Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-13775/2018
19 октября 2018 года
Резолютивная часть решения объявлена 12.10.2018 г., полный текст мотивированного решения изготовлен 19.10.2018 г.
Арбитражный суд Хабаровского края
в составе судьи Зверевой А. В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Цой О. А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Публичного акционерного общества «Страховая компания «ХОСКА»
о признании незаконным и отмене постановления Центрального банка Российской Федерации в лице отделения по Хабаровскому краю Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации от 24.07.2018г. № 18-10565/3110-1 о назначении административного наказания по ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 250 000 руб.,
при участии:
В судебное заседание явились:
от заявителя - ФИО1 по доверенности от 07.08.2018.
от административного органа - ФИО2 по доверенности от 31.01.2018г. № ДВР18-Т05/34 серии 27 АА 1220171.
Суд установил: Публичное акционерное общество «Страхования компания «ХОСКА» (далее – ПАО СК «ХОСКА», общество, страховщик, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отмене постановления Отделения по Хабаровскому краю Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее – Центральный Банк Российской Федерации, Банк России, Отделение Хабаровск, административный орган) от 24.07.2018г. № 18-10565/3110-1 по делу об административном правонарушении № ТУ-08-ЮЛ-18-10565, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 250 000 рублей.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель административного органа против заявленных требований возражал, просил отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В Управление Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Уральском федеральном округе Банка России (далее - Управление Службы) поступило обращение ФИО3 (далее - ФИО3, Заявитель) по поводу нарушения ПАО «СК «ХОСКА» срока страховой выплаты по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - ОСАГО).
В рамках рассмотрения обращения Заявителя в адрес ПАО СК «ХОСКА» Управлением Службы направлен запрос о представлении сведений и документов от 01.03.2018 № С59-8-18/10216. В соответствии с требованием Запроса от 01.03.2018 № С59-8-18/10216, Страховщику в срок не позднее 10 рабочих дней с даты получения запроса надлежало представить в Управление Службы ряд документов и сведений, указанных в данном запросе.
Запрос в электронном виде считается полученным Страховщиком 05.03.2018, с учетом продления срока исполнения запроса, срок кего исполнения - до 21.03.2018 включительно.
22.03.2018 (вх, № 25792) Страховщиком в ответ на Запрос представлена информация с приложением документов в виде электронного документа посредством личного кабинета (исх. № 710 от 21.03.2018), т.е. за истечением срока исполнения Запроса.
Вместе с тем, в нарушение требований пп. 1, 2, 3, 4, 5 Запроса, Страховщиком документы, поименованные в запросе представлены не в полном объеме. Пояснений по поводу невозможности предоставления указанных в Запросе документов в установленный срок в ответе Страховщика не содержится.
В связи с вышеизложенным и в соответствии с пунктом 1 статьи 30, пунктом 1, подпунктом 6 пункта 2 статьи 32.6 Закона, статьей 76.5 Федерального Закона №86-ФЗ от 10.07.2002 «О Центральном банке Российской Федерации» (Банке России)» Страховщику было направлено предписание от 18.04.2018 исх. № С59-8-18/18952 с требованием в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты получения Предписания:
1) Устранить выявленное нарушение страхового законодательства Российской Федерации. Исполнить требования Запроса в полном объеме, представив в адрес Управления Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Уральском федеральном округе документы, указанные в устанавливающей части предписания.
2) Представить в Управление Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Уральском федеральном округе объяснения по факту допущенных нарушений, указанных в устанавливающей части настоящего предписания.
3) Принять меры, направленные на недопущение в дальнейшей деятельности Страховщика нарушений законодательства Российской Федерации, подобных указанному в устанавливающей части настоящего предписания и представить документы, подтверждающие принятие указанных мер.
4) Предоставить в Управление Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Уральском федеральном округе отчет об исполнении настоящего предписания с приложением копий подтверждающих документов.
