ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-13877/08 от 03.03.2009 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Хабаровск Дело № А73-13877/2008

10.03.2009г.

Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 03.03.2009г. В полном объеме решение вынесено 10.03.2009г.

Арбитражный суд в составе: председательствующего судьи Шапошниковой В.А.,

Судей: Сумина Д.Ю., Луговой И.М.

с участием секретаря судебного заседания Синякиной Ю.В., ведущей протокол судебного заседаний,

рассмотрел в заседании суда дело по заявлению индивидуальных предпринимателей ФИО1 Романа Васильевича, ФИО2, ФИО3

к Комитету по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края

с участием третьего лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю

о признании не соответствующим закону Постановления комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 10.04.2008г. № 17-ц «Об установлении предельного максимального тарифа на перевозку пассажиров и багажа общественным автомобильным транспортом по городу Хабаровску» в части установления тарифа в размере 12 рублей для автомобильного городского транспорта; обязании пересмотреть действующий тариф и установить для предпринимателей новый тариф.

В заседании приняли участие:

индивидуальный предприниматель ФИО2  паспорт <...> выдан 07.07.2004г. ОВД Хабаровского района, Хабаровского края;

  от предпринимателя ФИО3:  ФИО4 – представитель по доверенности от 12.01.2009г. № 27АА457053; ФИО5 – представитель по доверенности от 12.01.2009г. № 27АА457053;

  от предпринимателя ФИО2:  ФИО4 – представитель по доверенности от 12.01.2009г.; ФИО5 – представитель по доверенности от 12.01.2009г.;

от предпринимателя ФИО1 Р.В.:   ФИО4 – представитель по доверенности от 01.07.2008г; ФИО5 – представитель по доверенности от 01.07.2008г.;

от комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края:   ФИО6 – представитель по доверенности от 15.01.2008г. № 4-3-7/108; ФИО7 – представитель по доверенности от 20.02.2009г. № 1-1-10/409; ФИО8 – представитель по доверенности от 03.02.2009г. № 244; ФИО9 – представитель по доверенности от 12.01.2009г. № 4-3-7/19;

от Хабаровского УФАС России:   ФИО10 – представитель по доверенности от 25.08.2008г. № 01/7-4003; ФИО11 – представитель по доверенности от 09.07.2008г. № 01/7-3277

Сущность спора: Индивидуальный предприниматель ФИО3 обратилась в суд с заявлением о признании незаконным постановления Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 10 апреля 2008 года № 17-ц в части установления тарифа в размере 12 рублей для автомобильного городского транспорта. Кроме этого заявитель просит обязать ответчика пересмотреть действующий тариф и установить для нее тариф на перевозку пассажиров и багажа в автомобильном транспорте г.Хабаровска в размере 25 рублей согласно действующей нормативной методике расчетов и представленным расчетам.

С аналогичными требованиями в суд обратились предприниматели ФИО2 и ФИО1 Роман Васильевич. Предприниматель ФИО2 просит обязать ответчика установить ему тариф в размере 17 рублей, предприниматель ФИО1 Р.В. – 25 рублей.

В соответствии с п.2 ст.130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением от 04.12.2008г. заявленные требования объединены в одно производство, делу присвоен единый номер А73-13877/2008.

В дальнейшем заявители уточнили свои требования – просят признать незаконным постановление Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края № 17-ц от 10 апреля 2008 года в оспариваемой части, как противоречащее Постановлению Губернатора Хабаровского края от 04.05.2008г. № 63 «О внесении изменений в постановление главы администрации Хабаровского края от 03 октября 2000 года № 342 «О мерах по устранению барьеров при развитии малого предпринимательства Хабаровского края», пункту 2 статьи 6 Федерального закона № 209-ФЗ от 24.07.2007г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», подпункту 2 пункта 1 статьи 1, пункту 2 статьи 1, пункту 2 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Кроме этого просят обязать ответчика пересмотреть действующий тариф в отношении заявителей и установить тарифы на перевозку пассажиров и багажа в автомобильном транспорте города Хабаровска согласно действующей нормативной методике расчетов и предоставленным расчетам для предпринимателей ФИО3 и ФИО1 Р.В. – в размере не менее 25 рублей, для предпринимателя ФИО2 – в размере не менее 17 рублей.

