ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-13913/09 от 29.09.2009 АС Хабаровского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ 

Именем Российской Федерации 

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск Дело № А73 –13913/2009

«29» сентября 2009 г.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи А.Г. Калашникова, при ведении протокола судебного заседания секретарем Н.В. Рудницкой,

рассмотрел в заседании суда дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Ломбард Ф и Б» об отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Дальневосточному федеральному округу № 08-04-09/55п от 05.08.2009,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – генеральный директор ФИО1 паспорт 0805 484704;

от административного органа – ФИО2 по доверенности № Вн-807 от 16.03.2009.

В судебном заседании объявлялся перерыв в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с 24.09.2009 по 29.09.2009.

Сущность дела  : Общество с ограниченной ответственностью «Ломбард Ф и Б» (далее – ООО «Ломбард Ф и Б», Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с требованием об отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Дальневосточному федеральному округу № 08-04-09/55п от 05.08.2009 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

В судебном заседании представитель заявителя на своих требованиях настаивал в полном объеме, по доводам, изложенным в заявлении, считает, что размер вреда и тяжесть последствий не установлены, также Общество фактически деятельность не осуществляло. Полагает возможным применение к обстоятельствам совершенного правонарушения положений статьи 2.9 КоАП РФ.

Представитель административного органа с требованиями заявителя не согласна. Считает, что факт административного правонарушения подтвержден материалами дела, основания для признания постановления незаконным отсутствуют.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд

УСТАНОВИЛ:

Прокуратурой Солнечного района Хабаровского края проведена проверка по факту информации поступившей из Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Дальневосточному федеральному округу о неисполнении законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма ООО «Ломбард Ф и Д».

ООО «Ломбард Ф и Б» согласно Уставу, утвержденному протоколом решения участника от 18.03.2009, выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 22.05.2008 и свидетельства о постановке на специальный учет в Российской государственной пробирной палате от 28.04.2009 осуществляет предоставление ломбардами краткосрочных кредитов под залог движимого имущества.

По состоянию на 17.07.2009 ООО «Ломбард Ф и Б» не исполнил требования законодательства в части непринятия действий по разработке правил внутреннего контроля и программы его осуществления, назначению специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ.

По установленному проверкой факту 17.07.2009 прокурором Солнечного района Колосовым Д.Н., в присутствии законного представителя предприятия – генерального директора ФИО1, возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.27 КоАП РФ, о чем вынесено соответствующее постановление, которое с материалами проверки направлено по подведомственности для рассмотрения в Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Дальневосточному федеральному округу.

05.08.2009 исполняющим обязанности руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Дальневосточному федеральному округу ФИО3 по результатам рассмотрения материалов проверки, при надлежащемуведомлении юридического лица о времени и месте, вынесено постановление № 08-04-09/55п о привлечении ООО «Ломбард Ф и Б» к административной ответственности по статье 15.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статья 15.27 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю.

Объектом данного правонарушения является установленный законом порядок контроля финансирования, хранения и представления информации, подлежащих контролю (внешнему и внутреннему) организациями, осуществляющими операции с денежными средствами.

Федеральный закон № 115-ФЗ от 07.08.2001 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ) направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Согласно статье 2 Федерального закона № 115-ФЗ, настоящий Федеральный закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

В силу статьи 5 данного Закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся ломбарды.

Обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, к числу которых относятся ломбарды, по разработке правил внутреннего контроля и программы его осуществления, назначения специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, установлена пунктом 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ. Указанная норма права предусматривает также, что правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций, утвержденных Правительством Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.01.2003 N 6 «О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом» правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом утверждаются руководителями организаций в течение 1 месяца и представляются на согласование в соответствующий надзорный орган, а в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности таких организаций - в Федеральную службу по финансовому мониторингу в течение 5 рабочих дней с даты их утверждения.

Постановка ломбардов на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу осуществляется в соответствии с Положением о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организацией, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы. Данное Положение утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.01.2003 № 28 «Об утверждении Положения о постановке на учет в федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы».

Согласно пункту 2 Положения от 18.01.2008 № 28 ломбарды подлежат обязательной постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу.

Вновь созданные ломбарды обязаны встать на учет в течение 30 дней с даты их государственной регистрации (пункт 3 Положения от 18.01.2008 № 28)

В соответствии с п. 6 «Административного регламента исполнения Федеральной службой по финансовому мониторингу государственной функции по согласованию правил внутреннего контроля организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы», утвержденного Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 23.05.2008 № 130 ломбарды правила внутреннего контроля представляют на согласование в территориальный орган Росфинмониторинга, которым в Дальневосточном федеральном округе является МРУ Росфинмониторинга по ДФО.

Судом на основании материалов дела установлено, что поскольку ООО «Ломбард Ф и Б» зарегистрировано в качестве юридического лица 10.03.2009 в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Хабаровскому краю, оно должно было разработать правила внутреннего контроля и встать на учет в Федеральную службу по финансовому мониторингу не позднее 10.04.2009.

Однако, на момент возбуждения дела об административном правонарушении (17.07.2009) у Общества отсутствовали разработанные, утвержденные руководителем и согласованные с Федеральной службой по финансовому мониторингу правила внутреннего контроля, не назначены специальные должностные лица, ответственные за соблюдением указанных правил.

При таких обстоятельствах у административного органа имелись все основания для признания ООО «Ломбард Ф и Б» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 КоАП РФ.

Вместе с тем в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Состав указного правонарушения является формальным, не предусматривающим наступление каких-либо вредных последствий.

Однако Кодекс об административных правонарушениях не ограничивает применение статьи 2.9 и не устанавливает конкретные нормы, к которым указанная статья не может быть применена, независимо от того, формальным или материальным является состав правонарушения.

ООО «Ломбард Ф и Б» зарегистрировано в качестве юридического лица 10.03.2009, при этом на момент вынесения постановления Общество не осуществляло операций с денежными средствами.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.

В пункте 18 названного постановления также указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния (наличии либо отсутствии каких-либо опасных угроз для личности, общества или государства).

Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, характер совершенного обществом правонарушения, степень общественной опасности и ущерба, причиненного охраняемым государством общественным отношениям, в соответствии с конституционными принципами соразмерности и справедливости при назначении наказания, положениями Европейской конвенции от 20.03.1952 о разумном балансе публичного и частного интересов, с учетом таких обстоятельств, как кризисные явления на мировом финансовом рынке, фактическое неосуществление Обществом операций с денежными средствами на момент вынесения постановления, а также в связи с согласованием ООО «Ломбард Ф и Б» в МРУ Росфинмониторинга по ДФО правил внутреннего контроля до рассмотрении дела о назначении административного наказания, что подтверждается Уведомлением административного органа от 23.07.2009 № 08-04-1576, суд считает возможным применить в данном случае статью 2.9 КоАП РФ, квалифицировать допущенное административное правонарушение как малозначительное и освободить ООО «Ломбард Ф и Б» от административной ответственности.

При таких обстоятельствах оспариваемое постановление вынесено незаконно и подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Требования Общества с ограниченной ответственностью «Ломбард Ф и Б» удовлетворить.

Постановление Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Дальневосточному федеральному округу № 08-04-09/55п от 05.08.2009, вынесенное в отношении ООО «Ломбард Ф и Б» о привлечении к административной ответственности по статье 15.27 КоАП РФ, признать незаконным и отменить.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а так же в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья А.Г. Калашников