Предписание размещено в личном кабинете Страховщика 19.04.2018. Соответственно, согласно Указанию Банка России от 03.11.2017 № 4600-У «О порядке взаимодействия Банка России с некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета, а также порядке и сроках направления другими участниками информационного обмена уведомления об использовании или уведомления об отказе от использования личного кабинета» Предписание в электронном виде считается полученным Страховщиком 20.04.2018.
Таким образом, Предписание должно было быть исполнено Страховщиком в срок не позднее 08.05.2018 включительно.
08.05.2018 Страховщиком размещено в личном кабинете ходатайство о продлении срока исполнения предписания (исх.№1232 от 07.05.2018), по результатам рассмотрения которого срок исполнения Предписания был продлен на 10 рабочих дней с даты истечения срока, установленного Предписанием,
Таким образом, с учетом продления, Предписание должно было быть исполнено Страховщиком в срок не позднее 23.05.2018 включительно.
По состоянию на 31.05.2018 запрошенные сведения и документы в Управление Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Уральском федеральном округе не поступили. Таким образом, Страховщиком в установленный срок Предписание не исполнено.
Документы либо информация об отсутствии возможности исполнения в установленный срок законного Предписания Банка России в Управление Службы не представлены.
По указанному факту 09.07.2018 ведущим юрисконсультом Отделения по Хабаровскому краю Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации ФИО4, в отношении ПАО СК «ХОСКА», в отсутствии представителя Общества, при надлежащем извещении, составлен протокол об административном правонарушении № ТУ-08-ЮЛ-18-10565/1020-1 по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
О времени и месте составления протокола общество извещено уведомлением от 26.06.2018 № 51779/1010-1, полученным обществом 06.07.2018, что подтверждается информацией с сайта Почты России в сети Интернет, а также телеграммой, направленной по юридическому адресу общества (<...>) и врученной обществу 19.06.2018.
Копия протокола была направлена ПАО «СК «ХОСКА» заказным письмом с уведомлением от 09.07.2018 № Т708-5-6/8418 и получена адресатом 16.07.2018.
Уведомлением от 13.07.2018 № Т708-5-6/8689 ПАО «СК «ХОСКА» извещено о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении - 25.07.2018 в 11 часов 30 минут по адресу: <...>. Согласно информации с сайта Почты России в сети Интернет, уведомление получено 14.07.2018. Кроме этого, 16.07.2018.
Определением от 10.07.2018 г. рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 24.07.2018 г. в 11-30. Указанное определение направлено в адрес Общества посредством почтовой связи и вручено 18.07.2018 г. согласно почтового уведомления о вручении. Кроме того, по юридическому адресу общества (<...>) направлена телеграмма, Для участия в рассмотрении дела об административном правонарушении Отделением Хабаровск осуществлен вызов ПАО «СК «ХОСКА» телеграммой от 10.07.2018 № Т708-5-6/8472 содержащая сведения о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, указанная телеграмма получена адресатом - 11.07.2018.
24.07.2018 г. заместителем управляющего Отделением по Хабаровскому краю Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации ФИО5, в отсутствие представителей Общества, при надлежащем извещении, по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении вынесено постановление от 24.07.2018 № 18-10565/3110-1, которым ПАО «СК «ХОСКА» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 250 000 рублей. При назначении наказания должностным лицом применены положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ и размер административного наказания снижен ниже низшего предела, установленного санкцией части 9 статьи 19.5 КоАП РФ – с 500 000 рублей до 250 000 рублей.
Несогласие заявителя с постановлением административного органа послужило основанием для обращения в арбитражный суд за его обжалованием.
В соответствии с частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания Банка России влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Согласно подпункту 4 пункта 5 статьи 30 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее - Закон № 4015-1) субъекты страхового дела обязаны представлять по запросам органа страхового надзора в установленные в этих запросах сроки информацию и документы, необходимые для осуществления страхового надзора, в том числе о своем финансовом положении.