В качестве третьего лица по делу привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее – Хабаровское УФАС России, антимонопольный орган).

В судебном заседании представители заявителей, а также предприниматель ФИО2 поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Представители комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее - Комитет) заявленные требования не признали по основаниям, изложенным в отзыве на заявление. Дополнительно пояснили, что по заявлениям предпринимателей ФИО3, ФИО2, ФИО1 Р.В. об установлении им тарифа, поступившим в комитет в ходе рассмотрения настоящего дела, комитетом приняты решения, оформленные в виде заключений, об отказе предпринимателям в увеличении действующего предельного максимального тарифа за проезд пассажира и провоз одного места багажа по городу Хабаровску. В ходе рассмотрения представленных предпринимателями материалов специалистами Комитета установлено, что расчетная себестоимость перевозки одного пассажира, осуществляемой предпринимателем ФИО3 в 2009 году составила 9 рублей 74 копейки, предпринимателем ФИО2 – 9 рублей 68 копеек, предпринимателем ФИО1 Р.В. – 9 рублей 10 копеек. Таким образом, установленный постановлением Комитета от 10.04.2008г. № 17-ц предельный максимальный тариф за проезд пассажира и провоз одного места багажа по городу Хабаровску в размере 12 рублей покрывает затраты предпринимателей на перевозку пассажиров в городском сообщении и обеспечивает плановую рентабельность в размере 22,8 процента для предпринимателя ФИО3, 24 процента для предпринимателя ФИО2, 31,9 процента для предпринимателя ФИО1 Р.В.

Представители Хабаровского УФАС России в судебном заседании поддержали позицию Комитета. Суду пояснили, что предприниматель ФИО2 в декабре 2008 года обратился в антимонопольный орган с жалобой на постановление Комитета от 10.04.2008г. № 17-ц об установлении тарифа в размере 12 рублей. В ходе проведенной проверки было установлено, что предпринимателем не было реализовано право на пересмотр тарифа в установленном нормативными правовыми актами порядке. Относительно вопроса по установлению для МУП г.Хабаровска «Трамвайно-троллейбусное управление» максимального тарифа за проезд пассажира и провоз одного места багажа в общественном электрическом транспорте в размере 15 рублей, антимонопольным органом также не установлено нарушения антимонопольного законодательства. По результатам анализа представленных документов при сравнении тарифов на перевозку пассажиров автомобильным транспортом общего пользования с тарифами на перевозку пассажиров электрическим транспортом установлена разница в затратах, которая связана с дополнительными расходами МУП «Трамвайно-троллейбусное управление», в частности, на содержание энергохозяйства (тяговые подстанции, контактная и кабельная сеть проводов). Решением от 29.01.2009г. № 7/373 предпринимателю отказано в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края.

В судебном заседании судом в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 24.02.2009г. по 03.03.2009г.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Предприниматели ФИО3, ФИО2, ФИО1 Р.В. имеют лицензии на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) и осуществляют свою предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров маршрутным автомобильным транспортом на основании договоров соответственно № 13 от 01.02.2008г., № 38 от 01.01.2007г., № 19 от 24.11.2008г., заключенных с администрацией города Хабаровска.

10 апреля 2008 года Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края издано постановление № 17-ц «Об установлении предельного максимального тарифа на перевозку пассажиров и багажа общественным автомобильным транспортом по городу Хабаровску», которое опубликовано в газетном издании «Тихоокеанская звезда» № 69 от 12.04.2008г.

Постановлением Комитета по ценам и тарифам от 30.06.2008г. № 31-Ц в пункт 1 названного постановления внесены изменения в части установления для хозяйствующих субъектов независимо от организационно-правовой формы, оказывающих услугу по перевозке пассажиров и багажа общественным автомобильным транспортом (включая автобусы всех классов) предельного максимального тарифа за проезд пассажира и провоз одного места багажа по городу Хабаровску в размере 12 рублей. Перевозчики самостоятельно определяют тариф за проезд пассажира и провоз одного места багажа в общественном автомобильном транспорте по городу Хабаровску, но не выше предельного максимального тарифа, установленного настоящим постановлением (опубликовано в газетном издании «Тихоокеанская звезда» № 120 за 02.07.2008г.).

