назначении административного наказания, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи хозяйственные общества.

ООО ЧОО «Навигатор» относится к числу субъектов малого и среднего предпринимательства, что подтверждается выпиской из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. Категория субъекта – микропредприятие.

Совершенное обществом правонарушение не повлекло причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, историческим и культурным памятникам, безопасности государства. Также судом принимается во внимание тот факт, что с 01.08.2019 общество прекратило противоправное деяние путем расторжения договора от 24.12.2018 № 316, что подтверждается представленным в материалы дела соглашением о расторжении договора от 05.07.2019г.

При таких обстоятельствах на основании части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, суд считает возможным назначить юридическому лицу наказание, заменив административный штраф, предусмотренный санкцией части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, на предупреждение, что в рассматриваемом случае отвечает принципам индивидуализации, соразмерности и справедливости наказания, а также направлено на достижение цели административного наказания, определенной статьей 3.1 КоАП РФ.

Суд проверил соблюдение прокурором процессуальных норм законодательства об административных правонарушениях при возбуждении дела об административном правонарушении и не установил каких-либо нарушений, которые могли бы повлечь отказ в привлечении общества к административной ответственности.

Предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, квалифицируемого в соответствии с частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ на момент рассмотрения данного дела не истек.

Руководствуясь статьей 4.1.1, частью 2 статьи 14.1, частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, статьями 167-170, 176, 205, 206 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Общество с ограниченной ответственностью ЧОО «Навигатор», расположенное по адресу: 680003, <...>, зарегистрированное 17.10.2007г. за основным государственным регистрационным номером 1072723008555, ИНН <***>, привлечь к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, и подвергнуть административному наказанию в виде предупреждения.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья Ж.Г. Шестак