В силу подпунктов 1, 3 пункта 5 статьи 30 Закона № 4015-1 субъекты страхового дела обязаны соблюдать требования стразового законодательства и исполнять предписания органа страхового надзора об устранении нарушений страхового законодательства и представлять в установленные такими предписаниями сроки информацию и документы, подтверждающие исполнение таких предписаний.
Согласно пункту 6 статьи 30 Закона № 4015-1 предписания и запросы органа страхового надзора направляются субъектам страхового дела посредством почтовой, факсимильной связи либо посредством вручения адресату или в виде электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, в порядке, установленном органом страхового надзора. При направлении предписаний и запросов органа страхового надзора субъектам страхового дела в виде электронных документов данные предписания и запросы считаются полученными по истечении одного рабочего дня со дня их направления адресату в порядке, установленном органом страхового надзора, при условии, что орган страхового надзора получил подтверждение получения указанных предписаний и запросов в установленном им порядке.
Как следует из материалов дела, В Управление Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Уральском федеральном округе Банка России (далее - Управление Службы) поступило обращение ФИО3 (далее - ФИО3, Заявитель) по поводу нарушения ПАО «СК «ХОСКА» срока страховой выплаты по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - ОСАГО).
В рамках рассмотрения обращения Заявителя в адрес ПАО СК «ХОСКА» Управлением Службы направлен запрос о представлении сведений и документов от 01.03.2018 № С59-8-18/10216.
В соответствии с требованием Запроса от 01.03.2018 № С59-8-18/10216, Страховщику в срок не позднее 10 рабочих дней с даты получения запроса надлежало представить в Управление Службы следующие документы и сведения:
Заверенные Страховщиком копии документов по обращению Заявителя (договор ОСАГО - XXX № 0015048722, дата страхового случая - 09.12.2017, заявление о страховой выплате от 28.12.2017, претензия от 27.01.2018), в том числе:
договора ОСАГО причинителя вреда (либо сведений о таком договоре);
заявление о выплате страхового возмещения;
- акта приёма-передачи документов, приложенных к заявлению о выплате страхового возмещения;
- документов, приложенных к заявлению о выплате страхового возмещения;
направления на осмотр транспортного средства;
результатов осмотра транспортного средства организованного Страховщиком;
результатов независимой экспертизы организованной Страховщиком;
результатов независимой экспертизы организованной потерпевшим;
акта о страховом случае;
- платёжно-расчётных документов, подтверждающих производство страховой выплаты, либо документов, подтверждающих направление и вручение мотивированного отказа;
- материалов переписки Страховщика с потерпевшим (представителем потерпевшего) по заявлению о страховом возмещении;
- искового заявления, решения суда и прочих процессуальных документов;
- претензии от 27.01.2018, содержащей требование о производстве страховой выплаты и предоставлении документов (в т.ч. акта о страховом случае, акта осмотра транспортного средства, заключения независимой экспертизы по страховому случаю, и др.).
Объяснения по поводу длительности рассмотрения заявления о страховой выплате, а также претензии от 27.01.2018.
Сведения и документы, подтверждающие полномочия подразделения Страховщика, ответственного за рассмотрение заявления Заявителя, претензии от 27.01.2018, действительные на дату рассмотрения заявленного страхового события.
Сведения о результатах рассмотрения претензии от 27.01.2018 с приложением документов, подтверждающих удовлетворение Страховщиком требований, изложенных в претензии от 27.01.2018, либо направление (вручение) мотивированного отказа в удовлетворении требований, изложенных в претензии от 27.01.2018.
Сведения об урегулировании взаимоотношений с Заявителем на дату исполнения настоящего запроса.
Согласно информации, содержащейся в личном кабинете электронных документов, электронный документ (Запрос) от 01.03.2018 размещен Банком России в личном кабинете 02.03.2018.