Пунктом 2 названного постановления определено, что положения пункта 1 настоящего постановления не распространяются на хозяйствующие субъекты, которым установлен иной предельный максимальный тариф.

Заявители не согласны с данным постановлением в части установления предельно максимального тарифа в размере 12 рублей, в связи с чем обратились в суд с требованием о признании нормативного правового акта в данной части незаконным.

В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом «ж» статьи 71 Конституции Российской Федерации установление основ ценовой политики относится к ведению Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995г. № 221 (в редакции Указов Президента РФ от 08.07.1997г. № 685, от 08.04.2003г. № 410) постановлено признать необходимой дальнейшую либерализацию цен (тарифов). Осуществлять государственное регулирование цен (тарифов) в основном на продукцию естественных монополий. Правительству Российской Федерации предписано определять с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Регулируемые государством цены (тарифы) применяются на внутреннем рынке Российской Федерации всеми предприятиями организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если иное не установлено актами законодательства Российской Федерации (пункт 1 Указа).

Пунктом 2 названного Указа предписано Правительству Российской Федерации устанавливать порядок государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги; осуществлять координацию деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации по государственному регулированию цен (тарифов), предусмотренному настоящим Указом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» утвержден Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее Перечень, утвержденный постановлением Правительства от 07.03.1995 № 239). В частности, в данный перечень вошли услуги по перевозке пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском сообщении.

Постановлением Губернатора Хабаровского края от 30.04.2002г. № 252 «Об упорядочении государственного регулирования цен и тарифов в Хабаровском крае» утвержден перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирования цен, тарифов и надбавок (наценок) осуществляется комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее – Перечень, утвержденный постановлением Губернатора Хабаровского края от 30.04.2002г. № 252). В данный перечень, в частности вошли услуги по перевозке пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта).

В целях реализации полномочий органов исполнительной власти края по государственному регулированию цен (тарифов), постановлением Губернатора Хабаровского края от 20.03.2006г. № 60 утвержден порядок организации, установления (согласования) или изменения цен, тарифов, надбавок, наценок на продукцию, товары и услуги, осуществляемые органами исполнительной власти Хабаровского края (далее – Порядок, утвержденный постановлением Губернатора Хабаровского края от 20.03.2006г. № 60), пунктом 4 которого установлено, что в целях организации государственного регулирования регулирующий орган:

- утверждает типовой перечень материалов, представленных субъектом, осуществляющим регулируемую деятельности, в регулирующий орган для осуществления государственного регулирования путем установления (согласования) или изменения цен, тарифов, надбавок на продукцию, товары и услуги;

- проводит экспертизу экономической обоснованности цен, тарифов, надбавок на продукцию, товары и услуги по обосновывающим материалам, представленным субъектом, осуществляющим регулируемую деятельность, в регулирующий орган;

- при необходимости дополнительно запрашивает у субъекта, осуществляющего регулируемую деятельность, материалы, необходимые для принятия решения об установлении (согласовании) или изменении цен, тарифов, надбавок, наценок на продукцию, товары и услуги, с обязательным указанием формы их представления и требований к ним;

- определяет метод регулирования цен, тарифов, надбавок, наценок на продукцию, товары и услуги в соответствии с законодательством Российской Федерации и Хабаровского края;

- принимает решение об установлении (согласовании) или изменении тарифов, надбавок, наценок на продукцию, товары и услуги.

Пунктом 5 того же Порядка установлено, что субъект, осуществляющий регулируемую деятельность:

- обращается в регулирующий орган с заявлением об установлении (согласовании) или изменении цен, тарифов, надбавок, наценок на продукцию, товары и услуги с обязательным представлением материалов согласно типовому перечню, утвержденному регулирующим органом:

- при необходимости дополнительно представляет в регулирующий орган материалы, необходимые для принятия решения об установлении (согласовании) или изменении цен, тарифов, надбавок, наценок на продукцию, товары и услуги, в форме и в соответствии с требованиями к ним, указанным регулирующим органом.

