Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-13958/2021
23 ноября 2021 года
Мотивированное решение изготовлено судом на основании ходатайства участвующих в деле лиц, в соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Ж.Г. Шестак
рассмотрел в порядке упрощенного производства дело по заявлению Акционерного общества «Хабаровская горэлектросеть» (ИНН 2702032110, ОГРН 1022701194560; адрес: 680030, г. Хабаровск, пер. Облачный, д. 3)
к Комитету по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края
об оспаривании постановления от 17.08.2021г. № 59-ю по делу об административном правонарушении.
Сущность дела: Акционерное общество «Хабаровская горэлектросеть» (далее – АО «ХГЭС», общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее – комитет, административный орган) от 17.08.2021г. № 59-ю, которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Определением суда от 07.09.2021 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с положениями главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о принятии заявления, возбуждении производства по делу и о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.
Арбитражным судом Хабаровского края на основании статьи 229 АПК РФ принято решение путем подписания резолютивной части решения от 01.11.2021, которая была размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Лицами, участвующими в деле, поданы заявления об изготовлении мотивированного решения. Поскольку заявления поданы в установленный статьёй 229 АПК РФ срок, суд счёл необходимым изготовить мотивированное решение по делу № А73-13958/2021.
Изучив материалы дела, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
13.07.2021 заместителем начальника отдела по контролю за порядком ценообразования комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края Кушнаревой А.В. в отношении АО «ХГЭС», в присутствии представителя общества Афониной Н.В., действующей по доверенности от 12.11.2020, составлен протокол по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.7.1 КоАП РФ.
Правонарушение выразилось в том, что АО «ХГЭС» в установленный срок - до 01.04.2021 не представило в комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края отчетные данные, используемые при расчете фактических значений показателей надежности и качества, а также при расчете индикативных показателей уровня надежности за 2020 год, обязательность представления которых предусмотрена п. 14 Положения об определении применяемых при установлении долгосрочных тарифов показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 № 1220, необходимые для установления, изменения, введения или отмены регулируемых государством цен (тарифов).
17.08.2021 И.о. заместителя председателя по правовой работе, вопросам тарифного регулирования и контроля за порядком ценообразования комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края Стефанчук С.Н. по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, с участием представителя общества Кочкиной З.П., действующей на основании доверенности от 21.01.2021 № 257, вынесено постановление № 59-ю, которым АО «ХГЭС» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 55 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании его законности.
Доводы заявителя сводятся, по сути, к несогласию в части применения административным органом наказания в виде штрафа. Не оспаривая по существу факт вменяемого правонарушения, заявитель полагает, что совершенное юридическим лицом административное правонарушение является малозначительным, в связи с чем в силу статьи 2.9 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению, а юридическое лицо освобождению от административной ответственности с объявлением ему устного замечания.
Изучив доводы участвующих в деле лиц, исследовав и оценив, с позиций статьи 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 19.7.1. КоАП РФ, непредставление или несвоевременное представление сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения состоит в непредставлении сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, а также исполнения указанным органом полномочий по контролю (надзору), а равно их непредставление в указанный уполномоченным органом срок.
Субъектами правонарушения являются юридические лица, обязанные предоставлять информацию в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов.
В соответствии с абзацем седьмым части 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26 марта 2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон № 35-ФЗ) государственному регулированию подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям.
Частью 4 статьи 23 Закона № 35-ФЗ предусмотрено, что государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые сетевыми организациями, осуществляется на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности таких организаций. Такие организации обязаны обеспечить достижение показателей надежности и качества поставляемых товаров, оказываемых услуг, определенных в порядке, установленном Правительством РФ.
К долгосрочным параметрам государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на основе которых осуществляется государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике, относится Уровень надежности и качества указанных товаров (услуг).
Согласно пункту 8 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 г. № 1178 (далее - Основы ценообразования), регулирующие органы устанавливают уровень надежности и качества реализуемых товаров (услуг) для электросетевых организаций в соответствии с методическими указаниями по расчету уровня надежности и качества реализуемых товаров (услуг), утверждаемыми Министерством энергетики РФ.