Учитывая изложенное, Запрос в электронном виде считается полученным Страховщиком 05.03.2018, Таким образом, днем окончания срока исполнения Запроса являлось 21.03.2018 (включительно).
14.03.2018 (вх. №25792) Страховщиком в ответ на Запрос представлено Ходатайство о продлении срока предоставления ответа на запрос до 21.03.2017 (исх. № 579 от 14.03.2018), Указанное ходатайство принято Управлением к сведению.
Соответственно, Страховщику надлежало исполнить Запрос с учетом ходатайства Страховщика о продлении срока исполнения запроса (исх. № 579 от 14,03.2018) до 21.03.2018 включительно.
22.03.2018 (вх, № 25792) Страховщиком в ответ на Запрос представлена информация с приложением документов в виде электронного документа посредством личного кабинета (исх. № 710 от 21.03.2018), т.е. за истечением срока исполнения Запроса.
Вместе с тем, в нарушение требований пп. 1, 2, 3, 4, 5 Запроса, Страховщиком не представлены:
- платёжно-расчётные документы, подтверждающие производство страховой выплаты, либо документы, подтверждающие направление и вручение мотивированного отказа;
- объяснения по поводу длительности рассмотрения претензии от 27.01.2018;
сведения и документы, подтверждающие полномочия подразделения Страховщика, ответственного за рассмотрение заявления Заявителя, претензии от 27.01.2018, действительные на дату рассмотрения заявленного страхового события;
сведения о результатах рассмотрения претензии от 27.01.2018 с приложением документов, подтверждающих удовлетворение Страховщиком требований, изложенных в претензии от 27.01.2018, либо направление (вручение) мотивированного отказа в удовлетворении требований, изложенных в претензии от 27.01.2018;
сведения об урегулировании взаимоотношений с Заявителем на дату исполнения настоящего запроса.
Пояснений по поводу невозможности предоставления указанных в Запросе документов в установленный срок в ответе Страховщика не содержится.
В связи с вышеизложенным и в соответствии с пунктом 1 статьи 30, пунктом 1, подпунктом 6 пункта 2 статьи 32.6 Закона, статьей 76.5 Федерального Закона №86-ФЗ от 10.07.2002 «О Центральном банке Российской Федерации» (Банке России)» Страховщику было направлено предписание от 18.04.2018 исх. № С59-8-18/18952 (далее - Предписание) с требованием в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты получения Предписания:
1) Устранить выявленное нарушение страхового законодательства Российской Федерации. Исполнить требования Запроса в полном объеме, представив в адрес Управления Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Уральском федеральном округе документы, указанные в устанавливающей части предписания.
2) Представить в Управление Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Уральском федеральном округе объяснения по факту допущенных нарушений, указанных в устанавливающей части настоящего предписания.
3) Принять меры, направленные на недопущение в дальнейшей деятельности Страховщика нарушений законодательства Российской Федерации, подобных указанному в устанавливающей части настоящего предписания и представить документы, подтверждающие принятие указанных мер.
4) Предоставить в Управление Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Уральском федеральном округе отчет об исполнении настоящего предписания с приложением копий подтверждающих документов.
Предписание размещено в личном кабинете Страховщика 19.04.2018. Соответственно, согласно Указанию Банка России от 03.11.2017 № 4600-У «О порядке взаимодействия Банка России с некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета, а также порядке и сроках направления другими участниками информационного обмена уведомления об использовании или уведомления об отказе от использования личного кабинета» Предписание в электронном виде считается полученным Страховщиком 20.04.2018.
Таким образом, Предписание должно было быть исполнено Страховщиком в срок не позднее 08.05.2018 включительно.
08.05.2018 Страховщиком размещено в личном кабинете ходатайство о продлении срока исполнения предписания (исх.№1232 от 07.05.2018), по результатам рассмотрения которого срок исполнения Предписания был продлен на 10 рабочих дней с даты истечения срока, установленного Предписанием,
Таким образом, с учетом продления, Предписание должно было быть исполнено Страховщиком в срок не позднее 23.05.2018 включительно.