Пунктами 6, 7, 8, 9, 10 и 11 установлен порядок принятия документов, проведения регулирующим органом экспертизы экономической обоснованности цен, тарифов, надбавок, наценок на продукцию, товары и услуги, а также порядок принятия регулирующим органом решения об установлении (согласовании) или изменении таких тарифов, надбавок, наценок.

Постановлением комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 29.06.2006г. № 19-ц утвержден типовой перечень материалов, представляемых субъектом, осуществляющим регулируемую деятельность.

В судебном заседании установлено, что некоммерческое партнерство «Ассоциация пассажирских перевозчиков г.Хабаровска» обратилась в комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края с просьбой рассмотреть возможность индексации действующего предельного максимального тарифа за проезд пассажира и провоз одного места багажа, установленного постановлением комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 10.04.2008г. № 17-Ц. Основанием для увеличения действующего тарифа является рост цен на бензин, дизельное топливо, шины и запасные части.

Комитет рассмотрел просьбу коммерческих перевозчиков, расчет тарифа в размере 12 рублей был произведен Комитетом на основании расчетных материалов, представленных в Комитет в первом полугодии 2008 года 31 перевозчиком (11 – юридических лиц, 20 – индивидуальных предпринимателей), которые обслуживают 45 городских маршрутов на 286 автобусах, что составляет 63,4 % от общего количества маршрутов и 47,9% от общего количества автобусов, в том числе:

- 38 маршрутов обслуживают 250 автобусов большой вместимости

- 7 маршрутов обслуживают 36 автобусов малой вместимости типа «Газель».

Комитетом были исследованы представленные расчетные материалы, иные необходимые документы, проведена соответствующая экспертиза, по результатам которой подготовлено заключение по вопросу установления предельного максимального тарифа на перевозку пассажиров и багажа, осуществляемую коммерческими структурами в 2008 году. На основании экспертного заключения было принято оспариваемое постановление (редакция от 30.06.2008г.).

Суд считает, что оспариваемое постановление соответствует названным выше нормативным правовым актам, принято органом, в компетенцию которого входит установление тарифов на проезд пассажира в общественном транспорте и провоз одного места багажа в г.Хабаровске, и не нарушает прав заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При принятии оспариваемого постановления Комитетом соблюден порядок, установленный постановлением Губернатора Хабаровского края № 60 от 20.03.2006г.

Доводы заявителей о противоречии оспариваемого постановления указанным заявителями нормативным правовым актам суд отклоняет по следующим основаниям.

Заявители считают, что оспариваемое постановление противоречит части 2 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2007г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон о развитии малого и среднего предпринимательства).

Статьей 1 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства определено, что предметом регулирования данного нормативного правового акта являются отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определение понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.

Частью 2 статьи 6 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства определены основные цели государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. К ним, в частности, относятся:

1) развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;

2) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;

4) оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;

5) увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;

6) обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;

7) увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;

8) увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Названный Закона носит программный характер, более конкретные меры, определяющие механизм реализации мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, должны быть закреплены в иных нормативных правовых актах.

ФИО1 одной статьей Закона о развитии малого и среднего предпринимательства не установлены какие-либо особенности либо исключения для субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного регулирования цен (тарифов), не предусмотрены какие-либо требования при установлении тарифов на услуги по перевозке пассажиров в городском общественном транспорте.

Правоотношения в области установления регулируемых тарифов не относятся к сфере развития малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, названный Закон не имеет какого-либо отношения к рассматриваемым правоотношениям, следовательно, постановление Комитета № 17-ц не может быть проверено судом на соответствие Закону о защите малого и среднего предпринимательства.

Также заявители считают, что оспариваемое постановление противоречит постановлению Губернатора Хабаровского края от 04.05.2008г. № 63 «О внесении изменений в постановление Главы администрации Хабаровского края от 03 октября 2000 года № 342 «О мерах по устранению барьеров при развитии малого предпринимательства Хабаровского края» (далее – постановление Губернатора Хабаровского края № 63).

Постановление Главы администрации Хабаровского края от 03.10.2000г. № 342 «О мерах по устранению барьеров при развитии малого и среднего предпринимательства Хабаровского края» издано во исполнение Федерального закона от 24.07.2007г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Федерального закона от 08.08.2001г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29.06.1998 г. № 730 «О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства», а также в целях формирования благоприятного предпринимательского климата в Хабаровском крае.