Методические указания по расчету уровня надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг для организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых организаций утверждены приказом Минэнерго России от 29 ноября 2016 г. № 1256 (зарегистрировано в Минюсте России 27 декабря 2016 г. № 44983) (далее - Методические указания № 1256).
Согласно пункту 1.4 Методических указаний № 1256 показатели надежности и качества услуг состоят из показателей уровня надежности оказываемых услуг и показателей уровня качества оказываемых услуг.
Уровень надежности оказываемых услуг определяется средней продолжительностью прекращения передачи электрической энергии потребителям услуг сетевой организации и средней частотой прекращения передачи электрической энергии потребителям услуг сетевой организации в течение расчетного периода регулирования (пп. 2.2.1 п. 2.2 Методических указаний № 1256).
Уровень качества оказываемых услуг территориальных сетевых организаций определяется показателем уровня качества осуществляемого технологического присоединения к сети (пп.3.3.1 п. 3.3 Методических указаний № 1256).
Акционерное общество «Хабаровская горэлектросеть» является территориальной сетевой организацией, осуществляющей услуги по передаче электрической энергии на территории Хабаровского края.
В силу п. 1.2 Положения о комитете по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 04.06.2010 № 142-пр (далее - Положение о комитете), комитет является органом исполнительной власти Хабаровского края в области государственного регулирования цен (тарифов) и контроля за порядком ценообразования.
Согласно Положению о комитете, к полномочиям комитета относится:
- установление тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям (подпункт 4.1.2 пункта 4.1);
- осуществление государственного контроля за применением регулируемых цен (тарифов) (подпункт 4.4.5 пункта 4.4).
Постановлением комитета от 25 декабря 2019 г. № 45/9 (далее – постановление № 45/9) установлены индивидуальные цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии (мощности), установленные на основе долгосрочных параметров регулирования, по сетям АО «Хабаровская горэлектросеть» для взаиморасчетов с акционерным обществом «Дальневосточная распределительная сетевая компания» (филиал «Хабаровские электрические сети») на долгосрочный период регулирования 2020 - 2024 годы.
Приложением 1 к постановлению № 45/9 установлена необходимая валовая выручка на долгосрочный период регулирования.
Приложением 2 к постановлению № 45/9 установлены долгосрочные параметры регулирования для АО «ХГЭС» (в том числе, показатель средней продолжительности прекращения передачи электрической энергии на точку поставки, показатель средней частоты прекращения передачи электрической энергии на точку поставки, показатель уровня качества оказываемых услуг).
Постановление комитета от 25 декабря 2019 г. № 45/9 опубликовано на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru 30 декабря 2019 г.
В соответствии с пунктом 8 Основ ценообразования регулирующие органы контролируют соблюдение уровня надежности и качества реализуемых товаров (услуг).
В этой связи постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 № 1220 утверждено Положение об определении применяемых при установлении долгосрочных тарифов показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг (далее – Положение № 1220), в соответствии с пунктом 14 которого организации предоставляют регулирующим органам до 1 апреля года, следующего за отчетным, отчетные данные, используемые при расчете фактических значений показателей надежности и качества, а также при расчете индикативных показателей уровня надежности в соответствии с методическими указаниями.
Письмом от 16.02.2021 № 2-2-7-618 комитет известил территориальные сетевые организации, в том числе, АО «ХГЭС», о необходимости представления отчетных данных, используемых при расчете фактических значений показателей надежности и качества, а также при расчете индикативных показателей уровня надежности за 2020 год, в соответствии с требованиями пункта 14 Положения № 1220.
Вместе с тем, в срок до 01.04.2021 отчетные данные, используемые при расчете фактических значений показателей надежности и качества, а также при расчете индикативных показателей уровня надежности за 2020 год АО «ХГЭС» в комитет не представлены.
Письмом от 18.05.2021 № 2-2-7-1824 комитет повторно уведомил АО «ХГЭС» о необходимости представления отчетных данных.