По состоянию на 31.05.2018 запрошенные сведения и документы в Управление Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Уральском федеральном округе не поступили. Таким образом, Страховщиком в установленный срок Предписание не исполнено.
Документы либо информация об отсутствии возможности исполнения в установленный срок законного Предписания Банка России в Управление Службы не представлены.
Судом проверена законность выданного предписания. Предписание обществу выдано законно в пределах представленных Банку России полномочий.
Факт непредставления ПАО «СК «ХОСКА» в Банк России документов во исполнение предписания подтверждается материалами дела и не отрицается самим обществом.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В предписании указаны порядок и срок его исполнения и представления необходимых документов в Банк России, а также ответственность, предусмотренная нормами КоАП РФ за неисполнение предписания.
Таким образом, ПАО «СК «ХОСКА» надлежащим образом предупреждено о последствиях невыполнения в установленный срок предписания Банка России.
Из материалов дела следует, что общество, располагая достаточным временем, не предприняло соответствующие и достаточные действия для исполнения предписания.
Уважительных причин невозможности исполнения предписания страховой организацией не представлено. Ходатайств о невозможности исполнения предписания, в том числе в установленный срок, юридическим лицом заявлено не было.
Суд отклоняет довод Общества о том, что фактически срок действия предписания продлен не был и окончился - 08.05.2018, что, по мнению Общества, свидетельствует о том, что оспоренное постановление вынесено за пределами двухмесячного срока давности привлечения Общества к административной ответственности.
В обосновании указанного довода Общество ссылается на то обстоятельство, что до ПАО СК «ХОСКА» сведения о продлении срока предписания на 10 дней были доверены письмом от 29.05.2018 г., тогда как десятидневный срок продления срока исполнения предписания истек ранее указанного письма – 23.05.2018 г.
Как следует из имеющихся в материалах дела документов, письмом от 07.05.2018 г. № 1232 Общество обратилось в Управление Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Уральском федеральном округе.
Письмом Управления Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Уральском федеральном округе от 29.05.2018 г. № С59-8-18/26207 Обществу был дан ответ о продлении данного срока на десять рабочих дней с даты истечения срока, установленного рассматриваемым предписанием.
Между тем, указанное письмо носит информационный характер, Общество имело возможность получить сведения о факте продления предписания и сроке продления до получения данного письма, в том числе путем дополнительного обращения в органы ЦБ РФ. Кроме того, предписание не было Обществом исполнено, в том числе после истечения первоначального срока его исполнения вне зависимости от факта продления данного срока.
Таким образом, оснований полагать, что срок действия предписания фактически не был продлен и окончился 08.05.2018 г. у суда не имеется, следовательно, довод Общества об истечения срока давности привлечения к ответственности является необоснованным.
Рассмотренные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях (бездействии) ПАО «СК «ХОСКА» события административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, а также вины общества в совершении этого правонарушения.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, перечень которых установлен статьей 24.5 КоАП РФ, не выявлено.
Процедура, сроки привлечения к ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.
При назначении наказания административным органом учтено имущественное положение ПАО «СК ХОСКА», в связи с чем размер штрафа снижен в два раза.
Доводы заявителя о нарушении Банком России процедуры привлечения к административной ответственности судом отклоняются.
Приказом ЦБ РФ от 21.05.2018 № ОД-1265 с 22 мая 2018 года назначена временная администрация ПАО «СК «ХОСКА» сроком на шесть месяцев. Руководителем временной администрации назначен ФИО6 Указанным приказом определен адрес для направления корреспонденции: 680000, <...> (пункт 2 приказа).