Названным постановлением определены организационные вопросы по созданию межведомственного совета при Правительстве Хабаровского края по устранению барьеров в развитии предпринимательства, рекомендовано главам городских округов и муниципальных районов края создать комиссии, советы по устранению барьеров при развитии малого и среднего предпринимательства, утверждена форма книги инспекторских проверок субъекта малого и среднего предпринимательства Хабаровского края, порядок ведения этой книги субъектами малого и среднего предпринимательства.

Постановлением Губернатора Хабаровского края № 63 внесены некоторые изменения технического характера в названное выше постановление. Эти изменения не касаются вопросов ценообразования и осуществления Комитетом по ценам и тарифам деятельности в области регулирования тарифов.

Таким образом, Постановление Губернатора Хабаровского края № 63 не имеет какого-либо отношения к рассматриваемым правоотношениям, следовательно, постановление Комитета № 17-ц не может быть проверено судом на соответствие Постановлению Губернатора Хабаровского края № 63.

Заявители утверждают, что постановление комитета по ценам и тарифам № 17-ц не соответствует подпункту 2 пункта 1 статьи 1, пункту 2 статьи 1, пункту 2 статьи 16 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции). При этом заявители ссылаются на то, что установление тарифа 12 рублей для перевозчиков, осуществляющих свою деятельность автомобильным транспортом, по сравнению с установленным постановлением комитета по ценам и тарифам от 16.03.2007г. № 7-ц для муниципального унитарного предприятия г.Хабаровска «Трамвайно-троллейбусное управление» предельного максимального тарифа за проезд пассажира и провоз одного места багажа в общественном электрическом транспорте в размере 15 рублей, является нарушением антимонопольного законодательства.

Статья 1 Закона о Защите конкуренции определяет предмет и цели настоящего Федерального закона.

Пункт 1 устанавливает организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции (подпункт 1), недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации (подпункт 2).

Пункт 2 определяет цели настоящего Федерального закона, которыми являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Указанные нормы не регулируют вопросы ценообразования, а также правоотношения в области установления тарифов, следовательно, оспариваемый нормативный правовой акт не может быть проверен на соответствие названным нормам.

В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами, либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар.

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение – договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Принятие Комитетом решений об установлении тарифа для перевозчиков, осуществляющих свою деятельность автомобильным транспортом, в размере 12 рублей, а для перевозчиков, осуществляющих деятельность электрическим транспортом в размере 15 рублей, не является квалифицирующим признаком соглашения либо согласованных действий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующими субъектами, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Данный вопрос был рассмотрен антимонопольным органом по жалобе предпринимателя ФИО2

Решением Хабаровского УФАС России от 29.01.2009г. № 7/373 предпринимателю отказано в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края в связи с отсутствием признаков такого нарушения. В решении отмечено, что по результатам анализа представленных документов при сравнении тарифов на перевозку пассажиров автомобильным транспортом общего пользования с тарифами на перевозку пассажиров электрическим транспортом установлена разница в затратах, которая связана с дополнительными расходами МУП г.Хабаровска «Трамвайно-троллейбусное управление», в частности, на содержание энергохозяйства (тяговые подстанции, контактная и кабельная сеть проводов). Учитывая, что действующим законодательством предусмотрена возможность пересмотра действующих тарифов на перевозку пассажиров в общественном транспорте по заявлению заинтересованного хозяйствующего субъекта, действия Комитета, связанные с установлением предельного тарифа на перевозку пассажиров автомобильным транспортом 12 рублей, а за проезд пассажиров в общественном электрическом транспорте 15 рублей, не могут рассматриваться как нарушение антимонопольного законодательства ввиду отсутствия создания дискриминационных условий для частных предпринимателей.

Таким образом, суд считает, что статья 16 Закона о защите конкуренции не имеет какого-либо отношения к рассматриваемым правоотношениям, следовательно, постановление комитета по ценам и тарифам № 17-ц не может быть проверено судом на соответствие данной норме.

Оспариваемый нормативный правовой акт проверен судом на предмет соответствия его статье 15 Закона о защите конкуренции, устанавливающей запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.