Указанные данные представлены обществом в комитет только 21 мая 2021 г. (вх. от 21 мая 2021 г. № 2563).
В соответствии с абзацем шестым части 4 статьи 23 Закона № 35-ФЗ долгосрочные тарифы и долгосрочные параметры регулирования сетевых организаций подлежат корректировке при недостижении показателей надежности и качества в порядке, установленном Правительством РФ.
В соответствии с пунктом 8 Основ ценообразования регулирующие органы ежегодно корректируют необходимую валовую выручку организации, осуществляющей регулируемую деятельность, в соответствии с методическими указаниями по применению понижающих (повышающих) коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов организации, осуществляющей регулируемую деятельность, уровню надежности и качества поставляемых товаров (услуг), утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.
Таким образом, отчетные данные, используемые при расчете фактических значений показателей надежности и качества, а также при расчете индикативных показателей уровня надежности, необходимы для установления, изменения, введения или отмены регулируемых государством цен (тарифов).
Непредставление АО «ХГЭС» указанных отчетных данных за 2020 год в установленный срок послужило основанием для применения понижающего коэффициента при корректировке комитетом необходимой валовой выручки АО «ХГЭС» на 2022 год долгосрочного периода регулирования 2020-2024 годы (письмо комитета от 25 мая 2021 г. №2-2-7-1945).
При таких обстоятельствах, учитывая невыполнение заявителем обязанности по представлению в комитет отчетных данных, используемых при расчете фактических значений показателей надежности и качества, а также при расчете индикативных показателей уровня надежности, за 2020 год, в установленный срок, административный орган обоснованно квалифицировал совершенное АО «ХГЭС» правонарушение по части 1 статьи 19.7.1. КоАП РФ.
Обстоятельства рассматриваемого административного правонарушения подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и не оспариваются заявителем.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 2 указанной нормы, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исходя из указанной нормы Кодекса, понятие вины юридического лица означает наличие правовой обязанности, которую юридическое лицо должно выполнить, наличие объективной возможности исполнения указанной обязанности, неисполнение обязанности по причине непринятия лицом всех зависящих от него мер.
Вина общества заключается в непринятии всех зависящих от него мер по соблюдению установленного порядка, при этом доказательств наличия объективных причин, препятствующих фактической реализации предоставленных обществу прав и выполнению возложенных на него обязанностей, материалы дела не содержат.
Фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9. КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1. Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».
Отсутствие негативных последствий правонарушения само по себе не является признаком малозначительности. Состав вменяемого обществу правонарушения является формальным, ответственность наступает вне зависимости от наступления вредных последствий. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данной категории правонарушений заключается в пренебрежительном отношении хозяйствующего субъекта к исполнению своих публично-правовых обязанностей, в непринятии всех зависящих от него мер по соблюдению требований законодательства в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Характер совершенного обществом правонарушения не свидетельствуют об его исключительности, позволяющей сделать вывод о возможности применения малозначительности.
Также суд не усматривает оснований для применения в данном случае положений статьи 4.1.1 КоАП РФ, поскольку АО «ХГЭС» не относится к числу субъектов малого и среднего предпринимательства, сведения о нем в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства отсутствуют.
Данное обстоятельство исключает возможность применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в отношении общества, судом не установлено.
Согласно части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
С учетом изложенного требования заявителя являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 210, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве», арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований АО «Хабаровская горэлектросеть» о признании незаконным и отмене постановления Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 17.08.2021г. № 59-ю по делу об административном правонарушении отказать.
Арбитражный суд составляет мотивированное решение по заявлению лица, участвующего в деле, которое может быть подано в течение пяти дней со дня размещения настоящего решения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда – со дня принятия решения в полном объеме.
Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции – Арбитражный суд Дальневосточного округа только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 АПК РФ.
Решение вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае составления мотивированного решения арбитражного суда решение вступает в законную силу по истечении срока, установленного для подачи апелляционной жалобы. В случае подачи апелляционной жалобы решение арбитражного суда первой инстанции, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Судья Ж.Г. Шестак