Приказом ЦБ РФ от 31.05.2018 № ОД-1359 внесены изменения в пункт 2 приказа от 21.05.2018 № ОД-1265: с 01.06.2018 руководителем временной администрации ПАО «СК «ХОСКА» назначен ФИО7
Как установлено в судебном заседании, уведомления и телеграммы о составлении протокола об административном правонарушении, рассмотрении дела об административном правонарушении направлялись по указанному в приказе от 21.05.2018 адресу, который также является юридическим адресом ПАО «СК «ХОСКА».
Неполучение, либо отказ (воспрепятствование) в передаче временной администрации ПАО «СК ХОСКА» информации и документов, направленных по указанному в Приказе ЦБ РФ от 21.05.2018 № ОД-1265 адресу, который также является юридическим адресом общества, не свидетельствует о ненадлежащем уведомлении законного представителя о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела.
Ссылка заявителя на сведения, опубликованные на официальном сайте bankrot.fedresurs.ru - дата публикации 28.07.2018, www.kommersant.ru - дата публикации 28.07.2018 об адресе конкурсного управляющего для направления почтовой корреспонденции – 127055, <...>, судом не принимается в качестве доказательства ненадлежащего уведомления законного представителя о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела. Такая публикация имела место уже после рассмотрения дела об административном правонарушении (рассмотрено 24.07.2018).
ПАО «СК «ХОСКА» признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство решением Арбитражного суда Хабаровского края от 27.07.2018, то есть, уже после рассмотрения дела о привлечении ПАО «СК «ХОСКА» к административной ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
Суд не находит оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ и замены административного штрафа на предупреждение, поскольку часть 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ исключает возможность замены административного штрафа предупреждением при привлечении к административной ответственности по статье 19.5 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
При этом оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству и определяться судом в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
При освобождении от административной ответственности по основанию малозначительности учитывается, прежде всего, характер совершенного правонарушения. Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной социальной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Квалификация правонарушения в качестве малозначительного носит оценочный характер и производится судом на основании оценки обстоятельств конкретного дела в порядке статьи 71 АПК РФ.
Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, является формальным, для привлечения к ответственности за указанное нарушение достаточно самого факта неисполнения в установленный срок законного предписания Банка России, вне зависимости от наступивших в результате совершения такого правонарушения последствий.
В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в пренебрежительном отношении ПАО «СК «ХОСКА» к исполнению своей публичной обязанности.
Исключительных обстоятельств, позволяющих квалифицировать совершенное обществом правонарушение как малозначительное, не установлено. Такие обстоятельства, как отсутствие имущественного вреда, значительного ущерба каким-либо государственным или общественным интересам, негативных последствий и угрозы их наступления не свидетельствуют о наличии оснований для применения положения статьи 2.9 КоАП РФ.
Устанавливая минимальный размер санкции для юридических лиц 500 000 рублей, законодатель обращает внимание на повышенную общественную опасность деяния, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
Ранее ПАО «СК «ХОСКА» неоднократно привлекалось к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ (постановление Отделения г. Хабаровск от 27.02.2018 № 18-1837/3110-1 – вступило в законную силу 20.03.2018; постановление от 01.03.2018 № 18-1832/3110-1 от 01.03.2018 – вступило в законную силу 31.10.2018). Привлечение к административной ответственности не достигло предупредительной цели административного наказания, установленной статьей 3.1 КоАП РФ.
Поскольку рассматриваемое противоправное деяние явилось следствием пренебрежительного отношения ПАО «СК «ХОСКА» к исполнению возложенных на него страховым законодательством обязанностей в сфере общественных правоотношений, такое деяние не может быть признано малозначительным.
Согласно части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При таких обстоятельствах, требования заявителя удовлетворению не подлежат, оснований для признания незаконным и отмене постановления административного органа у суда не имеется.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.167-170, 176, 207-211 АПК РФ, ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований Публичного акционерного общества «Страховая компания «ХОСКА» о признании незаконным и отмене постановления Центрального банка Российской Федерации в лице отделения по Хабаровскому краю Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации от 24.07.2018г. № 18-10565/3110-1 о назначении административного наказания по ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Зверева А. В.