Оспариваемый нормативный правовой акт не относится к актам, ограничивающим конкуренцию, следовательно, соответствует ст.15 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения дела представителями предпринимателей было заявлено ходатайство о проведении экономической судебной экспертизы.

На разрешение эксперту заявителями было предложено поставить следующие вопросы:

1. Имеет ли соответствующее надлежащее экономическое обоснование предельный допустимый максимальный тариф за проезд пассажира и провоз одного места багажа общественным транспортом по городу Хабаровску, установленный Постановлением комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края № 17-ц от 10 апреля 2008 года в размере 12 рублей применительно к пассажирскому транспорту города Хабаровска.

2. Соответствуют ли требованиям методических указаний расчеты предельных максимальных тарифов, представленных на рассмотрение комитету по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, индивидуальными предпринимателями ФИО2, ФИО3, ФИО1 Р.В.

3. Имеют ли соответствующее экономическое обоснование расчетные тарифы, рассчитанные и предоставленные индивидуальными предпринимателями ФИО2, ФИО3, ФИО1 Р.В.

4. Обоснованно ли применение единого тарифа на внутригородской проезд пассажиров и багажа пассажирскими автобусами большой и малой вместимости применительно к городу Хабаровску.

Судом отклонено ходатайство заявителей по следующим основаниям.

Вопрос № 1 отклонен в связи с тем, что заявители не разъяснили значение термина «соответствующее надлежащее экономическое обоснование». В материалах дела имеется Заключение комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края по вопросу установления предельного максимального тарифа на перевозку пассажиров и багажа общественным автомобильным транспортом по г.Хабаровску, осуществляемую коммерческими структурами в 2008 году, в котором указан расчет стоимости перевозки пассажиров коммерческими перевозчиками на 2008 год, приведено экономическое обоснование тарифа в размере 12 рублей. Для ответа на поставленный вопрос не требуется заключения эксперта.

Вопросы № 2 и № 3 отклонены, так как не имеют отношения к предмету спора. В ходе рассмотрения дела судом установлено, что постановление № 17-ц принято комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края на основании расчетных материалов и документов, представленных 31 хозяйствующим субъектом, в числе которых не было предпринимателей ФИО2, ФИО3, ФИО1 Р.В.

Указанные предприниматели впервые обратились в комитет по ценам и тарифам с заявлениями об установлении им тарифов только в ноябре 2008 года. На основании представленных предпринимателями документов Комитетом приняты решения об отказе предпринимателям в увеличении действующего предельного максимального тарифа за проезд пассажира и провоз одного места багажа по городу Хабаровску. Эти решения не были оспорены предпринимателями в судебном порядке.

Вопрос № 4 отклонен, в связи с тем, что при рассмотрении вопроса об установлении тарифа в размере 12 рублей комитетом по ценам и тарифам были учтены затраты, обоснованные как владельцами автобусов большой вместимости, так и владельцами автобусов малой вместимости, в том числе автобусов типа «Газель». Данный факт подтверждается представленным Заключением по вопросу установления предельного максимального тарифа. Для ответа на поставленный вопрос не требуется заключения эксперта.

С учетом изложенного, суд считает, что требования заявителей в части признания незаконным нормативного правового акта являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.

Суд также находит несостоятельными требования заявителей в части обязания комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края пересмотреть действующий тариф и установить индивидуальный тариф на перевозку пассажиров и багажа в автомобильном транспорте города Хабаровска согласно действующей нормативной методике расчетов и представленным расчетам для предпринимателей ФИО3, ФИО1 Р.В. в размере не менее 25 рублей, для предпринимателя ФИО2 – не менее 17 рублей.

Как указывалось ранее, порядок организации, установления (согласования) или изменения цен, тарифов, надбавок, наценок на продукцию, товары и услуги, осуществляемые органами исполнительной власти Хабаровского края утвержден постановлением Губернатора Хабаровского края от 20.03.2006г. № 60.

В соответствии с названным Порядком заинтересованное лицо обращается в регулирующий орган с соответствующим заявлением, к которому прикладывает документы, обосновывающие необходимость установления (изменения) тарифа. Комитет по ценам и тарифам проверяет представленные документы, проводит экспертизу экономической обоснованности цен, тарифов, по результатам которой принимает решение.

В судебном заседании установлено, что в ноябре 2008 года предприниматели ФИО2, ФИО3, ФИО1 Р.В. впервые обратились в комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края с заявлениями об установлении им индивидуальных предельно максимальных тарифов за проезд пассажира по городу Хабаровску, представили расчетные материалы по обоснованию планово-расчетного тарифа. Основанием такого обращения послужило несоответствие, по мнению предпринимателей, действующего тарифа современным экономическим условиям.

Комитетом по ценам и тарифом проверены представленные документы, проведены экспертизы экономической обоснованности предложенных тарифов. По результатам проведенной проверки Комитетом приняты решения, оформленные в виде заключений, от 11.02.2009г. № 1-4-1/315 (в отношении предпринимателя ФИО2), от 17.02.2009г. № 1-4-1/371 (в отношении предпринимателя ФИО3), от 17.02.2009г. № 1-4-1/370 (в отношении предпринимателя ФИО1 Р.В.), которыми отказано предпринимателям в увеличении действующего предельного максимального тарифа.

На момент рассмотрения настоящего дела указанные решения предпринимателями не были оспорены в судебном порядке.

Кроме того, в настоящее время на законодательном уровне не утверждена какая-либо нормативная методика расчета тарифов.

Поскольку Комитетом осуществлены действия по пересмотру в отношении заявителей действующего тарифа и приняты соответствующие решения, оснований для обязания Комитета пересмотреть действующий тариф и установить предельный максимальный тариф на перевозку пассажиров и багажа в автомобильном транспорте города Хабаровска согласно действующей нормативной методике расчетов и представленным расчетам предпринимателям ФИО3, ФИО1 Р.В. в размере не менее 25 рублей, предпринимателю ФИО2 – не менее 17 рублей, не имеется.

Заявленные требования являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.

Расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на заявителей.

Поскольку каждым из заявителей заявлены два самостоятельных требования до решения судом вопроса об объединении дел в одно производство, каждому из них следовало уплатить государственную пошлину в сумме 200 руб.

Каждый заявитель уплатил государственную пошлину в сумме 2000 руб., то есть излишне уплачена государственная пошлина в сумме 1800 руб., которая подлежит возврату из федерального бюджета.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать постановление комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 10 апреля 2008 года № 17-ц «Об установлении предельного максимального тарифа на перевозку пассажиров и багажа общественным автомобильным транспортом по городу Хабаровску» в части установления тарифа в размере 12 рублей для автомобильного городского транспорта соответствующим:

- статье 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года «О защите конкуренции»;

- Указу Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»;

- Перечню продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 07 марта 1995г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»;

- Перечню продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен, тарифов и надбавок (наценок) осуществляется комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, утвержденному постановлением Губернатора Хабаровского края от 30 апреля 2002 года № 252 «Об упорядочении государственного регулирования цен и тарифов в Хабаровском крае»;

- постановлению Губернатора Хабаровского края от 20 марта 2006 года № 60 «Об утверждении порядка организации установления (согласования) или изменения цен, тарифов, надбавок, наценок на продукцию, товары и услуги, осуществляемого органами исполнительной власти Хабаровского края».

В удовлетворении заявленных индивидуальными предпринимателями ФИО1 Романом Васильевичем, ФИО2, ФИО3 требований о признании незаконным постановления Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 10 апреля 2008 года № 17-ц «Об установлении предельного максимального тарифа на перевозку пассажиров и багажа общественным автомобильным транспортом по городу Хабаровску», обязании ответчика пересмотреть действующий тариф и установить индивидуальный предельно максимальный тариф на перевозку пассажиров и багажа в автомобильном транспорте города Хабаровска для индивидуальных предпринимателей ФИО3, ФИО1 Романа Васильевича в размере не менее 25 рублей, для индивидуального предпринимателя ФИО2 в размере не менее 17 рублей отказать.

Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО3 из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1800 рублей.

Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО2 из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1800 рублей.

Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 Роману Васильевичу из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1800 рублей.

Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Председательствующий В.А.Шапошникова

Судьи Д.Ю.Сумин

И.М. Луговая